Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 1. Теоретические основы научно - фондовой деятельности музеев




Курсовая работа

Научно-фондовая работа в музее МОУ СОШ № 84 города Барнаула

 


СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение

Глава 1. Теоретические основы научно-фондовой деятельности музеев

Комплектование музейных фондов

1.2 Учет музейных фондов

1.3 Хранение музейных фондов

Глава 2. Научно-фондовая работа в музее МОУ СОШ № 84 г. Барнаула

Комплектование фондов музея

2.2 Учет фондов

2.3 Хранение фондов

Заключение

Список литературы

 


Введение

Тема данной курсовой работы «Научно-фондовая работа в музее МОУ СОШ № 84 города Барнаула»

Актуальность работы. С первых лет появления музеев ведутся споры между экскурсоводами, экспозиционерами и хранителями фондов по поводу того, чья профессия в музее играет большую роль. Все эти профессии одинаково важны для эффективной деятельности музея. Но в определении музея на первом плане стоит, «комплектование», а затем уже «изучение и использование». Действительно, для того, чтобы музей начал свою работу нужно вначале провести комплектование фондов. Следовательно, комплектование фондов - основа, на котором строится музейная работа, организуются виды музейной деятельности.

Данное направление в музейной работе сформировалось раньше других, но в зависимости от социально-культурной, экономической и идеологической ситуации, принципы комплектования меняются, создаются новые требования для комплектования предметов музейного значения.

В музее МОУ СОШ № 84 г. Барнаула представлены материалы по истории Алтайского края, его природном и культурном наследии, о его вкладе в победу в Великой Отечественной войне. А сегодня это представляется наиболее интересным и важным, так как в настоящее время изменения в обществе происходят очень быстро и мы рискуем потерять много фактов, знаний о прошлом.

Поэтому важно изучить комплектование, учёт и хранение музейных фондов в данном музее, чтобы, используя этот опыт, создавать новые школьные музеи.

Новизна курсовой работы заключается в том, что данное направление работы музея МОУ СОШ № 84 г. Барнаула на теоретическом уровне не изучено и объектом исследования данный музей становится впервые.

Объект исследования - музей МОУ СОШ № 84 г. Барнаула.

Предмет исследования - процесс комплектования, учета и хранения музейных фондов музея МОУ СОШ № 84 г. Барнаула.

Цель работы: рассмотреть комплектование, учет и хранение фондов в музее МОУ СОШ № 84 г. Барнаула.

Задачи данной курсовой работы:

- изучить теоретические основы научно-фондовой работы в музеях;

- изучить литературу по комплектованию, учёту и хранению музейных фондов;

- ознакомиться с источниками, характеризующими комплектование, учёт и хранение фондов в данном музее;

- проанализировать процесс комплектования фондов в музее МОУ СОШ № 84 г. Барнаула;

- дать анализ системе учета фондов в музее МОУ СОШ № 84 г. Барнаула;

Хронологические рамки - 1997 - 2010 гг.

Нижняя временная граница обусловлена началом учётной и хранительской деятельности в музее, верхняя - последним отчетным годом.

Территориальные рамки - Алтайский край, г. Барнаул.

Практическая значимость работы. Данная работа позволяет изучить комплектование фондов музея и на примере музея МОУ СОШ № 84 г. Барнаула показать уровень проведения комплектования фондов в школьных музеях.

Материал может быть использован музейными педагогами в научно-исследовательской деятельности, а также сотрудниками самого музея в качестве методического пособия по комплектованию музейных фондов.

Методы исследования - В процессе сбора информации использовались следующие методы:

- сравнительно-исторический метод позволил выявить общее в развитии музея МОУ СОШ № 84 г. Барнаула, на этапе изучаемого хронологического периода.

- историко-типологический метод использовался для систематизации данных о музее.

- метод контент-анализа применялся для обработки музейных отчётов, для выявления числа различных мероприятий проводимых за год.

- метод анализа документов.

Полученные в результате данные обрабатывались сравнительно-историческим и историко-типологическим методами для получения качественных выводов.

Также при написании курсовой использовались принципы исторической объективности и системного подхода, а также логический и проблемно-исторический методы.

Историография. На сегодняшний день музееведение располагает богатой методической литературой в области комплектования, учета и хранения.

Например, Труевцева О.Н. в своей монографии представила материал о музеях Сибири в 1945 - 1985 гг., при этом дала анализ комплектованию, учёту и хранению фондов.

В работе также были использованы материалы Научно-исследовательского института культуры под ред. Л.В. Лашкевича «Актуальные проблемы фондовой работы музеев», которые включают статьи, посвященные вопросам музейных фондов. Авторы отмечает, что все сферы деятельности музея неразрывно связаны с образованием и постоянным пополнением фондовых коллекций.

Создание таких коллекций главное условие существования и развития музея, определяющее характер его деятельности как специфического научно-исследовательского и научно-просветительного учреждения, призванного хранить памятники естественной истории, материальной и духовной культуры, подлинные памятники материальной и духовной культуры, естественной истории, хранящиеся в музеях, которые составляют государственный музейный фонд Российской Федерации.

Ю.У. Гуральник в работе «Музейное дело России» сформулировал современные проблемы комплектования музейных фондов.

Казакова С.Ф. в конспекте лекций «Научное комплектование фондов музеев исторического профиля. Использование фондовых собраний» пишет, что в отечественном музееведении комплектование фондов традиционно рассматривалось, как важнейший вид деятельности музеев, основное направление их фондовой работы.

В 70-80-е гг. ХХ века наметилась более глубокая связь комплектования фондов с социальными функциями музеев. Комплектование фондов стало рассматриваться как важнейшее звено документирующей функций музеев, её реализация.

Многие отечественные музеи, ещё до появления термина «научное комплектование фондов», занимаясь «собирательской работой», фактически осуществляли документирующую функцию. Они постоянно, целенаправленно выявляли и привлекали в свои фонды первоисточники различных типов и видов, отражающие развитие различных сфер жизни общества.

С.Ф. Казакова отмечает также, что с изменением социально-экономической и общественно политической ситуации в стране недостатки тематического комплектования фондов стали более очевидны. Тематическое комплектование в большинстве музеев прекратилось, или ограничилось поиском первоисточников, раскрывающих «запретные темы». И лишь отдельные музеи продолжали совершенствовать комплектование фондов.

Подробно С.Ф.Казакова останавливается на принципах комплектования. Она говорит, что важнейшим вопросом, от решения которого зависит результативность формирования фондов, является умение определить для каждого музея свой предмет исследования. Музей как бы определяет своё поле, в рамках которого привлекает в музей предметы музейного значения. Происходит определение хронологических, топографических границ, основных содержательных аспектов.

Существующая в настоящее время свобода выбора предмета исследования не исключает, а предполагает глубокое научное обоснование данного выбора. Документированию может подлежать жизнь региона в целом или отдельных его сфер, могут выявляться первоисточники только по отдельным проблемам или их аспектам, но в любом случае функции музея по документированию исторической действительности должны быть аргументированы.

Осуществление комплектования, по мнению С.Ф. Казаковой, на научной основе предполагает не только уточнения предмета исследования, но и уточнение принципов комплектования, разработку новых подходов выявления и привлечение в музей первоисточников.

Некоторые принципы комплектования, утвердившиеся в 60-70-е гг. ХХ в., сохраняют силу и в настоящее время. Документирование событий, явления, факты, жизнь и деятельность человека считалось необходимым в развитии и взаимодействии, избегая фрагментарности, что не утратило актуальности и в настоящее время.

Принцип партийности потерял свою актуальность в настоящее время. Принципиально новый подход наметился при документировании жизни и деятельности человека. Прежде всего, С.Ф. Казаковой представляется необходимым расширить круг персоналий, сделать объектом внимания не только выдающиеся личности, но обратить внимание на представителей различных слоев.

В 2002 году специалистами Алтайского государственного краеведческого музея в целях оказания помощи сотрудникам музеев было подготовлено пособие «Вопросы теории и практики музейной работы». В его основу были положены исследования в области научно-фондовой работы ведущих музеев страны и практический опыт работы сотрудников АГКМ. Авторы руководствовались законодательными актами Российской Федерации о Музейном фонде, нормативными документами Министерства культуры и действующими инструкциями по учёту и хранению музейных ценностей.

Могилат Н.А. в своей статье «Мониторинг состояния сохранности и использования фондовых коллекций в муниципальных музеях юга Тюменской области» говорит, что негосударственная музейная сеть Тюменской области сложилась в 1980-1990-е гг. Музеи имеют преимущественно историко-краеведческий профиль. В фондах муниципальных музеев хранится более 115 тыс. памятников истории и культуры. До недавнего времени, в силу многих причин, значение учётно-хранительской и научно-фондовой работы в муниципальных музеях недооценивалось, этим видам деятельности уделялось недостаточно внимания и времени. В результате во многих муниципальных музеях можно констатировать нарушение правил учёта, хранения и научной обработке музейных коллекций и предметов. Автор отмечает, что комплектование музейных коллекций - это один из видов музейной деятельности, который почти не финансируется в муниципальных музеях, что влияет на количественный и качественный состав коллекций и, в конечном результате, на сохранность движимых памятников истории и культуры региона и страны в целом. Ежегодно количество предметов основного фонда в муниципальных музеях Тюменской области увеличивается всего на 3-4 тыс. единиц хранения, причём большая часть приходится на крупные музеи с коллекциями более 6-7 тыс. единиц хранения. Средние и малые музеи показывают невысокую динамику комплектования

А.И. Цапко в статье «Использование фондовых и архивных материалов в формировании музейной экспозиции» отмечает, что музейные предметы представляют ценность как исторические источники. Кроме источникового значения, музейный предмет должен обладать ценностью нравственной, художественной и коммуникативной. Попадая в экспозицию, предмет становится обобщением целой категории себе подобных. А.И. Цапко так же упоминает о том, что в процессе подготовки музейных экспедиций часто возникают вопросы, которые ещё не нашли полного отражения в исторической литературе. В таком случае музей организует проведение собственных исследований. Иногда эти исследования выявляют необходимость комплектования новых музейных коллекций. Такая научная подготовка способствует пополнению фондов ценными материалами, собираемыми непосредственно для новых экспозиций.

В статье «Как подготовиться к фондовой проверке?» Л.П. Брюшкова пишет, что краткое описание музейных предметов входит во многие учётные документы, действующие в музее, в том числе в документы по проверке наличия коллекций. Краткое описание включает автора, наименование предмета, место изготовления, датировка, материал и технику исполнения, размеры. Также она говорит о том, как формировать шифры специальных инвентарных книг учёта. В статье затрагивается также понятие структуры и ступеней учёта.

О проблемах обеспечения безопасности музейных ценностей в статье «Насколько защищен музей?» пишет М. Е. Кольцов. Он выделил три проблемы:

1) Российское государство, как юридический собственник музейных коллекций, поручает Министерству культуры организация их хранения, а Министерству внутренних дел - охрану. Однако, специального финансирования этой деятельности не предусмотрено, оно осуществляется только через финансирование учреждений культуры - музеев, библиотек, архивов. Для того, чтобы милицейские подразделения начали выполнять свои охранные функции, учреждениям культуры необходимо выделить из своего бюджета финансовые средства на содержание этих подразделений. Таким образом, учреждениям культуры несут и субсидиарную ответственность за охрану культурных ценностей

2) В Министерстве внутренних дел РФ имеется специализированное подразделение, осуществляющее охрану на возмездной основе, это Департамент государственной защиты имущества Министерства внутренних дел России. Исходя из названия, можно предположить, что эта силовая структура защищает те объекты, охрану которых государство считает своей обязанностью. Однако, это не так, услуги департамента музеем должны быть оплачены.

3) Третья проблема заключается в примерном договоре, обязательном к заключению учреждением культуры и подразделением вневедомственной охраны. Он разработан на основе базовых требований Министерства внутренних дел и регламентирует взаимоотношения между милицейскими подразделениями вневедомственной охраны и учреждениями культуры, но не с позиции равноправного партнёрства, а с дискриминационным уклоном: за всё платит «клиент», и он же, за всё отвечает.

Источниковедческую базу исследования составили устав, положение, отчеты, планы музея МОУ СОШ № 84 г. Барнаула. Из отчётов взяты данные о количестве экспонатов. Из устава взято полное наименование музея, его учредитель и территориальные рамки исследования. Изучение книг поступлений основного и вспомогательного фондов позволило дать оценку работы поисковой работы директора и актива музея.

Структура работы. Данная курсовая работа включает в себя введение, две главы, заключение и список литературы. Во введении представлены актуальность, объект, предмет, цель и задачи работы, а также хронологические и территориальные рамки, практическая значимость, методы исследования и историография.

В первой главе изложены теоретические основы комплектования музейных фондов, раскрывается сущность понятия «комплектование фондов», основные направления, этапы, формы, методы и принципы комплектования, учета и хранения музейных фондов. Вторая глава посвящена научно-фондовой работе музея МОУ СОШ № 84 г. Барнаула с 1997 по 2010 г., анализу комплектования, учета и хранения фондов в музее с момента начала сбора экспонатов.


Глава 1. Теоретические основы научно - фондовой деятельности музеев

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...