Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 5. Человек как субъект деятельности (2 часа)




5.1.Понятие о деятельности. Предметный характер деятельности. Структура деятельности: деятельность, действия, операции. Психофизиологический уровень деятельности. Внешняя и внутренняя деятельность. Интериоризация.

5.2. Освоение деятельности: формирование навыка, умения, привычки. Структура навыка. Взаимодействие навыков. Принцип активности.

5.3.Основные виды деятельности и их развитие у человека. Игра. Учение. Труд. Понятие о ведущей деятельности.

5.4.Потребности и мотивы. Эмоции и личностный смысл.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. – М., 1987

2. Гальперин П.Я. Объективная психология. – М.,1997

3. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. – М., 1998

4. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М., 1975

5. Леонтьев А.Н. Избранны психологические произведения. – М., 1983

6. Леонтьев А.Н. Философия психологии – М., 1994

 

 

ТЕМА 6. ЭМОЦИОНАЛЬНО- ВОЛЕВАЯ СФЕРА ЛИЧНОСТИ (2 часа).

6.1.Понятие о чувствах. Чувства и потребности. Функции эмоций. Базовые эмоции и средства их выражения. Высшие чувства.

6.2.Формы переживания чувств: эмоции, аффекты, чувства, настроения. Переживания. Состояния эмоциональной напряженности. Стрессы. Агрессивность. Тревожность. Фрустрация. Одиночество. Скука. Астения. Фобии. Навязчивые состояния. Неврозы. Эмоциональные расстройства.

6.3.Понятие о воле. Теоретические подходы к объяснению волевого поведения. Мотивационная сфера личности и волевое поведение. Личностный смысл и волевое поведение. Цели и намерения. Механизмы волевых процессов. Борьба мотивов. Волевые усилия и самоконтроль. Локус контроля. Импульсивность. Лень. Саморегуляция. Тренировка и развитие способности к волевому поведению.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Годфруа Ж. Что такое психология: В 2 т. Т1. - М.: Мир, 1992.

2. Годфруа Ж. Что такое психология: В 2 т. Т2. - М.: Мир, 1992.

3. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1988.

4. Линдеман Х. Аутогенная тренировка: Путь к восстановлению здоровья и работоспособности. - М., 1980.

 

ТЕМА 7. ПСИХОЛОГИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (4 часа)

7.1. Память. Типы памяти. Процессы памяти (запоминание, сохранение, воспроизведение, забывание). Механизмы памяти. Тренировка памяти. Индивидуальные различия памяти у людей. Связь памяти и эмоций. За-бывание. Развитие памяти в онтогенезе.

7.2.Мышление, его формы и виды. Формирование умственных действий. Мышление и решение задач. Мышление и творчество. Способы активизации и развития мышления. Индивидуальные особенности мышления. Интуиция, ее значение. Этапы решения проблем. Стратегии мышления. Пути повышения эффективности умственной деятельности.

7.3.Понятие о внимании. Внимание как внутреннее усилие и контроль. Модели внимания. Виды внимания. Характеристики внимания: устойчивость, концентрация, распределение, переключение, предметность Нарушения внимания. Тренировка и развитие внимания.

7.4.Воображение. Виды воображения (пассивное, активное, конкретное, абстрактное). Функции воображения. Механизмы воображения (агглютинация, схематизация, типизация, акцентирование). Воображение и фантазия. Фантазия и ложь. Связь воображения с действительностью. Воображение и эмоции.

ЛИТЕРАТУРА

1. Адам Д. Восприятие, сознание, память. - М.: Мир, 1983.

2. Аткинсон В. Память и уход за ней.- Орел, 1992.

3. Коршунова Л.С. Воображение и его роль в познании. - М.: МГУ, 1979.

4. Лапп Д. Искусство помнить и забывать. - СПб.: Питер, 1995.

5. Лапп Д. Улучшаем память - в любом возрасте. М., 1993.

6. Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. - М.: Педагогика, 1971.

7. Лезер Ф. Тренировка памяти. - М.: Мир, 1979.Хрестоматия по вниманию/ Под ред. А.Н.Леонтьева, А.А.Пузырея, В.Я.Романова. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1976.

 

 

ТЕМА 8. ЧЕЛОВЕК В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ: ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ (2 часа).

 

8.1.Понятие об общении. Общественные и межличностные отношения. Социальные и межличностные роли. Три стороны общения. Коммуникативная сторона общения. Особенности человеческой коммуникации. Средства и виды коммуникации. Речь и язык. Невербальная коммуникация.

8.2.Общение как межличностное взаимодействие. Феномены интерактивной стороны общения: социальные ожидания, конформное поведение, межличностные конфликты.

8.3.Перцептивная сторона общения: механизмы, содержание, точность. Стереотипизация в общении. Обратная связь в общении.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Анааньев Б.Г. Психология человека. – Спб., 1997

2. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. – М., 1997

3. Гальперин П.Я. Введение в психологию – М., 1998

4. Годфруа Ж. Что такое психология. – М., 1994

5. Петровский А.В. Общая психология – М., 1986

6. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Т.1 – М., 1989

7. Слободчиков В.И. Исаев Е.И. психология человека. – М., 1995

 

ТЕМА 9. ЛИЧНОСТЬ В СОЦИУМЕ. ПСИХОЛОГИЯ ГРУППОВЫХ ПРОЦЕССОВ.

 

9.1.Понятие группы в психологии. Виды и функции групп.

Большие группы: особенности психологического подхода к изучению. Виды больших групп. Специфические регуляторы социального поведения в больших группах (психический склад, эмоциональная сфера, менталитет. Стихийные большие группы. Проблема соотношения психологических характеристик большой группы и отдельной личности.

9.2.Кратковременные стихийные объединения (публика, масса, толпа). Феномены толпы. Механизмы, действующие в стихийных группах (заражение, внушение, подражание). Малые группы: дефиниции, признаки, функции, структура.

9.3.Групповые нормы, виды групповых норм. Групповые санкции. Групповое давление. Конформизм, типы конформизма. Формирование функционально-ролевой структуры группы. Лидерство. Типы и функции лидера. Виды власти лидера. Теории лидерства. Стили лидерства. Межгрупповое взаимодействие.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Агеев В.М. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990.

2. Андреева Г.М. Социальная психология: Учеб.-2-е изд., доп.и перераб. - М.: Изд-во МГУ, 1988.

3. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений. Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы/ Пер.с англ. - СПб: Лениздат, 1992.

4. Майерс Д. Социальная психология/ Пер. с англ. - СПб.: Питер, 1996.

5. Мелибруда Е. "Я-ты-мы" -М.:Прогресс, 1986.

6. Петровский А.В. Общая психология – М., 1986

7. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Т.1 – М., 1989

СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ

На каждом занятии студенты отчитываются по материалу двух предыдущих лекций

Семинар 1. Общая характеристика психологии как науки. Понятие о психике. Происхождение и эволюция психики.

Коллоквиум.

Вопросы к коллоквиуму.(1вопрос – 1 балл)

 

Что является предметом психологии

Чем можно объяснить смену предмета психологии.

Почему психология не могла объективно объяснить происхождение психики.

Представления о душе как предмете психологии

Взгляды на сознание как на предмет психологии (Декарт Р., Вундт В, Титченер Э., Джемс В.

Этапы развития психологии

Основные направления в мировой психологии (бихевиоризм, гештальтпсихология, психоанализ).

Какое место должна занимать психология в системе наук о человеке и почему.

Место психологии в системе наук.

Отрасли современной психологии.

Современные категории психологии

Практическая психология

Можно ли психологию считать объективной наукой.

В чем заключается трудность изучения целостного человека.

Основные современные теории психики.

Что рассматривал в качестве объективного критерия психики А.Н. Леонтьев.

Что собой представляет сознание в концепции Л.С.Выготского

Какой вклад в отечественную психологию внес А.Н.Леонтьев.

В чем заключается суть современных подходов в изучении психики.

Тождественны ли психика и физиология человека.

Как соотносятся инстинкт и рефлекс

Что представляют собой этапы развития психики.

На каком этапе развития психики появляется сознание

В чем отличие психики человека от психики животных.

 

Решение задач для закрепления учебного материала.(каждая задача 3 балла)

Примеры предлагаемых задач

Задача 1

Можно ли утверждать, что медведь, выступающий в цирке способен обучаться?

Обоснуйте свой ответ.

 

Задача 2

 

Верно ли утверждение, что инстинкт – это сознание животных. Могут ли животные обладать сознанием?

 

Задача 3

 

Из предложенных понятий постройте логический ряд, так чтобы каждое предыдущие было общим по отношению к последующему:

Психика, рефлекс, отражение, инстинкт, поведение.

Обоснуйте свой выбор.

 

Задание для закрепления обсуждаемых вопросов: Построение обобщающей таблицы «Стадии развития психики».

 

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Ананьев Б.Г. Психология человека. – С-П., 1997

2. Гальперин П.Я. Психология как объективная наука. – М., 1998

3. Гальперин П.Я. Введение в общую психологию. – М., 1988

4. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. – М., 1988

5. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М., 1977

6. Петровский А.В. Общая психология. – М., 1986, 1994

7. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии Т.1. – М., 1989

8. Фабри К.Э. Основы зоопсихологии. – М., 1993

9. Хрестоматия по истории психологии. – М., 1980

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...