Тема 5. Человек как субъект деятельности (2 часа)
5.1.Понятие о деятельности. Предметный характер деятельности. Структура деятельности: деятельность, действия, операции. Психофизиологический уровень деятельности. Внешняя и внутренняя деятельность. Интериоризация. 5.2. Освоение деятельности: формирование навыка, умения, привычки. Структура навыка. Взаимодействие навыков. Принцип активности. 5.3.Основные виды деятельности и их развитие у человека. Игра. Учение. Труд. Понятие о ведущей деятельности. 5.4.Потребности и мотивы. Эмоции и личностный смысл.
ЛИТЕРАТУРА 1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. – М., 1987 2. Гальперин П.Я. Объективная психология. – М.,1997 3. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. – М., 1998 4. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М., 1975 5. Леонтьев А.Н. Избранны психологические произведения. – М., 1983 6. Леонтьев А.Н. Философия психологии – М., 1994
ТЕМА 6. ЭМОЦИОНАЛЬНО- ВОЛЕВАЯ СФЕРА ЛИЧНОСТИ (2 часа). 6.1.Понятие о чувствах. Чувства и потребности. Функции эмоций. Базовые эмоции и средства их выражения. Высшие чувства. 6.2.Формы переживания чувств: эмоции, аффекты, чувства, настроения. Переживания. Состояния эмоциональной напряженности. Стрессы. Агрессивность. Тревожность. Фрустрация. Одиночество. Скука. Астения. Фобии. Навязчивые состояния. Неврозы. Эмоциональные расстройства. 6.3.Понятие о воле. Теоретические подходы к объяснению волевого поведения. Мотивационная сфера личности и волевое поведение. Личностный смысл и волевое поведение. Цели и намерения. Механизмы волевых процессов. Борьба мотивов. Волевые усилия и самоконтроль. Локус контроля. Импульсивность. Лень. Саморегуляция. Тренировка и развитие способности к волевому поведению.
ЛИТЕРАТУРА 1. Годфруа Ж. Что такое психология: В 2 т. Т1. - М.: Мир, 1992. 2. Годфруа Ж. Что такое психология: В 2 т. Т2. - М.: Мир, 1992. 3. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1988. 4. Линдеман Х. Аутогенная тренировка: Путь к восстановлению здоровья и работоспособности. - М., 1980.
ТЕМА 7. ПСИХОЛОГИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (4 часа) 7.1. Память. Типы памяти. Процессы памяти (запоминание, сохранение, воспроизведение, забывание). Механизмы памяти. Тренировка памяти. Индивидуальные различия памяти у людей. Связь памяти и эмоций. За-бывание. Развитие памяти в онтогенезе. 7.2.Мышление, его формы и виды. Формирование умственных действий. Мышление и решение задач. Мышление и творчество. Способы активизации и развития мышления. Индивидуальные особенности мышления. Интуиция, ее значение. Этапы решения проблем. Стратегии мышления. Пути повышения эффективности умственной деятельности. 7.3.Понятие о внимании. Внимание как внутреннее усилие и контроль. Модели внимания. Виды внимания. Характеристики внимания: устойчивость, концентрация, распределение, переключение, предметность Нарушения внимания. Тренировка и развитие внимания. 7.4.Воображение. Виды воображения (пассивное, активное, конкретное, абстрактное). Функции воображения. Механизмы воображения (агглютинация, схематизация, типизация, акцентирование). Воображение и фантазия. Фантазия и ложь. Связь воображения с действительностью. Воображение и эмоции. ЛИТЕРАТУРА 1. Адам Д. Восприятие, сознание, память. - М.: Мир, 1983. 2. Аткинсон В. Память и уход за ней.- Орел, 1992. 3. Коршунова Л.С. Воображение и его роль в познании. - М.: МГУ, 1979. 4. Лапп Д. Искусство помнить и забывать. - СПб.: Питер, 1995. 5. Лапп Д. Улучшаем память - в любом возрасте. М., 1993. 6. Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. - М.: Педагогика, 1971. 7. Лезер Ф. Тренировка памяти. - М.: Мир, 1979.Хрестоматия по вниманию/ Под ред. А.Н.Леонтьева, А.А.Пузырея, В.Я.Романова. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1976.
ТЕМА 8. ЧЕЛОВЕК В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ: ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ (2 часа).
8.1.Понятие об общении. Общественные и межличностные отношения. Социальные и межличностные роли. Три стороны общения. Коммуникативная сторона общения. Особенности человеческой коммуникации. Средства и виды коммуникации. Речь и язык. Невербальная коммуникация. 8.2.Общение как межличностное взаимодействие. Феномены интерактивной стороны общения: социальные ожидания, конформное поведение, межличностные конфликты. 8.3.Перцептивная сторона общения: механизмы, содержание, точность. Стереотипизация в общении. Обратная связь в общении.
ЛИТЕРАТУРА 1. Анааньев Б.Г. Психология человека. – Спб., 1997 2. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. – М., 1997 3. Гальперин П.Я. Введение в психологию – М., 1998 4. Годфруа Ж. Что такое психология. – М., 1994 5. Петровский А.В. Общая психология – М., 1986 6. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Т.1 – М., 1989 7. Слободчиков В.И. Исаев Е.И. психология человека. – М., 1995
ТЕМА 9. ЛИЧНОСТЬ В СОЦИУМЕ. ПСИХОЛОГИЯ ГРУППОВЫХ ПРОЦЕССОВ.
9.1.Понятие группы в психологии. Виды и функции групп. Большие группы: особенности психологического подхода к изучению. Виды больших групп. Специфические регуляторы социального поведения в больших группах (психический склад, эмоциональная сфера, менталитет. Стихийные большие группы. Проблема соотношения психологических характеристик большой группы и отдельной личности. 9.2.Кратковременные стихийные объединения (публика, масса, толпа). Феномены толпы. Механизмы, действующие в стихийных группах (заражение, внушение, подражание). Малые группы: дефиниции, признаки, функции, структура. 9.3.Групповые нормы, виды групповых норм. Групповые санкции. Групповое давление. Конформизм, типы конформизма. Формирование функционально-ролевой структуры группы. Лидерство. Типы и функции лидера. Виды власти лидера. Теории лидерства. Стили лидерства. Межгрупповое взаимодействие.
ЛИТЕРАТУРА 1. Агеев В.М. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990.
2. Андреева Г.М. Социальная психология: Учеб.-2-е изд., доп.и перераб. - М.: Изд-во МГУ, 1988. 3. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений. Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы/ Пер.с англ. - СПб: Лениздат, 1992. 4. Майерс Д. Социальная психология/ Пер. с англ. - СПб.: Питер, 1996. 5. Мелибруда Е. "Я-ты-мы" -М.:Прогресс, 1986. 6. Петровский А.В. Общая психология – М., 1986 7. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Т.1 – М., 1989 СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ На каждом занятии студенты отчитываются по материалу двух предыдущих лекций Семинар 1. Общая характеристика психологии как науки. Понятие о психике. Происхождение и эволюция психики. Коллоквиум. Вопросы к коллоквиуму.(1вопрос – 1 балл)
Что является предметом психологии Чем можно объяснить смену предмета психологии. Почему психология не могла объективно объяснить происхождение психики. Представления о душе как предмете психологии Взгляды на сознание как на предмет психологии (Декарт Р., Вундт В, Титченер Э., Джемс В. Этапы развития психологии Основные направления в мировой психологии (бихевиоризм, гештальтпсихология, психоанализ). Какое место должна занимать психология в системе наук о человеке и почему. Место психологии в системе наук. Отрасли современной психологии. Современные категории психологии Практическая психология Можно ли психологию считать объективной наукой. В чем заключается трудность изучения целостного человека. Основные современные теории психики. Что рассматривал в качестве объективного критерия психики А.Н. Леонтьев. Что собой представляет сознание в концепции Л.С.Выготского Какой вклад в отечественную психологию внес А.Н.Леонтьев. В чем заключается суть современных подходов в изучении психики. Тождественны ли психика и физиология человека. Как соотносятся инстинкт и рефлекс Что представляют собой этапы развития психики. На каком этапе развития психики появляется сознание В чем отличие психики человека от психики животных.
Решение задач для закрепления учебного материала.(каждая задача 3 балла) Примеры предлагаемых задач Задача 1 Можно ли утверждать, что медведь, выступающий в цирке способен обучаться? Обоснуйте свой ответ.
Задача 2
Верно ли утверждение, что инстинкт – это сознание животных. Могут ли животные обладать сознанием?
Задача 3
Из предложенных понятий постройте логический ряд, так чтобы каждое предыдущие было общим по отношению к последующему: Психика, рефлекс, отражение, инстинкт, поведение. Обоснуйте свой выбор.
Задание для закрепления обсуждаемых вопросов: Построение обобщающей таблицы «Стадии развития психики».
ЛИТЕРАТУРА
1. Ананьев Б.Г. Психология человека. – С-П., 1997 2. Гальперин П.Я. Психология как объективная наука. – М., 1998 3. Гальперин П.Я. Введение в общую психологию. – М., 1988 4. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. – М., 1988 5. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М., 1977 6. Петровский А.В. Общая психология. – М., 1986, 1994 7. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии Т.1. – М., 1989 8. Фабри К.Э. Основы зоопсихологии. – М., 1993 9. Хрестоматия по истории психологии. – М., 1980
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|