Творчество как педагогическая проблема
Одним из профессиональных качеств педагога является его способность к педагогическому творчеству. Содержание понятия "творческий компонент" педагогической деятельности определяется общей структурой творческой деятельности, в которой обязательными элементами являются сам процесс творчества, продукт творческой деятельности, личность воспитателя, творческие способности, условия, в которых протекает творчество. Остановимся на рассмотрении ведущих черт творчества вообще и педагогического в частности. Творчество как педагогическая проблема является чрезвычайно многосторонней и сложной. На творческий характер педагогического труда обращали внимание великие педагоги прошлого: А.А. Дистервег [51], например, писал, что без стремления к научной работе учитель элементарной школы попадает во влияние трех демонов: механичности, рутинности, банальности. Он деревенеет каменеет и опускается. П.П. Блонский [21] писал, что работа педагога более, чем новая школа - школа жизни и творчества самого учителя. С.Т. Шацкий [185] отмечал, что процесс обучения, как и дети, должен быть живым* деятельным, переходящим от одной формы к другой, движущим, ищущим. Творческий характер педагогической деятельности определяет специфику развития определенных категорий в педагогическом труде. Творческая индивидуальность педагога, его чутье, тактическая работа в меняющихся условиях - все это дает возможность говорить о педагогической деятельности как о творческом процессе. Важную роль в разработке основ теории педагогического творчества играет современная педагогическая наука, исследующая основные закономерности творческого процесса в самых разнообразных видах деятельности. Разнообразие состоит в особенностях объекта их деятельности, которым для учителя является педагогический процесс, функционирующий как смена состояния систем "педагоги-учащиеся".
Следовательно, из сущности педагогического процесса, особенностей его управления и условий функционирования исходит творческая природа педагогической деятельности. В фундаментальных трудах Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, П.К. Энгельмейера, в работах Ковалева Л.Т., А.М. Матюшкина, В.И. Андреева, А.Я. Пономарева, В.А. Крутецкого, Г.С. Сухобской подверглись исследованию самые различные срезы творческого процесса, помогающие осмыслить его сущность в педагогической деятельности. Я.А. Пономарев установил и исследовал связь психологии творчества с "педагогикой творчества". Автор рассматривает психологию творчества как часть педагогики. "Включение психологии творчества как абстрактной науки в состав педагогики творчества, как конкретной науки - необходимое условие развития действенно-преобразующего типа знаний о творческой деятельности". Он рассматривает педагогику творчества как фундаментальную науку, психологический аспект исследования творчества и его значение для педагогики творчества, а также ряд других вопросов. Английский педагог Т. Джоунс выделяет четыре фактора, означающих и выражающих процесс творчества: связь элементов, конфликт, проблемное решение, среда. Первый "связь элементов" выделял озарения и подразумевает мгновенное порождение индивидом новых идей в результате схождения в одной точке "несвязанных, на первый взгляд, элементов". Второй фактор признает роль конфликта бессознательного и сознательного в творческой деятельности с позиции психоанализа. Третий фактор - "проблемное решение" - обосновывает творческую деятельность теорий рефлекторного мышления. Четвертый - "среда"подчеркивал признание роли социального в воспитании творчества.
Т. Джоунс формулирует "гибкое" рабочее определение творчества на основе выделенных им четырех факторов. "Творчество - это сочетание гибкости, оригинальности и чувствительности к идеям, которые дают возможность мыслящему человеку отойти от обычного порядка мышления к продуктивному, результат чего дает удовлетворение самому и, возможно, другим". В этом определении автор попытался изложить выделенные факторы в виде перечня творческих способностей и одной общей характеристики мыслительного процесса, "Атмосферу творчества" Т. Джоунс понимает весьма широко: целенаправленное обучение, основанное на принципах творческого учения, которые реализуются в разнообразных методах приемах обучения, а также воспитания в школе и вне ее, которое осуществляемое школой совместно с обществом. Российские ученые также раскрывают различие и специфику репродуктивного и продуктивного учения, однако, они не противопоставляют их, а рассматривают как двуединый процесс. Л.С. Выготский обосновывает психологическую сущность двух видов человеческой деятельности, воспроизводящей или репродуктивной и комбинирующей или творческой. Он подчеркивает тесную связь и зависимость двух видов деятельности: творческая деятельность невозможна без репродуктивной. "Мозг, - говорит Выгодский, - есть не только орган, сохраняющий и воспроизводящий наш прежний опыт, но также орган, комбинирующий, творчески перерабатывающий и созидающий из элементов этого прежнего опыта новые положения и новое поведение. Если бы деятельность человека была одним воспроизведением старого, то человек был бы существом, обращенным только к прошлому и умел бы приспособиться к будущему только постольку, насколько оно воспроизводит это старое. Именно творческая деятельность делает человека существом, обращенным к будущему, созидающим его и видоизменяющим свое настоящее". П.И. Пидкасистый провел анализ процесса и структурное воспроизведение творчества. На основе проведенного дидактического эксперимента и последующего психологического анализа ряда актов познавательной деятельности он пришел к убеждению, что элементы творчества и воспроизведения в деятельности ученика, как и в деятельности взрослого человека, следует различать по двум характерным признакам: а) по результатам деятельности; б) по способу его приложения.
Общеизвестным является тот факт, что деятельность преподавателя любой школы всегда отличалась творческим характером и прогнозируемым результатом. В связи с дальнейшей демократизацией и гуманизацией общества, внедрением компьютерных технологий, актуализацией демографической политики государства, вхождения в мировую образовательную систему, расширение кредитно-модульного обучения требует обязательного научного подхода к педагогическому творчеству всех работников сферы образования. Трудно переоценить роль творчества педагога в духовной жизни средней, специальной и высшей школы. Осознание творческого элемента в жизни и труде неизмеримо увеличивает силы учащихся и студентов в борьбе с трудностями, побуждает их к овладению все новыми и новыми знаниями, облагораживает их духовный облик в коллективе и закаляет волю. Для педагогов такого уровня всегда характерны такие черты: независимость суждений, познавательная активность, критичность мысли, смелость воображения и прогнозирования. Названные качества раскрывают особенности действительно-свободной, самобытной и активной личности современного педагога. Изучение и анализ психолого-педагогической, медицинской, технической и специальной литературы по проблеме творчества свидетельствует, что в прямом смысле этого слова, творчество - это создание духовных и материальных ценностей высокой государственной значимости. Оно является вершиной духовной жизни педагога, показателем высшей ступени развития его интеллекта, чувств и воли. Нами установлено, что творческая деятельность характерна не только для ученых, писателей, композиторов, изобретателей - элементы творчества есть в труде рабочих, менеджеров, врачей и безусловно педагогов. Ведь педагог - носитель высших ценностей общества, выполняющий социальный заказ государства. Названное подтверждается трудами Б. Теплова, В. Крутецкого, Ф. Гоноболина, Н. Кузьминой, П. Якобсона. Черты творческой личности исследовались Ю. Бабанским, З. Зеером, И. Раченко, М. Поташником.
Творчество педагога является сердцевиной его профессионального мастерства. Успех в таком труде невозможен без постоянной сосредоточенности, непрерывных поисков новой информации, эффективных средств современного обучения и воспитания, в т. ч. с учебным телевидением и компьютерными технологиями. Подлинному творчеств у всегда свойственны черты научного исследования. Педагогическое творчество не мыслится без предвидения, ему всегда противопоказаны обыденность, серость, формализм. В таком труде органически сливается деятельность педагога и ученого, режиссера и актера, наставника и профессионала. Как справедливо заметил Л. Толстой оконченность и совершенство в педагогическом труде "недопустимы, а развитие и совершенство бесконечны". Творческая деятельность - важнейшее условие утверждения нравственного достоинства личности, благодаря творчеству обогащается ее эмоциональная жизнь, раскрываются задатки, способности и наклонности. Творческая деятельность, соответствующая стремлению и наклонностям учащихся и студентов способствует тому, что в их моральном облике преобладают положительные качества, и, что особенно важно, по мысли В. Сухомлинского, "личными, нравственными усилиями устраняются отрицательные" [7, с.295]. Содержание педагогического процесса во многом определяется социальным заказом. Общество, развиваясь, диктует насущную потребность в подготовке специалистов, которые могут быть востребованы в новых социально-экономических условиях. Это влияет и на формулировку задач обучения и воспитания, и на определение содержания педагогического процесса, и на выбор адекватных методов и средств. На современном этапе развития общества достаточно четко выражена потребность в специалистах, обладающих высоким уровнем развития творческого потенциала, умением системно ставить и решать различные задачи. Творчество, как важнейший механизм приспособления, в более широком плане можно рассматривать не только как профессиональную характеристику, но и как необходимое личностное качество, позволяющее человеку адаптироваться в быстро меняющихся социальных условиях и ориентироваться во все более расширяющемся информационном поле. Следовательно, творческое системное мышление, как важнейшая характеристика творческой личности, - необходимое качество человека новой эпохи, человека XXI века.
Успешность формирования творческого системного мышления в процессе профессионального образования во многом определяется уровнем сформированности основных компонентов творческого мышления на более ранних этапах формирования личности. В число таких компонентов входят: способность к анализу, синтезу, сравнению и установлению причинно-следственных связей; критичность мышления (обнаружение разного рода рассогласований, ошибок) и способность выявлять противоречия; прогнозирование возможного хода развития; способность многоэкранно видеть любую систему или объект в аспекте прошлого, настоящего, будущего; выстраивать алгоритм действия, генерировать новые идеи и предъявлять решения в образно-графической форме. Развитие креативности требует системного подхода и может успешно реализовываться на всех ступенях образования с учетом возрастных и индивидуальных особенностей личности. Об этом свидетельствуют исследования, проводимые в рамках концепции непрерывного формирования творческого мышления и проблемно-алгоритмического подхода (НФТМ) М.М. Зиновкиной. В качестве первой ступени такой системы можно рассматривать уже дошкольный возраст. Психолого-педагогические исследования подтверждают возможность формирования элементов творческого системного мышления на этом начальном этапе становления личности. Формирование творческого системного мышления (ТСМ) у дошкольников будет эффективным, если: ТСМ будет рассматриваться как компонент творческой личности; подбор путей, методов и средств формирования ТСМ будет соответствовать возрастным особенностям дошкольника и специфике формируемого процесса; будет разработано предметное содержание процесса формирования ТСМ у детей. Нами были определены последовательные этапы формирования ТСМ у детей: Подготовительный этап, цель которого - расширение знаний детей об окружающем, формирование у них исследовательских умений - умения наблюдать, анализировать, сравнивать и моделировать процессы взаимодействия объектов. Алгоритмический этап, цель которого - развитие у детей практических навыков оперирования полученными знаниями на репродуктивном уровне, развитие умения формулировать идеальный конечный результат, выделять и разрешать противоречия на элементарном уровне, знакомство с понятием "ресурсы", объясняемый как неиспользованные возможности. Творческий этап с выходом на генерирование идей, цель которого - развитие у детей таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, оригинальность, системность и др. В ходе нашего исследования были определены педагогические условия, при которых обеспечивается поэтапное развитие ТСМ на начальном этапе становления личности: Переоборудование и дооснащение групповых помещений для повышения познавательной мотивации детей (организация подвижных, мобильных, сменных игровых зон - "шатер", "подиум" и др.). Использование специального оборудования для проведения психологической разгрузки, снятия физического и эмоционального напряжения, переключения внимания, активизации творческого потенциала детей ("сухой бассейн", батут и др.). Создание системы усложняющихся творческих заданий в различных видах детской деятельности (изобразительной, театрализованной, речевой и др.). Подготовка педагогов (раскрытие их творческого потенциала, вооружение дидактическими способами и приемами развития интеллектуальных творческих способностей у детей). Активное включение родителей в процесс развития интеллектуальных творческих способностей детей (проведение совместных мероприятий, организация выставок творческих работ, консультирование родителей). Безусловно, процесс формирования ТСМ в дошкольном возрасте определяется многими факторами. К ним мы относим, в первую очередь, процесс формирования средств творческого мышления, общий уровень интеллектуального развития, достаточно высокий уровень развития воображения и познавательной активности, специфику предметной среды. Немаловажную роль в этом процессе играет личность педагога, его творческий потенциал и уровень профессионализма. В ходе нашего исследования мы отмечали резервы интенсивности развития творческого системного мышления в процессе взаимодействия детей друг с другом, своеобразие индивидуального и коллективного творчества. Разработка психологического сопровождения педагогического процесса целенаправленного формирования ТСМ. В настоящее время нарабатывается практический материал по использованию механизма эмпатии в рамках метода синектики; создается и апробируется содержание соответствующего раздела психолого-педагогического мониторинга. Изучение возможности и эффективности использования педагогических технологий, построенных на основе РТВ и ТРИЗ для развития речи детей логопедических групп (с диагнозами ФФН и ОНР). Изучение роли ТСМ в формировании экологической культуры, способности видеть и решать противоречия, возникающие в субъектно-объектных отношениях "человек-природа". Обеспечение преемственности процесса формирования ТСМ в дошкольных и школьных образовательных учреждениях в соответствии с концепцией НФТМ (М.М. Зиновкина).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|