Главная | Обратная связь
МегаЛекции

Свобода от ответственности




Оглавление

О духовном послушании

Через Голгофу

Оставь хотения

Время уходит

Нелюбопытствующее послушание

Покорность советам

В житейском море

Свобода от ответственности

Сам себе советчик

О жесткости

Советы старца

Сотвори сие

Не будь посмешищем

Да будет воля Твоя

Напрасный труд

Невозможное — возможно

Всё по чину

Учись на чужом опыте

Оставь свою волю

Старец — духовный врач

Достижение сатаны

Когда послушание ценно

Приобретение кротости

Не ведись на прелесть

О совести и послушании

О хранении совести

О лукавой и доброй совести

О лукавой и доброй совести. Итог

Трезвение и делание

Лучший путь

Стена


 

Ефрем Филофейский(Святогорец)


О духовном послушании

Послушание до смерти

Какой прекрасный пример показал нам Господь Иисус!

Послушание Своему Отцу разве не вело Его на Крест и смерть?

Разве Он, как Единосущный Отцу, не мог воспротивиться?

Но нет, проливая пот, падая с болью на колени под тяжестью отсечения Своей воли, Сын Божий поднимается на Голгофу. Он должен подняться на нее. Он достигает вершины, возносится на славный, а для демонов страшный, Крест, и там, наверху, являет совершенное и полное послушание и приемлет неувядаемый венец вечной славы. Вот как зарабатывается воскресение души, а не так, что иногда послушание, а иногда — непослушание и своеволие. Венцы приобретаются не иначе как произволением к жертве.

Все препятствия преодолеваются сильным помыслом, предпочитающим скорее смерть, нежели предательство в исполнении послушания.

Через Голгофу

Через послушание Христово мы спаслись, в то время как через преслушание Адамово привлекли к себе нескончаемую муку.

Стало быть, путь послушания ведет на Голгофу, и восхождение это нелегко. Мы и пот прольем, и притомимся.

Оставь хотения

Не забывайте о том, с каким врагом мы ведем сражение и брань, ибо спасение нельзя искать легкомысленно.

Понуждайте себя.

Помыслите о цели, ради которой мы стали монахами, оставили родителей, братьев и сестер.

Но если мы не оставили своих хотений, если не творим послушание, не отсекаем свою волю, то не обрящем милости, когда будут судимы наши души.

Время уходит

Внимательно относитесь к делу послушания.

Посему пробуждайтесь от сна забвения и лености. Время восстать нам от сна нерадения, ибо неизвестен конец нашей жизни.

Будущий век — время венцов. Настоящий — время подвига, труда и сражения.

Понуждайте себя, творите молитву, прекратите празднословие, затворите свои уста для осуждения, положите хранение и затворите их для излишних слов.



Время уходит и назад не возвращается, и горе нам, если оно уходит без духовного прибытка.

Твори послушание.

Изгоняй помыслы тотчас.

Стань последним, если желаешь стать первым.

Нелюбопытствующее послушание

Законнейшим называется тот подвиг, который движущей силой имеет совершенное послушание, послушание нелюбопытствующее и слепое, согласно святым отцам. Такой подвиг является самым совершенным и самым безопасным. И это потому, что послушание содержит в себе смирение, а где смирение — там законность и безопасность.

Покорность советам

Послушание подразумевается главным образом в покорности советам, которые подает старец, то есть должно слушать то, что он советует тебе в духовном подвиге.

Не совершай никакого подвига без того, чтобы не знал об этом твой старец.

В житейском море

Люди плывут по житейскому морю и теряются в догадках, что делать: то или это?

Страдают в буквальном смысле этого слова, не могут принять решение и теряют время, потому что сегодня по нашей слабой молитве редко можно правильно узнать волю Божию, отчего с нами постоянно и происходят падения.

Посему, чада мои, раз Божественная любовь настолько смилостивилась над вами, что вы без труда могли бы узнавать волю Божию, спешите с верою и доверием к послушанию, и оно все время будет указывать вам эту волю, которая есть вечная жизнь и блаженное упокоение душ.

И я знаю, какую победу одерживает послушание и доверие духовнику и какие бури и крушения претерпевают те, кто по своему эгоизму имеют в основании всего доверие себе. В итоге они мятутся во тьме, влекутся от малой ошибки к большей, вводимые в заблуждение своим возношением.

Свобода от ответственности

Храни послушание, особенно духовное послушание.

Имеющий послушание имеет вечную жизнь, ибо в совершенном послушании заключаются все добродетели.

Главным же образом — свобода души от ответственности.

Возненавидь свою волю, как смерть твоей бессмертной души.

Возьми в пример первых людей, которые ослушались Божественной воли и в наказание были изгнаны.

Сам себе советчик

Человек, дающий себе советы, сам себе враг, то есть тот, кто слушает, что говорит ему помысл, и не слушает советов тех, кто выше его, становится врагом для самого себя.

Поэтому будьте осторожны, чада мои, не делайте совершенно ничего без совета старца, если желаете успешно идти путем монашества, ибо если творите свою волю, знайте, что пойдете не туда, и чем дальше, тем больше будете уходить в сторону. И придет время, когда вы захотите вернуться на прямой путь и не сможете.

О жесткости

Великая отеческая любовь, боль о вашем исправлении и желание вашего спасения вынуждают меня обращаться с вами жестко всякий раз, когда кто-нибудь из вас сбивается с дороги, ибо если зло пребудет необличенным и ненаказанным, то ответственность ложится на обоих — и на старшего, и на подчиненного.

Советы старца

Получая какие-либо наставления старца, пусть послушник не думает, что это простые советы.

По сути, это заповеди, хотя об этом и не говорится так явно.

К примеру, старец дает наставление: «Чадо мое, будь послушным, твори молитву и прогоняй плохие помыслы сразу, как только они придут, потому что чем дольше они остаются, тем больше оскверняют душу. Если они и уйдут через продолжительное время, то все же оставят после себя пятна и выщербины!».

Если монах не слушает советов и увещаний старца, то он пребывает в непослушании.

Тогда не должен ли старец так прямо и сказать: «Я заповедую это и вот это», дабы монах устрашился и был послушным?

Нет, заповеди даются лишь в определенных случаях.

Сотвори сие

Послушание — это не только послушание старцу, но и послушание всякой заповеди Божией.

Здесь повелевает старец, но сначала повелевает Бог Своими заповедями: «Сотвори сие».

Если человек совершает послушание, то затем получает плод этого послушания.

Когда человек послушлив, он живет счастливо.

Совесть его не обличает, не досаждает ему и не доставляет никакого беспокойства.

Когда же он не слушается, тогда совесть обличает его и говорит: «Здесь ты поступил нехорошо».

Эгоизм кричит: «Нет!».

А совесть снова говорит: «Ты должен покаяться».

От этого начинается беспокойство, война, и человек обличается в душе.

Но у хорошего послушника не бывает такого состояния, и он живет в мире и спокойствии.

Не будь посмешищем

Мы становимся посмешищем пред Богом, Ангелами, людьми и демонами, если, отрекшись от родителей, мира и свободы, спорим из-за иглы, нитки или еще из-за какой-нибудь ничтожной вещи.

Мы пообещали Богу самоотречение.

Что такое самоотречение? Это отречение от страстей и всех своих хотений.

Став монахами, мы пообещали самоотречение и послушание до смерти.

Да будет воля Твоя

Если нас обличат, к примеру, в том, что мы творим свою волю, мы внезапно приходим в смущение и внутри нас начинается война.

Когда что-то препятствует исполнению нашей воли, в нашей душе происходит «вселенский» переворот.

Чтобы этого не произошло будем брать пример с Христа, когда Он получает повеление и говорит:

«Если возможно, да минует Меня чаша сия, да совершится спасение человека иным путем».

Ответ же Отца:

«Нет. Шествуй через Крест и Голгофу».

— «Да будет воля Твоя».

Напрасный труд

Отцы говорят:

Невелико дело, если демон выйдет из человека. Велико, если мы сможем изгнать демона страсти.

Святой может изгнать демона, но, для того чтобы искоренить страсть, требуется личный подвиг.

Поэтому не будем трудиться напрасно, заблуждаться и терять время, полагая, что мы шествуем монашеской стезей и находимся в послушании,самодовольно успокаивая себя помыслами самонадеяности в отношении своих поступков полагая, что «это ничего не значит», «нет ничего страшного и в другом», «эх, невелико дело, если я сделаю и вот то».

Невозможное — возможно

Смирением святые отцы достигли великой меры благодати.

Но, может быть, послушник не способен к такому преуспеянию? Конечно, способен.

Когда он заботится о хранении ума, молчании, беспопечительности, когда обращен на своего внутреннего человека и постоянно что-то вкладывает в свою внутреннюю сокровищницу, он преуспеет несомненно.

Всё по чину

Во всем будем иметь порядок.

Где порядок, там и мир.

Где мир, там и Бог.

Где беспорядок, там смущение.

А где смущение, там и диавол.

Вся же благообразно и по чину да бывают, — говорит божественный Павел.

Учись на чужом опыте

Как послушники, будем исполнять свое послушание.

Не будем творить своей воли.

Своя воля изгнала первозданных людей из рая.

Покорность Христа Своему Отцу снова ввела человека в рай, и так восторжествовало послушание.

Преслушал денница Бога, гордо возмечтал о себе, и Бог отринул его от Себя: он стал диаволом и теперь воюет с нами. Те же ангельские чины, что остались верны Богу, пребывают во славе Божией.

Оставь свою волю

Как испорчена воля человека, ибо таит в себе эгоизм, гордость, себялюбие и многое другое!

Поэтому послушник, освободившийся от своей воли, освобождается и от страстей.

Христос был послушлив до крестной смерти, то есть до полного умерщвления Своей воли.

Если бы Христос как человек не сотворил послушания, не отсек бы Свою волю, то человек бы не спасся!

Точно так же не спасается и тот человек, который держится за свою волю и делает то, что хочет сам.

Что значит отречение от своей воли?

Это значит, что я отбрасываю, отвергаю свою волю, отрекаюсь от нее. Я уже не имею с ней никаких отношений. Только тогда послушник освобождается от страстей, когда полностью отказывается от своей воли.

Насколько он оставляет свою волю, настолько получает облегчение от брани страстей.

Там, где послушник привнес свою волю, он привнес яд, и, принимая яд, он сам себя отравляет.

И даже если бы ему дано было ошибочное приказание, за послушание, которое он выполняет, Бог его благословит.

Я хочу сказать, что совершенное оставление своей воли есть святость.

Старец — духовный врач

Послушник наносит себе смертельный вред, когда не открывается чисто и искренне перед своим старцем.

Как бывает с больным, который не показывает врачу свою рану или болезнь, не лечится, и потому боль и температура не проходят, так бывает и с послушником, который не объявляет своему духовному врачу душевные раны. И мешает ему показать, от чего он страдает, не что иное, как его эгоизм.

Итак, чада мои, попрем ногами этого дракона и заколем его ножом священной исповеди и принятием духовного врачевства, которое для нашего исцеления даст нам духовный врач — старец.

Достижение сатаны

Величайшее достижение сатаны — убедить послушника скрывать помыслы, делать что-либо без разрешения и благословения старца и не исповедовать все чисто своему духовному отцу.

Такой послушник никогда не положит доброго начала и никогда не добьется преуспеяния в благодати Божией, но так и будет влачиться то там, то здесь, доколе не придет окаянный конец его жизни.

Когда послушание ценно

Послушание тогда ценно, когда воля отсекается с трудом и болью, ибо страстные навыки похожи на корни колючек: желающий выдернуть такие корни по необходимости должен будет испытать боль, потому что исколет свои руки до крови.

То же бывает и при выкорчевывании плохих привычек через послушание своему духовному отцу.

Приобретение кротости

Слушающийся приносит плод кротости, ибо старец отсекает его волю, порицает его, делает ему замечания, и когда послушник совершает послушание, тогда приобретает драгоценную кротость.

Одним словом, когда послушник слушается без рассуждения, он приобретает все добродетели.

Если же он прекословит, спорит, не слушается, гордится, тогда приносит своей душе великий вред, потому что огорчает Бога.

Сам Бог смирил Себя, а вот человек, земной и достойный жалости, гордится.

Не ведись на прелесть

Я много раз говорил вам о том, что диавол чрезвычайно боится старцев и что любовь и вера к ним — сильная защита каждому слушающемуся ради любви Божией. Но кто допускает ошибки во взаимоотношениях со старцем, тот лишается безопасности и начинает падать.

Потому и диавол, ведая это, тут же воздвигает брань против старца, стараясь раздуть его слабости до такой степени, чтобы можно было убедить послушника в том, что от него он не получит никакой пользы, что старец сам плохо держится на ногах и так далее. И когда убедит его, получает прибыль. Но когда найдет его непоколебимым, уходит и открывает другой фронт.

Редко послушник не бывает искушен такой бранью.

Никогда не испытывай, что делает твой старец или почему он делает то или это. «Кривизну» старца исправляет Христос ради послушания искреннего и нерассуждающего.

О совести и послушании

Когда человек хранит абсолютное послушание по отношению к своей совести и исполняет то, что она указывает ему, тогда и она перестает обличать его.

Не потому, что ослабел ее голос, но потому, что благодаря доброму послушанию ей уже не в чем обличать человека.

Невозможно человеку пройти по своему пути, чтобы где-нибудь да не преткнуться, потому что с одной стороны диавол, с другой — плоть, с третьей — мир постоянно создают трудности в его жизни.

И человек претыкается по характерной для него невнимательности.

Поэтому, упав, пусть тут же встает и просит прощения.

Когда же он принесет должное покаяние, тогда и совесть, прежде обличавшая его, умолкает.

О хранении совести

Человек хранит свою совесть в отношении к Богу, когда избегает любого греха.

И к ближнему — когда не огорчает его, не осуждает, не клевещет на него, не соблазняет, не подталкивает его ко злу.

Величайшее богатство — старание сохранить свою совесть ничем не отягощенной.

Если же почувствует человек, что его что-либо уязвило, пусть исправит это тотчас, и снова придет в прежнее состояние.

Сколько раз нас обличала совесть!

Чем более человек следит за совестью, чем более прилагает старания, тем точнее она руководит им.

И чем точнее она руководит им и обличает его, тем к большей возводит чистоте.





©2015- 2017 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов.