Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Временный детский коллектив (ВДК)

ВДК – группа детей, объединенных в целях организации их жизнедеятельности в условиях детского лагеря.

Признаки ВДК.

Общие признаки коллектива:

1. Наличие общей общественно значимой цели.

2. Совместная деятельность, направленная на достижение цели.

3. Наличие структуры и органов самоуправления.

4. Отношения ответственной зависимости и взаимной ответственности.

5. Наличие связей с другими коллективами (групповой эгоизм).

Специфические особенности ВДК:

1. Кратковременность функционирования.

2. Сборный состав.

3. Автономность существования.

4. Публичный (коллективный) характер деятельности.

5. Интенсивность всех видов деятельности.

6. Завершенность деятельности и развития.

Функции и процессы ВДК.

Функции:

1. Воспитательная.

2. Оздоровительная.

3. Коммуникативная.

4. Познавательная.

5. Развивающая.

6. Развлекательная.

7. Творческая, лидерская и проч.

Процессы:

1. Руководство и лидерство.

2. Принятие групповых решений.

3. Нормообразование.

4. Самоуправляемость.

5. Разбивка на референтные группы (группа значимых ровесников).

Принципы формирования ВДК.

По интересам – профильные отряды (по виду деятельности)

По возрасту – младшие, средние и старшие возрастные группы

По уровню владения каким-либо навыком – Новички и Мастера

!Чем меньше срок продолжения смены, тем сложнее идут в группе процессы объединения. Для более коротких смен, выездов рекомендуется более однородный состав групп (по возрасту, увлечениям, социальному статусу и т.д.).

Психолого-педагогические условия создания ВДК.

1. Установление положительных отношений между взрослыми и детьми.

2. Продуманная и спланированная организация жизнедеятельности детей и педагогическое управление ВДК.

3. Единые педагогические требования.

4. Разнообразная деятельность (спортивная, интеллектуальная, художественно-прикладная, трудовая, творческая).

5. Создание ситуации значимости и успеха для каждого члена ВДК.

6. Деятельность органов детского самоуправления.

 

Приемы создания ВДК.

Знакомство. Игры на знакомство, снятие напряжения и раскрепощение.

Формальное создание группы (название отряда, эмблема, девиз, выбор командира и т.д.).

Осознание принадлежности к группе (отрядный уголок, атрибутика, традиции, сигнал сбора, тайный знак, пароль, песня, правила).

Сплочение и развитие коллектива (игры на сплочение, доверие; совместная трудовая деятельность (дежурство, уборка территории); участие в КТД (коллективное творческое дело); соревнование с другими отрядами; обсуждение жизни отряда (огоньки, сборы).

 

Стадии развития ВДК.

• 1 стадия «Ориентация»

• 2 стадия «Конфликты»

• 3 стадия «Доверие»

• 4 стадия «Самостоятельность»

• 5 стадия «Расставание»

Кризисные зоны (пики) в развитии ВДК.

1. «Пик трудности» 3-5 день смены.

2. «Пик привыкания» 13-15 день смены.

3. «Пик усталости» примерно 17 день смены.

Стадии развития смены по Лутошкину А.Н.

1. Песчаная россыпь.

Каждый член группы сам по себе. Дети мало знают друг друга и боятся пойти на встречу друг другу. Нет общих интересов, общих дел. Отсутствие твердого, авторитетного центра приводит к «рассыпчатости» группы. Группа существует формально. Лидерство отсутствует, микрогруппы неустойчивы. Нет устойчивых основ межличностных отношений.

2. Мягкая глина.

Каждый выдвигает цели и интересы, при этом интересуется целями других. Отношения разные — доброжелательные, конфликтные. Дети по своей инициативе редко приходят на помощь друг другу. Проявление ситуативных лидеров. Настоящего лидера пока нет. Группа может принять ту форму, какую захочет вожатый, поэтому важна организация детей. Скрепляющее звено – формальная дисциплина и требования вожатого. Вожатый играет роли советника и генератора идей. У детей появляется опыт совместной деятельности, общие дела и события, развиваются более устойчивые образования – группы.

3. Мерцающий маяк.

Взаимодействие более активное. Появляется желание совместной деятельности, однако проявление активности происходит всплесками. Большое значение имеет эмоциональный фактор, поэтому возникает наибольшая вероятность конфликтов. Укрепляется чувство «мы», развиваются групповые ценности. Формируются лидеры, организаторы и актив. Вожатый сопровождает, консультирует. Дети ситуативно способны на крупное дело. Группа заметно отличается среди других групп своей индивидуальностью, но ей бывает трудно довести дело до конца, найти во всем общий язык.

4. Алый парус.

Происходит укрепление, сближение ценностных ориентаций и сплочение отряда. Развивается как внутригрупповая, так и межгрупповая активность. Дружба переплетается с обязанностями, появляется чувство гордости за коллектив при победе, а при поражениях нежелание признавать свои ошибки. Лидеры выполняют функцию надежных организаторов и авторитетных советников. Начинают развиваться внутригрупповой фаворитизм и внегрупповая враждебность.

5. Горящий факел.

Между детьми существует тесная дружба, отличное взаимопонимание, деловое сотрудничество, ответственность каждого не только за себя, но и за весь коллектив. Взаимодействие наиболее активно. Дети полностью открыты вожатому, он чувствует тепло и жизнерадостность. Группа толерантна и не стремится к соперничеству. Отличает способность договориться, прийти к соглашению. Коллектив является сплоченной и эффективной командой с едиными и определенными целями.

Структура ВДК.

Типажи:

• лидер;

• звезда;

• жилетка;

• клоун;

• информатор;

• аутсайдер;

• козел отпущения;

• серый кардинал;

• генератор идей.

 

Малые группы:

Первая группа – инициативные дети, опора вожатого.

Вторая группа – дети, чья деятельность в основном познавательный характер.

Третья группа – дети, объединенные вокруг антилидера.

Четвертая группа – дети, ориентированные на общение со старшими отрядами (в основном девочки).

Типы лидеров.

Формальный, неформальный, эмоциональный, абсолютный (универсальный), демократический, интеллектуальный, негативный (антилидер), скрытый, ситуативный, организатор, исполнитель, авторитарный.

Стили руководства в системе Лутошкина А.Н.

«Разящие стрелы» - приказание, требование выполнения указаний. Лидер один и добивается полного подчинения.

Особенности:

• чёткая постановка цели и инструкция для коллектива;

• часто проводится инструктаж;

• уточнения, как поняты конкретные задания членом коллектива;

• кратко с каждым уточняются его действия;

• проверяется выполнение заданий;

• отмечаются ошибки и хорошо выполненные поручения;

• требовательность, но тактичность.

«Возвращающийся бумеранг» - взаимодействие между лидером и коллективом, распределение обязанностей и стимулирование. Носит совещательный характер. Принятие окончательного решения остается за лидером.

Особенности:

• оценивание и учёт в работе индивидуальностей характеров членов коллектива;

• выявление общих интересов;

• при необходимости даются задания;

• контроль над точностью исполнения задания;

• похвала в присутствии других членов группы;

• недостатки разбираются наедине;

• поощрение за позитивную самостоятельную деятельность.

«Снующий челнок» - стиль советующийся, уступчивый. Коллектив принимает участие в принятии решений.

Особенности:

• ставится цель без уточнения способов достижения;

• ограничиваются прямые указания и контроль;

• создаётся система самоконтроля;

• проводятся консультации по отдельным проблемам;

• поощряются высказанные замечания;

• представляется большая самостоятельность;

• лидер контролирует ситуацию.

«Плавающий плот» - стиль невмешательства, доверия, руководства со стороны; передача полномочий членам коллектива.

Особенности:

• поддержка и помощь оказывается, если члены группы сами попросят о ней;

• лидер избегает вмешательства в дела без особой необходимости;

• контроль не ослабляется;

• соизмеряются возможности члена коллектива и сложность задания;

• похвала как можно чаще.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...