Глава 1. Основные теоретические подходы к совершенствованию
Стр 1 из 26Следующая ⇒ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ДЛЯ ПРЕДШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ …………………………………3 Введение………………………………………………………………………………………….3 Глава 1. Основные теоретические подходы к совершенствованию системы предшкольного и начального образования……………………………………………….7 1. Современное состояние системы дошкольного образования……………………………..7 2. Цели, задачи и пути оптимизации начального образования……………………………...24 3. Проблема обеспечения преемственности образовательного процесса в школе и психологические трудности перехода с одной ступени обучения на другую………………33 Глава 2. Методология проектирования Программы развития универсальных учебных действий для предшкольного и начального общего образования………………………...........39 1. Ценностные ориентиры начального образования………………………………………….39 2. Методологические принципы разработки Программы развития универсальных учебных действий для предшкольного и начального образования………………………...42 3. Определение понятия «универсальные учебные действия»………………………………45 4. Номенклатура универсальных учебных действий…………………………………………47 5. Модель системы УУД……………………………………………………………………......50 Глава 3. Программа развития УУД для предшкольного и начального образования……………………………………………………………………………….53 1. Возрастные особенности универсальных учебных действий на ступени предшкольного и начального образования……………………………………………………53 2. Место универсальных учебных действий в структуре образовательной программы начальной школы и их связь с учебными предметами. ……………………………………117
3. Рекомендации по формированию универсальных учебных действий в ходе образовательного процесса…………………………………………………………...132 СИСТЕМА ТИПОВЫХ ЗАДАЧ ДЛЯ ОЦЕНКИ СФОРМИРОВАННОСТИ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ……………………….………………………………………………..……………….140 Глава 1. Требования к методам и организации оценки сформированности универсальных учебных действий ………………………………………………………………….140 1. Обоснование выбора модельных универсальных учебных действий…………………..140 2. Требования к методам, инструментарию и организации оценивания сформированности универсальных учебных действий……………………………………141 Глава 2. Типовые задачи для оценки сформированности универсальных учебных действий………………………………………………………………………………………147 1. Личностные универсальные учебные действия………………………………………….147 2. Регулятивные действия…………………………………………………………………….169 3.Познавательные действия…………………………………………………………………..173 4. Коммуникативные действия…...……………………………………..................................189 Заключение………………………….…………………………………………………………201 Список использованных источников……………………………………………………..….205 ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ДЛЯ ПРЕДШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Введение Обращение к разработке Программы развития универсальных учебных действий в системе общего образования отвечает новым социальным запросам, отражающим переход России от индустриального к постиндустриальному информационному обществу, основанному на знаниях и высоком инновационном потенциале. Новые социальные запросы определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию как «умение учиться».
Универсализация содержания общего образования в форме выделения инварианта фундаментального ядра общего образования, включающего помимо совокупности наиболее существенных идей науки и культуры, знакомство с которыми должно входить в образовательный багаж современного выпускника школы, и программу развития универсальных учебных действий, позволяет реализовать основные требования общества, семьи, государства, личности к образовательной системе. В связи с тем, что приоритетным направлением новых образовательных стандартов становится реализация развивающего потенциала общего среднего образования, актуальной и новой задачей становится обеспечение развития универсальных учебных действий как собственно психологической составляющей фундаментального ядра содержания образования наряду с традиционным изложением предметного содержания конкретных дисциплин. Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих «умение учиться», способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. При этом знания, умения и навыки рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, т. е. они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся. Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных действий. Программа развития универсальных учебных действий – один из базовых документов, призванных конкретизировать требования к результатам предшкольного и начального общего образования и дополнить традиционное содержание учебно-воспитательных программ. Программа необходима для планирования образовательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях и начальной школе и обеспечения преемственности образования. Существующий разрыв между дошкольной и школьной системой образования со всей остротой ставит проблему разработки требований к содержанию и результатам предшкольного образования, нацеленного на формирование предметной и психологической готовности ребенка к успешному обучению в школе. Разработка Программы развития универсальных учебных действий для предшкольного образования позволит планировать результаты образовательного процесса, задать критерии и показатели психического развития детей, необходимые для успешного начального обучения. Программа должна стать основой для разработки учебных планов, программ, учебно-методических материалов и пособий в системе предшкольного и начального образования.
Актуальность разработки Программы развития универсальных учебных действий для предшкольного и начального общего образования диктуется следующими обстоятельствами: - необходимостью ускоренного совершенствования образовательного пространства с целью оптимизации общекультурного, личностного и познавательного развития детей, создания условий для достижения успешности всеми учащимися; - задачами формирования общекультурной и гражданской идентичности учащихся, обеспечивающих социальную консолидацию в условиях культурного, этнического и религиозного разнообразия российского общества. Уже к концу дошкольного возраста формируются основы мировосприятия ребенка, складывается система представлений о моральных нормах и правилах, обеспечивающих возможности моральной регуляции поведения и построения отношений между людьми, формируется Я-концепция, включая культурную и этническую самоиндентификацию. Целенаправленное формирование общекультурной и гражданской идентичности личности выступает как актуальная задача воспитания ребенка уже на первых ступенях его включения в институты социализации и никак не может быть предоставлена воле случая. - существующим разрывом между системой дошкольного и школьного образования и необходимостью сохранения единства образовательного пространства, преемственности ступеней образовательной системы. Актуальность проблемы обеспечения непрерывности образования в детском возрасте обусловлена возрастанием явлений школьной дезадаптации, обусловленным низкой школьной зрелостью и недостаточной психологической готовностью детей к школьному обучению, недостаточностью государственного и социального контроля над ходом и динамикой психического развития детей в дошкольном периоде в условиях многообразия программ дошкольного образования и расплывчатости его инвариантного ядра. Стихийность и зачастую непрогнозируемость результатов развития детей со всей остротой ставят задачу целенаправленного управляемого формирования системы универсальных учебных действий, обеспечивающих компетентность «умения учиться».
- возрастанием требований к коммуникационному взаимодействию и толерантности членов поликультурного общества, степени ответственности и свободе личностного выбора, самоактуализации. Низкий уровень коммуникативной компетентности детей, находящий отражение в увеличении числа детей с высокой социальной и межличностной тревожностью, явлениях преследования и отвержения сверстников в школе и детском саду, росте одиночества, большом числе детей с низким социометрическим статусом, изолированных и отвергаемых в детском коллективе ставит задачу воспитания умения сотрудничать и работать в группе, быть толерантным к разнообразию точек зрения и мнений, уметь слушать и слышать партнера, свободно, четко и понятно излагать свою точку зрения на проблему. Ключевой задачей развития образовательной системы становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов. Формирование способности и готовности учащихся реализовывать универсальные учебные действия, составляющие инвариантную основу образовательного процесса, должно быть обеспечено Программой развития универсальных учебных действий уже в период предшкольного образования, создающего равные возможности успешности начального общего образования для всех детей. Цель проекта – разработка Программы развития универсальных учебных действий для предшкольного и начального образования. Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач: 1) Разработка концептуальных и научно-методических основ создания Программы универсальных учебных действий для предшкольного и начального общего образования: - проведение сравнительного анализа существующих подходов к определению перечня, функций и содержания универсальных учебных действий (УУД) в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте, выступающих основой оптимизации образовательного процесса;
- уточнение модели системного строения УУД; - определение номенклатуры, функций и содержания системы УУД для предшкольного и начального общего образования; - определение номенклатуры базовых УУД, выступающих основой для разработки системы типовых задач для оценки их сформированности в системе предшкольного и начального общего образования; 2) Разработка Программы развития УУД для предшкольного и начального образования: - выявление возрастно-специфической формы УУД применительно к предшкольному и начальному образованию; - выделение условий и факторов развития УУД в образовательном процессе и составление психолого-педагогических рекомендаций по развитию УУД; - определение значения учебных предметов для формирования УУД в начальной школе; - разработка общих рекомендаций по формированию УУД в ходе образовательного процесса. 3) Разработка методов и средств оценки сформированности УУД, включая систему типовых задач на основе выделениякритериев и требований к инструментарию их оценки Итогом реализации указанных задач станет разработка документов «Программа развития универсальных учебных действий для предшкольного и начального общего образования» и «Система типовых задач для оценки сформированности универсальных учебных действий». Внедрение программы развития УУД позволит повысить эффективность образовательно-воспитательного процесса в начальной школе и на ступени предшкольного образования. Разработанные положения и рекомендации могут быть положены в основу проведения мониторинга с целью оценки успешности личностного и познавательного развития детей, а также могут быть использованы разработчиками образовательных стандартов и при создании учебников и учебно-методических материалов для ступени предшкольного и начального образования. Глава 1. Основные теоретические подходы к совершенствованию
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|