Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Развитие основных направлений отечественной клинической психологии.




 

Первая лаборатория экспериментальной психологии в России, открытая В.М.Бехтеревым (1885г.) лаборатория медицинской психологии.

До Октябрьской революции КП уделялось мало внимания. Уже в 1918 г. организовали специальный институт по исследованию детей с недоразвитием психической сферы, названный впоследствии Медико-педологическим институтом. Появилась новая профессия – клинический психолог.

В 30-х и 40-х годах вышел в свет ряд ценных работ по экспериментально -психологическому исследованию речи, мышления (Выготский Л.С., Лебединский М.С. и др.), эмоционально-волевой сферы (Лурия А.Р.), по влиянию на работоспособность отношения нервно-психически больных к труду (Мясищев В.Н.).

Московские учёные (Б.В.Зейгарник, К.К.Платонов, К.М.Гуревич, С.Я.Рубинштейн и др.) сосредоточили основные усилия на проведении фундаментальных исследований в области психодиагностики. Ими созданы отечественные варианты зарубежных психодиагностических методик ММР, методика диагностики межличностных отношений Т.Лири и др.), выполнен целый ряд работ по изучению пато- и нейропсихологических аспектов различных психических и неврологических заболеваний.

Ведущим направлением деятельности ленинградской школы клинической психологии (М.М.Кабанов, А.Е.Личко, Б.Д.Карвасарский и др.) является разработка теоретических основ и практических моделей осуществления реабилитационного процесса в различных областях медицины. Спектр конкретных научных исследований ленинградских учёных чрезвычайно велик и включает как проблемы психодиагностики (создание отечественных адаптаций методик диагностики интеллекта у взрослых Д.Векслера, диагностики межличностных отношений у детей Р.Жиля и др.; создание целого ряда оригинальных психодиагностических методик – патохарактерологического психодиагностического опросника для подростков (ПДО), методики для диагностики типов отношения к болезни при соматических и пограничных нервно-психических заболеваниях – ЛОБИ и др., так и проблемы организации медико-психологической службы и психосоциального обеспечения лечебно-реабилитационного процесса.

Представители киевской школы (В.М.Блейхер, Л.Ф.Бурлачук) занимаются вопросами теории и практики патопсихологической диагностики, рассматриваемой с общепатологических динамических позиций.

 

Патопсихология – как раздел клинической психологии. Структура и содержание патопсихологии как отрасли психологической науки.

Патопсихология (от греч. páthos – страдание, болезнь) – отрасль психологии, изучающая болезненные изменения психики. Изучая закономерности изменения и распада психики, патопсихология сопоставляет их с закономерностями протекания нормальной психической деятельности.

Предмет патопсихологии – разработка вопросов аномального психического развития, исследование дефектов отдельных психических функций, а также инволюционных и деструктивных психических состояний.

Патопсихология – это наука, пограничная между психологией и психиатрией. Ее отличие от психопатологии состоит в следующем. Термин "психопатология" является синонимом "общей психиатрии", т.е. учения о психических болезнях. Психиатрия направлена на выяснение причин психической болезни, на исследование симптомов и синдромов, типичных для того или иного заболевания, закономерностей их появления и чередования, на классификацию психических болезней, на анализ критериев прогноза болезни, на лечение и профилактику болезни. То есть у психиатрии задачи более практические, медицинские, а у патопсихологии – более теоретические, психологические.

Патопсихология непосредственно связана с общей психологией, возрастной психологией (детской и геронтопсихологией), с судебной психологией, нейропсихологией, психофизиологией. Она имеет большое практическое значение для психиатрии, дефектологии, педагогики, социальной работы. Задачи патопсихологии:

диагностическая – решение вопросов дифференциального диагноза, вопросов экспертизы (судебной, трудовой, воинской, педагогической);

коррекционная – проведение психотерапевтической работы со взрослыми и коррекционно-развивающей работы в области детской патопсихологии. Первая и вторая задачи часто решаются в рамках консультативной практики;

исследовательская – получение новых научных фактов и теоретических обобщений, важных как для патопсихологии, так и для психологии в целом;

профилактическая – превентивные мероприятия, создающие щадящий климат в рабочем коллективе, семье и обществе, пропаганда и популяризация патопсихологических знаний и здорового образа жизни.

Патопсихология использует весь основной арсенал психологических методов: наблюдение, беседу, тестирование, эксперимент.

Задачи психодиагностики в патопсихологии:

1. дифференциация нормы и патологии;

2. решение вопроса о степени и форме той или иной аномалии.

Для этих целей был разработан специальный метод экспериментального патопсихологического исследования.

Принципы построения патопсихологического эксперимента:

1. моделирование обычной психической деятельности (вычленение отдельных действий, фиксация способов выполнения заданий, ошибок, продолжительности и темпа действий и т.д.);

2. учет отношения больного к ситуации исследования (выявляется структура мотиваций, потребности, эмоциональные и волевые особенности, критичность, самоконтроль, т. е. личностный аспект деятельности);

3. качественный анализ особенностей протекания психической деятельности больного (не только учет результатов, но и тщательное рассмотрение всего процесса: темпа, последовательности операций, характера ошибок, их причин, возможности самостоятельно или с помощью экспериментатора замечать и исправлять ошибки); однако это не исключает и количественной обработки данных;

4. комплексность экспериментального исследования (8–10 разнообразных кратких проб и заданий); индивидуальный подбор комплекса методик;

5. варьирование условий эксперимента;

6. точная и объективная регистрация фактов, тщательное протоколирование хода исследования.

В патопсихологическом экспериментальном исследовании используется целый ряд известных, ставших уже классическими, методик, направленных на изучение внимания, мышления, памяти, сенсо-моторной и эмоционально-волевой сфер:

корректурная проба;
счет по Крепелину;
доски Сегена;
кубики Кооса;
куб Л инка;
классификация предметов;
исключение предметов;
существенные признаки;
простые аналогии;
сложные аналогии;
сравнение понятий;
соотношение пословиц, метафор и фраз;
установление последовательности событий;
заучивание 10 слов;
опосредствованное запоминание;
пиктограмма;
выбор ценностей;
уровень притязаний;
исследование самооценки
и др.

Патопсихологическое исследование начинается с беседы, во время которой психолог составляет первое впечатление о пациенте: его внешнем виде, опрятности, манере держаться, речи, отношении к психологическому исследованию, образовательном и культурном уровне и т.д. Все это сопоставляется с жалобами пациента, а также с целью исследования и данными из истории болезни, если консультация происходит в клинике. Одновременно вырабатывается план экспериментального патопсихологического исследования, подбираются методики и тесты, соответствующие основной задаче. В конце проводится заключительная беседа с целью создать у пациента положительное отношение к исследованию, объяснить больному некоторые его проблемы и особенности.

На основании полученных данных патопсихолог составляет заключение, в котором описывает основные результаты своего исследования и обосновывает выводы о наличии психической патологии.

Изучение патопсихологических особенностей больных ведется по двум основным направлениям:

1. изучение нарушений отдельных психических процессов и личности конкретного больного;

2. изучение психологических особенностей больных одной и той же нозологии, с одинаковыми синдромами и симптомами заболеваний.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...