Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Педагогический такт учителя что такое педагогический такт




Как видим, в процессе общения учителя и учащихся мoгyтJ, складываться два эмоциональных полюса общения. Подлинный воспитательный эффект дает способность педагога организовать взаимоотношения, базирующиеся на положительных эмоциях. Отрицательные эмоциональные состояния могут возникать, но не как конечная цель воздействия, а как возможное ситуативное сред­ство, преодолеваемое для достижения положительного эмоцио­нального эффекта (например, страх потерять уважение)..

Как показывает опыт, именно наличие педагогического такта позволяет учителю строить общение на положительных эмоциях, устанавливать и поддерживать психологический контакт с детьми. Следуя требованиям педагогического такта, учитель сможет выработать у себя демократический стиль общения с детьми, добиться подлинной культуры общения с учащимися.

Современная педагогика и психология располагают большим чис­лом работ о педагогическом такте, знание которых помогает учи­телю избежать конфликтов в общении с детьми, правильно стро­ить взаимоотношения. Все исследователи педагогического такта учителя подчеркивают емкость этого понятия и отмечают отсут­ствие единого его определения. Сложность раскрытия сущности педагогического такта обусловлена специфичностью этого явления по сравнению с общепринятым понятием «такт».

Такт в буквальном смысле слова означает «прикосновение». Это нравственная категория, помогающая регулировать взаимо­отношения людей. Основываясь на принципе гуманизма, тактич­ное поведение требует, чтобы в самых сложных и противоречивых ситуациях сохранилось уважение к человеку. Быть тактичным - нравственное требование к каждому человеку, особенно к педаго­гу, который общается с развивающейся личностью. Педагогиче­ский такт - профессиональное качество учителя, часть его ма­стерства. Педагогический такт отличается от общего понятия такта тем, что обозначает не только свойства личности учителя (уважение, любовь к детям, вежливость), но и умение выбрать правильный подход к учащимся, т. е. это воспитывающее, дейст­венное средство влияния на детей.

Итак, педагогический такт - это мера педагогически целесо­образного воздействия учителя на учащихся, умение устанавли­вать продуктивный стиль общения. Педагогический такт не до­пускает крайностей в общении со школьниками. Характеризуя работу учителя. К.Д.Ушинский писал: «В школе должна царствовать серьезность, допускающая шутку, но не превращающая всего дела в шутку, ласковость без приторности, справедливость без придирчивости, доброта без слабости, порядок без педантиз­ма и, главное - постоянная разумная деятельность».

Дозировка влияния проявляется и в использовании воспитательных средств. Как лекарства в медицине требуют четкой рас­фасовки и режима приема, так и слово учителя, его методы долж­ны применяться оптимально, ненавязчиво, деликатно. Чрезмер­ность может привести к обратной реакции: чрезмерная требова­тельность - к непослушанию, чрезмерная снисходительность - к грубости. Уважая учащихся, учитель должен уметь показать свое уважение к детям. Проявление уважения формирует у ребенка чувство собственного достоинства, обезоруживает тех, кто сопро­тивляется педагогическому воздействию, делает их соучастниками воспитания.

Уважение, душевная теплота, ласка не исключают требовательности, а предполагают ее. Связь уважения и требовательности диалектична. Требовательность к личности увеличивается и усложняется по мере возрастания уважения к ней, с учетом инди­видуальных особенностей школьников. В зависимости от уровня воспитанности личности учащегося учитель варьирует оттенки сво­их отношений с ним: от скрытой симпатии до подчеркнутой холод­ности, от радушия до сухости, от мягкости до строгости. Прояв­ления внимания, заботы, доброты должны меняться в связи с воз­растом детей. По отношению к малышам - непосредственно и конкретно: учитель может обнять ребенка, погладить по голове, назвать уменьшительным именем. Со старшими это допустимо лишь в отдельных случаях. В отношениях с подростками важны сдержанность и простота отношений, ибо они хотят быть взрос­лыми и «детскость» обращения их раздражает. Об особенностях общения учителя с детьми разного возраста интересный материал дают книги А. В. Мудрика.

Педагогический такт проявляется в уравновешенности поведе­ния учителя (выдержка, самообладание, в сочетании с непосред­ственностью в общении). Он предполагает доверие к ученику, подход к нему с «оптимистической гипотезой», как говорил А. С. Макаренко, даже с риском ошибиться. Бестактен учитель, пессимистически оценивающий возможности учеников и подчер­кивающий это в каждом удобном случае. Доверие учителя долж­но стать стимулом к работе учащихся. Для этого можно прибег­нуть и к приему некоторого умышленного преувеличения первых успехов ученика, чтобы тот ощутил радость от своих усилий, от успехов. Доверие не попустительство, оно действенно, если прояв­ляется искренне, подкрепляется конкретными делами, если соче­тается с контролем, известной долей бдительности учителя по от­ношению к воспитаннику. Но контроль не должен быть педантич­ным, угнетающим подозрением.

Культура общения учителя, такт проявляются в разных формах взаимодействия его с учеником: на уроке, во внеклассной работе, на досуге.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ТАКТ НА УРОКЕ

Анализ конфликтов учеников с учителями показывает, что од­на из причин их - бестактность учителя, проявляющаяся в грубых замечаниях педагога относительно внешнего вида, ума, способ­ностей юных собеседников. Некоторые учителя считают нормаль­ным такие замечания: «Чего ты ерзаешь, вроде под тобой гвозди?» и т. п. Разгневанный учитель вспоминает в классе, где и с кем на улице видел ученика или ученицу, как они были одеты. С этого нередко начинается конфликт.

Такт учителю необходим на всех этапах урока. Особое внима­ние ему следует обратить на свое поведение во время проверки и оценки знаний учащихся. Здесь такт выражается в умении выслушать ответ ученика: быть заинтересованно внимательным к содержанию и форме ответа, проявлять выдержку при возникаю­щих у школьников затруднениях. И конечно же, недопустимы реп­лики типа: «Это ни к чему!», «Садись. Как всегда, ничего не знаешь!» Известны случаи, когда дети-заики забывают о своем недуге на уроках мастера-учителя и цепенеют у бестактного учи­теля.

Все ученики любят отвечать тому, кто умеет слушать внима­тельно, уважительно, с участием. При этом важна поддержка во время ответа улыбкой, взглядом, мимикой, кивком; комментарием по ходу, прерывающие ответ, нежелательны. Семиклассники говорят, что больше всего мешает отвечать равнодушие учителя, десятиклассники считают нежелательным, когда учителя слушают ответ с превосходством и комментируют его с иронией и сарказмом.

Важен также момент выставления оценки. Иногда педагог так комментирует, что ученикам кажется, будто он недоволен и хо­рошей оценкой: «Ты меня удивил, я вынужден поставить те­бе «4». А ведь должен был искренне радоваться удачному ответу любого ученика, переживать за него. И это тоже слагаемые ис­кусства общения.

Интересное исследование психологии педагогической оценки было проведено Б. Г. Ананьевым, показавшее, что отсутствие мо­тивированной оценки слабых ответов школьников может привести ктому, что в течение трех месяцев школьник перестает понимать вопросы учителя, из-за неуверенности усваивает привычку переспрашивать, молчать при повторных вопросах. Автор доказывает, что отрицательные по форме оценочные суждения тоже должны иметь положительное значение и носить направляющий перспективный характер, например: «Было бы верно, если было бы вот это указано...», «Не спеши, успеешь».

Самостоятельная работа требует от учителя сочетания контроля с доверием. Тактичному педагогу не надо постоянно следить за учениками, контролируя каждое их движение. Его отношение к ученику основано на доверии, его общение доверительно.

ТАКТ И ТАКТИКА

Педагогический такт предполагает и гибкость поведения учителя- тактику. Ведь педагог выступает перед детьми в разных ролях, которые требуют проявление такта в различных тональ­ностях. На уроке - четкость, корректность, строгость и суховатый тон обращения, когда класс не готов к занятию. Во внеклассной работе - непринужденность, задушевность, раскованность, которые особенно необходимы в индивидуальной беседе, походе, экскурсии; дружеское общение во время игры, доверие в свободное вечернее время или в походе у костра. Поэтому разные формы общения: собрание, диспут, досуг - требуют от учителя специфи­ки стиля общения, смены его тональности.

Выбор тактики в общении связан с умением пользоваться ро­левыми позициями. Описание их можно найти в книгах психоте­рапевта А. Б. Добровича. (См., например: Воспитателю о психо­логии и психогигиене общения.) Это четыре пози­ции: «пристройка сверху», «пристройка снизу», «пристройка рядом» и «позиция неучастия».

В позиции «пристройка сверху» учитель демонстрирует незави­симость, решение взять ответственность на себя. Эта позиция на­зывается позицией «родителя».

В позиции «пристройка снизу» обнаруживается зависимая, под­чиняемая и неуверенная в себе личность. По словам А. Б. Добро­вича, это позиция «дитяти».

В позиции «пристройка рядом» выражается корректность и сдержанность поведения, умение считаться с ситуацией, понимать интересы других и распределять ответственность между собой и ими. Это позиция «взрослого».

Использование той или иной позиции диктуется ситуацией (условия, цель, позиция школьника). Так как общение - процесс двусторонний, то в выборе позиции учителю важно учитывать установки другого, его роль. Обычная позиция педагога - сотруд­ничающего взрослого, предполагающая деловой уровень общения. Эта позиция проектирует в ученике равноправного партнера по взаимодействию, создает доверительную атмосферу. Приемы реа­лизации этой позиции могут быть такими: «Я хочу посоветоваться с тобой (Вами)», «Давайте обдумаем, решим» и т. д.

В то же время педагог нередко использует и позицию «дитя­ти» в своем поведении (как, казалось бы, ни странно!). Напри­мер, руководитель Фрунзенской коммуны Ф. Я. Шапиро, как пра­вило, в один из этапов организации коллективных творческих дел начинала выражать сомнения в успехе, даже опасения, тем са­мым предоставляя возможность старшеклассникам взять на себя защиту дела. Иногда учитель занимает позицию «пристройка снизу», как бы подыгрывая ученикам, например «ошибается на доске», а ученики с огромной радостью исправляют учителя. «Пристройка снизу», используемая педагогом, рассчитана на то, чтобы ученик проявлял самостоятельность.

Позиция «пристройка сверху» - позиция «родителя» -орга­нична для педагогической деятельности, но не может быть един­ственной и одинаковой на всем пути воспитания школьника, ибо она предполагает диалогичное взаимодействие лишь в том случае, когда воспитанник постоянно находится в роли дитяти. Это или тормозит развитие личности или приводит к конфликтному об­щению.

Итак, исследование ролевых позиций снова обращает нас к необходимости для педагога умения сотрудничать с учащимися, соблюдения педагогического такта, владения тактикой общения.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...