Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Функции эндокринной системы.

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Среднего профессионального образования

КУРГАНСКИЙ БАЗОВЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ

 

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

 

Для самостоятельной работы студентов

По дисциплине «Анатомия и физиология»

 

Раздел 6 «ЖЕЛЕЗЫ ВНУТРЕННЕЙ СЕКРЕЦИИ».

 

Специальность 060101 «Лечебное дело»

 

 

 

Курган, 2012

РАССМОТРЕНО: УТВЕРЖДАЮ:

на заседании ЦМК Заместитель директора

Протокол № _____ ______________________

от «____» ________2012 г по УР Евдокимова С.П.

Председатель

____________________ «____» __________2012 г.

Н.Е. Горшкова

 

 

Составлено в соответствии с

Федеральным государственным

Стандартом к минимуму содержания

и уровню подготовки выпускника

по специальности 060101 «Лечебное

дело»

 

 

Автор: Н.Г. Кучина – преподаватель анатомии и физиологии КБМК.

 

Рецензенты: Речкалов А.В. – Заведующий кафедрой «Теоретической основы физического воспитания и адаптивной физической культуры» ГБОУ ВПО «Курганский Университет», доктор биологических наук, профессор.

Горшкова Н.Е. – кандидатбиологических наук, преподаватель высшей категории.

 

Дерябина Т.А. – преподаватель дисциплины «Анатомия и физиология человека», высшей квалификационной категории.

 

Данное пособие по дисциплине «Анатомия и физиология человека» разработано в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта (ФГОС) к минимуму уровня подготовки выпускников по специальности: 060101 «Лечебное дело» на основе учебного плана данной специальности.

 

 

Пояснительная записка.

 

Данное пособие представляет собой инновационный дидактический материал дисциплины «Анатомия и физиология человека» для студентов и преподавателей медицинского колледжа и включает в себя раздел «Железы внутренней секреции».

Пособие помогает в организации усвоения нового материала, в его систематизации и закреплении полученных знаний.

Теоретическая часть пособия содержит основные аспекты эндокринологии. Содержание пособия соответствует темам в рамках рабочей программы к дисциплине «Анатомия и физиология человека» для студентов медицинского колледжа, согласно требованиям государственного образовательного стандарта.

Предлагаемые задания предусматривают работу с теоретическим материалом данного пособия, учебником и дополнительной литературой, наблюдения в жизненных ситуациях. Предусматривают подготовку рефератов, докладов, кроссвордов, бесед, участие в классных часах, диспутах, конференциях.

Предлагаемые разноуровневые задания являются последовательными фазами успешного развития знаний и умений по дисциплине «Анатомия и физиология человека».

Аппарат контроля содержит задания, создающие условия для регулярного повторения и закрепления уже пройденного материала.

Чтобы избежать утомления и усталости на аудиторных занятиях, некоторые типовые задания, а также задания повышенной сложности, рекомендуется выполнять дома, после того как студенты внимательно изучат основной материал по данной теме, пользуясь пособием, основной и дополнительной литературой.

Студент может провести самооценку познавательной деятельности при изучении той или иной темы.

Для удобства в пособии указаны порядковые номера, темы лекций и практических занятий. Студентам предлагается сначала внимательно прочитать изучаемый материал в теоретическом разделе данного пособия и в обязательной литературе, затем просмотреть вопросы и задания, предложенные к этому занятию в пособии, формулируя ответы устно. При затруднении в ответе на какой-то вопрос следует вернуться к теоретическому тексту пособия или учебника и с его помощью выполнить это задание устно, после чего уже без помощи подсказки учебника письменно оформить ответы.

Последовательность изучения данного раздела дисциплины представлена в технологической карте. Указаны связи с другими дисциплинами в рамках подготовки компетентного специалиста.

Для закрепления материала предлагаются тестовые задания, ситуационные задачи разной степени сложности. Всё это поможет студентам использовать полученные данные в дальнейшей профессиональной деятельности.


СОДЕРЖАНИЕ ТЕМЫ

 

Тема по программе № раз-дела № темы Содержание учеб- ного материала (дидактические единицы) Кол-во часов № занятия ЗНАНИЯ УМЕНИЯ Самостоятельная внеаудиторная работа студента  
Освоение обязательного материала Дополнительное изучение  
лекция практ. семинар  
Железы внутренней секреции 7/1 Железы внешней и внутренней секреции. Понятие гипо-гипер- функции. Гипофиз, эпифиз: гормонные, их значение.   Щитовидная и паращитовидные железы. Надпочечники. Поджелудочная железа. Гормоны вилочковой и половых же- 2/28   2/29     Железы внешней, внутренней и смешанной секреции, эффекты гормонов гипофиза. Свойства гормонов. Эффекты гормонов гипофиззависимых желез. Щитовидная и паращитовидная. Надпочечники их гормоны.   Показать железы внутренней секреции. Определить условную проекцию на поверхность тела желез внутренней секреции. Материал учебника, конспекта лекции, атласа. Составление словаря терминов.   Схематическое изображение расположения ЖВС. Составление сравнительной таблицы ЖВС.    
    лез. ЖВС: гипофиз, эпифиз, щитовидная и паращитовидные. ЖВС: надпочечники, вилочковая, поджелудочная половые.     2/23   2/24     Гипофиз, эпифиз, щитовидная.   Надпочечники, гормоны вилочковый, поджелудочный. Половых желез.        

 

АЛГОРИТМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ

 

«удовл» «хор» «отл»
Практикум №1 Изучить материал лекции №1 Задание №1 - тесты Задание №2 – тесты Задание №3. Решить ситуационные задачи. 5 задач. Ошибки: - Не достаточно определено гормонов; - Не точно определено заболевание Задание №2 – тесты Задание №3. Решить ситуационные задачи. 5 задач.
Практикум №2 Изучить материал лекции №2. Задание №4 – тесты. Задание №5 – тест Задание №6. Решить ситуационные задачи. 4 задачи. Ошибки Задание №5 – тест Задание №6. Решить ситуационные задачи. 4 задачи.  
Семинар    

Лекция №1

Эндокринная система.

I.Общие сведения о ЖВС

ЖВС вырабатывают гормоны и выделяют их в кровь. Термин «гормон» (от греческого – двигаю, возбуждаю) предложен английскими физиологами Старлингом и Бейлисом в 1905 году, а термин «внутренняя секреция» впервые применил в своих лекциях Клод Бернар – французский физиолог в 1985 году.

Свойства гормонов.

1. Каждый гормон действует на определенный орган и ткани, вызывая специфические изменения.

2. Гормоны имеют очень высокую биологическую активность (например, 1 гр адреналина способен усилить деятельность 10 млн. сердец лягушек).

3. Гормоны обладают дистанционным действием, т.е. оказывают свое влияние на органы и ткани, расположенные вдали от ЖВС.

4. Гормоны имеют небольшие размеры молекул, поэтому легко проникают через стенки кровеносных капилляров и мембраны клеток.

5. Гормоны быстро разрушаются тканями, поэтому необходимо постоянное их выделение соответствующей железой.

6. Большинство гормонов одинаковы у разных видов животных и у человека, поэтому в клинике применяют гормональные препараты, полученные от КРС, свиней, и других животных. В последнее время изучен состав большинства гормонов, и многие из них получены химическим путем в лабораториях.

Учение об образовании и действии гормонов вместе с учением о нарушении деятельности ЖВС, называется эндокринология.

Усиление деятельности железы называется гиперфункцией, ослабление – гипофункцией.

Функции эндокринной системы.

 

1. Регулирует обменные процессы;

2. Обеспечивает согласованную работу органов;

3. Поддерживает гомеостаз.

Деятельность системы ЖВС и нервной системы неразделима. Они обе регулируют функции организма – нервно-гуморальная регуляция.

II. Щитовидная железа. ( glandula thyroidea)

Расположена на шее, впереди гортани, ниже ее щитовидного хряща. Состоит из двух долей, соединенных перешейком, масса около 30 гр.

Щитовидная железа выделяет в кровь йодированные гормоны: тироксин, трийодтирании, тиреокальцитонин.

Функции гормонов щитовидной железы:

1. Регулируют основной обмен энергии.

2. Регулируют обмен белков, жиров и углеводов.

3. Влияют на рост и развитие организма.

4. Влияют на возбудимость нервной системы и высшую нервную деятельность.

Тироксин: повышает ЧСС, повышает ЧДД, повышает потоотделение, понижает свертываемость крови (так как снижает синтез факторов свертывания крови).

При гипофункции железы наблюдаются заболевания: микседема, кретинизм и эндемический зоб.

Микседема или гипотиреоз, или слизистый отек возникает при гипофункции железы у взрослого человека. Болеют 80% женщины. При этом основной обмен энергии снижается на 30-40%, снижается ЧСС и ЧДД, повышается вес тела за счет повышения тканевой жидкости, особенно в подкожной клетчатке. Развивается слизистый отек тканей. У больных появляется медлительность мышления, речи, апатия, одутловатость лица и тела, нарушения половых функций, быстрая утомляемость, слабость, сухость кожи, нарушения памяти, расстройства психики, повышенная чувствительность к холоду.

Если гипофункция наблюдается в эмбриональном или раннем детском возрасте, развивается кретинизм: задержка психического, физического и умственного развития. Проявляется задержкой роста, нарушением пропорций тела, задержкой полового развития, отсталостью психики. Для внешнего облика характерен открытый рот, постоянно высунутый язык, сухая кожа, затрудненное глотание и дыхание, поздное прорезывание зубов, имеются признаки микседемы.

Эндемический зоб – это значительное разрастание тканей железы при ее гипофункции. При этом объем железы увеличивается, но общая продукция гормонов снижена. Заболевание распространено в тех местностях, где почва, вода и пища бедны йодом (горные и предгорные районы).

При гиперфункции железы развивается базедова болезнь или гипертиреоз, или тиреотоксикоз, или экзофтальмический зоб, или болезнь Грейвса. При этом происходит увеличение железы, повышение ЧСС (Ps 120-140 уд. в мин.), повышение ЧДД, повышение основного обмена энергии на 50-60%, появляется раздражительность, которая выражена в резкости движений и эмоциональной неустойчивости, развивается пучеглазие- экзофтальм, повышается температура тела, поэтому больные плохо переносят увеличение температуры окружающей среды. Увеличивается потребление пищи, что сопровождается исхуданием, так как питательные вещества как бы сгорают, а не усваиваются организмом. Содержание гормонов в крови увеличивается до таких концентраций, которые отравляют организм, отсюда название – тиреотоксикоз. В организме усиливается расщепление белков, жиров и углеводов, усиливается потоотделение.

 

Карнеги: «Знаете ли вы, что препятствует вам стать идиотом? Сущая безделица. Всего лишь небольшое количество йода вашей щитовидной железы. Если бы хирург вскрыл вашу щитовидную железу и удалил из нее немножечко йода, вы превратились бы в идиота. Немножечко йода, который можно купить в аптеке на углу за пять центов – вот и все, что стоит между вами и психиатрической лечебницей. На пять центов йода. Этим ведь особенно не расхвастаешься?».

 

III. Околощитовидные или паращитовидные железы (glandula parathyroidea)

Насчитывается от 2 до 6. Общая масса от 0,05 – 0,03гр, расположены снаружи или погружены внутрь щитовидной железы, вырабатывают паратгормон, который влияет на обмен кальция и фосфора и поддерживает постоянство кальция в крови.

При гипофункции железы наблюдается гипопаратиреоз: повышается возбудимость ЦНС (между уровнем кальция и возбудимостью ЦНС обратная зависимость). Это сопровождается судорогами – тетания. При спазме гортани, дыхательных мышц и сердца наступает смерть. Этому предшествует потеря аппетита, вялость, рвота, поражается кожа, ЖКТ, мочевыделительная система. Все это сопровождается гипокальциемией.

При гиперфункции желез наблюдается гиперпаратиреоз. Сопровождается гиперкальциемий, при этом кальций мобилизуется из костей, которые деформируются. Кальций в избытке выделяется с мочой и в почках образуются камни, увеличивается диурез. Возбудимость ЦНС падает, поэтому развивается атрофия и атония мышц.

 

IV. Вилочковая или зобная железа (thymus).

Находится за грудиной, хорошо развита в детском возрасте, после периода полового созревания атрофируется и в старости находят только отдельные дольки. Физиологическая роль до конца не выяснена. Вырабатывает гормон тимозин.

Функции:

1. Тормозит преждевременное половое развитие..

2. В ней размножаются и дифференцируются Т-лимфоциты, отвечающие за клеточный иммунитет.

У детей при увеличении тимуса разрастается лимфоидная ткань, наблюдается одутловатость лица, рыхлость подкожной клетчатки, тучность, тонкая кожа.

 

V. Надпочечники (glsndula suprarenalis).

Расположены над почками и погружены в жировую ткань. Общая масса 10-12 гр. Вещество состоит из двух слоев: коркового и мозгового.

Корковый слой состоит из трех зон:

· Клубочковой;

· Пучковой;

· Сетчатой

Гормоны коры надпочечников (стероиды) делят на три группы:

1) глюкортикоиды: кортизон, гидрокортизон, кортикостерон – вырабатываются пучковой зоной и регулируют углеводный обмен. Они:

1. повышают уровень глюкозы в крови, являясь антогонистами инсулина (гипергликемические гормоны);

2. являются противовоспалительными гормонами, так как подавляют воспалительные процессы в тканях;

3. являются противострессовыми и адаптационными гормонами.

2) минералкортикоиды: альдостерон и дезоксикотикостерон – вырабатываются клубочковой зоной. Участвуют в регуляции минерального обмена и в поддержании АД.

Альдостерон:

1. усиливает обратное всасывание натрия в канальцах почек и выделение кальция с мочой;

2. регулирует тонус кровеносных сосудов; недостаток альдостерона приводит к гипотонии, а избыток – к гипертонии.

3) половые гормоны: андрогены, эстрогены, прогестерон – вырабатываются сетчатой зоной. Они играют возбуждающую роль для развития половой сферы в детском возрасте, когда отсутствует эндокринная функция половых желез.

 

При гипофункции коры надпочечников развивается бронзовая болезнь или аддисонова болезнь – общее нарушение обмена веществ, отсутствие аппетита, тошнота, рвота, боли в животе, быстро наступает истощение, кожа приобретает цвет старой бронзы. Увеличивается чувствительность к холоду и болевым раздражениям. Заболевание приводит к смерти.

 

 

При гиперфункции железы (может быть связано с опухолью) развивается болезнь Ищенко-Кушинга, когда наблюдается преобладание выработки половых гормонов над остальными. У больных меняются вторичные половые признаки (у женщин – борода, грубый мужской голос, прекращение менструаций). Наблюдается гипертония, тахикардия, ожирение, жажда, полиурия, лицо багрово-синее, может быть сахарный диабет, слабость, головные боли, увеличение аппетита, утомляемость, снижение памяти. Прогноз серьезен.

Мозговой слой: вырабатывет гормоны «сражайся и беги»: адреналин и норадреналин. Адреналина в шесть раз больше. Их действие на функции организма аналогично действию симпатической системы, так ка они являются также симпатическими медиаторами.

Адреналин повышает АД путем сужения сосудов (сосуды мозга и сердца при этом расширяются). Адреналин повышает уровень глюкозы в крови (гипергликемический гормон).

Выделение адреналина может происходить рефлекторно при мышечной работе и эмоциональном возбуждении (страх, боль, гнев). В крови адреналин быстро разрушается ферментами, поэтому действие его кратковременно.

 

Лекция №2.

VI. Поджелудочная железа (pancreas)

Находится за желудком, на уровне 1-2-го поясничного позвонка и является железой смешанной секреции.

Функции поджелудочной железы:

1) экзокринная функция проявляется в выработке поджелудочного сока;

2) эндокринная функция – в выработке гормонов; гормоны выделяются особыми группами клеток, которые называют островки Лангерганса. Эти островки не имеют выводных протоков и выделяют гормоны в кровь. Их общая масса составляет 3% от массы железы и расположены они по железе неравномерно (большее количество расположено в головке и хвосте железы). Островки состоят из альфа- и бета –клеток. Альфа-клетки выделяют гормон глюкагон, бета-клетки – гормон инсулин.

Инсулин является единственным гипогликемическим гормоном, то есть он снижает уровень глюкозы в крови за счет:

1 – открытия клеточных мембран для глюкозы;

2 – отложения избыточной глюкозы в печени в виде запасного углевода – гликогена. При недостатке глюкозы гликоген печени расщепляется и восстанавливает уровень глюкозы до нормы.

При гипофункции эндокринной части поджелудочной железы развивается тяжелое заболевание – сахарный диабет. Он характеризуется:

1) повышенным уровнем глюкозы в крови – гипергликемией (до 10 и более ммоль/л).

2) Выделением глюкозы с мочой – глюкозурия.

3) Большой жаждой.

4) Полиурией (до 10л в сутки).

5) Накоплением кетоновых и ацетоновых тел в крови.

У больных диабетом нарушается не только углеводный обмен, но и обмен белков, жиров. При диабете использование углеводов на энергетические нужды снижено и в качестве источников энергии активно расходуются жиры и белки. При этом в организме накапливаются кислоты и кетоновые тела – продукты неполного окисления жиров. В тяжелых случаях накопление кислот приводит к ацидозу, который может вызвать у больного кому с расстройством дыхания и потерей сознания. Регулярное введение определенных доз инсулина восполняет недостаточность поджелудочной железы и приводит к нормализации нарушенных функций. Передозировка инсулина приводит к гипогликемии, вызывая состояние инсулиновой комы, которая сопровождается судорогами и потерей сознания.

Глюкагон является антогонистом инсулина, то есть гипергликемическим гормоном, так как он:

1 – закрывает клеточные мембраны для глюкозы;

2 – тормозит синтез гликогена в печени.

 

VII. Гипофиз (hypophys)

Имеет небольшие размеры, массой 0,5-0,7 гр. Является частью гипоталамуса и расположен в гипофизарной ямке турецкого седла.

Гипофиз занимает особое место в системе ЖВС, так как за счет своих гормонов регулирует деятельность других желез. Гипофиз является сложной железой и состоит из трех долей:

 

Передняя доля Составляют аденогипофиз
Средняя доля
Задняя доля Представляет нейрогипофиз

 

Гормоны передней доли:

1) Соматотропный гормон или соматотропин – СТГ, гормн роста – участвует в регуляции роста, так как способствуют синтезу белков в организме.

При недостатке гормона – у детей раннего возраста развивается карликовость или нанизм – отставание роста, т.е. тело пропорциональное, но конечности малы, окостенение скелета запаздывает, половые органы недоразвиты. Больные часто умирают молодыми.

 

 

При избытке гормона в детском возрасте развивается гигантизм.

При избытке гормона во взрослом состоянии наступает увеличение тех частей тела, которые еще могут расти: кисти, стопы, нос, уши. Заболевание акромегалия чаще встречается у мужчин. У больных акромегалией и гигантов отмечаются нарушения половой деятельности и внутрисекреторной деятельности поджелудочной железы.

2) Пролактин или лактотропный гормон или ЛТГ способствует образованию и выделению молока.

3) Тиреотропный гормон или тиреотропин или ТТГ – влияет на секреторную деятельность щитовидной железы.

4) Адренокортикотропный гормон, адренокортикотропин или АКТГ вызывает разрастание коры надпочечников и усиливает синтез ее гормонов (особенно глюкокортикоидов). АКТГ является антогонистом СТГ, так как тормозит синтез вызывает распад белков в организме.

5) Гонадотропные гормоны или гонадотропины:

А) фолликулостимулилирующий гормон или фоллитропин, ФСГ. Участвует в формировании оболочек фолликула у женщин, а у мужчин – в образовании сперматозоидов.

Б) Лютеинизирующий гормон или лютропин, ЛГ. Способствует овуляции и развитию желтого тела, стимулирует образование эстрогенов у женщин и андрогенов у мужчин.

В) лютеотропный гормон способствует образованию желтого тела и гормона прогестерона.

Гормоны задней доли:

1. Вазопрессин или антидиуретический гормон АДГ – выполняет две функции:

1) повышает АД (вазопрессин);

2) резко угнетает диурез (АДГ).

При недостатке АДГ развивается несахарное мочеизнурение, которое характеризуется полиурией (до 20 л в сутки, в моче сахара нет).

При избытке АДГ развивается олигурия (мало мочи) вплоть до анурии.

С гипофункцией задней доли связано нарушение обмена веществ, ведущее к ожирению.

2. Окситоцин вызывает сокращение мускулатуры матки. Наличие этого гормона необходимо для нормального протекания родов. Во время беременности окситоцин не влияет на матку, так как под действием гормона желтого тела прогестерона она становится нечувствительной ко всем раздражителям

VIII. Половые железы.

У женщин – яичники, у мужчин – яички или семенники – являются железами смешанной секреции.

1. Внешняя секреция проявляется в выработке половых клеток.

2. Внутренняя секреция проявляется в выработке гормонов.

Мужские гормоны: тестостерон и андростерон. Оказывают влияние на развитие и деятельность полового аппарата, половое поведение, способствют накоплению белка в мышцах, росту и укреплению костей, образованию сперматозоидов.

Женские гормоны: эстрогены и прогестерон. Оказывают влияние на женский половой цикл и психическое состояние. Прогестерон обеспечивает нормальное течение беременности, тормозит сокращение матки и снижает ее чувствительность к окситоцину.

 

 

Задание №1

ТЕСТЫ

1 практика ЖВС

 

1. Назвать гормоны щитовидной железы

а) паратгормон

+ б) тироксин

в) инсулин

г) адреналин

2. Назвать гормоны паращитовидной железы

+ а) паратгормон

б) тироксин

в) инсулин

г) адреналин

3. Назвать гормоны вилочковой железы

а) тироксин

+ б) тимозин

в) инсулин

г) трийодтиронин

4. Назвать гормоны мозгового в-ва надпочечников

а) тироксин

б) тимозин

в) инсулин

+ г) адреналин

5. Глюкокортикоиды выделяются

+ а) корой надпочечников

б) мозговым в-ом надпочечников

в) щитовидной железой

г) вилочковой железой

6. Минералкортикоиды выделяются

+ а) корой надпочечников

б) мозговым в-ом надпочечников

в) щитовидной железой

г) вилочковой железой

7. К глюкокортикоидам относятся:

а) альдостерон

+ б) кортизон

+ в) гидрокортизон

г) дезоксикортикостерон

8. К минералкортикоидам относятся:

+ а) альдостерон

б) кортизон

в) гидрокортизон

+ г) дезоксикортикостерон

 

9. Половые гормоны выделяются

+ а) корой надпочечников

б) мозговым в-ом надпочечников

в) щитовидной железой

г) вилочковой железой

10.К половым гормонам относятся

+ а) эстрогены

б) кортизон

+ в) андрогены

г) альдостерон

11. Тироксин выделяется

а) вилочковой железой

б) надпочечниками

+ в) щитовидной железой

г) паращитовидной железой

12.Паратгормон выделяется

а) вилочковой железой

б) надпочечниками

в) щитовидной железой

+ г) паращитовидной железой

13.Тимозин выделяется

+ а) вилочковой железой

б) надпочечниками

в) щитовидной железой

г) паращитовидной железой

14. Адреналин выделяется

а) вилочковой железой

+ б) надпочечниками

в) щитовидной железой

г) паращитовидной железой

15. Основной обмен Е и обмен в-в регулирует

а) вилочковая железа

+ б) щитовидная железа

в) надпочечники

г) паращитовидная железа

16. Уровень Ca2+ в крови регулирует

а) вилочковая железа

б) щитовидная железа

в) надпочечники

+ г) паращитовидная железа

17. Углеводный обмен регулирует

+ а) глюкокортикоиды

б) минералкортикоиды

в) адреналин

г) паратгормон

18. Минеральный обмен регулируют

а) глюкокортикоиды

+ б) минералкортикоиды

в) адреналин

г) паратгормон

19. Противовосполительными и адаптационными гормонами являются:

+ а) глюкокортикоиды

б) минералкортикоиды

в) адреналин

г) паратгормон

20. Гормонами стресса является:

а) глюкокортикоиды

б) минералкортикоиды

+ в) адреналин

г) паратгормон

21. Базедова болезнь это проявление

а) гипотиреоза

+ б) гипертиреоза

в) гиперпаратиреоза

г) гипопаратиреоза

22. Микседема – это проявление

+ а) гипотиреоза

б) гипертиреоза

в) гиперпаратиреоза

г) гипопаратиреоза

23. Адиссонова болезнь – это проявление

а) гипотиреоза

б) гипертиреоза

+ в) гипофункции коры надпочечников

г) гиперфункции коры надпочечников

24. Болезнь Ищенко-Кушинга это проявление

а) гипотиреоза

б) гипертиреоза

в) гипофункции коры надпочечников

+ г) гиперфункции коры надпочечников

25. На выработку иммунитета влияет

а) щитовидная железа

б) паращитовидная железа

+ в) вилочковая железа

г) надпочечники

26. Адреналин

+ а) повышает ЧСС

б) понижает ЧСС

в) гипогликемический гормон

+ г) гипергликемический гормон

27. Между уровнем Са2+ в крови и возбудимостью ЦНС

а) прямая зависимость

+ б) обратная зависимость

в) нет зависимости

28. Для синтеза тироксина необходим

+ а) йод

б) кальций

в) калий

г) марганец

29. Кретинизм развивается при

+ а) гипофункции щитовидной железы в детском возрасте

б) гиперфункции щитовидной железы во взрослом состоянии

в) гипофункции щитовидной железы во взрослом состоянии

г) гиперфункции щитовидной железы в детском возрасте

30. Эндемический зоб – это

а) гипофункция щитовидной железы в детском возрасте

б) гиперфункция щитовидной железы во взрослом состоянии

+ в) гипофункция щитовидной железы во взрослом состоянии

г) гиперфункция щитовидной железы в детском возрасте

 

Задание№4

ТЕСТЫ

2 практика ЖВС

1. Назвать гормоны поджелудочной железы

а) СТГ

+ б) инсулин

в) окситоцин

г) вазопрессин

2. Назвать гормоны задней доли гипофиза

а) СТГ

б) инсулин

+ в) окситоцин

+ г) вазопрессин

3. Назвать гормоны передней доли гипофиза

+ а) СТГ

б) инсулин

в) окситоцин

г) вазопрессин

4. Назвать женские половые гормоны

а) андрогены

+ б) эстрогены

+ в) прогестерон

г) вазопрессин

5. Назвать мужские половые гормоны

+ а) андрогены

б) эстрогены

в) прогестерон

г) вазопрессин

6. Инсулин выделяется

а) передней доли гипофиза

б) задней долей гипофиза

+ в) поджелудочной железой

г) половыми железами

7. Соматотропный гормон выделяется

+ а) передней доли гипофиза

б) задней долей гипофиза

в) поджелудочной железой

г) половыми железами

8. Окситоцин выделяется

а) передней доли гипофиза

+ б) задней долей гипофиза

в) поджелудочной железой

г) половыми железами

9. Глюкагон выделяется

а) передней долей гипофиза

б) задней долей гипофиза

+ в) поджелудочной железой

г) половыми железами

10. Тиреотропный гормон выделяется

+ а) щитовидной железой

б) задней долей гипофиза

в) поджелудочной железой

г) половыми железами

11. Вазопрессин выделяется

а) передней долей гипофиза

+ б) задней долей гипофиза

в) поджелудочной железой

г) половыми железами

12. Адренокортикотропный гормон выделяется

+ а) передней долей гипофиза

б) задней долей гипофиза

в) поджелудочной железой

г) половыми железами

13. Пролактин выделяется

+ а) передней долей гипофиза

б) задней долей гипофиза

в) поджелудочной железой

г) половыми железами

14. Эстрогены выделяются

а) передней долей гипофиза

б) задней долей гипофиза

в) поджелудочной железой

+ г) половыми железами

15. Андрогены выделяются

а) передней долей гипофиза

б) задней долей гипофиза

в) поджелудочной железой

+ г) половыми железами

16. Инсулин – это

+ а) гипогликемический гормон

б) гипергликемический гормон

в) не влияет на уровень глюкозы

17. Глюкагон – это гормон

а) передней доли гипофиза

б) задней долей гипофиза

+ в) поджелудочной железы

г) половых желез

18. Инсулин выделяется

а) a - клетками поджелудочной железы

+ б) b - клетками поджелудочной железы

19. Глюкагон выделяется

+ а) a - клетками поджелудочной железы

б) b - клетками поджелудочной железы

20. Запасной углевод в печени называется

а) глюкагон

+ б) гликоген

в) гликемия

г) гликогенез

21. Повышенный уровень глюкозы в крови называется

а) гипогликемия

+ б) гипергликемия

в) глюкозурия

г) гликогенез

22. Выделение глюкозы с мочой называется

а) гипогликемия

б) гипергликемия

+ в) глюкозурия

г) гликогенез

23. На разрастание коры надпочечников влияет

а) СТГ

+ б) АКТГ

в) ТТГ

г) АДГ

24. На деятельность щитовидной железы влияет

а) СТГ

б) АКТГ

+ в) ТТГ

г) АДГ

25. На диурез влияет

а) СТГ

б) АКТГ

в) ТТГ

+ г) АДГ

26. На рост человека влияет

+ а) СТГ

б) АКТГ

в) ТТГ

г) АДГ

27. На сокращения матки влияет

+ а) окситоцин

б) вазопрессин

в) пролактин

г) тиреотропин

28. На диурез влияет

а) окситоцин

+ б) вазопрессин

в) пролактин

г) тиреотропин

29. При недостатке СТГ развивается

а) гигантизм

+ б) карликовость

в) кретинизм

г) аддисонова болезнь

30. Сахарный диабет развивается при недостатке

а) адреналина

+ б) инсулина

в) окситоцина

г) пролактина

 

«4»

1 ПРАКТИКА

задание № 2

 

1. При каком заболевании основными симптомами будут следующие: задержка роста, нарушение пропорций тела, задержка полового развития, отсталость психики

а) эндемический зоб

б) микседема

+ в) кретинизм

г) аддисонова болезнь

2. При каком заболевании основными симптомами будут следующие: снижение основного обмена Е, слизистый отек тканей, быстрая утомляемость, апатия

а) гипертиреоз

+ б) микседема

в) базедова болезнь

г) эндемический зоб

3. При каком заболевании основными симптомами будут следующие: повышение основного обмена Е, повышение ЧСС, повышение ЧДД, раздражительность, экзофтальм, исхудание

+ а) гипертиреоз

б) гипотиреоз

в) эндемический зоб

г) кретинизм

4. При какой патологии возникает следующие явления: повышается возбудимость ЦНС, гипокальциемия, тетания, вялость, рвота:

а) гипертиреоз

б) гиперпаратиреоз

в) гипотиреоз

+ г) гипопаратиреоз

5. При какой патологии возникают следующие явления: гиперкальциемия, атония, деформация костей, повышение диуреза, образование камней в почках

а) гипертиреоз

+ б) гиперпаратиреоз

в) гипотиреоз

г) гипопаратиреоз

6. При каком заболевании основными симптомами будут следующие: общее нарушение обмена веществ, отсутствие аппетита, тошнота, рвота, боли в животе, истощение, изменение окраски кожных покровов

+ а) аддисонова болезнь

б) базедова болезнь

в) микседема

г) болезнь Ищенко - Кушинга

7. При каком заболевании основными симптомами будут следующие: изменение вторичных половых признаков, гипертония, тахикардия, ожирение, утомляемость

а) аддисонова болезнь

б) базедова болезнь

в) микседема

+ г) болезнь Ищенко - Кушинга

 

«4»

2 ПРАКТИКА

Задание №5

 

1. От содержания какого гормона в основном зависит рост человека?

а) АКТГ

+ б) СТГ

в) АДГ

г) ТТГ

2. У взрослого человека рост 125 см, интеллект не нарушен. Недостаточность какого гормона вызывает эту патологию?

а) тироксин

б) инсулин

+ в) СТГ

г) АДГ

3. Назвать 5 основных признаков сахарного диабета

а)

б)

в)

г)

д)

4. При какой патологии наблюдается следующие явления: полиурия, жажда, в моче сахара нет

а) сахарный диабет

+ б) недостаточность АДГ

в) избыток АДГ

г) аддисонова болезнь

5. Во время беременности матка не воспринимает действия окситоцина. Какой гормон «охраняет» матку от его действия?

а) пролактин

+ б) прогестерон

в) инсулин

г) вазопрессин

«5»

Задание № 3

 

1. Гормон какой железы внутренней секреции участвует в формировании иммунокомпетентных органов, в реакциях адаптации при стрессе, влияет на рост организма? Как он называется?

2. Назовите гормоны, обеспечивающие сохранение Na в организме за счет реабсорбции его в канальцах почек, выведение из организма К+, регулирование К+/Na равновесия, противовоспалительное действие?

3. С действием какого гормона связаны следующие эффекты: расширение зрачка, гипертензия, усиление работы сердца, гипергликемия, повышение энергетики мышечного сокращения, учащение дыхания, выпрямление волос, уменьшение моторики ЖКТ?

4. Почему скорость распространения гуморального воздействия меньше скорости распространения нервного импульса?

5. У больного при обследовании обнаружены тахикардия, экзофтальм, повышение уровня основного обмена на 40%. О поражении функции какой железы внутренней секреции можно думать?

 

«5»

Задание № 6

 

1. У взрослого человека рост 125 см. Интеллект не нарушен. Возможная причина?

2. Под влиянием какого гормона осуществляются следующие реакции:

1 Синтез гликогена в печени и мышцах, интенсивное окисление глюкозы в тканях, возникновение гипокликемии.

2 Нормализация обмена.

3 Снижение катабализма белка.

3. Под влиянием каких г

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...