Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Личность как самоуправляемая система.




Академик И. П. Павлов писал, что человек – это система сама себя регулирующая. Такое понимание человека противопоставлено механическому представлению о личности как игрушке в руках внешних сил.

Личность – продукт обстоятельств, но обстоятельства создаются людьми. Следовательно, личность как социальное существо является деятелем общественного развития. Все в личности упорядоченно, системно, целесообразно согласованно как в статике, так и динамике. Все это обеспечивается благодаря самоуправлению.

Человек не автоматически переключается с одного дела на другое, а сознательно, при учете социальной ситуации, оценки значимости импульсов, учете последствий действий и т.п. Он может выбирать, и в этом состоит его свобода воли. Высшая саморегуляция осуществляется специальной системой, обозначаемой как “я”. В процессе жизни и воспитания “я” формируется как центр самосознания. “Я” как система саморегуляции начинает формироваться в детстве под влиянием оценок взрослых и осознания своих возможностей.

Личность может преодолевать так называемый комплекс неполноценности или, по крайней мере, его замаскировывать. Способность к самоуправлению меняется с возрастом и в связи с патологическими изменениями личности. Самооценка у взрослого может изменяться и под влиянием оценки окружающих людей.

Личность как самоуправляющая система осуществляет:

  1. Вызов, задержку процессов (действий, поступков).
  2. Переключение психической деятельности.
  3. Ее ускорение или замедление.
  4. Усиление или ослабевание активности.
  5. Согласование побуждений.
  6. Контроль за течением деятельности путем слияния намеченной программы осуществляемыми действиями.
  7. Координацию действий.

Для решения этих задач формируются следующие основные механизмы “я”: 1) контроля; 2) согласования; 3) санкционирования; 4) усиления.

Благодаря произвольному влиянию восприятие становится более полным и точным, а благодаря самоконтролю вся психическая активность оказывается соответствующей определенной программой деятельности.

Чрезвычайно важной функцией “я” является согласование. Процесс согласования, как говорил И. П. Павлов, есть соотношение побуждений с действительностью и моральными нормами. Очевидно, что согласование представляет функцию мышления.

Согласование завершается санкционированием, т.е. утверждением намерения и определением плана действий. Санкции могут быть различными в зависимости от воспитанности личности, они могут побуждаться корыстными интересами или высокими моральными принципами, тем самым, характеризуют не только направленность, но и личность в целом.

Многие психологи, в особенности А. Ф. Лазурский и М. Я. Басов, придавали исключительное значение волевому усилию. И действительно, любая психическая деятельность требует усилия. Усилие растет пропорционально росту трудностей и препятствий на пути к цели. Следовательно, усилие представляет важнейшее и специфическое проявление волевой саморегуляции личности.

Самоуправление может различаться по типам. Первый определяется как морально-волевой и второй – как аморально-волевой. Третий – как абуличный, или слабый. И, наконец, четвертый – импульсивный. Существуют, конечно, и промежуточные типы.

Морально-волевой тип саморегуляции – положительный тип, которому суждены и большие порывы, и великие свершения. Такой человек хозяин своих слов, всегда добивается цели, несмотря на трудности.

Тип аморально-волевой – это индивидуалист, преследующий всегда и везде эгоистические цели. Человек такого типа разумен в определении путей достижения намерений.

Человек абуличного типа характеризуется вялостью и пассивностью, безразличием ко всему. Такой человек легко соглашается с другими, поддается их влиянию, а на деле остается по-прежнему бездеятельным.

У импульсивного типа человека много увлечений, но этот человек действует необдуманно.

8. Духовное богатство личности.

Моральная воспитанность характеризует личность не только со стороны отношения ее к общественным обязанностям, но и в первую очередь к людям. Из всех ценностей общество выше всего ценит человека. Отсюда – отношение к людям служит критерием нравственной воспитанности личности.

 

 

Духовное богатство личности включает:

1. разносторонность развития духовных потребностей и интересов, которые побуждает личность к активному овладению знаниями, наукой и искусством;

2. большой объем знаний, умений, навыков. Высокообразованный, начитанный человек ориентирован в естественных и общественных науках, он умеет самостоятельно учиться, овладевать знаниями, может много делать;

3. развитые способности, обеспечивающие творчество в области наук и искусства.

Духовно-богатая личность высоко ценится людьми, коллективом, служит образцом для подражания.

 


Заключение.

Человек, включившись в систему общественных отношений и видоизменяясь в процессе деятельности, он приобретает личностные качества и становится социальным субъектом.

В отличие от индивида, личность не есть целостность, обусловленная генотипом: личностью не рождаются, личностью становятся. Определенное влияние на развитие и формирование личности оказывает процесс становления социального “Я”.

Содержание процесса становления социального “Я” – это взаимодействие с себе подобными. Предназначение этого процесса – это поиск своего социального места в обществе. Результатом этого процесса является зрелая личность.

Становление социального “Я” возможно только как процесс усвоения мнения значимых людей для человека, т.е. через понимание других ребенок приходит к формированию своего социального “Я” (впервые этот процесс описал Ч. Кули.). Можно сказать иначе: на социально-психологическом уровне становление социального “Я” происходит через интериоризацию культурных норм и социальных ценностей. Это процесс превращения внешних норм во внутренние правила поведения. Личность формирует такие отношения, которых нет, и никогда не было, и в принципе не может существовать в природе, а именно – общественные. Она расширяется через совокупность общественных отношений, а, следовательно, динамический ансамбль людей, связанных взаимными узами. Поэтому личность не только существует, но и рождается, именно, как “узелок” завязывающийся в сети взаимных отношений.

Личностью человек станет, когда начнет совершенствовать социальный фактор своей деятельности, т.е. ту ее сторону, которая направлена на общество. Поэтому фундаментом личности выступают общественные отношения, но только такие, которые реализуются в деятельности.

Осознав себя как личность, определив свое место в обществе и жизненный путь (судьбу), человек становится индивидуальностью, обретает достоинство и свободу, которые позволяют отличить его от любой другой личности, выделить ее среди прочих.

 

Использованная литература.

 

  1. Мир человека: Учебное пособие для 10-11 классов общеобразовательных учреждений./ Б.А. Ерунов. – М.: Интерпракс, 1995, - 416 с.
  2. Человек, природа, общество: Пособие по обществознанию/ Под ред. Л.Н. Боголюбова и Л.Ф. Ивановой. – М.: Новая школа, 1997, - 256 с.
  3. Человек и общество: Учебник обществознания/ Социальный статус личности/ А.Ю. Лазебников. – М.: Просвещение, 2002, - 417 с.
  4. Общая психология: Учебное пособие для студентов./ В.В. Богословский, А.А. Степанов. – М.: Просвещение, 1998, - 348с.
  5. Практическая психология: Учебник./ М.К. Тутушкина. – СПб.: Специальная литература, 2001, - 255с.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...