Модуль 2 изучает государство как субъект управления общественными процессами
ЛЕКЦИЯ № 1
Разработал преподаватель кафедры государственно-правовых дисциплин подполковник юстиции С.Федоров Обсуждено на заседании ПМС Протокол № от "__"______________
I. Учебные и воспитательные цели: 1.Дать курсантам систематизированные основы знаний по рассматриваемой теме. 2. Раскрыть состояние и перспективы развития соответствующих правовых институтов, концентрировать внимание курсантов на наиболее сложных и узловых вопросах лекции. 3. Стимулировать активную познавательную деятельность курсантов, способствовать формированию творческого мышления. 4. Воспитывать уважительное отношение курсантов к праву, формировать высокий уровень правовой культуры офицера-пограничника. I I. Учебные вопросы и распределение времени: Введение
1. Задачи, содержание и структура курса «Правовые основы государственного управления и государственной службы» 2. Субъект, объект и предмет государственного управления. Заключение I I I. Учебно-материальное обеспечение: - слайды; - Лектор 2000; -выставка литературы;
IV. Литература: Основная: 1. Глазунова Н.И. Система государственного управления: Учебник для вузов. – М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2003. С. 8-29; 2. Пикулькин А.В. Система государственного управления: Учебник для вузов.- М.ЮНИТИ-ДАНА, 2001. С. 7-31; 3. Чиркин В.Е. Государственное управление. Элементарный курс. – М.:Юристъ, 2002. С. 11-20. Дополнительная: 1. Азизов Ф.Х., Мальцев В.Н. Поддержка управленческих решении. — М., 1994.
2. Актуальные проблемы государственного строительства, управления: Сб. науч. тр. / Под ред. Н.И. Глазуновой. — М.. ГУУ, 2000. 3. Алексеев А.А. Пигалов В.А. Деловое администрирование на практике. Инструментарий руководителя. — М, 1993. 4. Антикризисное управление: Учебник / Под ред. Э.М. Короткова. — М.: ИНФРА-М, 2000. 5. Атаманчук Г.В. Государственное управление. Организационно-функциональные вопросы. — М., 2000. — (Сер. «Энциклопедия управленческих знаний»). 6. Атаманчук Г.В. Теория государственного управления: Курс лекций. — М. Юрид. лит., 1997. 7. Атаманчук. Г.В. Управление: всегда есть варианты. — М.: РАГС, 1999. 8. Афанасьев Э. В., Ярошенко В.Н. Эффективность информационного обеспечения управления. — М., 1987. 9. Бахрах Д. Н. Административное право: Учебник для вузов. — М.: БЕК, 1996. 10. Вольский К. С. О системе административного права // Государство и право - 1998. - №3. - С.5—11. 11. Глазунова Н.И. Государствоведсние: Учеб. пособие. — М.: ГУУ, 2000.
V.Те кст лекции:
Введение Все цивилизованные государства в современном мире, не зависимо от их естественных различий, сходятся сегодня в едином мнении, что достичь достойного качества жизни каждого члена общества можно только лишь за счет правильной и рациональной организации управления этим обществом. Это доказывает пристальное внимание любого здравомыслящего правительства к проблеме организации государственной службы. Россия в этом плане не является исключением. Офицер-пограничник являясь представителем государства на самых передних рубежах олицетворяет собой новый тип государственного служащего. Знание правовых основ государственного управления и государственной службы поможет военнослужащим пограничных органов и пограничных войск более эффективно организовывать оперативно-служебную деятельность по охране государственной границы, осознано выполнять требования правовых норм, грамотно осуществлять руководство вверенным коллективом.
1. Вопрос. Задачи, содержание и структура курса «Правовые основы государственного управления и государственной службы» Приступая к изучению данной дисциплины необходимо представлять, что конечной целью должно являться приобретение будущими офицерами пограничных органов и пограничных войск ФСБ РФ способности ориентироваться в системе законодательства о государственном управлении и государственной службе, получение ими необходимых теоретических знаний и практических навыков в области государственного управления общественными отношениями и прохождения военной службы как вида государственной службы в сфере защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации. Государственное управление – осуществляемая на основе законов и других нормативных актов организующая, исполнительная и распорядительная деятельность государственных органов, органов местного самоуправления, общественных и иных негосударственных формирований, наделенных соответствующими государственно-властными полномочиями. Государственное управление или управление делами государства вообще осуществляют все ветви государственной власти: законодательная, исполнительная и судебная власть. Все они реализуют единые цели государства, проводя определенную стратегическую линию внутренней и внешней политики. Государственное управление представляет собой одну из форм этой деятельности. Государственное управление носит государственно-властный характер, является организующей, непосредственной деятельностью в межотраслевой, социально-политической, социально-культурной, хозяйственной деятельности и других областях и осуществляется специально на то уполномоченными субъектами управления. В результате изучения дисциплины курсанты-пограничники должны иметь представление: - о правовых основах государственного управления как науке управления общественными процессами и государственной службы в федеральных органах государственной власти; - о правовых формах и методах осуществления функций государственного управления органами государственной власти Российской Федерации;
- о системе, структуре, организации, задачах, функциях и полномочиях государственных органов власти по управлению процессами общественного развития России; Постигая науку «Правовые основы государственного управления и государственной службы» выпускники должны знать: - сущность государственного управления и его неразрывную связь с государственной службой; - понятие управления, государственного управления, органов государственного управления; - систему и источники права, регулирующие государственно-управленческую деятельность; - общественные отношения, являющиеся предметом государственного управления; - юридическую ответственность должностных лиц государственных органов власти при осуществлении ими функций государственного управления; - соотношение реализации управленческих полномочий и законности и дисциплины в сфере государственного управления; - правовую организацию управления в отраслях экономики, в социально-культурной и административно-политической сферах; - особенности военного управления как отрасли государственного управления; - законодательство о защите и охране Государственной границы РФ, задачи и функции пограничных органов и пограничных войск ФСБ РФ в обеспечении административно-правовых режимов Государственной границы; - полномочия должностных лиц органов и войск Пограничной службы ФСБ РФ по привлечению к административной ответственности нарушителей режима государственной границы и пограничного режима; - правовые основы государственной службы и военной службы как вида государственной службы; - правовые основы статуса военнослужащих ФСБ РФ; - особенности юридической ответственности военнослужащих; - порядок прохождения военной службы и состояния в запасе; - правовые и социальные гарантии прохождения военной службы. Учебная дисциплина является одной из основных юридических дисциплин в специальной подготовке офицера пограничных войск. Научную основу дисциплины составляют Конституция РФ, общая теория государства и права, административное, муниципальное и военное право, а также действующее законодательство Российской Федерации в сфере государственного управления.
Базовыми для дисциплины является учебный курс Теория государства и права, Конституционного права Российской Федерации, Административного права, Муниципального права. Изучаемая дисциплина состоит из двух блоков, включающих в себя 7 модулей. В девятом семестре изучается Блок 1 «Научно-правовые основы государственного управления и государственной службы», который состоит из 4 модулей. Модуль 1 посвящен г осударственному управлению как особому роду социальной деятельности и объект правового регулирования. При изучении этого модуля рассматриваются важнейшие вопросы, такие как: -задачи и содержание курса «Правовые основы государственного управления и государственной службы»; - структура системы государственного управления. Объект системы государственного управления. Предмет системы государственного управления. Модуль 2 изучает государство как субъект управления общественными процессами В тесной связи с теорией государства и права постигаются такие проблемы как государственная власть - особая разновидность социальной власти, затрагиваются основные теории происхождения государства, признаки современного государства, понятие и сущность формы государства. Особое внимание в этом разделе обращается на понятие и структуру государственного аппарата, а также принципы формирования системы органов государственного управления и функции органов государственного управления. Модуль 3 касается правового положения субъектов государственного управления. На основе знаний, полученных при изучении конституционного права РФ необходимо углубленно разобраться с такими вопросами как ролью президента, парламента, правительства в системе государственного управления РФ, при этом обратить внимание на роль судебной власти в обществе и взаимосвязь и взаимодействие органов государственной власти. Модуль 4 является одним из ключевых в дисциплине Правовые основы государственного управления и государственной службы и посвящен теоретико- правовому изучению основ организации государственной службы в РФ. При изучении этого модуля рассматриваются государственная служба и общая теория бюрократии, принципы государственной службы, цели и функции государственной службы в системе государственного управления. Блок II «Основы управления в сфере национальной безопасности и военного строительства» изучается в десятом семестре. Блок состоит из трех модулей:
· модуль 5 Правовое регулирование государственного управления в сфере национальной безопасности и военного строительства; · модуль 6 Военная служба как вид государственной службы; · модуль 7 Законность и дисциплина в государственном управлении Основными видами занятий по дисциплине являются лекции, семинары, самостоятельные работы под руководством преподавателя, практические занятия, контрольные работы. Система оценки знаний традиционна и включает следующие виды контроля: входной, текущий, рубежный, итоговый. Итоговый контроль проводится для определения степени достижения учебных целей по дисциплине и осуществляется путем проведения экзамена в конце десятого семестра.
2. Вопрос. Субъект, объект и предмет государственного управления. Управление — это всегда воздействие. Представители кибернетической науки определяют управление как перевод объекта (какой-либо системы) в новое состояние или изменение состояния объекта управления для достижения цели системы. При этом подчеркнем важную для нас методологическую исходную позицию: речь идет о социальном управляющем воздействии, то есть воздействии, во-первых, на общественные, а не на технические или биологические системы; во-вторых, на все общество, а не на отдельного человека («Отдельный скрипач управляет собой, оркестр нуждается в дирижере» К. Маркс). В научной литературе встречаются различные трактовки управляющего воздействия. Однако расширение понятия «управляющее воздействие», подведение под него стихийного действия природных и социальных сил, а также механизмов саморегуляции приводит к искажению сути управляющего воздействия. А суть в том, что управляющим источником компонентов выступает человек. Самые сложные АСУ, которые приводятся в действие компьютером и без прямого участия человека, создаются и программируются человеком. Управляющее воздействие означает прежде всего сознательное начало, момент непременной связи управления с человеком. Управляющее воздействие — это практическая деятельность, специфический вид труда, совершение действии административно-правового свойства, направленное на исполнение законов, создание правовых актов, их реализацию и проведение организационных мероприятий. Однако термин «деятельность» не раскрывает до конца социальную сущность управления, его специфическое место и роль в жизни людей. Поэтому можно управляющее воздействие характеризовать и как отношение (субъектно-объектное), входящее в систему общественных. В иерархии общественной структуры это отношение, как правило, вертикальное по характеру и связано с наличием у вышестоящей стороны возможности властно выражать и осуществлять свою волю. В экономической науке внимание обращается преимущественно на экономическое содержание управляющего воздействия, в юридической — его правовую форму. • Управляющее воздействие может быть определено как результирующая деятельности, отношений, т.е. как действующее, побуждающее, изменяющее и именно управляющее воздействие, а не управленческое, как порой говорят и пишут. Управляющее воздействие содержит момент целеполагания (зачем нужно воздействие, к чему способно привести?). Цели управляющего воздействия, особенно в государственном управлении, должны быть признанными, привлекательными, поддерживаемыми, мобилизующими и при этом — реальными. Искусство политического (государственного) целеполагания заключается в том, чтобы из естественного множества целей выбрать именно те, которые не только нужно, но и практически можно реализовать (политика есть искусство возможного). Управляющее воздействие непременно содержит организационный момент, суть которого в направлении и практическом осуществлении взаимодействия людей. Организационное воздействие имеет два «среза»: статичный (структурный) и динамичный (функциональный); оба взаимообусловлены. • Управляющее воздействие предполагает и регулирование поведения участников управляемого процесса, в результате чего претворяются, признаются, утверждаются (как бы опредмечиваются) социальные нормы, в том числе законодательные, традиции, обычаи, исторические уроки и выводы, мораль, право и многие другие социальные регуляторы. Таким образом, термин «управляющее воздействие» предполагает специфику такого воздействия, которая состоит в целеполагающих, организующих и регулирующих свойствах. Именно эта триада свойств составляет сущность социального управления, разновидностью которого является государственное управление. В научной литературе и практике нет однозначного понимания термина «государственное управление». Одни толкуют его расширительно как практическое организующее и регулирующее воздействие государства на общественную жизнедеятельность людей в целях ее упорядочения, сохранения или преобразования, опирающееся на властную силу, как деятельность госаппарата по регулированию общественных отношений, по управлению как общественными, так и собственными делами. Встречается и более узкое толкование государственного управления. Некоторые сводят его к организующей, исполнительно-распорядительной деятельности органов государства осуществляемой на основе и во исполнение законов и состоящей в повседневном практическом выполнении функций. Отождествление сферы государственного управления со сферой функционирования исполнительной власти явно сужает объект понятия. Оно определяется не столько по объекту и содержанию управляющего воздействия, сколько по действующему в его пределах субъекту. Государственное управление — это вся деятельность государства по организации государственных органов, их связей и функционирования. Отсюда и широкий предмет политического и административного государственного воздействия. Есть предложение считать, что государственного управления как деятельность «исполнительно-распорядительного органа по воздействию на объект управления для его перевода в состояние, необходимое для достижения цели соответствующего территориального образования, посредством принятия правовых актов, организации и контроля исполнения этих актов и актов органов законодательной (представительной) власти». Данная трактовка не совсем отвечает «духу» конституционной установки на суверенность народа в организации государственной власти. Определение Государственного управления через влияние только сверху вниз не раскрывает сути государственного управления. Об этом вполне определенно высказались отечественные государствоведы еще в 1980-е годы. Итак, обобщая сказанное, можно следующим образом объяснить государственное управление. Государственное управление — это целенаправленное организующе-регулирующее воздействие государства (через систему его органов и должностных лиц) на общественные процессы, отношения и деятельность людей. Государственное управление — разновидность социального управления, но его природу и специфику определяют присущие только данному виду управления свойства. 1. Субъект целенаправленных, организующих и регулирующих воздействий — государство. Характер государственного управления в конкретное историческое время определяется характером, конституционными основами (принципами) развития государства. Государство как мозговой центр дает импульсы — приказы государственному управлению — своего рода «нервной системе» общественного организма. 2. Государственное управление опирается на властные полномочия и представляет собой способ реализации государственной власти, которая распространяется на все общество (и на другие сообщества в рамках проводимой государством международной политики). Законы, иные основные, общие, типовые решения, правила, нормы, устанавливаемые государственной властью — общеобязательны, обеспечиваются авторитетом силы государства. 3. Специфику государственного управления составляют характер и объем охватываемых управлением общественных явлений. В центре государственного управления (смысл государственного воздействия) — решение общих дел, согласование действий всех граждан, защита совместного интереса, удовлетворение потребностей общества, а не отдельных граждан и социальных групп. 4. Комплекс методов и средств государственного воздействия составляют не только правовые, политические, экономические (регулирование, согласование, убеждение, стимулирование и т.д.), но и принуждение с помощью сил правоохранительных государственных органов. Государственная власть и управление в источнике имеет правовую и политическую обусловленность (ле-гитимность), а в реализации — силу госаппарата, обладающего и средствами принуждения. В широком смысле государственное управление как система означает: · непосредственное осуществление государственной власти, · принятие политико-государственных- решений и их реализацию, · контроль за соблюдением в обществе правозаконности · правосудие. Субъектом государственного управления выступают законодательные органы государственной власти, исполнительные органы государственной власти, органы суда и прокуратуры. Именно такое расширительное толкование государственного управления как действий государственной власти по исполнению целей государства, включающее три основные функции государственной власти, предлагали отечественные юристы — государствоведы прошлого столетия. Государственное управление — воздействие государства на общественные процессы, управление делами всей общественной системы. Государство в данном случае выступает как основной (но не единственный) институт политической системы общества. Для государственного управления, осуществляемого президентом, правительством и иными органами исполнительной власти, представительными, законодательными органами и органами местного самоуправления, характерны следующие признаки: • выполнение общезначимых функций; • нормативно-распорядительное регулирование; • подзаконный характер деятельности; • использование властных полномочий. Государственно-административное управление представляет собой вид государственной деятельности по управлению делами государства, в рамках которого практически реализуется исполнительная власть, ее органов и должностных лиц на всех уровнях государственно-административного устройства: федеральном, субъектов Федерации, местном. Государственно-административное управление, осуществляемое органами исполнительной власти, характеризуется теми же признаками, что государственное управление в целом, а также и дополнительными: • непрерывным и оперативным характером деятельности; • осуществлением специализированных функций, требующих единообразной технологии; • установлением юридическо-функциональных режимов; • применением мер административной ответственности; • иерархически построенным аппаратом управления; • профессиональным персоналом; • административным усмотрением. Государственное администрирование — практическая деятельность государственных органов, технологический процесс подготовки, принятия и исполнения управленческих решений в совокупности методов и средств, с помощью которых решаются задачи государства и его структур различного уровня, осуществляется прямое, систематическое и специализированное воздействие органов управления на подведомственные им органы и объекты на основе административной ответственности за выполнение решений. Государственное администрирование — это и обширнейшая сфера практической деятельности государственных органов, учреждений, должностных лиц, и особый род занятий по государственной службе, и особое искусство (как высшая степень мастерства), приобретаемое профессиональными управленческими знаниями, опытом, талантом, и специальная научная дисциплина, точнее — междисциплинарная область научного знания и практической деятельности. В бытовом сознании государственное управляющее воздействие часто отождествляется лишь с одним из проявлений государственного управления, причем позднейшим. Исторически государственное управление возникло прежде всего как общее политическое руководство и регулирование (в форме идеологического воздействия и контроля). При толковании государственного управления мы исходим из того, что понятие «управление» шире по содержанию, чем понятие «власть», ибо включает не только деятельность по принятию решений, но и деятельность (отношения, нормы, процесс) по подготовке и обеспечению, выполнению решений, непосредственное непрерывное управляющее воздействие. Власть — категория политико-правовая, в то время как управление — организационно-правовая и процессуально-технологическая. Это необходимо подчеркнуть, так как с принятием Конституции РФ 1993 г. термин «государственное управление» исчез из языка нормативно-правовых актов различной юридической силы. Реальный процесс исчезнуть не может и должен быть адекватно обозначен. В основу классификации видов управляющего воздействия берутся различные основания. В качестве объекта управления могут быть: · сфера общественной жизнедеятельности, она обязывает различать экономическое, социальное, политическое, духовно-идеологическое воздействие; · структура общественных отношений, предполагающая управление экономическими, социальными, политическими, духовно-идеологическими отношениями и процессами; · характер и объем охватываемых воздействием общественных явлений, служащий показателем для различения управления обществом, управления государством, управления отраслями (предприятиями, фирмами и т.д.), управления территориями. Термин «менеджмент» в российской литературе последних лет часто употребляется в связке с прилагательным «государственный» и как синоним государственному управлению. В связи с этим целесообразно обозначить нашу методологическую позицию.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|