Иллюзии восприятия (ощущений)
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ
ВОСПРИЯТИЕ –__________________________________________психический процесс, заключающийся в отражении объектов в целостности их свойств и характеристик (в форме целостных образов) при их непосредственном контакте с органами чувств. Восприятие – так же как и ощущения, основан на активности – перцептивных действиях. ВИДЫ ВОСПРИЯТИЯ 1) по ведущему анализатору (каналу получения информации) – зрительное, слуховое, тактильное и т.д. 2) по объекту восприятия (восприятие предметов, времени, движений, пространства, человека.) СВОЙСТВА ВОСПРИЯТИЯ Целостность. В-е схватывает целостный образ предмета. Это свойство не является врожденным. Так, люди, ослепшие в младенчестве, которым вернули зрение в зрелые годы, в первые дни после операции видят не предметы, а лишь расплывчатые очертания, пятна различной яркости и величины и не видят целостных предметов. Целостное зрительное восприятие у них формируется, но все равно остается ограничено тем, что они узнали ранее благодаря осязанию. Таким образом, восприятие формируется в процессе практики; это система ________________________________, которыми надо овладеть. Структурность. Восприятие не является простой суммой ощущений. Фактически нами воспринимается обобщенная структура. Например, слушая музыку, мы воспринимаем не отдельные звуки, а мелодию, и узнаем ее, когда она исполняется и оркестром, и на рояле, и вокально, хотя отдельные звуковые ощущения различны. Мы способны в любом целостном образе выделить отдельные элементы (буква – целостный образ, но состоит из элементов).
Предметность – отнесенность образов восприятия к реальной действительности. Результаты современных исследований свидетельствуют о том, что дети на первом году жизни возраста воспринимают предметы не как постоянно меняющиеся состояния своих органов чувств, а как нечто независимо от них существующее и противостоящее им во внешнем окружении. Формирование предметности восприятия связано с первыми практическими действиями ребенка,
Константность Благодаря этому свойству мы воспринимаем окружающие предметы как относительно постоянные по форме, цвету, величине и т. п. Источником константности являются активные действия перцептивной системы (системы анализаторов, обеспечивающих акт восприятия). Многократное восприятие одних и тех же объектов в разных условиях позволяет выделить их постоянную, инвариантную структуру. Константность — приобретенное, а не врожденное свойство. Может нарушаться, когда человек попадает в незнакомую ситуацию. Например, людям, смотрящим с верхних этажей высотного здания вниз, автомобили и пешеходы кажутся маленькими; в то же время строители-высотники сообщают, что они видят объекты, расположенные внизу, без искажения их размеров. Осмысленность. Восприятие тесно связано с речью и мышлением, с пониманием сущности предметов. Поэтому мы видим объекты в их связи с другими объектами, выделяя не только их непосредственно данные физических характеристики, но и назначение, личный смысл. Избирательность. Проявляется в выделении одних объектов на фоне других (закон фигуры и фона). Апперцепция. Зависимость восприятия от содержания психической жизни человека, от особенностей его личности (в том числе мотивов). Различные свойства восприятия «работают» взаимосвязано. Так, константность взаимосвязана предметностью и осмысленностью. Это проявляется в опытах с искажающими очками. Взрослые животные впадают в панику и не могут ориентироваться в пространстве. Человек же способен «перестроиться», психика «переворачивает» изображения. Интересный факт обнаруживается в аналогичном опыте со свечой. В первые дни испытуемые видели все окружающие предметы перевернутыми, НО кроме тех, которые не могли быть перевернутыми в реальности. Так, негорящая свеча воспринималась перевернутой, но как только ее зажигали, ее видели нормально расположенной.
Швейцарский психолог Роршах установил, что даже бессмысленные чернильные пятна всегда воспринимаются как нечто предметное и осмысленное (собака, облако, озеро). ИЛЛЮЗИИ ВОСПРИЯТИЯ (ощущений) это ложное или искаженное восприятие окружающей действительности, которое заставляет воспринимающего испытывать чувственные впечатления, не соответствующие действительности, и склоняет его к ошибочным суждениям об объекте восприятия. Ошибки (иллюзии) обнаруживаются в отношении различных видов восприятия. Проприоцептивная иллюзия – шатающаяся походка моряка, которому палуба кажется устойчивой, а земля уходит из-под ног, как палуба при сильной вертикальной качке. Слуховое восприятие – ошибочная локализация звука, например «эффект чревовещателя», или приписывание голоса кукле, а не артисту. Вкусовые иллюзии относятся к иллюзиям контраста: в данном случае вкус одного вещества влияет на последующие вкусовые ощущения. Например, соль может придать чистой воде кислый вкус, а сахароза заставить ее горчить. Наиболее известны зрительные иллюзии. Глобально различают: · _____________________иллюзии («преломление» ложки в стакане с водой, миражи) · ______________________(восприятие холодной воды как теплой замерзшими руками, исчезновение предметов при попадании в зону слепого пятна на сетчатке, холодные предметы кажутся тяжелее, чем теплые предметы того же веса). · _______________________________________.
Особый феномен восприятия -_________________________________________. Заключается в восприятии реальности не в ее объективных характеристиках, а в соответствии с осознанно или неосознанно сформированным вариантом (установкой). Буква «Н» в разных словах воспринимаются либо как Н либо как А – в зависимости от контекста.
ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС _____________________________________________ ___________________________________________________________________ ЗАДАНИЕ
\
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|