Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

СПОСОБЫ ЛиквидациИ прихватов

В практике бурения применяется ряд методов ликвидации при­хватов бурильных и обсадных колонн. Затяжки и небольшие при­хваты обычно ликвидируются путем расхаживания (многократное, чередующееся опускание и поднимание колонны) и проворачи­вания ротором бурильной колонны. Величина усилия, которое прикладывается к трубам во время расхаживания, может намного превышать собственную массу колонны и лимитируется прочнос­тью труб и талевой системы. Поэтому перед расхаживанием долж­но быть тщательно проверено состояние вышки, талевой систе­мы, лебедки и их прочность, а также состояние индикатора массы (веса). Если расхаживанием не удается ликвидировать прихват, то дальнейшие работы будут зависеть от вида прихвата. Так, прихва­ты, происшедшие под действием перепада давления, как прави­ло, ликвидируют жидкостными ваннами (нефтяными, водяными, кислотными и щелочными).

Практика производства нефтяных ванн в скважинах, где бури­ли с промывкой забоя, и скважина заполнена водой, показала, что нефть очень быстро всплывает. В этих случаях, чтобы получить эффект от нефтяной ванны, необходимо перед и после закачки нефти прокачать по несколько кубометров глинистого раствора. Глинистый раствор ограничивает быстроту всплывания нефти, и нефтяная ванна дает результат.

Для освобождения прихваченных бурильных колонн и устра­нения заклинивания долота, турбобуров в карбонатных глинис­тых (известняках, доломитах) и других породах, поддающихся действию кислоты, применяется кислотная ванна. Водяная ванна эффективна, когда замена глинистого раствора нефтью может привести к выбросу; если в зоне прихвата встречены обвалива­ющиеся глины и особенно, когда бурильная колонна прихваче­на или заклинена в отложениях магниевых и натриевых солей. Во время производства ванн некоторое количество нефти (кис­лоты или воды) необходимо оставлять в трубах с тем, чтобы пе­риодически (через 1... 2 ч) подкачивать нефть (кислоту или воду) в затрубное пространство. Установка нефтяных ванн сопряжена с возможностью возникновения пожара. Для предупреждения его нужно провести тщательную работу по подготовке всего обору­дования для безопасных работ, обращая особое внимание на ус­транение очагов пожара под полом буровой установки, в зоне ствола скважины и лебедке.

Рис. 12.1. Схема обвязки устья сква­жины при осуществлении ГИС:
1 — нагнетательная головка; 2 — диа­фрагма; 3 — задвижка

Если нефтяная (кислотная или водяная) ванна не дала поло­жительных результатов, прибегают к сплошной промывке нефтью или водой. Сплошная промывка водой возможна при бурении в устойчивых породах. При переходе на сплошную промывку нефтью следует избегать резкого перехода от глинистого раствора к нефти, так как для подъема тяжелого глинистого раствора взатрубном пространстве и движения легкой нефти внутри бурильных труб потребуется высокое давление. Эффективным средством ликвидации прихватов различных ти­пов является гидроимпульсный способ (ГИС). Его не применяют, если плотность бурового раствора составляет менее 1,35 г/см3, бу­рильные трубы не герметичны, долото опирается о забой или от­сутствует круговая циркуляция бурового раствора. При производстве ГИС (рис. 12.1) в колонну бурильных труб через нагнетательную головку 1 при открытой задвижке 3 закачи­вают на глубину Н воду или буровой раствор, плотность р2 кото­рого меньше плотности р,. За счет разности плотностей жидкости в трубах р2 и в затрубном пространстве р, создается давление, растягивающее колонну труб. При достижении определенного дав­ления в трубах диафрагма 2 разрывается, давление мгновенно па­дает, а в бурильной колонне возникает волна разгрузки, кото­рая, дойдя до прихваченной части колонны, действует на нее как ударная нагрузка. Переток жидкости содействует освобожде­нию прихвата. Задвижка 3 служит для перекрытия колонны труб, чтобы не допустить большого снижения уровня раствора в за­трубном пространстве. Если 25... 30 импульсов при заданном дав­лении (5... 10 МПа на 1000 м колонны труб) не дали результатов, то ГИС совмещают с установкой ванны. Прихваты вследствие за­клинивания колонны труб с наи­большим эффектом устраняют путем создания ударной нагруз­ки вниз или вверх при помощи ясов, вибраторов, забойных гид­роударников, взрыва шнурковых торпед малой мощности. В пос­леднем случае ударная волна, проходя через резьбовое соеди­нение трубы, вызывает его рез­кое ослабление. Если перед взры­вом на трубы был приложен об­ратный вращающий момент, а резьбовое соединение было раз­гружено от массы вышележащих труб, то при взрыве происходит открепление резьбового соедине­ния против нахождения торпе­ды, которое затем легко отвинчивают ротором. Этот метод позволяет в большинстве случаев освободить трубы, находящиеся выше места прихвата.

Если, несмотря на принятые меры, буриль­ную колонну освободить не удается, ее развин­чивают по частям при помощи бурильных труб с левой резьбой. При развинчивании прихваченной части приходится вначале расфрезеровывать саль­ник, образовавшийся вокруг труб. Этот процесс очень длителен и малоэффективен. Поэтому, если для извлечения прихваченной части бурильной ко­лонны требуется много времени, обычно ее ос­тавляют в скважине и обходят стороной. Такое от­клонение ствола, называемое «уходом в сторо­ну», производят, используя методы бурения на­клонных скважин. Место прихвата определяют при помощи прихватоопределителя (рис. 12.2). Прихва-тоопределитель состоит из электромагнита 2, по­мещенного в герметичный корпус 3 из немагнит­ного материала. Электромагнит изолируется от внешней среды головкой 7 и днищем 4, которые одновременно являются соответственно верхним и нижним полюсами электромагнита. В головке 7 размещаются ввод и узел закрепления каротаж­ного кабеля.

Работа прихватоопределителя основана на свой­стве ферромагнитных материалов, размагничива­ющихся при деформации предварительно намаг­ниченных участков. В зону предполагаемого места прихвата спускается прибор для получения харак­теристики намагниченности прихваченных труб. Производится первый контрольный замер в мес­те прихваченных труб. Далее в зоне прихвата уста­навливаются контрольные магнитные метки пу­тем подачи тока через электромагнит на участки колонны, расположенные друг от друга на рас­стоянии 10 м. При этом на каждом участке на­магничивается отрезок трубы длиной 15... 20 см.

Вторым контрольным замером записывается кри­вая магнитной индукции вдоль всего участка, где установлены магнитные метки. Последние на кривой магнитной индукции вы­деляются четкими аномалиями. На диаграмме меньшими анома­лиями отбиваются также замки и муфты. После этого прихвачен­ную колонну труб расхаживают непродолжительное время, при этом металл неприхваченных труб испытывает деформацию, в ре­зультате которой магнитные метки пропадают. В зоне прихвата маг­нитные метки не исчезают, так как этот участок не деформирует­ся. Третьим контрольным замером определяют участок, где магнитные метки не исчезли, т.е. определяется интервал прихвата. Ликвидация аварий с бурильными трубами и долотами.Успешная ликвидация аварий с бурильными трубами в большой степени зависит от того, как скоро замечен момент слома труб. При обна­ружении аварий с бурильными трубами бурильщик поднимает их с максимальной скоростью. Поднятый конец сломанной части бу­рильной колонны на поверхности очищают, промывают и осмат­ривают для выяснения характера слома. Затем подсчитывают чис­ло свечей, оставшихся в скважине, определяют глубину, на кото­рой находится верхний конец поломанной колонны труб, и на­мечают мероприятия по ликвидации аварии. Работы по ликвидации аварии (любой) в скважине
Рис. 12.2. Прихвато-определитель: Рис. 12.3. Центрирующее направление с универсаль­ным метчиком:
1 — головка; 2 — электромагнит; 3 — корпус; 4 — днище / — воронка; 2 — метчик; 3 — направление; 4 —муфта об­садной трубы; 5 — упорное кольцо; 6 — прокладка; 7 головка

ведутся буровым мастером под руководством старшего инженера (масте­ра) по сложным работам или главного (старшего) инженера бу­рового предприятия (разведки, участка) в зависимости от слож­ности работ.Перед спуском в скважину ловильного инструмента составля­ется эскиз его общей компоновки и ловильной части с указанием основных размеров. Для ловли бурильной колонны применяют ло­витель (шлипс) с промывкой, метчик или колокол. Эти инстру­менты позволяют после захвата оставшейся колонны бурильных труб производить расхаживание и промывку скважины. Длина спус­каемого в скважину инструмента для ловильных работ должна под­бираться с таким расчетом, чтобы крепление ловильного инстру­мента производилось ротором с пропущенной через стол ротора ведущей бурильной трубой. Ловитель (шлипс) применяют как для ловли за замок, так и за трубу. Для извлечения колонны ловителем дают натяжку, включают буровой насос, восстанавливают циркуляцию, после чего при­ступают к ее подъему. Если колонна не поднимается, ее расхажи­вают без вращения. Метчик обычно спускают с направляющей трубой большего диаметра, оканчивающейся воронкой. Спущенный на бурильных трубах метчик покрывает оборванный конец трубы воронкой и конусом входит внутрь трубы до тех пор, пока не упрется в кром­ку трубы. Приподняв немного бурильную колонну, чтобы осла­бить давление на оборвавшийся конец трубы, поворачивают ее по часовой стрелке на 90°, затем обратно на 45° и опять на 1/4 оборота по часовой стрелке. При постепенном опускании буриль­ной колонны вниз метчик врезается в трубы и закрепляется в них. Запрещается окончательно закреплять ловильный инструмент на сломе до восстановления циркуляции бурового раствора через долото. После этого пробуют поднять колонну. В случае прихвата ее расхаживают. При расхаживании необходимо помнить, что подъемные усилия выше допустимых вызывают срыв ловильного инструмента, обрыв бурильных труб, талевого каната или разру­шение вышки. Если циркуляцию восстановить не удается, мет­чик под натяжкой срывают.

Аналогично ведутся работы по соединению и извлечению ос­тавшейся колонны при помощи колокола. При сильном отклонении конца колонны от центра скважины ее отводят к центру посредством отводного ключа и лишь после этого спускают метчик или колокол. Когда после восстановления циркуляции не удается расхаживанием освободить колонну, при­бегают к нефтяной ванне или принимают другие меры. Если все попытки освободить инструмент безрезультатны, приступают к развинчиванию его по частям левым метчиком или колоколом на левых трубах. Иногда вместо отвинчивания по частям офрезеро-ванную часть оставшегося инструмента вырезают при помощи на­ружной труборезки. При этом отрезанная часть извлекается из сква­жины вместе с труборезкой. Основной инструмент для извлечения оставшихся в скважине деталей долот — магнитный фрезер, который спускают в скважи­ну на бурильных трубах. Не доходя до забоя 6...7 м, начинают промывку, вращая ротор на малой скорости. Дойдя до забоя, при небольшой осевой нагрузке, фрезер собирает оставшиеся детали в центр забоя, коронка магнитного фрезера забуривается в породу, нижний полюс сближается с оставшимися на забое деталями и удерживает их. Затем промывка прекращается и начинается подъем бурильной колонны. Ни в коем случае не следует продолжитель­ное время работать на оставшихся металлических деталях — это в большинстве случаев приводит к осложнению аварии. Магнитный фрезер используют также для ловли всевозможных мелких метал­лических предметов, упавших в скважину.

Ликвидация аварий с турбобурами. Аварии, вызванные срыва­ми резьбы турбобура, ликвидируются довольно быстро калибром (в качестве калибра обычно используют переводник турбобура), навинчиваемым на сорванную резьбу корпуса, либо специаль­ными ловителями, захватывающими турбобур за контргайку пяты, или специальным метчиком, пропускаемым внутрь верхнего от­верстия вала. Большие затруднения при турбинном бурении вы­зывает заклинивание долота. В данном случае отбивка долота вра­щением колонны бурильных труб при помощи ротора исключа­ется, так как долото и колонна бурильных труб соединяются через подшипники турбобура, и вращение бурильных труб при­водит к вращению только корпуса турбобура. Поэтому, прежде чем отбить долото вращением, надо расклинить вал турбобура в корпусе. Для этого необходимо забросить в трубы мелкие метал­лические предметы. Забрасывание этих предметов следует произ­водить с прокачкой бурового раствора для того чтобы гарантиро­вать попадание мелких металлических предметов в турбину турбо­бура. При прокачивании бурового раствора и медленном враще­нии бурильной колонны ротором металлические предметы, попа­дая между верхними лопатками верхних ступеней турбины, разру­шают эти лопатки, которые в свою очередь попадают в следующие ступени и вызывают заклинивание статоров и роторов. В случае заклинивания вала в корпусе турбобура долото отбивают так же, как и в роторном бурении, путем вращения колонны бурильных труб, так как при этом вращение бурильных труб будет обеспечи­вать и вращение долота.

Аварии при бурении одной и той же скважины могут возник­нуть при замене турбобуров на турбобуры больших диаметров. Это объясняется тем, что в стенках скважины в местах перехода из одних пород в другие образуются уступы, определяющие проходи­мость данного типоразмера турбобура при определенном диаметре долота.

Уход в сторону от оставшегося в скважине инструмента. Когда оставленную в скважине бурильную колонну не удается поднять или извлечение ее требует слишком много времени, следует ухо­дить в сторону, т. е. бурить новый (второй) ствол скважины выше места, где находится конец оставшегося инструмента.

Если в стволе скважины нет сильно искривленного участка, откуда удобнее всего забуриваться, над оставшейся колонной ста­вят цементный мост и после его затвердения начинают забуривать новый ствол роторным или турбинным 'способом.

Торпедирование скважин. Работы по ликвидации аварий в сква­жинах иногда длятся долго и не дают положительных результатов. В этих случаях целесообразно торпедировать колонну, оставшуюся в скважине, а затем бурить второй ствол до проектной глубины. Торпедирование заключается в том, что в скважину на определенную глубину спускают взрывчатое вещество, которое, взры­ваясь, разрушает оставшуюся в скважине колонну. Для успешного раздробления больших металлических кусков или загона их в раздробленном состоянии в стенки скважины снаряд со взрывчатым веществом (торпеду) устанавливают в непосред­ственной близости к предмету, подлежащему разрушению. Для этого тщательно прорабатывают долотом место, где должен быть уста­новлен снаряд, опускают сначала шаблон, а затем спускают сна­ряд со взрывчатым веществом. Для взрывов внутри прихваченных бурильных труб следует при­менять торпеду, диаметр которой должен быть на 10 мм меньше диаметра проходного отверстия бурильных труб. Торпеду нужно взрывать против муфты или замка, иначе в трубе может возник­нуть от взрыва только продольная трещина, которая будет беспо­лезна, потому что не удастся поднять верхнюю часть бурильной колонны.

Аварии с обсадными трубами. Наиболее распространенный вид аварий с обсадньШи трубами — отвинчивание башмака колон­ны и протирание обсадных труб. Башмак колонны отвинчивает­ся в том случае, когда нижняя часть колонны не закреплена, например когда цемент закачан выше башмака или не схватил­ся у башмака. При дальнейшем бурении, особенно роторным способом, незацементированный башмак от трения муфт бу­рильных труб отвинчивается. Чтобы определить расположение отвинтившегося башмака, в скважину обычно опускают печать, выполненную из куска обсадной трубы. Нижняя часть печати имеет воронкообразную форму. В эту часть вставлена деревянная пробка, в которую забиты гвозди; гвозди оплетены проволокой и залиты гудроном или свинцом. Печать опускают до отвинчен­ного башмака. По отпечатку судят о том, как расположен баш­мак в скважине. Такую аварию ликвидируют при помощи пико-образных долот, которыми стремятся поставить башмак верти­кально, чтобы долото полного размера свободно проходило че­рез него.

Лучшим средством против возникновения таких аварий являет­ся упрочнение нижних труб кондуктора и технических колонн свар­кой. При длительной работе бурильные трубы своими муфтами и замками иногда совершенно протирают обсадные трубы. Сред­ством предохранения от протирания служат предохранительные кольца. Протирание обсадных труб будет значительно интенсивнее в искривленной скважине. Когда против протертого места обсадной колонны имеется це­ментный стакан, в колонне в процесс бурения не происходит никаких осложнений. Если цементный стакан отсутствует, то при бурении обсадные трубы могут рваться лентами, что затрудняет проход долота. Если за трубами будут обваливающиеся породы, протирание может осложниться смятием. Во всех этих случаях единственная мера ликвидации аварии — спуск и цементировка промежуточной обсадной колонны меньшего диаметра.

 

2.4. Организация работ при аварии

Ловильные работы и ликвидация прихватов — весьма ответ­ственные операции, неумелое ведение которых может привести к серьезным поломкам бурового оборудования и вышки, гибели скважины и нечастным случаям с людьми. Поэтому о возникно­вении аварии бурильщик обязан немедленно известить бурового мастера, а в случае его отсутствия — руководителя участка или разведки, не приостанавливая проведения первоочередных мер по ликвидации аварии. В случае затянувшейся ликвидации ава­рии, но не позднее чем через пять дней с момента ее возникно­вения, составляется план ликвидации аварии, утверждаемый ру­ководством бурового предприятия. Все мероприятия по ликвида­ции аварии (прихвата) необходимо выполнять быстро и органи­зованно; чем дольше находится инструмент в скважине, тем труд­нее будет его извлечь.

При ликвидации аварий в скважинах допускаются повышен­ные нагрузки на буровое оборудование, отдельные его узлы и бу­рильную колонну. Для предупреждения несчастных случаев с пер­соналом, участвующим в ликвидации аварии, необходимо строго руководствоваться Правилами техники безопасности в нефтяной промышленности и Едиными техническими правилами ведения работ при строительстве скважин на нефтяных, газовых и газо-конденсатных месторождениях.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...