Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Классификация изобретений и теория развития технических систем




Но, как любая саморазвивающаяся система, МКИ несет в себе не только противоречия, но и слепок ключа для их разрешения. Отражая развитие технических систем, МКИ естественно отразила и закономерности этого развития (16). Законы и общая теория развития технических систем, исследуемые Альтшуллером Г.С. и его школой, и есть тот заветный ключ.

При внимательном рассмотрении МКИ, содержащей более 60 тыс. рубрик, можно заметить, что в различных ее частях проявляются схожие этапы развития близких и далеких технических систем.

Например:

подкласс: А 47 С — "Стулья, диваны, кровати"

3/00 —...стулья или табуреты с вращающимися или регулируемыми по высоте сиденьями

4/00 — складные или разборные стулья

4/54 — надувные стулья (17,т.1,с.82).

подкласс В 63 В — "Суда и прочие плавучие средства"

3/00 — конструкции корпусов

41/00 — выдвижные кили

7/00 — разборные, складные, надувные и им подобные суда (17,т.2,с.241-242,245).

подкласс В 64 С — "Летательные аппараты тяжелее воздуха"

1/00 — фюзеляж

1/28 — подвижные конструктивные элементы фюзеляжа, улучшающие обзор пилота

1/34 — с надувными конструктивными элементами для уменьшения габаритных размеров летательных аппаратов при

хранении

3/00 — крылья

3/38 — регулирование положения или размеров крыла или его частей

3/30 — с надувными конструктивными элементами (17,т.2,с.254).

Из этого небольшого примера видно, что даже такие непохожие ТС как стул, судно и самолет имеют общие ступени развития, которые отразила МКИ.

В соответствии с открытыми законами развития в любых ТС наблюдается переход с макроуровня на микроуровень, что означает замену механического принципа ТС на физический, химический, электрический и другие. Нередко это находит отражение в МКИ, например, в насосах переход на микроуровень можно проследить по следующим рубрикам:

F 04 В 1/00 —...насосы, характеризующиеся числом или расположением цилиндров

19/02 — с подвижными цилиндрами

43/00 —...насосы...с эластичными рабочими органами

F 04 C 7/00 — роторные...насосы с жидкостным кольцом

F 04 F 5/00 — струйные насосы

F 04 F 9/00 — диффузионные насосы

НО1 I 41/12 —...ионные, ионно-сорбционные насосы

НО2 К 44/02-06 — электромагнитные, кондукционные, индукционные насосы

НО1 F 7/24 —...магнитные насосы (17,т.6,с.50-58,т.8,с.10,38,80).

Из приведенных примеров видно, что в различных частях МКИ встречаются одинаковые по сути рубрики, отражающие закономерные этапы в развитии ТС, но имеющие различную индексацию, что делает невозможным четкое отграничение закономерных преобразований ТС от случайных и частных. Кроме того, проследить по МКИ развитие какой-либо ТС от ее возникновения до современного уровня бывает затруднительно, т.к. не всегда это будет отражено в одном классе или разделе, как это видно на примере насосов.

Отсюда следует, что одним из первых шагов по усовершенствованию МКИ должна стать концентрация всей информации о технической системе в одном месте, независимо от принципа действия. Затем необходимо будет упорядочить рубрики в соответствии с закономерными этапами развития ТС, уже известными в науке и ТРИЗ. Следующим шагом будет присвоение одинаковых индексов или кодов одинаковым по сути рубрикам различных классов. Такие этапные рубрики отразят тот или иной принцип решения задачи. Например, это может быть технический принцип "использование надувных конструкций", принцип с использованием физического эффекта "резонанс", принципы с использованием химических, геометрических, биологических и других эффектов.

Эта работа может быть несколько облегчена, поскольку в последние десятилетия учеными разных стран активно создаются банки, фонды, списки, указатели различных эффектов. Школой ТРИЗ ведется сбор информации по физическим, химическим, геометрическим эффектам и осуществляется их систематизация. Само собой напрашивается совмещение двух информационных фондов: физических и других эффектов и изобретений, а также их классификаций, — все предпосылки для которого уже есть.

Дальнейшее развитие новой классификации изобретений (КИ) будет происходить одновременно с появлением новых принципов решения задач или разрешения противоречий, еще не отраженных в КИ. Появившись даже в единственном числе новый принцип "сам потребует себе" и новую рубрику в КИ. Таким образом, принудительное развитие КИ преобразуется в ее саморазвитие.

Анализ десятков тысяч изобретений, проведенный Г.С.Альтшуллером, показал, что "существует несколько десятков общих принципов, лежащих в основе большинства современных изобретательских идей" (18). Поэтому возможно, что дальнейшее развитие классификации приведет к слиянию некоторых классов. Количество рубрик будет постепенно уменьшаться, что сделает КИ простой и удобной и одновременно поможет открыть наиболее общие законы развития техники и природы.

Патентоведение как наука

Появление новой, основанной на закономерностях развития техники, КИ приведет к качественному изменению всей области знаний по изучению и управлению изобретательством.

Изобретения, основанные на новых, еще не отраженных в КИ, принципах можно будет отнести к самому высокому уровню познавательной ценности. Другому, более низкому уровню, будут соответствовать изобретения, по-новому применяющие уже известные принципы. Таким образом, уровень изобретения будет определяться по его индексу в новой классификации. Сама же классификация станет инструментом экспертизы изобретений, а также основанием для определения справедливого вознаграждения творцам нового, поскольку определение уровня изобретений будет носить объективный, научный характер.

Информация о новом изобретении немедленно найдет отражение в КИ и станет ориентиром развития техники. Появится возможность определять уровень развития ТС непосредственно по индексу КИ, а также прогнозировать развитие "отставших" ТС по рубрикам "авангардных" ТС.

Одна из первых попыток прогнозирования развития конкретной ТС на основе ЗРТС была описана Г.С.Альтшуллером в 1969г. Анализируя существующие конструкции экскаваторных ковшей, он писал: "Надо полагать, следующим, пока еще не сделанным, шагом будет создание податливых шарнирных ковшей. Во всяком случае, уже выдано авторское свидетельство № 168195 на изобретение, по которому арочная кромка ковша выполнена из отдельных съемных секций" (18). Прогноз оказался верным, и в конце 1970 года появилось авторское свидетельство № 284715 на "Ковш к машине для погрузки породы", причем его режущая часть выполнена по ширине ковша составной с секциями, каждая из которых шарнирно прикреплена к днищу.

Конечно, этот прогноз краткосрочен, но этим же автором были сделаны и более длительные прогнозы.(12, с.118-119, 19). Таким образом, КИ, имеющая в основе законы развития техники, переводит на научный уровень почти все подсистемы изобретательства, тем самым, обеспечивая становление патентоведения как науки и упрощение всей системы изобретательства.

Систематика техники

Но не это будет главным результатом усовершенствования МКИ. Процесс взаимного закономерного развития техники и ее классификации неизбежно приведет к открытию естественной систематики техники, подобной Периодической системе Д.И.Менделеева для химических элементов. Какой будет эта систематика, трудно предположить. Но, поскольку техника является синтезом природы, человека, общества, то ее систематика станет великим открытием, еще одним доказательством силы и свободы человеческого духа, победой красоты и смысла гармонии над бесформенностью и безъязыкостью хаоса.

Подтвердятся слова А.А.Любищева: "Часто говорят, что систематика, классификация — азбука каждой науки, без которой невозможно работать в любой области знания. Это, конечно, истина, но истина неполная. С еще большим правом можно сказать, что систематика — начало и конец, альфа и омега каждой науки" (20). Открытие естественной систематики техники, завершив период становления ТРТС, патентоведения, а, возможно, и некоторых других наук о природе, технике, творчестве, в то же время откроет горизонты для создания новых наук, которые воплотят невероятные для нас сегодня творческие способности человека.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...