Правила психологического истолкования рисунка семьи
ПРЕДИСЛОВИЕ Эта книга адресована не только профессиональным педагогам, психологам и воспитателям. Описанные в ней методики и приемы могут использовать и родители, стремящиеся лучше узнать своих детей, а заодно и самих себя. Ведь непосредственное восприятие и интуиция ребенка часто точнее отражают тонкости отношений взрослых, чем те склонны предполагать. Нередко именно рисунок семьи, сделанный ребенком, раскрывает родителям глаза на скрытые проблемы, существующие в их взаимоотношениях Я надеюсь, что информация, которую вы получите о своей семье, своих детях и себе самих, позволит вам не только лучше понять детей, ной эффективнее помогать им в преодолении трудностей их развития. Вместе с тем можно сделать одно существенное замечание. На первый взгляд, простые методические приемы порождают соблазн использовать рисунок ребенка как экспресс-тест для оценки его интеллектуальных способностей. Данная методика совершенно не предназначена для этой цели. Она направлена на выявление эмоциональных проблем и трудностей взаимоотношений, которые может пережить человек любого возраста и с любым уровнем интеллекта. К сожалению, в последнее время наметилась тенденция использовать методику «Рисунок человека» для оценки готовности ребенка к поступлению в школу. Существует множество методичек и даже книг, в которых популяризируется эта практика.Более того, проводятся «критерии», по которым, якобы, можно судить о готовности ребенка к школьному обучению. Я неоднократно проводила простой эксперимент, который любой из вас может повторить. В различных аудиториях, где я читаю лекции — студентам (педагогам и психологам), учителям, преподавателям вузов, школьным психологам — предлагалось выполнить задание по методике «Рисунок человека», а потом применить к собственному рисунку критерии, данные, в этих методичках. Неизменно оказывалось, что из группы слушателей в 60—80 человек к поступлению в первый класс были готовы единицы.
Поэтому давайте использовать эту методику лишь для того, чтобы получить ответы на те вопросы, на которые она действительно может помочь найти ответ. И главное, давайте не будем уходить от этих вопросов, подменяя их другими, более легкими и удобными для нас взрослых. Например, вопросами об «уровне интеллекта". Ведь в любом взаимодействии между ребенком и взрослым правомерен не только вопрос взрослого "Почему мне сложно с этим ребенком?», но и вопрос ребенка «Почему мне сложно с этим взрослым?» И если ребенку трудно его высказать, то это не значит, что мы имеем право на него не отвечать. И еще одно замечание. В книге приведены лишь основные правила интерпретации рисунка. Я не ставила перед собой задачи составить полный каталог всех возможных деталей и признаков, которые могут встречаться на рисунках детей и взрослых. Да это и не нужно. Главным для меня было помочь читателю овладеть тем способом мышления, усвоив который, он мог бы и сам понимать смысл разнообразных элементов рисунка. объединяя их и связный текст истолкования. Приведу пример. Допустим, вы решили овладеть иностранным языком. И с этой целью вы выучили наизусть словарь, включающий тысячи слов. Но это не даст вам возможности говорить на этом языке и понимать окружающих, если вы не знаете, как из этих слов составляются предложения. А человек, знающий всего триста слов, но знакомый с правилами соединения их друг с другом, будет свободно общаться на этом языке, улавливая смысл незнакомых слов из контекста фразы. Овладеть навыками интерпретации рисунка можно только в ходе собственной практики, поэтому рекомендую вам начать с истолкования рисунков ваших близких или хорошо знакомых вам людей. Тогда вы сможете сопоставить свое знание о них с информацией, полученной в ходе истолкования их рисунков. Заодно вы увидите как «работают» приведенные мною правила.
ВВЕДЕНИЕ. Каким видит себя ребенок в родительской семье? Каким он воспринимает нас и наши отношения? Л какими мы видим себя и близких в своей семье? Достоверный ответ на эти вопросы дает рисунок семьи, если, конечно, мы научились правильно «считывать» заключенный в нем смысл. Давайте попробуем отвлечься от чисто эстетического восприятия своих рисунков и рисунков наших детей и настроить себя на истолкование их скрытого значения, опираясь на определенные правила, принятые при психологической интерпретации графики. Но прежде ответим на вопрос: с какого возраста ребенка применимы эти правила? Их можно использовать с того момента, когда человек на рисунке ребенка превращается из типичного для всех детей «головастика» (рис. 1) в существо, у которого голова отделилась от тела. Рис.1
Итак, предложите ребенку нарисовать семью, не наводя его на мысль — кого или что он может нарисовать. Даже если он задаст вопрос типа: «Л бабушку рисовать надо?» — не отвечайте на вопрос прямо, а лучше скажите: «Рисуй так, как тебе хочется». Рекомендуем вам использовать для рисования простой карандаш (так лучше виден нажим) и бумагу без линеек и клеток. Правила интерпретации детских рисунков распространяются и на рисунки взрослых независимо от их возраста или профессии. Для рисования семьи лучше использовать половину листа стандартного формата. Если лист будет слишком большим, то ребенок может «растеряться», не зная, как его заполнить. А если лист будет слишком маленьким, то ребенок может вынужденно ограничить свой замысел только тем, что «поместилось». Не разрешайте ни в коем случае пользоваться ластиком. Если же ребенок сочтет, что его рисунок окончательно «испорчен», то в крайнем случае предложите ему другой лист, а потом сравните отличие первого рисунка от второго. А взрослым в том же случае скажите: «Вы можете просто зачеркнуть и нарисовать по-другому».
Постоянно напоминайте, что отметок здесь не ставят и художественные способности не оцениваются. В ходе рисования незаметно следите за порядком появления персонажей и предметов. Существует большая психологическая разница между отношением автора к тому персонажу, кого он нарисовал первым, и к тому, кто будет нарисован последним, или кого вообще «забудут» нарисовать («просто не поместилось»). Не забудьте попросить автора подписать или назвать всех персонажей рисунка и предметы. Ведь и здесь вас могут поджидать неожиданности. Например, мама подписывает одну фигуру, изображающую младшую дочь, — «Машенька», а другую — «Моя старшая дочь». Из самих подписей видно различное эмоциональное отношение матери к девочкам. Если ребенок настойчиво требует цветных карандашей или фломастеров, предложите ему после выполнения рисунка семьи простым карандашом на другом листе рисовать цветом все, что он захочет. Информация, которую вы получите, ни в косм случае не должна использоваться для упреков («Почему ты не любишь бабушку?»). Это только повод для ваших размышлений, а не для воспитательных мероприятий или «карательных» санкций. Л теперь зададим себе вопрос: почему ребенок так странно деформирует различные части тела, одежду и черты лица «героев» своего рисунка? Неужели только потому, что он еще не научился «рисовать правильно?» Но ведь и на рисунках семьи взрослых людей (нехудож-ников) появляются те же искажения, да и профессиональные художники, стремясь усилить выразительность картины, часто обращаются к символизмам рисунка ребенка. Это, конечно, происходит не случайно и не вследствие неумения. Часто именно, «умение» выступает не средством раскрытия, а средством сокрытия чувств и переживаний автора рисунка. Ребенок еще не научился умело скрывать свои подлинные переживания ни в своей речи, ни в своем рисунке. Как и наш первобытный предок, ребенок видит мир одушевленным и очеловеченным, т.е. существующим по образу и подобию самого себя. Наделение окружающих предметов «человеческими чертами» отразилось и в языке. Например, «ножки» есть у стола и у стула, у кувшина — «ручка» и «горлышко», горшок может быть «пузатым», а у иголки есть «ушко».
Поэтому, усваивая речь, ребенок одновременно бессознательно усваивает, что части человеческого тела имеют не только привычный, обыденный, но и скрытый, символический смысл. Другой источник знаний о символическом смысле частей тела возникает в ходе практического, действенного, а не только языкового освоения реальности. Так, например, ребенок, начинающий холить, открывает для себя, что ноги — это «орган» опоры в реальности, и одновременно «орган» реализации свободы. Ведь, обретая «свободу передвижения», ребенок становится более независимым от мамы и получает для себя массу новых удовольствий. А сейчас давайте посмотрим, как отображается в рисунке ребенка его и наше (взрослое) отношение к неодушевленным предметам. Заметим сразу, что неодушевленные они только на наш, взрослый, взгляд. В восприятии ребенка мебель, игрушки, телевизор, телефон, одежда оказываются не только более одушевленными, но и могут вступать в разнообразные отношения между собой и с персонажами рисунка. И мы постараемся показать ниже, что ребенок здесь не так уж и не прав. Просто взрослым выгодно отрицать наличие собственного эмоционального отношения к своим «игрушкам». Хотя на самом деле оно, конечно, существует, и не обязательно в форме пресловутого «вещизма», а иногда и в виде достаточно нежной привязанности. Посмотрите на папу, «облизывающего» собственную машину, или на маму, часами говорящую по телефону. А дети, как я утверждаю, видят все. И уже самым маленьким не составляет труда заметить, сколько времени мама занята общением с телефоном, а папа — с телевизором и сколько времени — с ним и друг с другом. Еще один пример. Царапина на полированной стенке может вызвать всеобщую панику, поток «медицинских» мероприятий (возню с полиролью, ваточками, тряпочками), а царапина на коленке ребенка — всего лишь замечание: «Ничего, заживет». Сопоставление этих двух ситуаций тоже не составляет для ребенка труда, и из всего он делает соответствующие выводы. К сожалению, в психологической литературе распространено ошибочное мнение, будто если на рисунке ребенка изображено много неодушевленных предметов и мало людей, то это является свидетельством эмоционально бедной среды в семье. Это совершенно неверно. В такой семье эмоций не меньше, чем в любой другой. Вопрос только в том, на что эти эмоции направлены. И как раз направленность этих эмоций на мир предметов и отражается в детском рисунке.
Внутренний мир такой семьи требует некоторых комментариев. Не следует думать, что ребенка окружают примитивные, жадные люди, склонные к накопительству. Иногда ребенок лишь является выразителем ведущей потребности всех членов семьи, а именно потребности в стабильности и постоянстве эмоций. А ведь именно символом стабильности и постоянства является каждая вещь. В самом деле, вещь, в отличие от человека, не обладает собственной непредсказуемой волей, она будет стоять там, где ее поставили, создавая тем самым ощущение стабильности в нестабильном мире. И, в отличие от человека, она не может бросить своего хозяина. Поэтому с неизбежностью люди, испытывающие острую потребность в неизменных и стабильных отношениях и будучи не в состоянии удовлетворить ее среди людей, часть энергии этой потребности переносят на подконтрольный им мир предметов. Поэтому много предметов и мало людей может нарисовать даже ребенок, живущий в большой семье с разнообразными эмоциональными отношениями, в которых он не всегда может разобраться. И он рисует только то, что посильно возможностям понимания этого мира взрослых. Ребенок, а часто и взрослый не всегда могут выразить свое понимание в словах. Давайте попробуем с помощью рисунка семьи приблизиться к восприятию как детьми, так и взрослыми многообразного мира человеческих отношений.
ПРАВИЛА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИСТОЛКОВАНИЯ РИСУНКА СЕМЬИ Правило 1 В рисунке семьи случайного быть не может. Ведь ребенок рисует не предметы с натуры, а выражает свои эмоции и переживания по поводу близких ему людей и значимых предметов. Оговорки типа «А брата я просто забыл нарисовать» или «Сестра у меня не поместилась» должны потерять для вас значение. Если кто-то из членов семьи на рисунке отсутствует, то это может означать: 1. Наличие бессознательных негативных чувств к этому человеку, которые ребенок, однако, воспринимает как запретные. Например, сильная ревность к младшему брату или сестре. Ребенок как бы рассуждает: «Я должен любить брата, а он меня раздражает, и это плохо. Поэтому вообще ничего не нарисую». 2. Полное отсутствие эмоционального контакта с отсутствующим на рисунке человеком. Этого человека как бы просто нет в Правило 2 Если на рисунке семьи отсутствует сам автор рисунка, то вы можете строить гипотезу в двух направлениях: 1. Либо это свидетельствует о трудностях самовыражения в отношениях с близкими людьми типа: «меня здесь не замечают», «мне трудно найти свое место», либо 2. «Я и не стремлюсь найти здесь свое место или способ выражения», «Все уже»схвачено» в этой структуре, но меня это мало волнует». Правило 3. Размер изображенного персонажа или предмета выражает его субъективную значимость для ребенка, т.е. какое место отношения с этим персонажем или предметом занимают в данный момент в душе ребенка (рис. 2). Например, если на рисунке кошка или бабушка больше по линейным размерам мамы с папой, то значит, сейчас отношения с родителями стоят для ребенка на втором плане. Правило 4 После того как ребенок закончит рисунок, обязательно спросите его, «кто есть кто» на рисунке, даже если вам кажется, что вы и так все поняли. Это необходимо, так как даже если количество персонажей равно количеству членов семьи, кто-то из реальных членов семьи может отсутствовать, а вместо него может быть изображен вымышленный персонаж. Например, Дед Мороз или Фея. Правило 5 Вымышленные персонажи символизируют собой неудовлетворенные потребности ребенка. Поэтому эти потребности он удовлетворяет в своей фантазии, в воображаемых отношениях. Если вы встретились с таким персонажем, то подробно расспросите ребенка о нем — так вы узнаете, чего ребенку не хватает в жизни. Конечно, это не означает, что вы окажетесь в состоянии немедленно «додать» Рис. 2 ребенку недостающее. Или что в неудовлетворенности его желаний виноваты именно родители. Так, образ Феи может символизировать типично детскую потребность в беспрепятственном, непрерывном и немедленном волшебном удовлетворении всех возникающих у него потребностей. Невозможность такого удовлетворения ребенку еще предстоит для себя принять, чтобы научиться полагаться на собственные усилия. Правило 6 Внимательно рассмотрите кто на листе расположен выше, а кто - ниже. Наиболее высоко на рисунке расположен персонаж, обладающий, по мнению ребенка, наибольшей властью в семье, хотя он может быть и самым маленьким по линейному размеру. Ниже всех расположен тот, чья власть в семье минимальна. Например, если на листе выше всех изображен телевизор или шестимесячная сестра, то, значит, в сознании ребенка именно они «управляют» остальными членами семьи. Для этого ребенка самый главный в семье — телевизор (рис. 3). А для этого ребенка — бабушка (рис.4). Правило 7 Расстояние между персонажами (линейная дистанция ) однозначно связано с дистанцией психологической. Иными словами, кто ребенку в психологическом Рис. 3 отношении ближе всех, того он и изобразит ближе к себе. То же относится и к другим персонажам: кого ребенок воспринимает как близких между собой, тех он нарисует рядом друг с другом. Правило 8 Как я уже говорила, пространство листа есть аналог пространства жизненного мира человека. И также как в реальной жизни, в плоскости листа каждый человек стремится занять столько места собой и продуктами своей деятельности, сколько, по его мнению, он «заслуживает». Причем, делается это, как правило, бессознательно. Иными словами, если кто-то мало значит сам для себя, то он займет мало места в жизненном мире, реализует лишь малую часть своих возможностей, а рисуя на листе бумаги, займет лишь небольшую его часть. Большая часть листа останется пустой. Поэтому если человек «мельчит» изображение на листе, то у него в данный момент низкая самооценка.
Рис. 4 Правило 9 Если группа маленьких фигур изображена наверху листа, а большая нижняя масть листа пустая, то это говорит о том, что низкая самооценка сочетается с высоким уровнем притязаний. Человек как бы говорит своим рисунком: «Мне в жизни многого хочется, но у меня мало что получается». Если же группа маленьких фигур изображена внизу листа, а большая верхняя часть листа пустая, то это свидетельствует о сочетании низкой самооценки с низким же уровнем притязаний (рис. 5). Рис.5 Здесь «послание» уже другое: «Я уже и так в жизни много от чего отказался, но даже та малость, на которую я претендую, у меня не получается». Правило 10 Персонажи, непосредственно соприкасающиеся друг с другом на рисунке, например, руками, пребывают в столь же тесном психологическом контакте. персонажи, не соприкасающиеся друг с другом, таким контактом, по мнению ребенка, не обладают. Например, для этого ребенка папа находится в близком психологическом контакте только с автомобилем (рис. 6). А для этого ребенка его мама находится в тесном психологическом контакте только со своей мамой, т.е. с бабушкой (рис. 7).
Рис. 11 Правило 11 Персонаж или предмет, вызывающий у автора рисунка наибольшую тревожность, изображается либо с усиленным нажимом карандаша, либо сильно заштрихован, либо его контур обведен несколько раз (рис. 8). Но бывает и так, что такой персонаж обведен очень тоненькой, дрожащей линией. Ребенок как бы не решается его изобразить. Перейдем теперь к правилам интерпретации «искажений» ребенком изображения человека. Не забудьте, что по тем же правилам можно интерпретировать и рисунок взрослого человека. Рис. 6
Рис.7 Правило 12 Искажения, идущие по правой стороне изображенного человека, отражают проблемы взаимоотношений с миром социальных норм и тех людей, которые их выражают для ребенка. Мир социальных норм для взрослого человека — это его работа, учеба, карьера, отношения с начальством. А для ребенка — это жизнь в детском саду, школе, отношение к правилам поведения, умелость во внесемейной жизни. Искажения по левой стороне тела отражают проблемы отношений с наиболее близкими людьми, в сфере эмоциональных привязанностей (рис. 9). Рассмотрим теперь символический смысл частей тела человека, начиная с головы и лица. Уже очень маленький ребенок считает свою голову чрезвычайно важной частью Рис. 8 собственного тела. он чувствует, что умелость, ум взрослые как-то связывают с головой. Правило 13 Самым «умным» членом своей семьи ребенок считает того человека, кого он наделил самой большой головой. Например, на рис. 10 самый «умный», по мнению ребенка, — папа. А на рис. 11 — сам автор рисунка. Теперь посмотрим, как нарисованы глаза. Как вы думаете, для чего человеку глаза? Если вы думаете, что для того, чтобы рассматривать окружающие предметы, то вы глубоко заблуждаетесь, по крайней окружающие предметы, то вы глубоко заблуждаетесь, по крайней мере с точки зрения совсем маленького ребенка. С его точки зрения, глаза вам даны для того, чтобы «ими плакать». Ведь плач — это первый естественный способ выражения ребенком запроса о помощи. Поэтому глаза — это «орган» выражения печали и просьбы об эмоциональной поддержке. Правило 14 Персонажи с большими, расширенными глазами воспринимаются ребенком как тревожные, беспокойные, нуждающиеся в том, что бы их спасали. Персонажи с глазами-«точечками» или «щелочками» несут в себе внутренний запрет на плач, выражение потребности в зависимости, боятся попросить о помощи. Например, в этой семье, с точки зрения ребенка, самый тревожный человек — мама. Ее чувства, конечно, передаются ребенку, но сам он их выражать боится (рис. 12). А теперь — об ушах. Уши — это «орган» восприятия критики и вообще любого мнения другого человека о себе. Правило 15 Персонаж с самыми большими ушами больше, чем все остальные, должен слушаться окружающих. Персонаж, изображенный вообще без ушей, может игнорировать то, что о нем говорят. Например, на этом рисунке послушны все, кроме мамы, хотя и в разной степени. Сама же мама для критики недоступна (рис. 13) Рис. 8
Рис. 9 Рис. 9
Рис. 10 Рис. 12 Рис. 13 А на рисунке 14 папа прислушивается только к мнению посторонних, но не членам собственной семьи (вспомним правило 12). Вы никогда не задумывались, почему такой популярностью у детей пользуются ушастые и глазастые персонажи мультиков? А другие, не менее симпатичные на наш «взрослый» взгляд персонажи детьми легко забываются и восторгов у них не вызывают? По тем же причинам (см. правила 14 и 15). Ведь ребенку легко отождествить себя с героем, имеющим большие уши и широко распахнутые глаза. Например, Чебурашкой или Зайцем. Эти черты лица для ребенка — сигнал о том, что он и этот персонаж — родственные души. Ребенок, так же, как и его «герой», тревожен, нуждается в защите и хочет узнать, что о нем говорят. Этим же объясняется и странная эпидемия повального рисования зайцев, подчас захлестывающая детские сады. Такого зайца вы, наверное, встречали, и не раз (рис. 15). А теперь вспомним, зачем человеку рот? Чтобы есть и говорить? Не только. Еще и для того, чтобы выражать агрессию: кричать, кусаться, ругаться, говорить обидные вещи. Поэтому рот — это еще и «орган» нападения. Например, на рисунке 12 ребенок опасается агрессии со стороны мамы (у нее самый большой и заштрихованный рот). Остальные члены семьи вообще не имеют права высказать собственное мнение, ртов у них почти нет, но зато есть большие уши (чтобы «маму слушаться»). Рис. 14
Рис. 15
Правило 16 Персонаж с большим и/или заштрихованным ртом воспринимается ребенком как источник угрозы, связанной с осуждением и словесным воздействием (не обязательно на повышенных тонах). Персонаж вообще безо рта или со ртом-«точечкой» («черточкой») не имеет возможности словесно влиять на других людей (рис. 16). А теперь остановимся на истолковании скрытого смысла частей тела (шея, руки, ноги). Как известно, голова присоединяется к туловищу при помощи шеи. Но шея появляется на рисунке ребенка не сразу. Сначала ребенок рисует голову, непосредственно «приклеенную» к туловищу (рис. 17). Кстати, так рисуют человека и многие взрослые. И вовсе не потому, что ее особенно трудно изобразить, а потому, что в их жизни еще не заняла прочного места та функция, которая символизируется на рисунке шеей. Что же эта за функция? Это — способность к рациональному самоконтролю, контролю разума («головы») над чувствами («телом»). Именно появление этой способности символизируется «обнаружением» ребенком шеи как посредника между рассудком и чувствами. Правило 17 Тот персонаж, у которого на рисунке шея есть, способен управлять своими чувствами в восприятии автора рисунка, у кого же шеи нет – не способен. Например, на рис. 18 ребенку — автору рисунка — кажется, что взрослые требуют от него большей способности управления своими эмоциями, чем в состоянии это сделать сами. Иными словами, ребенок разделяет распространенное заблуждение, что ограничения существуют только для маленьких, и «когда я вырасту, то буду делать все, что захочу, как мои мама и папа», которым уже не надо стараться быть сдержанными и воспитанными. И такой ребенок может «внезапно» стать необузданным именно тогда, когда он решит, что уже стал взрослым. Правило 18 Если шея на рисунке длинная и тонкая, то в сознании автора рисунка конфликт между разумом и чувствами решается через самоустранение от мира собственных сильных эмоций. Наоборот, если шея короткая и толстая, то данный персонаж мыслится как не имеющий противоречий в этой сфере Например, на рис. 19 изображен персонаж, который видится настолько «духовным» и возвышенным, что сильные и грубые страсти просто не достигают его «утонченного» ума. На рис. 20папа воспринимается ребенком как человек, который ни при каких обстоятельствах не даст сбить себя с толку какими-то «глупыми» эмоциями. Он же воспринимается и как самый умный (у нет самая большая голова). Правда, иногда «толстая и короткая» шея может свидетельствовать об отсутствии контроля и «свободном доступе» страстей к голове. «Захотел и сразу сделал» (как у «крутых» киноагрессоров).
Рис.16
Рис. 17 Теперь зададимся вопросом — а что означают руки? Руки и ноги появляются на рисунке ребенка достаточно рано, пускай и в виде палочек или «сосисок». Давайте вспомним, какова первоначальная функция руки у человека? Если вы думаете, что руки даны для того, чтобы ими что-то делать (играть или трудиться), то вы, конечно, правы, но очень маленький ребенок вас бы не понял. Ведь первоначальная, от природы данная функция руки — эта функция «прицепливания» к телу матери, т.е. функция установления контакта с близким человеком. Вспомним, что новорожденный ребенок способен вцепляться в руку взрослого так сильно, что его можно поднять и переносить в висячем состоянии. И лишь впоследствии, пережив отрыв от тела матери, ребенок открывает вторую функцию руки — функцию взаимодействия с миром предметов и воздействия на этот мир. Момент, когда ребенок почувствует себя на что-то способным, обнаружить на его рисунке очень просто: у человечка появляется кисть руки — «варежка» или «с пальчиками» (рис. 21). Причем пальцев может быть не обязательно пять. Рис. 18 Рис. 19 Правило 19 Если пальцев на руке больше, чем пять, то ребенок чувствует себя (или соответствующего персонажа) более оснащенным, сильным, могущественным (если на левой руке — то в сфере семейных отношений, если на правой руке — то и мире за пределами семьи — школа, сад, двор и др.), если меньше — то более слабым, чем окружающие. Например, на рис. 22 сточки зрения ребенка мама больше способна влиять на внесемейную реальность, чем на отношения в своем собственном доме. Кроме того, оснащенность выражается и в размере руки. Правило 20 Чем более могущественным воспринимается данный персонаж, тем больше у него руки. Рис. 20 Рис. 21 А теперь подумаем о ногах. Новорожденный ребенок еще не знает, что у рук и ног— разные задачи, ведь ногами, как и руками, он тоже может прицепляться к телу матери. Впоследствии этот врожденный рефлекс угашается за ненадобностью. Ногам же предстоит освоить специфически человеческую задачу ходьбы. Когда ребенок начинает ходить сам, то мир для нею удивительным образом расширяется, ведь некоторые свои потребности он уже может удовлетворить без помощи взрослого. Так ноги обретают новые функции: опора в реальности и свобода передвижения.
Правило 21 Чем больше площадь опоры у ног, тем более данный персонаж воспринимается твердо стоящим на земле. И здесь стоит помнить о различии правой и левой ноги: правая нога символизирует опору во внесемейной реальности, левая — в мире близких эмоциональных контактов. Например, на рис. 23 ребенок воспринимает папу как человека, который, в отличие от других членов семьи, в большей степени чувствует опору в работе, чем в семейных отношениях, ведь площадь опоры правой ноги намного больше. Если персонажи на рисунке изображены в один ряд, то проведите мысленно горизонтальную линию по самой нижней точке ног. И тогда примените Правило 22 С точки зрения ребенка, опору в реальности имеют только те люди, которые «стоят» на этой линии. Остальные, «повисшие в воздухе», по мнению ребенка, самостоятельной опоры в жизни не имеют. Например, на рис. 24 «твердо стоит на ногах» только бабушка. Правило 23 На рисунках семьи часто встречаются разрывы контура и недоведение линий друг до друга. Разрывы контура бывают при изображении головы и туловища, а недоведение линий обычно бывает в местах «прицепливания» конечностей к туловищу, головы к телу, кистей и стоп к предплечью и голени и т.д. Разрыв контура буквально означает проницаемость соответствующего локуса тела для внешнего влияния, особенно если контуры других частей тела нарисованы без разрыва. Особенно часто этот разрыв наблюдается на голове. Учитывая значения правого и левого, верха и низа, изложенные выше, эти разрывы» в голове интерпретируются следующим образом: разрыв с правой стороны головы — восприимчивость и податливость к мнению и нормам социального, внесемейного окружения; разрыв с левой стороны головы — восприимчивость и податливость к мнению, давлению и оценкам интимного, семейного окружения; разрыв сверху головы, на макушке — податливость влиянию абстрактных норм и авторитетов; разрыв снизу головы, со стороны шеи – податливость влиянию своих может быть плохо осознанных страстей, влечений, физических ощущений и телесного самочувствия. Правило 24 «Отрыв» конечностей и головы от тела или частей конечностей Далее мы обсудим скрытый смысл неодушевленных предметов на рисунке семьи. Правило 25 Неодушевленные предметы, являющиеся объектом привязанности кого-то из взрослых членов семьи, на рисунке представляют и иногда замещают этого члена семьи. Иными словами, изображение машины вместо папы отнюдь не означает отсутствие эмоционального контакта с отцом, а лишь выражает острую любовь папы к этой "игрушке". Так, на рис. 27 машина, изображенная сверху, отражает лидерство отца в семье, подчеркнутое тем, что папа обладает такой игрушкой, которой ни у кого в семье нет.
Правило 26 Принципы линейной дистанции распространяются не только на мир людей, но и на мир предметов. Предмет, наиболее близко расположенный к персонажу, в восприятии ребенка означает объект самой сильной привязанности персонажа. Например, на рис. 28 самый «близкий» для мамы — телефон. Правило 27 Принцип вертикальной иерархии распространяется также и на мир предметов. Итак, что на рисунке изображено выше всего, то и является самым главным в эмоциональном мире ребенка, символом власти и авторитета. Отметим сразу, что большинство детей в углу или вверху листа рисуют солнце. Солнце на рисунке ребенка является символом верховной власти и защиты, высшего авторитета (рис. 29). Бывает, что на рисунке, изображающем сцену в квартире, а не па свежем воздухе, нарисована люстра или лампа, замещающая в данном случае то же в качестве источника света и тепла (рис. 30). Пpaвило 28 Люди и предметы, изображенные на рисунке между автором и солнцем или другим источником света, воспринимаются как конкуренты, мешающие пользоваться в полной мере защитой и опекой. Например, изображенная с гимнастическим обручем старшая сестра воспринимается младшей как препятствие на пути получения достаточного внимания со стороны родителей. В этой семье старшая сестра в данный момент готовится к ответственным соревнованиям, и на нее направлено все внимание родителей (рис. 31). Правило 29 Изображение большого количества мелких деталей предметов свидетельствует о фиксации на правилах, порядке, склонности к длительному удерживанию эмоций в себе, что чревато последующим «взрывом».
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|