Основы педагогического мастерства
Самообразование и самовоспитание…………………………………………………………2 Педагогическая техника……………………………………………………………………….5 Педагогические требования…………………………………………………………………..5 Этико-половая дифференциация детей в педагогическом общении………………………6 Этическая защита в педагогическом общении……………………………………………….6 Организация группового взаимодействия в образовательном процессе…………………..7 Педагогический конфликт и способы его разрешения в ОУ………………………………..9 Структура резюме и требования к оформлению:
Автобиография (пишется в форме изложения):
Самообразование и самовоспитание Педагог – это субъект профессиональной педагогической деятельности, свободно избравший сферу профессионального воспитания детей, осуществляющий воспитательный процесс во имя счастья детей, осознающий высокое социально-историческое значение своего профессионального труда, постоянно совершенствующий свое профессиональное мастерство в контексте развивающейся культуры и осмысленно реализующий в процессе воспитания и практике жизни гуманистическую позицию. Социальная миссия и профессиональные функции педагога: Профессионализм – совокупность личностных характеристик человека, необходимых для успешного выполнения педагогической деятельности. Профессиональная компетентность – единство теоретической и практической готовности педагога к осуществлению педагогической деятельности. Высшая ступень профессионализма – педагогическое мастерство! Профессионально-педагогическое самообразование – это многокомпонентная, целенаправленная, планомерная, непрерывная, самостоятельная деятельность педагога по повышению своего профессионального мастерства. Цель самообразования: личностное и профессиональное самосовершенствование. Функции самообразовательной деятельности:
Формы: - организационные - самостоятельные Источники: 1. Литература (общеобразовательная, специальная, психолого-педагогическая) 2. СМИ 3. Обобщение опыта коллег 4. Профессионально-педагогическое общение Результаты самообразования:
Педагогическая техника Педагогическая техника – это владение психофизическим аппаратом, умение, позволяющее педагогу воздействовать на аудиторию с использованием различных приемов управления голосом, пластикой, мимикой и другими средствами. Голос человека
Средство сохранения голоса: рациональное использование, передача инициативы детям, проветренная комната, увлажнение воздуха, вытирание доски мокрой тряпкой, закаливание (витаминизация, вакцинация, ношение аромакулонов, полоскание), зарядка. Педагогические требования Педагогические требование – это предъявление нормы культурной жизни и организация жизнедеятельности детей на уровне данной нормы, которая способствует освоению норм культуры и вхождению в ее контекст. Условия предъявления требований:
Структура требования
Формы требований:
Этико-половая дифференциация детей
в педагогическом общении
Обращение к:
Этико-половая дифференциация в процессе совместной деятельности детей и педагогов - это внесение во взаимодействие специфических характеристик, продиктованных социально половой ролью мужчины и женщины в современном обществе. Основные функции: - номинация – способствует идентификации с полом, реализуется через обращение, обозначение присутствующих в группе, указание на поведенческие особенности пола. - инициирование – способствует приобретению поведенческого опыта, реализуется через пример педагога или другого лица, анализ художественного образа мужчины и женщины, намек на форму поведения. - организация – определяет культуросообразное поведение детей, реализуется через просьбу мальчиков или девочек, возложение полномочий поведенческого плана, деловое распоряжение культурной ориентации. Этическая защита в педагогическом общении Защита
Этическая защита – это действие личности, произведенное в целях защиты от посягательства на ее достоинство. Специфика защиты в педагогическом общении заключается в том, что дети порой плохо осознают урон, который они приносят, поэтому средства этической защиты должны быть чаще всего скрыты, завуалированы. Назначение педагогической защиты заключается в инициировании ребенка осмыслить действия, которые он совершает по отношению к другому.
Функции этической защиты:
Способы этической защиты в педагогическом общении:
Организация группового взаимодействия в образовательном процессе Групповое взаимодействие:
Умения педагога, необходимые для организации работы в группе: - учет индивидуальных и возрастных особенностей детей; - умение создавать благоприятную атмосферу; - формирование личностных качеств в ходе взаимодействия; - организация работы в микрогруппах; - предъявление задания детям и включения в деятельность. Алгоритм действий педагога при организации групповой работы: I. Подготовительный этап: 1. Формулировка и уточнение задания (содержание деятельности, время на выполнение задания, распределение ролей, дополнительные средства, необходимые для выполнения работы, форма предъявления результата); 2. Расстановка мебели и оборудования в аудитории; 3. Подготовка необходимого дидактического материала; 4. Приглашение при необходимости определенное лицо. II. Групповая работа: 1. Знакомство детей с материалом и планирование групповой работы; 2. Знакомство детей с критериями оценки и формой предъявления материала; 3. Организация работы детей в микрогруппах; 4. Организация предъявления результата и его оценка. III. Подведение итогов групповой работы: 1. Обобщение результатов; 2. Внутригрупповая рефлексия Основания для распределения детей по группам: - возраст, индивидуальные особенности - интересы, ценности, взгляды - уровень психического развития - психологические особенности
- ряд, счет, жребий - дата рождения, цвет волос, рост - желание Распределение мебели в аудитории: Применение дополнительных средств:
Правила организации групповой работы:
Педагогический конфликт и способы его разрешения в ОУ. Педагогический конфликт – объективное СП явление, характеризующееся наличием противоречия между двумя субъектами, в силу стечения обстоятельств и выраженное в виде инцидента (столкновения) вокруг одного и того же предмета интересов. Нарастающие формы конфликтов: Недовольство: противоречие еще не ясно субъектам, столкновения пока нет, но неудовлетворенность от взаимодействия проявляется в мимике, пластике, интонациях. Разногласие: противоречие явственно проступает, оно высказывается, выражается, оглашается, субъекты осознают момент столкновения. Противодействие: никто не хочет уступать объект своего интереса и делает все, чтобы реализовать этот личный интерес. Противостояние: застывшее противодействие, когда очерчена позиция, и субъекты не желают сдвинуться с места. Противоборство: начинаются действия, направленные даже не на объект интереса, а на самого противника, борются против него, но уже не за свой интерес. Разрешение конфликта – это процесс взаимоприемлемого решения проблем, имеющего общую значимость для участников конфликта и на этой основе гармонизация их взаимоотношений.
Шутка – способ разрешения конфликта, основанный на снятии психологического напряжения с помощью юмора. Психологическое поглаживание – способ разрешения конфликта, основанный на использовании ласковых слов, который воодушевляет и дает прилив сил, снимает протест, придает уверенность ребенку, что он любим. Компромисс – способ разрешения конфликта, основанный на обоюдной уступке субъектов, осознающих правомочность интересов каждого. Анализ ситуации – способ разрешения конфликта, состоящий в том, чтобы выявить причинно-следственные связи в происходящем и обнаружить последствия принятого решения. Третейский суд – способ разрешения конфликта, с участием третьего лица, когда партнеры не в состоянии найти выход, или когда их интересы являют собой жесткую альтернативу. Ультиматум – способ разрешения конфликта, состоящий в предъявлении требования, сопровождающегося угрозой при его неисполнении.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|