Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основы педагогического мастерства

Самообразование и самовоспитание…………………………………………………………2

Педагогическая техника……………………………………………………………………….5

Педагогические требования…………………………………………………………………..5

Этико-половая дифференциация детей в педагогическом общении………………………6

Этическая защита в педагогическом общении……………………………………………….6

Организация группового взаимодействия в образовательном процессе…………………..7

Педагогический конфликт и способы его разрешения в ОУ………………………………..9


Структура резюме и требования к оформлению:

  1. Заголовок (посередине): ФИО, затем черта
  2. Личная информация: дата рождения (указать, сколько полных лет), национальность (можно не указывать), семейное положение (наличие детей: сын, 5лет, посещает детский сад/есть возможность оставить ребенка), домашний адрес (название населенного пункта, улица, дом, квартира), контактные информация (телефон писать через дефис, указать код города, электронная почта, факс)
  3. Цель (получение должности социального педагога, можно дополнить оклад)
  4. Образование: перечисление профессиональных ОУ (название специальности «социальная педагогика», квалификация «с дополнительной подготовкой в области психологии», год окончания, категория), дополнительные курсы, курсы повышения квалификации, названия образовательных программ, учреждение, количество часов
  5. Опыт деятельности: место работы, опыт (опыт организации туристических походов, опыт работы на компьютере – уверенно владею программами Word, Excel, знакома с программой Paint)
  6. Предыдущее место работы (название учреждения, должность, период работы)
  7. Дополнительно сообщаю о себе: награды, личностные качества (общительная, коммуникабельная), увлечения (занимаюсь йогой, танцами)
  8. Можно указать: гражданство, наличие загранпаспорта, знание иностранного языка (название языка и уровень владения), наличие судимости, состояние психического и физического здоровья
  9. Дата, подпись

Автобиография (пишется в форме изложения):

  1. Пишется от рождения до настоящего момента
  2. Указываются места учебы, личностные качества, место проживания.

Самообразование и самовоспитание

Педагог – это субъект профессиональной педагогической деятельности, свободно избравший сферу профессионального воспитания детей, осуществляющий воспитательный процесс во имя счастья детей, осознающий высокое социально-историческое значение своего профессионального труда, постоянно совершенствующий свое профессиональное мастерство в контексте развивающейся культуры и осмысленно реализующий в процессе воспитания и практике жизни гуманистическую позицию.

Социальная миссия и профессиональные функции педагога:

Профессионализм – совокупность личностных характеристик человека, необходимых для успешного выполнения педагогической деятельности.

Профессиональная компетентность – единство теоретической и практической готовности педагога к осуществлению педагогической деятельности.

Высшая ступень профессионализма – педагогическое мастерство!

Профессионально-педагогическое самообразование – это многокомпонентная, целенаправленная, планомерная, непрерывная, самостоятельная деятельность педагога по повышению своего профессионального мастерства.

Цель самообразования: личностное и профессиональное самосовершенствование.

Функции самообразовательной деятельности:

  1. Дополняет, углубляет, уточняет базовое общее и профессиональное образование
  2. Компенсирует недостатки базового образования
  3. Способствует формированию индивидуального стиля педагогической деятельности
  4. Помогает осмыслению передового опыта работы и собственной ППД

Формы: - организационные

- самостоятельные

Источники:

1. Литература (общеобразовательная, специальная, психолого-педагогическая)

2. СМИ

3. Обобщение опыта коллег

4. Профессионально-педагогическое общение

Результаты самообразования:

  1. Повышение уровня профессиональной компетентности
  2. Повышение продуктивности профессионально-педагогической деятельности

Педагогическая техника

Педагогическая техника – это владение психофизическим аппаратом, умение, позволяющее педагогу воздействовать на аудиторию с использованием различных приемов управления голосом, пластикой, мимикой и другими средствами.

Голос человека

«+» Низкий тембр, мягкость Плавный, спокойный, уверенный Экспрессивный, интонированный Четкость дикции, выразительность Степень громкости зависит от аудитории «-» Высокий тембр, писклявость Дрожащий, прерывистый, быстрый Монотонный, тихий, громкий Грубый, хриплый, сомневающийся Сиплость, картавость, шепелявость, «в нос»

Средство сохранения голоса: рациональное использование, передача инициативы детям, проветренная комната, увлажнение воздуха, вытирание доски мокрой тряпкой, закаливание (витаминизация, вакцинация, ношение аромакулонов, полоскание), зарядка.

Педагогические требования

Педагогические требование – это предъявление нормы культурной жизни и организация жизнедеятельности детей на уровне данной нормы, которая способствует освоению норм культуры и вхождению в ее контекст.

Условия предъявления требований:

  1. Компетентность, доступность
  2. Тактичность, спокойность
  3. Предупреждение конфликтной ситуации
  4. Обязательное доведение требования до конца
  5. Инструктивность (объяснение того, как делать)
  6. Мотивация ребенка на осознание собственной деятельности
  7. Постоянное подкрепление ситуации положительных форм поведения ребенка

Структура требования

Личностный смысл Вскрывает интерес ребенка, спрятанный в утвержденной норме Социальное значение Раскрывает интересы общества, принявшего данные нормы.

Формы требований:

  1. Просьба (пожалуйста, будьте добры)
  2. Приглашение к действию (давайте, не сделать бы нам)
  3. Деловое распоряжение (более жесткое, можно без обращений)
  4. Совет (сложная форма)
  5. Рекомендации (точное описание действий без выражения отношения)
  6. Приказ (крайне редкая форма, сопровождается повелительным тоном)

Этико-половая дифференциация детей

в педагогическом общении

Роли мужчины: - отец, муж, брат, добытчик денег, защитник, сильный пол, рыцарь, джентльмен Роли женщины: - мать, жена, сестра, хранительница очага, подопечная, слабый пол, леди, дама.

Обращение к:

Мальчикам - ребята, мальчики, юноши - джентльмен, сэр, господа, мсье, сеньор, по имени и фамилии, гражданин Девочкам - девочки, девчата, девушки - принцессы, дамы, леди, мисс, мадмуазель, по имени и фамилии, гражданка

Этико-половая дифференциация в процессе совместной деятельности детей и педагогов - это внесение во взаимодействие специфических характеристик, продиктованных социально половой ролью мужчины и женщины в современном обществе.

Основные функции:

- номинация – способствует идентификации с полом, реализуется через обращение, обозначение присутствующих в группе, указание на поведенческие особенности пола.

- инициирование – способствует приобретению поведенческого опыта, реализуется через пример педагога или другого лица, анализ художественного образа мужчины и женщины, намек на форму поведения.

- организация – определяет культуросообразное поведение детей, реализуется через просьбу мальчиков или девочек, возложение полномочий поведенческого плана, деловое распоряжение культурной ориентации.

Этическая защита в педагогическом общении

Защита

Вредное воздействие окружающей среды Психологическое воздействие Физическое насилие

Этическая защита – это действие личности, произведенное в целях защиты от посягательства на ее достоинство.

Специфика защиты в педагогическом общении заключается в том, что дети порой плохо осознают урон, который они приносят, поэтому средства этической защиты должны быть чаще всего скрыты, завуалированы. Назначение педагогической защиты заключается в инициировании ребенка осмыслить действия, которые он совершает по отношению к другому.

Функции этической защиты:

  1. Сохранение педагогом собственного достоинства.
  2. Корректировка поведения ребенка.
  3. Сохранение достоинства ребенка, нарушившего этические нормы.

Способы этической защиты в педагогическом общении:

Скрытые: - вопрос на воспроизведение («Как вы сказали?») - вопрос об адресате («Это ты меня спрашиваешь?», «Это ты себе вопрос задал?») - окультуренное воспроизведение («Я правильно тебя понял?») - ссылка на личностные особенности - оправдание поведения («Я понимаю, что по-другому ты поступить не мог») - проявление доброжелательности («Вот спасибо, что ты мне сказал, а то я забыл») Жесткие: - великодушное прощение («Пусть будет так, если ты по-другому не можешь») - сопоставление достоинств партнера и форм его поведения («Ты такая красивая и так плохо поступаешь») - оставление наедине с собой («Я поговорю с тобой позже, сейчас я занят»)

Организация группового взаимодействия в образовательном процессе

Групповое взаимодействие:

«+» - развитие коммуникативных умений; - сплочение коллектива; «-» - невозможность оценить вклад каждого; - конфликт из-за расхождения взглядов;

Умения педагога, необходимые для организации работы в группе:

- учет индивидуальных и возрастных особенностей детей;

- умение создавать благоприятную атмосферу;

- формирование личностных качеств в ходе взаимодействия;

- организация работы в микрогруппах;

- предъявление задания детям и включения в деятельность.

Алгоритм действий педагога при организации групповой работы:

I. Подготовительный этап:

1. Формулировка и уточнение задания (содержание деятельности, время на выполнение задания, распределение ролей, дополнительные средства, необходимые для выполнения работы, форма предъявления результата);

2. Расстановка мебели и оборудования в аудитории;

3. Подготовка необходимого дидактического материала;

4. Приглашение при необходимости определенное лицо.

II. Групповая работа:

1. Знакомство детей с материалом и планирование групповой работы;

2. Знакомство детей с критериями оценки и формой предъявления материала;

3. Организация работы детей в микрогруппах;

4. Организация предъявления результата и его оценка.

III. Подведение итогов групповой работы:

1. Обобщение результатов;

2. Внутригрупповая рефлексия

Основания для распределения детей по группам:

- возраст, индивидуальные особенности

- интересы, ценности, взгляды

- уровень психического развития

- психологические особенности

- ряд, счет, жребий

- дата рождения, цвет волос, рост

- желание

Распределение мебели в аудитории:

Применение дополнительных средств:

  1. Разноцветные карточки (зеленый – готов к ответу, желтый – нужна помощь, красный – не могу выполнить задание);
  2. Смайлики (веселый – нравится задание; грустный – не нравится);
  3. Символы (восклицательный знак – нужна помощь учителя, телефон – хочу спросить друга).

Правила организации групповой работы:

  1. Выслушай друзей – выслушают тебя;
  2. Уважай мнение каждого человека;
  3. Проявляй инициативу;
  4. Будь внимательным во время выполнения задания;
  5. Соблюдай дисциплину.

Педагогический конфликт и способы его разрешения в ОУ.

Педагогический конфликт – объективное СП явление, характеризующееся наличием противоречия между двумя субъектами, в силу стечения обстоятельств и выраженное в виде инцидента (столкновения) вокруг одного и того же предмета интересов.

Нарастающие формы конфликтов:

Недовольство: противоречие еще не ясно субъектам, столкновения пока нет, но неудовлетворенность от взаимодействия проявляется в мимике, пластике, интонациях.

Разногласие: противоречие явственно проступает, оно высказывается, выражается, оглашается, субъекты осознают момент столкновения.

Противодействие: никто не хочет уступать объект своего интереса и делает все, чтобы реализовать этот личный интерес.

Противостояние: застывшее противодействие, когда очерчена позиция, и субъекты не желают сдвинуться с места.

Противоборство: начинаются действия, направленные даже не на объект интереса, а на самого противника, борются против него, но уже не за свой интерес.

Разрешение конфликта – это процесс взаимоприемлемого решения проблем, имеющего общую значимость для участников конфликта и на этой основе гармонизация их взаимоотношений.

 

 
 
Разрыв связи Подавление партнера Ультиматум Третейский суд Анализ ситуации Компромисс «Психологическое поглаживание» Шутка

 

 


Шутка – способ разрешения конфликта, основанный на снятии психологического напряжения с помощью юмора.

Психологическое поглаживание – способ разрешения конфликта, основанный на использовании ласковых слов, который воодушевляет и дает прилив сил, снимает протест, придает уверенность ребенку, что он любим.

Компромисс – способ разрешения конфликта, основанный на обоюдной уступке субъектов, осознающих правомочность интересов каждого.

Анализ ситуации – способ разрешения конфликта, состоящий в том, чтобы выявить причинно-следственные связи в происходящем и обнаружить последствия принятого решения.

Третейский суд – способ разрешения конфликта, с участием третьего лица, когда партнеры не в состоянии найти выход, или когда их интересы являют собой жесткую альтернативу.

Ультиматум – способ разрешения конфликта, состоящий в предъявлении требования, сопровождающегося угрозой при его неисполнении.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...