Требования к уровню освоения дисциплины
История и теория мировой культуры как учебная дисциплина, направленная на формирование культурологических знаний, синтетична по своей природе. Очевидна ее тесная взаимосвязь с теорией и историей искусства, мировой художественной культурой, эстетикой, религиоведением, социологией, философией, этикой.
Данный курс, направленный на изучение основных этапов, тенденций и событий культурно-цивилизационного развития с древности до наших дней, опирается на понимание культуры как исторически развивающейся системы, с учетом исторического контекста этого явления.
В результате изучения дисциплины специалист должен:
- иметь представление о типах цивилизаций, об основных этапах и тенденциях цивилизационного развития человечества, о роли цивилизационной идентичности для современного человека;
- знать ключевые события и культурно-исторические факты, связанные с историей мировых цивилизаций от древности до наших дней;
- уметь анализировать общие универсальные категории цивилизационного развития и выделять особые, специфические, уникальные черты культур и цивилизаций, видеть культурное многообразие мира;
- приобрести навыки культурологического анализа; систематизации материала по определенной тематике; выполнения различных видов практических работ: докладов, рефератов, эссе, презентаций; проблемного изложения материала;
- иметь опыт работы с различными историко-культурными источниками, текстами культурологической направленности.
Объем дисциплины, формы текущего и промежуточного контроля
Объем дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
| Количество часов по формам обучения
|
Очная
| Заочная (сокращенная образовательная программа)
|
№№ семестров
| 1, 2
| 1, 2, 3
|
Аудиторные занятия:
|
|
|
· Лекции
| 24 (1 сем.)
20 (2 сем.)
| 14 (1 сем.)
|
· Семинарские и практические занятия
| 20 (1 сем.)
16 (2 сем.)
| 6 (2 сем.)
|
· Лабораторно-практические занятия
| -
| -
|
Самостоятельная работа
|
|
|
ВСЕГО часов на дисциплину
|
|
|
Курсовая работа (№ семестра)
| -
| -
|
Виды промежуточного контроля (экзамен, зачет, №№ семестров)
| зачет, №1
экзамен, №2
| зачет, № 2
экзамен, № 3
|
Распределение часов по темам и видам учебной работы
Форма обучения - очная
Названия разделов и тем
| Всего часов по учебному плану
| Виды учебных занятий
|
Аудиторные занятия, в том числе
| Самост.
работа *
|
Лекции
| Практические занятия, семинары
| Лабораторные
работы
|
Раздел 1. Генезис культур и возникновение древнейших цивилизаций
|
1. Цивилизация и культура.
|
|
|
|
|
|
2. Типологические характеристики культуры первобытности.
|
|
|
|
|
|
3. Особенности развития древней культуры и цивилизации Египта.
|
|
|
|
|
|
4. Типологические характеристики
культуры и цивилизации Индии.
Индобуддийский тип культуры.
|
|
|
|
|
|
5. Конфуцианско-даосистский тип культуры. Китай.
|
|
|
|
|
|
6. Культура стран Дальнего Востока. Япония.
|
|
|
|
|
|
7. Культурная специфика доколумбовой Америки.
|
|
|
|
|
|
8. Античность как тип культуры. Общая характеристика античной цивилизации.
|
|
|
|
|
|
9. Цивилизация и культура Древней Греции и эллинистических государств.
|
|
|
|
|
|
10. Особенности культуры и цивилизации Древнего Рима.
|
|
|
|
|
|
ИТОГО по разделу:
|
|
|
| |
|
Раздел 2. Средневековье как исторический тип культуры. Цивилизации средневековья
|
11. Западно-христианская цивилизация.
Культура и образ жизни Средневековой Европы.
|
|
|
| |
|
12. Арабо-мусульманская цивилизация и культура.
|
|
|
| |
|
ИТОГО по разделу:
|
|
|
| |
|
Раздел 3. Культура и цивилизация Запада в переходный период от доиндустриального к
индустриальному обществу
|
13. Западноевропейская культура от
Ренессанса до Просвещения.
|
|
|
| |
|
14. Европейская культура XIX-нач. XX вв.
|
|
|
| |
|
ИТОГО по разделу:
|
|
|
| |
|
Раздел 4. Русская культура как исторический тип. Цивилизационное развитие России
|
15. Типологические черты русской
культуры.
|
|
|
| | |
16. Культура Древней и Средневековой
Руси. Московское государство как
цивилизационный феномен.
|
|
|
| | |
17. Трансформации русской культуры от
XVII к нач. ХХ в.
|
|
|
| |
|
18. Русская и советская культура ХХ в.
|
|
|
| |
|
ИТОГО по разделу:
|
|
|
| |
|
Всего часов на дисциплину:
|
|
|
| |
|
* Задания на самостоятельную работу см. в разд. 8.2.
Форма обучения - Заочная (сокращенная образовательная программа)
Названия разделов и тем
| Всего часов по учебному плану
| Виды учебных занятий
|
Аудиторные занятия, в том числе
| Самост.
работа *
|
Лекции
| Практические занятия, семинары
| Лабораторные
работы
|
Раздел 1. Генезис культур и возникновение древнейших цивилизаций
|
1. Цивилизация и культура.
|
|
|
|
|
|
2. Типологические характеристики культуры первобытности.
|
|
|
|
|
|
3. Особенности развития древней культуры и цивилизации Египта.
|
|
|
|
|
|
4. Типологические характеристики
культуры и цивилизации Индии.
Индобуддийский тип культуры.
|
|
|
|
|
|
5. Конфуцианско-даосистский тип культуры. Китай.
|
|
|
|
|
|
6. Культура стран Дальнего Востока. Япония.
|
|
|
|
|
|
7. Культурная специфика доколумбовой Америки.
|
|
|
|
|
|
8. Античность как тип культуры. Общая характеристика античной цивилизации.
|
|
|
|
|
|
9. Цивилизация и культура Древней Греции и эллинистических государств.
|
|
|
|
|
|
10. Особенности культуры и цивилизации Древнего Рима.
|
|
|
|
|
|
ИТОГО по разделу:
|
|
|
| |
|
Раздел 2. Средневековье как исторический тип культуры. Цивилизации средневековья
|
11. Западно-христианская цивилизация.
Культура и образ жизни Средневековой Европы.
|
|
|
| |
|
12. Арабо-мусульманская цивилизация и культура.
|
|
|
| |
|
ИТОГО по разделу:
|
|
|
| |
|
Раздел 3. Культура и цивилизация Запада в переходный период от доиндустриального к
индустриальному обществу
|
13. Западноевропейская культура от
Ренессанса до Просвещения.
|
|
|
| |
|
14. Европейская культура XIX-нач. XX вв.
|
|
|
| |
|
ИТОГО по разделу:
|
|
|
| |
|
Раздел 4. Русская культура как исторический тип. Цивилизационное развитие России
|
15. Типологические черты русской
культуры.
|
|
|
| | |
16. Культура Древней и Средневековой
Руси. Московское государство как
цивилизационный феномен.
|
|
|
| | |
17. Трансформации русской культуры от
XVII к нач. ХХ в.
|
|
|
| |
|
18. Русская и советская культура ХХ в.
|
|
|
| |
|
ИТОГО по разделу:
|
|
|
| |
|
Всего часов на дисциплину:
|
|
|
| |
|
Содержание курса
Раздел I. Генезис культур и возникновение древнейших цивилизаций
Тема 1. Цивилизация и культура.
Широта спектра смыслов термина «цивилизация», разнообразие подходов к соотношению понятий «цивилизация» и «культура». Цивилизационный подход в типологии культур. Цивилизационная всеобщность. Типы цивилизаций, выделяемые современными исследователями. Цивилизационно-культурная парадигма Н.Я. Данилевского, П. Сорокина, О. Шпенглера, А. Тойнби, Д. Икэды. Идея восходящего цивилизационного развития (Ф. Фукуяма). Теория столкновения цивилизаций (С. Хантингтон).
Воспользуйтесь поиском по сайту: