Психологические подходы к изучению профессии
Изучение и выявление требований, предъявляемых профессией, к психике человека - составление психограмм как основной части профессиограмм. Таким образом, осуществляется раскрытие психологической сущности и проводится психологическое описание каждого определенного вида трудовой деятельности - психологический анализ профессии. Содержание и объем психограмм различен в зависимости от цели проведения исследования (рационализация режима труда, профотбор, профориентация, производственное обучение). При составлении психограмм с целью оптимизации условий труда проводится анализ источников информации, которую получает оператор, способов ее обработки, последовательности действий и т. д. При инженерно-психологическом изучении профессии рассматривается система человек - профессиональная среда с ее компонентами: предмет, орудия труда, профессиональные задачи и др. В условиях трудовой деятельности для характеристики особенностей психических процессов с помощью специальных тестов (в основе которых лежит принцип функциональных нагрузок) изучают внимание, эмоции, память и другие психические свойства личности. Все виды трудовой деятельности в большей или меньшей мере предъявляют требования к вниманию. Внимание - направленность психической деятельности и сознания человека на избирательное восприятие определенных предметов и явлений. Среди различных качеств внимания наиболее профессионально значимыми являются такие качества, как активность, широта, переключение, интенсивность и устойчивость. Внимание не остается постоянным в процессе труда, изменяясь в течение дня и в процессе трудового обучения. Для психологии труда важным вопросом является изыскание путей целенаправленного активного формирования необходимых качеств внимания. Изучение качеств внимания во время трудовой деятельности дает возможность разрабатывать мероприятия по организации режима труда рабочих и эффективных методов профессионального обучения.
При исследовании рабочих движений также применяются психофизиологические методы. Основную роль в трудовом процессе играют сенсомоторные движения. На рабочем месте различают сенсорное поле, т. е. часть рабочего места, которое, воздействуя на анализаторы, является источником профессионально значимой информации, и моторное поле - часть рабочего места, в пределах которого осуществляются трудовые движения. Время сенсомоторной реакции меняется в зависимости от утомления, эмоциональной настройки, наличия других раздражителей и т. д. Знание закономерностей временной характеристики сенсомоторных реакций имеет большое значение при конструировании системы управления современным автоматизированным производством. Время переработки информации не должно превышать значения Т, которое складывается из времени, требуемого оператору на восприятие информации (t1), времени решения задачи (t2), и, наконец, времени двигательной реакции (t3). Создание такой схемы рабочих движений дает возможность психологу труда разрабатывать конкретные рекомендации по формированию рабочих алгоритмов трудовых процессов на современных пультах управления. Отношение человека к труду проявляется не только в действиях, но и в виде эмоций и чувств. Эмоции - это отражения объективных отношений, в которых предметы и явления внешнего мира (производственной среды) находятся к потребностям человека. Характеризуя эмоции, связанные с трудовым процессом, следует подчеркнуть, что эмоции не просто чувства и переживания человека, его внутренний мир, а состояния, оказывающие влияние на работоспособность, а следовательно, на производительность труда, способность обеспечивать нормальный режим работы оборудования, наблюдение за пультами управления. Эмоции оказывают существенное влияние на состояние здоровья работающего.
В психологии труда необходимо различать чувства, общие для всех видов трудовой деятельности (радость труда, любовь к труду, удовлетворенность), и специфические эмоции, вызываемые конкретными условиями определенной трудовой деятельности (эмоции, связанные с организацией трудового процесса, конкретными производственными условиями, отношениями в данном коллективе и т. д.). Среди отрицательных эмоций, свойственных современному производству, отмечаются эмоции «напряженности» и эмоции «растерянности». Эмоции «напряженности» возникают в результате чрезмерной плотности сигналов, неравномерности и отсутствия ритма в работе, большой ответственности, возможности аварийных ситуаций, недостаточной профессиональной подготовленности рабочего и т. д. Напряженность проявляется в нарушении движений, скованности позы, неадекватно сильных и быстрых двигательных движений, большом количестве лишних движений, нарушении координации движений и т. д. Происходит нарушение психических процессов - суженность объема внимания, недостаточное распределение и переключение его, замедленность в принятии решения и нарушение способности оценки ситуаций и т. д. Очень близко к «напряженности» стоит эмоция «растерянности», при которой нарушается в первую очередь функция внимания и мышления. При производственном обучении и организации трудовых процессов, предъявляющих требования к запоминанию, особое значение имеет знание основных закономерностей процесса памяти. Память - способность удерживать и воспроизводить бывшие ранее события. Составные элементы процесса памяти - запоминание, сохранение и восприятие. Объем запоминания материала возрастает при наличии логических и смысловых ассоциативных связей между его отдельными частями. Различают два основных типа сохранения материала в памяти - кратковременная и долгосрочная память. При решении вопросов трудовой экспертизы (профориентации, профконсультации, профотбора) большое значение приобретают исследования личности трудящегося человека, ибо способность человека выполнять определенную трудовую деятельность определяется, психологическими особенностями его личности.
В основу, оценки личности и ее особенностей положены: 1) направленность личности, определяющая ее идейно-политический, моральный облик; 2) опыт, т. е. уровень знаний, навыков, умений и степень профессионального обучения; 3) индивидуальные особенности отдельных психических функций; 4) типологические черты нервной системы, проявляющиеся в темпераменте. В условиях научно-технического прогресса современного производства большое значение приобретают вопросы психофизиологического отбора, направленные на выявление способностей, определяющих успешность освоения определенной специальности (профессиональный отбор). Профессиональный отбор имеет целью расстановку людей в производстве с учетом их индивидуальных психофизиологических особенностей, склонностей и способностей. Профессиональный отбор заключается в тщательном сопоставлении структуры определенной трудовой деятельности и структуры личности. Научный подход к решению проблем правильной расстановки людей в производстве и приспособления техники и условий труда к человеку - одно из важных средств интенсификации развития нашего общества. Прикладные направления физиологии и психологии труда: эргономика; техническая эстетика; инженерная психология; научная организация труда Исходя из сущности утомления и учитывая известные механизмы, вызывающие это состояние, предупреждение его может быть достигнуто благодаря широкому кругу социально-экономических, психофизиологических, технических и других мероприятий. Разработкой подобных мероприятий, предназначенных для реализации на производстве, помимо гигиены, физиологии и психологии труда, занимаются эргономика, техническая эстетика, инженерная психология и научная организация труда (НОТ). Эргономика занимается решением прикладных вопросов физиологии труда: рационализацией трудовых процессов и рабочих мест, направленной на приспособление их к возможностям человека с учетом его анатомо-физиологических и психологических особенностей, что имеет важнейшее значение для предупреждения утомления и повышения работоспособности.
Техническая эстетика имеет два основных вида применения: цветовое оформление производственных помещений и оборудования и художественное конструирование оборудования, т. е. создание оборудования красивой и рациональной формы, обеспечивающей удобства эксплуатации. Техническая (или производственная) эстетика занимается вопросами выбора и применения оптимальных цветов для производственных помещений и оборудования, т. е. созданием цветового климата. В основном это группа цветов, имеющих малую насыщенность и сравнительно большой коэффициент отражения. Цветовое оформление производственных объектов должно быть различным в зависимости от характера выполняемой работы. Так, например, «холодные» цветовые тона - зеленые, зелено-голубые, понижающие напряжение зрения и действующие успокаивающе, рекомендуют применять при выполнении умственной и физической работы, требующей большой сосредоточенности. Мероприятия технической эстетики повышают работоспособность человека не только путем создания у него хорошего настроения (положительных эмоций), но и благодаря воздействию на функции сердечно-сосудистой и центральной нервной системы. Грамотно и рационально выполненное цветовое оформление дает большой производственный и экономический эффект. Функциональная окраска производственных помещений и оборудования повышает производительность труда. Инженерная психология изучает связи конструкций пультов управления с особенностями восприятия и переработки информации операторами. Целью инженерной психологии является проектирование и конструирование пультов управления с учетом пропускной способности анализаторных систем человека (зрительной, слуховой и др.), с тем чтобы поток поступающих сигналов не превышал психофизиологических возможностей человека. Связи оператора с машиной осуществляются путем восприятия информации, передачи ее в ЦНС, переработки, принятия решения, передачи исполнительным органам и выполнения. Этот последний этап осуществляется путем воздействия на органы управления машины. Между оператором и машиной существуют и другие формы взаимодействия, которые характеризуются рабочей позой оператора, величиной усилий, скоростью, траекторией, количеством движений.
Научная организация труда. В настоящее время на всех крупных промышленных предприятиях существует служба научной, организации труда (НОТ), занимающаяся разработкой и внедрением мероприятии направленных на оптимизацию трудового процесса. Эта деятельность должна основываться на достижениях науки, в том числе гигиены и физиологии труда, а также передовом опыте, что позволяет наилучшим образом организовать технику и людей в едином производственном процессе, обеспечивающем наиболее эффективное использование материальных и трудовых ресурсов, непрерывное повышение производительности труда. Внедрение гигиенических мероприятий системой НОТ способствует улучшению условий труда, сохранению здоровья человека, постепенному превращению труда в первую жизненную потребность, Зарождение НОТ обычно связывают с именем Тейлора. Известно, что система Тейлора сыграла большую роль в рационализации капиталистического производства на основе отбора наиболее рациональных приемов труда. Однако система Тейлора была направлена на усиление эксплуатации трудящихся. Этот двойственный характер тейлоризма впервые со всей силой раскрыл в своих работах В. И. Ленин. Как подчеркивал В. И. Ленин, цель применения системы состоит в том, что из рабочего «выматывают безжалостно все его силы, высасывают с утроенной скоростью каждую каплю нервной и мускульной энергии». В то же время в системе Тейлора В. И. Ленин видел и богатейшие научные задатки, заслуживающие внимания. В варианте статьи «Очередные задачи Советской власти», В. И. Ленин подчеркивал: «...мы должны ввести систему Тейлора... соединив эту систему с сокращением рабочего времени, с использованием новых приемов производства и организации труда без всякого вреда для трудящегося населения». Следовательно, В. И. Ленин выдвинул задачу восполнить серьезный изъян в тейлоровской системе: отсутствие в ней той важной основы, какой является физиология труда. Таким образом, становление и развитие советской системы НОТ неразрывно связано с именем В. И. Ленина, который обосновал жизненную необходимость для Советской власти организации труда на научной основе, определил основные задачи НОТ, раскрыл ее преимущества по сравнению с капиталистической рационализацией. Глава 3
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|