Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

А. Несовершенная конкуренция

Сущность, причины, формы и тенденции развития миграции рабочей силы

Международная миграция рабочей силы (ММРС)

перемещение трудоспособного населения из одной страны в другую с целью поиска работы" новых сфер применения своих способностей, лучших условий жизни.

Тенденции развития ММРС:

— распространение миграционных процессов рабочей силы практически на все страны мира;

— основное направление миграции рабочей силы: из развивающихся стран и стран с переходными экономиками в наиболее развитые страны;

— активизация миграционных процессов из одной развитой страны в другую;

— усиление межгосударственных переселений в пределах развивающихся стран;

— оживление маятниковой миграции между странами с переходными экономическими системами;

— возникновение новой формы миграции рабочей силы — научно-технических кадров;

— усиление тенденции "утечки умов" из развивающихся стран и стран с переходными экономиками в развитые страны;

— образование новых привлекательных миграционных центров на Ближнем Востоке (Саудовская Аравия, Бахрейн, Кувейт, Израиль), в Латинской Америке (Аргентина, Бразилия, Венесуэла), в Юго-Восточной Азии (Япония, Гонконг, Тайвань, Сингапур);

— увеличение удельного веса "молодой миграции";

— расширение объемов нелегальной миграции, обусловленное жесткой миграционной политикой США и стран Восточной Европы, которые стремятся ограничить приток иностранной рабочей силы.

 

Конкуренция и ее виды

А. Несовершенная конкуренция

При данном уровне развития технологии, в условиях несовершенной конкуренции цены выше, а объемы выпуска ниже, чем на совершен­но конкурентных рынках. Однако, кроме пороков, есть и достоинства- большие фирмы реализуют экономии крупномасштабного производства и проводят боль­шую часть инноваций, что способствует долговремен­ному экономическому росту.

Рынок совершенной конкуренции состоит из фирм, слишком мелких, чтобы вли­ять на рыночную цену. Это означает, что конкурентная фирма, независимо от количества про­изведенных ею продуктов, может продать весь свой выпуск только по текущей рыночной цене. Таким об­разом, фирма на совершенно конкурентном рынке не имеет стимулов «сбивать цену». Кроме того, она не поднимет свою цену выше рыночной — ибо в этом случае фирма не сможет ничего продать- покупатели просто «перейдут» к конкурентам.

 

При таком более чем строгом определении, немно­гие рынки можно назвать совершен­но конкурентными. Представьте себе огромный спи­сок товаров и услуг: самолеты, алюминий, автомоби­ли, электрические батареи, сухие завтраки, жевательная резинка, сигареты, электроэнергия, холо­дильники, пшеница. Многие ли из них продаются на совершенно конкурентных рынках? По крайней мере, самолеты, алюминий или автомобили- точно нет. До Второй мировой войны в США существовала лишь одна алю­миниевая компания — «Алкоа». Даже сегодня четыре крупнейших фирмы производят три четверти всего вы­пуска алюминия в США. На рынке самолетов домини­руют лишь две фирмы — «Боинг» и «3up6ac»(Airbus). В автомобильной отрасли пять крупнейших произво­дителей (среди них — «Тойота» и «Хонда») обеспечи­вают на 80 процентов рынок легковых автомашин и легких грузовиков в Соединенных Штатах.

Что можно сказать о таких продуктах, как электри­ческие батареи, сухие завтраки, жевательная резинка. сигареты и холодильники? Рынки этих продуктов порою даже в большей степени подвержены контролю со стороны небольшого числа крупных компаний. Не удовлетворяет определению совершенной конкурен­ции и рынок электроэнергии. В большинстве городов существует лишь одна компания, которая производит и продает электроэнергию. Мало кто может позволить себе обзавестись собственным генератором или ветря­ной электростанцией!

Из всего списка только лишь рынок пшеницы удов­летворяет нашему строгому определению совершен­ной конкуренции. Все другие товары, от авто до сига­рет, не проходят «теста на конкурентность» по простой причине: некоторые из фирм в соответствующих от­раслях могут влиять на цену, изменяя количество своих продаж. Иными словами, эти фирмы обладают в опре­деленной степени контролем над ценой выпускаемых продуктов.

Определение несовершенной конкуренции

Если фирма способна существенно влиять на ры­ночную цену своего выпуска, такая фирма классифи­цируется как «субъект несовершенной конкуренции».

В отрасли преобладает несовершенная конкурен­ция, если отдельные производители обладают возмож­ностью контроля над ценой своего выпуска.

Несовершенная конкуренция отлична от ситуации абсолютного контроля одной фирмы над ценой своего продукта. При несовершенной конкуренции фирма может манипулировать ценой лишь в определенных пределах. Рассмотрим, например, рынок прохладительных напитков, основная доля которого принадле­жит компаниям «Кока-Кола» и «Пепси», а значит, на нем превалирует несовершенная конкуренция. Если те­кущая цена банки лимонада составляет 75 центов, «Пепси» может установить цену на уровне 70 или 80 центов, оставаясь при этом жизнеспособной фирмой. Но она вряд ли назначит цену 40 долл. или 10 центов за банку, потому что при любой из этих цен ей придется покинуть отрасль. Субъект несовершенной конкурен­ции имеет определенную (лишь ограниченную) степень самостоятельности в своих ценовых решениях.

Кроме того, степень свободы в назначении цены неодинакова в различных отраслях. В некоторых отрас­лях с несовершенной конкуренцией проявления моно­польной власти незначительны. Например, в рознич­ной торговле компьютерами небольшое, порядка нескольких процентов, различие в ценах обычно ока­зывает значительное влияние на объем продаж фирмы. С другой стороны, в явно монополистической электро­энергетике изменение цены электроэнергии на 10 и более процентов весьма слабо повлияет на объем про­даж в коротком периоде.

Отметим, что существование несовершенной кон­куренции не уничтожает интенсивного соперничества на рынке. Субъекты несовершенной конкуренции часто решительно борются за увеличение своей доли рынка. Опять-таки, интенсивное соперничество такого рода следует отличать от совершенной конкуренции. Борьба принимает множество различных форм, от рек­ламы как попытки сдвинуть кривую спроса, до улучшения качества продуктов. В определении совершенной конкуренции ничего не говорится о соперничестве, просто утверждается, что каждая фирма в отрасли может продать свой выпуск по преобладающей на рынке цене.

Виды субъектов несовершенной конкуренции

Современная индустриальная экономика, такая как в Соединенных Штатах, подобна зоопарку, наполнен­ному многообразными видами «зверей» несовершен­ной конкуренции. Конкуренция в динамичной отрасли по производству персональных компьютеров, обуслов­ленная быстрыми сменами технологий, отлична от кон­куренции в какой-либо менее своеобразной отрасли. Тем не менее, можно гораздо лучше изучить ту или иную отрасль, если уделить особое внимание анализу ее ры­ночной структуры, в частности, количества и величины производителей (продавцов), доли рынка, находящей­ся под контролем крупнейших из них. Экономисты под­разделяют рынки несовершенной конкуренции на три различных вида рыночных структур.

Монополия

Какой степени несовершенства может достигнуть конкуренция? Самым крайним случаем является моно­полия: один продавец полностью контролирует от­расль. Собственно, он и является единственным произ­водителем в данной отрасли, кроме того, не существует отрасли, производящей близкие товары-заместители.

Чистые монополии в настоящее время редко встре­чаются. В самом деле, они обычно могут существовать лишь при том или ином покровительстве государства Например, если фармацевтическая компания изобре­тет новое лекарство, она получит патент, дающий е; исключительное право продажи этого препарата в те­чение нескольких лет. Другой важный пример монопсонии — местные коммунальные услуги, такие как теле­фон, кабельное телевидение, газо- и электроснабжение Здесь действительно имеется лишь один продавец услуги, для которой нет близких заместителей. Однако, со­временная экономика весьма конкурентна, и даже «за­щищенным» монополистам приходится с этим счи­таться. Соперники фармацевтической компании вскоре разработают и начнут производить аналогич­ные препараты; сотовые телефоны конкурируют, обычными системами; продавцы дизельного топлива соперничают с поставщиками бензина. В длительно периоде ни один монополист не может защитить себя от атаки конкурентов.

Олигополия

Термин олигополия буквально означает «мало продавцов». Это могут быть всего две фирмы, а может 10 или 15. Принципиально важным моментом при опре­делении этого числа является выяснение влияния со стороны отдельных фирм на рыночную цену. Например, в индустрии пассажирских авиаперевозок реше­ние одной из компаний удешевить билеты может привести к ценовой войне, результатом которой будет уменьшение расценок у конкурентов.

Олигополистические отрасли сравнительно широко распространены в экономике Соединенных Штатов особенно в обрабатывающей промышленности, транс­портном секторе и на рынке средств связи. Например, сравнительно мало производителей автомашин, хотя на автомобильном рынке продается множество различных моделей. То же самое можно сказать о рынке бытовой техники: магазины заполнены разнообразными моделями холодильников и посудомоечных машин, произведенных небольшим числом компаний. Вы, наверное, удивитесь, если узнаете, что отрасль по про­изводству сухих завтраков является олигополией, в которой доминируют несколько фирм, хотя многообра­зие видов этого продукта бесконечно.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...