Святые. Общие наименования святых
Святые
«Апостоли, мученицы и пророцы, святителие, преподобнии и праведнии, добре подвиг совершившии и веру соблюдшии, дерзновение имуще ко Спасу, о нас Того, яко Блага, молите спастися, молимся, душам нашим». Это слова тропаря всем святым (глас 2). Существуют многие чины святости. Разными заслугами, трудами, духовными и телесными подвигами прославляли подвижники своего Творца и Спасителя. И многие сподобились от Него достойной награды, самой высокой, на которую может надеяться и которую может чаять человек, – части в Царстве Небесном. «Те, которых весь мир не был достоин», как говорит Апостол, всю жизнь, все помышления, надежды, желания и стремления свои положили на алтарь Божьего служения. И за это они не только сподобились получить собственное воздаяние, но и приобрели дерзновение заступаться за нас, живущих на земле и претерпевающих брань против духов злобы поднебесной. Их предстательство вместе с молитвенным ходатайством Пречистой Богородицы и Приснодевы Марии имеет неоценимое значение в жизни каждого человека. Известно, что некоторые святые обещали встречать и помогать при кончине тем, кто почитал их в своей земной жизни. В житиях святых без числа описаны чудеса, которые творились на благо страждущим и нуждающимся по молитвам Божьих угодников. Во все времена Бог посылает Своих служителей. Время и место, в которые жили и сияли своими добродетелями святые, никогда не бывает случайным. Поэтому нам необходимо прибегать к их помощи. Каждому святому, в зависимости от их подвигов, дана своя благодать. Поэтому и прибегают к ним в разных нуждах и при разных обстоятельствах. «Всех святых Твоих, Господи, воспеваем чины, яко молитвами их озаряеши души наша: Ты бо еси Свет неприступный, неведения мрак отгоняяй, присносущными Твоими светлостьми». (Канон всем святым, песнь 1).
Общие наименования святых
При воспоминании святых Вселенской Церкви в чине литургии, на проскомидии все святые соединены и обобщены в девять чинов или ликов (это обозначается девятичинной просфорой). Общим наименованием – святых – в указателе чтений из Апостола и Евангелия названы пророки и Предтеча Господень, апостолы, святители, преподобные и Христа ради юродивые, мученики и мученицы, священномученики, преподобномученики, исповедники и святые безмездники (безсребреники). К ним относятся еще Святые Отцы. Выше этих святых стоят небесные безплотные Силы и выше их – Честнейшая Херувимов и Славнейшая Серафимов – Пресвятая Богородица. Пророки – это вдохновенные от Бога святые люди, возвещавшие роду человеческому волю Божью и будущие судьбы мира. «Ни об волею быть когда человеком пророчество, но от Святого Духа просвещаема глаголаша святии Божии человецы» (2 Пет. 1, 21). Апостолы – святые ученики Господа нашего Иисуса Христа, избранные им для благовестия миру о наступлении на земле Царствия Божия. Они разделяются на двенадцать и на семьдесят апостолов. Когда в месяцеслове называется, имя такого апостола, всегда добавляется: «единого от 70‑ ти». Также святые люди, которые, подобно апостолам, много и славно трудились для распространения веры Христовой в той или иной стране, именуются равноапостольными. Например, русские святые – равноапостольный князь Владимир (крестивший Русь), равноапостольная княгиня Ольга. Святители – это священноначальники, епископы, первосвятители Православной Церкви. В отличие от святителей первых шести веков христианства святители (как и другие святые) более позднего времени именуются в месяцесловах – новыми. Например, святитель Василий Новый, Дамаскин Новый и другие.
Святые мученики, воспринявшие небесные венцы за свою мученическую кончину за веру христианскую, за веру в Господа, разделяются на великомучеников и великомучениц, священномучеников, преподобномучеников и преподобномучениц, исповедников. Великомученики – те святые мученики и мученицы, которые пострадали в жестокое и продолжительное гонение на христиан при императорах Диоклетиане и Максимиане, страшных мучителях и преследователях Христовой веры. Например, великомученик Георгий Победоносец, исстари на Руси особо почитались великомученицы Екатерина, великомученица Варвара. Праведников подвергали поистине страшным истязаниям, про которые современному изнеженному человеку порой бывает даже трудно читать. Святым урезали языки, выкалывали глаза, отрезали носы, подрезывали жилы на ногах, но оставляли в живых на мучения, снимали кожу, отрубали руки и ноги, бросали в кипящее масло… Священномученики – те святые мученики, которые имели священноиерархический сан – то есть пострадали, имея сан пресвитера или епископа. Например, святой Игнатий Богоносец, растерзанный в Римском колизее дикими зверями, был епископом Антиохийским. Он именуется священномучеником, как и епископ города Анкиры святой Климент, – он был обезглавлен при императоре Диоклетиане. Преподобномученики и преподобномученицы – те, кто принял мученическую кончину в монашеском звании. Например, святая преподобномученица Евдокия, преподобномученик Анастасий Персянин. Это воин персидского царя Хозроя увидел чудеса от Животворящего древа Креста Господня и уверовал в Иисуса Христа, принял христианство, а позднее в Иерусалиме принял монашеский постриг. Исповедники – это те святые мужи и жены, которые претерпели за Христа великие и тяжкие мучения от лжеучителей и гонителей Христовой Церкви, хотя и не приняли мученического венца. К этому чину святых относится преподобный Георгий исповедник, преподобный Максим исповедник и другие. Наибольшее число таких святых исповедников приходится на век иконоборчества. Например, исповеднические подвиги святого Иакова исповедника, сосланного в заточение за почитание святых икон при Константине Копрониме (741–775).
Безсребреники (безмездники) – чин угодников Божьих, которые во время своей земной жизни преимущественно и более всего просияли нестяжательностыо и безмездным (т. е. без мзды, без платы) оказанием врачебной и другой помощи страждущим и нуждающимся. Это безсребреники Косма и Дамиан, Пантелеймон, Ермолай, Кир и Иоанн и другие. Юродивые – те блаженные мужи и жены, которые Христа ради принимали на себя вид неразумных людей, хотя большинство из них были духовно прозорливыми. Христа ради юродивые избирали особый путь спасения по совету апостола Павла (1 Кор. 3, 18, 19: «Никто не обольщай самого себя: если кто из вас думает быть мудрым в веке сем, тот будь безумным, чтоб быть мудрым. Ибо мудрость мира сего есть безумие пред Богом»). Как правило, дни церковного празднования святым угодникам Божиим устанавливаются в день их кончины (если дата известна), в дни обретения мощей святых, а также в дни памяти каких‑ либо значимых событий из жизни этих Божьих угодников или уже после их кончины. Обращение к святым происходит через молитву перед их иконами или мощами. Святитель Филарет, митрополит Московский, так объясняет причину поклонения мощам святых: «Святые и по кончине своей равномерно могут благотворно действовать через земные посредства, получившие от них освящение».
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|