Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Особенности образовательного процесса в специальной (коррекционной) школе и роль психолога в коррекционно-развивающем обучении.




Специальная педагогика в системе педагогических знаний. Основные термины и понятия специальной педагогики: абилитация, компенсация, коррекция, реабилитация, социализация и пр. Комплексное развитие ребенка и современные концепции специальной педагогики. Индивидуализация и дифференциация обучения. Образовательный маршрут. Психолого-педагогическое сопровождение. Педагогическая коррекция и компенсация. Коррекционно-развивающее обучение и социализация ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Основные принципы деятельности психологической службы в специальном (коррекционном) образовательном учреждении

Индивидуальный подход к ребенку. Принцип единства диагностики и коррекции. Принцип раннего вмешательства. Профилактика и коррекция отклонений в психическом развитии детей. Формирование интересов к учебной деятельности, мотивации достижения, адекватной самооценки. Содействие личностному росту ребенка. Создание благоприятных условий для социально-психологической и психической адаптации ребенка в школе и дальнейшей интеграции его в обществе.

16. Психокоррекция в специальной психологии

Место психокоррекции в комплексной системе преодоления вторичных отклонений при нарушениях в развитии. Коррекция и доразвитие. Коррекция и профилактика системных отклонений. Взаимосвязь коррекции, компенсации, абилитации и реабилитации. Психодиагностика и психокоррекция. Специфика коррекционной помощи при разных формах дизонтогенеза.

Коррекционно-развивающее направление работы специального психолога

Задачи психокоррекционной и развивающей работы. Требования к разработке коррекционных и развивающих программ. Методы психологической коррекции детей с нарушениями в развитии. Развитие и коррекция через игру, творчество, систему функциональных тренировок. Развитие и коррекция с помощью методов психотерапии и активного социального обучения.

Психопрофилактика - важное направление в работе специального психолога.

Задачи психопрофилактической работы в специальном образовательном учреждении и требования к ее проведению. Принцип раннего вмешательства. Основные направления психопрофилактической работы. Психолого-медико-педагогический консилиум как форма психопрофилактической работы. Особенности психопрофилактической работы в зависимости от типа специального образовательного учреждения. Основные задачи психологического просвещения.

Консультирование как составная часть психологического сопровождения учебно-воспитательного процесса в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях.

Задачи и основные принципы консультативной работы в специальном образовательном учреждении. Требования индивидуального и группового консультирования. Виды и методы консультативной работы. Психологическое консультирование детей в отдельных возрастных периодах с учетом характера дизонтогенеза. Особенности консультирования родителей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья. Консультирование учителей и воспитателей специальных образовательных учреждений.

Сущность процесса реабилитации и сферы реабилитационного воздействия.

Комплекс мероприятий, направленных на достижение максимального уровня социальной адаптации в условиях болезни или инвалидности. Основные сферы реабилитационного воздействия, разные формы или уровни бытия человека. Выделение медицинской, трудовой, семейной психологической, педагогической реабилитации. Общетеоретические принципы реабилитационной работы: учет сохранных и потенциальных возможностей инвалида, этапность и комплексность реабилитационных мероприятий, закрепление достигнутого эффекта как основа дальнейшего развития, использование социального контекста и др.

Вопросы для государственного экзамена

1. Современные классификации нарушений в развитии детей в специальной психологии.

2. Общие и специфические закономерности психического развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

3. Системные отклонения у лиц с нарушениями зрительного анализатора.

4. Специфические закономерности психических функций у детей с нарушением слуховой сенсорной системы.

5. Развитие личности ребенка при умственной отсталости.

6. Полиморфизм синдромов аутизма как проблема организации деятельности в специальном (коррекционном) образовательном учреждении.

7. Особенности социального взаимодействия аутичных детей и сущность психологического сопровождения их развития.

8. Динамика психических функций при различных формах задержки психического развития.

9. Психологическая характеристика учебной деятельности учащихся с задержкой психического развития.

10. Основные требования и организация психологического обследования детей с церебральным параличом.

11. Психокоррекция познавательных процессов в зависимости от возраста ребенка, форм и тяжести детского церебрального паралича.

12. Основные направления системы психолого-педагогической коррекционной помощи детям с комплексными нарушениями развития.

13..Особенности образовательного процесса в специальной (коррекционной) школе и роль психолога в коррекционно-развивающем обучении.

14.Общение и его нарушения у детей с сенсорной и двигательной патологией.

15. Организация психологической службы в специальном (коррекционном) образовательном учреждении.

16. Коррекционно-развивающее направление работы специального психолога.

17. Психопрофилактика в работе специального психолога.

18. Консультирование как составная часть психологического сопровождения в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях.

19. Принципы отбора детей с ограниченными возможностями здоровья и комплектования специальных (коррекционных) учреждений.

20. Специфика психологической диагностики детей с ограниченными возможностями здоровья.

21.Структура и содержание работы психолого-медико-педагогической консультации (ПМПК).

22. Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями при интегрированном обучении.

 

 

Список литературы

Основная литература

1. Андреева Л.В. Сурдопедагогика. – М., 2005

2. Белопольская Н.Л. Психологическая диагностика личности детей с задержкой психического развития. – М., 1999

3. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков: Учеб. пособие для студ. ВУЗов /Г.В. Бурменская, Е.И. Захарова, О.А. Карабанова и др. – М., 2002

4. Выготский Л.С. Основы дефектологии – СПб., 2003

5. Выготский Л.С. Основы дефектологии //Собр. соч.: в 6 т. – М., 1983. – Т. 5

6. Жигорева М.В. Дети с комплексными нарушениями в развитии: педагогическая помощь: Учеб. пособие для студ. ВУЗов. – М., 2006

7. Защиринская О.В. Психология детей с задержкой психического развития. Хрестоматия: Учебное пособие. – СПб., 2003

8. Защиринская О.В. Психология детей с задержкой психического развития: Учебное пособие. – СПб., 2006

9. Иванов Е.С., Демьянчук Л.Н., Демьянчук Р.В. Детский аутизм: диагностика и коррекция: Учебное пособие. – СПб., 2004

10. Интеграция детей с особенностями развития в образовательное пространство /Под ред. Л.М. Шипицыной. – М., 2006

11. Исаев Д.Н. Умственная отсталость у детей и подростков. – СПб., 2003

12. Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте. – М., 2004

13. Левченко И.Ю., Приходько О.Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. – М.. 2001

14. Литвак А.Г. Психология слепых и слабовидящих. – СПб., 1998

15. Мамайчук И.И. Психология дизонтогенеза. – СПб., 2000

16. Мамайчук И.И. Помощь психолога детям с аутизмом. – СПб., 2007

17. Мишина Г.А., Моргачева Е.Н. Коррекционная и специальная педагогика. – М., 2007

18. Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М и др. Аутизм: возрастные особенности и психологическая помощь. – М., 2003

19. Осипова А.А. Общая психокоррекция: Учебное пособие для студентов ВУЗов. – М., 2000

20. Основы специальной психологии /Под ред. Л.В. Кузнецовой. – М., 2002

21. Петрова В.Г., Белякова И.В. психология умственно отсталых школьников. – М., 2002

22. Психологическая помощь и консультирование в практической психологии /Под ред. М.К. Тутушкиной. – СПб., 2001

23. Психолого-медико-педагогическая консультация. Методические рекомендации /Под ред. Л.М. Шипицыной. – СПб., 2002

24. Психолого-медико-педагогическое обследование ребенка: комплект рабочих материалов /Под ред. М.М. Семаго. – М., 1999

25. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника. – М.. 1979

26. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст. – СПб., 2005

27. Специальная психология /Под ред. В.И. Лубовского. – М., 2003

28. Специальная педагогика: в 3т. /Под ред. Н.М. Назаровой. – М., 2008

29. Сорокин В.М. Специальная психология: Учебное пособие – СПб., 2003

30. Сорокин В.М. Теоретические основы психологии дизонтогенеза – СПб., 2006

31. Трофимова Н.М., Дуванова С.П., Трофимова Н.Б. и др. Основы специальной педагогики и психологии. – СПб., 2006

32. Усанова О.Н. Специальная психология. – СПб., 2006

33. Шаповал И.А. Специальная психология – М., 2005

34. Шипицына Л.М. Детский аутизм. Хрестоматия: Учебное пособие. – СПб., 2001

35. Шипицына Л.М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта. – СПб., 2005

36. Шипицына Л.М. Уроки общения для детей с нарушением интеллекта: Пособие для учителей и родителей. – СПб., 2006

37. Шипицына Л.М. Ребенок с нарушенным слухом в семье и обществе. – СПб, 2008

38. Шипицына Л.М., Вартанян И.А. Анатомия, физиология и патология органов слуха, речи и зрения: Учебник для ВУЗов. – М.. 2008

39. Шипицына Л.М., Казакова Е.И., Жданова М.А. Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение развития ребенка. – М.. 2003

40. Шипицына Л.М., Мамайчук И.И. Психология детей с нарушением функций опорно-двигательного аппарата: Учебное пособие для студентов ВУЗов. – М., 2004

 

Дополнительная литература

1. Аксенова Л.И. Социальная педагогика в специальном образовании: Учебное пособие. – М.. 2001

2. Вайзман Н.П. Психомоторика умственно отсталых детей. – М.. 1997

3. Демьянов Ю.Г. Диагностика психических нарушений. – СПб., 1999

4. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей /Под ред. С.Г. Шевченко. – М., 2001

5. Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. – М., 1995

6. Замский Х.С. Умственно отсталые дети: история их изучения, воспитания и обучения. – М.. 1999

7. Коновалова Н.Л. Предупреждение нарушений в развитии личности при психологическом сопровождении школьников. – СПб., 2000

8. Левченко И.Ю., Приходько О.Г., Гусейнова А.А. Детский церебральный паралич: коррекционно-развивающая работа с дошкольниками. – М., 2008

9. Лисина М.И. Общение личности и психика ребенка. – М.-Воронеж, 1997

10. Лубовский В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. – М., 1989

11. Маллер А.Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии. – М., 2000

12. Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. – СПб., 2001

13. Мастюкова Е.М., Московкина А.Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии. – М., 2003

14. Мозговой В.М., Яковлева И.М., Еремина А.А. Основы олигофренопедагогики. – М., 2006

15. Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок: пути помощи. – М., 1997

16. Пенин Г.Н., Пономарева З.А., Красильникова О.А. и др. Воспитание учащихся с нарушением слуха в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях: Учебное пособие /Под ред. Г.Н. Пенина и З.А. Пономаревой. – СПб., 2006

17. Психологическая диагностика отклонений развития детей младшего школьного возраста /Под ред. Л.М. Шипицыной. – СПб., 2008

18. Развитие специальной (коррекционной) психологии в изменяющейся России: материалы научно-практической конференции «Ананьевские чтения – 2005» /Под ред. Л.А. Цветковой, Л.М. Шипицыной. – СПб., 2005

19. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Руководство по психологической диагностике. – М., 2000

20. Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. – М., 2002

21. Ткачева В.В. Технологии психологической помощи семьям детей с отклонениями в развитии: Учебное пособие. – М., 2007

22. Шипицына Л.М. Психология детей-сирот. – СПб., 2005

23. Шипицына Л.М., Мамайчук И.И. Детский церебральный паралич. – СПб., 2001

24. Шипицына Л.М., Назарова Л.П. Интегрированное обучение детей с нарушениями слуха. – СПб., 2001

25. Шпек О. Люди с умственной отсталостью: обучение и воспитание. – М., 2003

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...