Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Положение Польши в составе Российской Империи 1815-1830 гг.




В ходе заграничного похода в 1813 г. русские войска заняли Великое герцогство Варшавское, образованное Наполеоном в 1807 г.. Для его управления до окончательного решения о его судьбе Александр 1 учредил Временный Верховный Совет под председательством генерел-губернатора В.С.Ланского, а командование армией было поручено фельд­маршалу М.Б.Барклай де Толли. В 1814 г. был создан Гражданский коми­тет под председательством сенатора Островского, а управление образованным из польских солдат отдельным корпусом возложено на комитет под руководством вел. кн. Константина Павловича. На Венском конгрессе 1814-18154 гг. из-за В.Г.Варшавского воз­никли    споры Россией и Австрией. В результате к России была присоединена большая часть Великого Герцогства Варшавского /без Кракова/; Австрия получила Галицию с Тарнопольским округом, Пруссия - Познань. Краков был объявлен вольным городом под совместным протекторатом трех держав. Финальным актом Венского Конгресса 28 мая /9 июня/ 1815 г. земли Великого Герцогства Варшавского объявлялись "соединенными с Россией на вечные времена". В трактате говорилось: "Его И.В. оставляет за собой право дать этому государству, находящемуся под особым управлением, такое внутренне устройство, какое он сочтёт надлежащим", причем за импе­ратором оставалось право территориального расширения границ, уста­новленных Венским конгрессом, за счет включения в них русских зе­мель.[2]

Вошедшие в состав России польские земли стали именоваться "Царство(Королевство) Польское". Оно включало в себя часть земель бывшего Княжества Варшавского - территория составляла 127 тыс. км2, население равнялось 3,2 млн. человек. Однако, гра­ницы нового государственного организма, по Венскому Конгрессу, были установ­лены без учета польской этнической территории. От поль­ского государства в разное время были отторгнуты такие жизненно важные экономико-географические районы, как Верхняя и Нижняя Силезия, Быдгощский и Познанский департаменты, Поморье, Вармия и Мазуры, отданные Пруссии, Галиция и район Велички, вошедшие в состав Австрии, и Краков с окрестностями, превращенный в «вольную республику».

В состав Королевства Польского вошли 8 воеводств: Калишское, Мазовецкое, Плоцкое, Августовское, Подляс-кое, Сандомирское, Люблинское и Краковское. От Калиш-ского воеводства были отделены Быдгощский и Познан­ский районы, составлявшие одно целое в экономическом отношении; Краковское воеводство потеряло главный го­род — Краков и район соляных копей — Величку. Таким образом была нарушена сложившаяся территориальная система экономических взаимосвязей между рядом поль­ских областей.[3]

Положение польского народа определялось в первую очередь судьбой основных его земель. Королевство Польское было по преимуществу аграрной страной, помещичье хозяйство господствовало здесь почти безраздельно: землю обрабатывали лично свободные крестьяне-барщинники. По­мещичье землевладение в итоге наполеоновских войн, упадка хлеб­ной торговли и частых натуральных повинностей по обеспечению войск было сильно разорено, дворянство опутано долгами. Из этого тяжелого, кризисного состояния сельское хозяйство могло быть выведено только буржуазными аграрными реформами, но осущест­влению их мешали и сами польские дворяне, и весь крепостниче­ский режим Российской империи.

Как и в России, в Польше в первой четверти XIX в. феодализм переживал глубокий кризис. В его недрах раз­вивались капиталистические производственные отноше­ния, характеризовавшиеся значительным ростом числа промышленных предприятий мануфактурного типа. Осо­бенно быстро развивалась текстильная и, в частности, суконная промышленность, для которой в результате присоединения Царства Польского к Российской империи открылся широкий русский рынок. Развитию экономи­ческих связей Царства Польского с империей содейство­вало и правительство путем предоставления различных льгот на ввозимые в Россию изделия польской промыш­ленности.

Десятилетие 1820—1830 гг. оказалось временем возрождения польской ману­фактуры, причем российские власти всячески поддерживали усилия польской администрации, направленные на поощрение промыслов, например иммиграцию иностранных ремесленников и промышлен­ников. На средства казны велось строительство дорог и каналов. Был создан банк, открывший кредит предпринимателям. На его средства впоследствии строилась первая польская железная доро­га от Варшавы на Вену (1845 г.).

Росту польской мануфактуры способствовали покровительствен­ные таможенные тарифы, затруднявшие ввоз западноевропейских товаров, и связь с русским рынком, в особенности низкий (до 1832 г.) таможенный тариф между Королевством Польским и Россией. Польские сукна вывозились в Россию, а через нее в Китай. Поль­ские купцы наживались и на перепродаже в Россию немецких това­ров.

К 1829 г. в одном лишь Калишском воеводстве насчиты­валось 530 предприятий по выработке сукна. Быстро превращались в промышленные центры Варшава, Лодзь и другие города. Только за пятилетие 1823—1828 гг. в Варшаве было построено 27 больших фабричных зда­ний, а всего в Варшаве в 1825 г. насчитывалось 8818 фаб­рик и кустарных мастерских, большая часть из которых была капиталистической.

Конституция 1807 г., полученная от императора На­полеона, не затрагивала основ феодально-крепостниче­ского строя, а лишь формально провозглашала отмену крепостного права. Она не давала ясности в вопросе о крестьянском землепользовании, а без этого личная свобода крестьян была равна нулю.

Половина всей обрабатываемой земли в Королевстве Польском принадлежала 17 тыс. помещиков, владельцам фольварков и арендаторам казенных имений. Остальная половина земли приходилась на 327 тыс. крестьянских дворов. Из этого соотношения видно, что основная масса крестьян была вынуждена, чтобы не умереть с голоду, идти в кабалу к землевладельцу, неся тяжелые повин­ности. За пользование землей и инвентарем «свободный» крестьянин должен был отработать определенное поме­щиком количество дней на его поле.

Процесс обезземеливания крестьян усилился в связи с общими экономическими сдвигами, происходившими в стране. Сельскохозяйственное производство, факти­чески основанное на крепостном труде при отсталой тех­нике обработки земли, приходило во все больший упадок.

Вовлечение польского сельского хозяйства в экономи­ческую жизнь России требовало приспособления его к потребностям русского рынка. Это привело к некоторым изменениям в профиле хозяйства и явилось толчком к развитию буржуазии. Серьезным фактором явилось повышение спроса на польскую шерсть и шерстяные изде­лия как со стороны польской, так и русской промышлен­ности. Многие Польские помещики ввиду низкой доход­ности производства хлеба и в то же время быстрого роста спроса на шерсть стали развивать овцеводство. Помещики сгоняли крестьян с земли, а освободившиеся участки использовались под пастбища. Это усилило рост обеззе­меливания крестьян. В описываемый период около 40% крестьян Королевства Польского были полностью без­земельными, а значительная часть осталась на крошеч­ных нищенских наделах.

Положение крестьян было настолько тяжелым, что в ряде мест происходили крестьянские волнения, наблюдались массовые случай отказа от выполнения барщины. Но это были стихийные неорганизованные выступления, без труда подавляемые помещиками с помощью прави­тельства.

Изменения в хозяйственной жизни серьезно отрази­лись и на положении мелкой шляхты. Будучи не в состоя­нии приспособиться к капиталистическим отношениям и выдержать конкуренцию с крупными землевладельцами, мелкие шляхтичи разорялись, постепенно теряли свою землю, которая переходила в руки крупной шляхты за долги или же путем скупки по низким ценам. По данным, которые приводит польский историк Гринвассер, в 20-е годы XIX в. 50% мелкой шляхты были уже совершенно безземельными.

Разорившаяся мелкая шляхта частью шла в услужение к крупным помещикам в качестве управляющих имениями, экономов, секретарей, другая же шла в города, в учебные заведения или в учреждения. В семье мелкого шляхтича, пишет Гринвассер, «обычно один сын, в редких случаях два оставались заниматься земледелием, остальные искали занятия где-нибудь на стороне». Особенно большой была тяга шляхетской молодежи к военной службе.

Процесс разорения мелкой шляхты неизбежно сопро­вождался обострением противоречий и борьбы внутри класса шляхты. Мелкая шляхта, все более теряя свои былые привилегии и опускаясь до положения общест­венных низов, была враждебно настроена по отноше­нию к богатой шляхте и защищавшему ее интересы цар­скому самодержавию. Она все настойчивее выражала не­довольство существующим феодально-крепостническим строем и требовала проведения широких социально-политических преобразований. Эта часть польского дво­рянства, хотя и стояла еще в некоторой мере на феодальной почве, однако примкнула к демократической аграрной революции.

Как ранее Финляндия, Царство Польское также получило конституционное устройство. Проект конституции Царства Польского был написан И.Собинским на основании замечаний Александра 1 к первоначальному тексту, разработанному под руководством Кн. А.Чёрторыйского. "Конституционная хартия" была подписана императором 15/27/ ноября 1815 г. В июле 1815 г. жители Ц.Польского принесли присягу новому императору и до конца 1815 г. /т.е. до вступления конституции в силу/ действовало Временное правительство во главе с В.С.Ланским.

Конституция объявляла Царство Польское наследственной монархией, "на­всегда соединенной с Российской империей". Император России получал титул "короля Польши". На время своего отсутствия Король назначал наместника из числа поляков /или членов императорского дома/. Царство По­льскому гарантировались государственность, национальные права и сво­боды. Римско-католическая религия объявлялась "предметом особого по­печения". Обеспечивалась свобода печати и неприкосновенность лично­сти. Польский язык объявлялся языком администрации, суда и армии. Все государственные должности должны были замещаться только поляками.

Император-король Царства Польского был конституционным монархом. Все преемники Александра 1 должны были короноваться в Варшаве и давать присягу в сохранении Конституции Царства. Все распоряжения и поста­новления короля должны были скрепляться подписями польских министров которые несли за них ответственность. В компетенцию короля входило:

§ исключительная инициатива конституционного законодательства, т.е. дополнение конституции посредством "Органических статутов" (законов);

§ право утверждения или отклонения (но не изменения) законов, прини­маемых сеймом;

§ вся полнота исполнительной власти. В рамках установленных королем полномочий действовал наместник (его функции были точно определены в 1818 г.).

Постановления наместника, обязательные для всех органов исполнительной власти, объявлялись в Административ­ном Совете. Первым наместником был назначен ген. Ю.Зайончек, что выз­вало неудовольствие поляков /видевших на этом посту кн. А.Чарторыйского/, После смерти наместника Ю.Зайончека в 1826 г. эта должность0 оставалась вакантной до 1832 г., а функции наместнике исполнял Административный Совет.

"Польский народ, - гласила конституционная хартия, - на вечные времена будет иметь национальное представительство на сейме, состо­ящем из короли и двух палат/изб/, из коих первою будет составлять Сенат, и вторую послы и депутаты от общин /гмин/". В Сенат входили члены императорского дома, епископы и высшие должностные лица /вое­воды и каштеляне/, назначаемые императором пожизненно; кроме епис­копов и членов императорской фамилии, все остальные сенаторы отби­рались императором из 2-х кандидатов, представляемых самим Сенатом.

Сенатором могли быть только землевладельцы. Число членов Сената не должно было превышать 1/2 членов Посольской избы.

Посольская изба состояла из 428 членов, в том числе из 77 послов, избранных на шляхетских сеймиках, и 51 депутата от гмин. Срок полномочий для послов и депутатов устанавливался в 6 лет. Для выбо­ров в Сейм устанавливался избирательный ценз в виде годовой суммы налогов не менее чем в 100 злотых.

Сейм созывался каждые 2 года на 30-дневные сессии. Король имел право как созыва чрезвычайного сейма, так и отсрочки заседаний его. Король мог также распускать Посольскую избу, но обязан был в тече­ние двух месяцев назначить новые выборы. Члены сейма пользовались неприкосновенностью, его заседания должны были быть публичными.

Конституционные функции Сейма были широкими (но на практике далеко не все реализовывались):

1. решения по вопросам бюджета, налогов, денежной системы;

2. законодательства в области административного и уголовного права;

3. решения по вопросам призыва в армию;

4. утверждение конституционного законодательства ("органи­ческих законов") изданного Королем;

5. ограниченный контроль над правительством - Сейм заслушивал доклады Государственного Совета о положении в стране, направлял жалобы на министров, Кроме того, Сенат был высшим судом по государственным преступлениям, а Посоль­ская изба обладала правом петиции королю.

Центральным органом власти и управления был Государственный Совет, состоящий из Общего собрания и Административного Совета. В состав Административного Совета входили министры и другие члены по назначению короля, это был констультативный орган короля и намест­ника по вопросам управления. Непосредственное управление осущест­влялось правительствующими комиссиями (министерствами):

1. вероис­поведаний и народного просвещения;

2. юстиции;

3. внутренних дел и полиции;

4. военная

5. государственных, доходов и финансов.

 Комис­сии подчинялись Административному Совету.

Армия Царства Польского при сохранении польской военной формы и поль- ского языка в управлении была преобразована по русскому образцу. Срок службы составлял 10 лет, в мирное время численность армии сос­тавляла 30 тыс. солдат и офицеров (т.н. "Отдельный литовский кор­пус"). Главнокомандующий польскими вооруженными силами вел. кн. Константин формально подчинялся Военной комиссии и Административ­ному Совету, но в действительности управлял армией единолично.

Ц.Польское делилось на 8 воеводств, управление которыми нахо­дилось в руках воеводских советов; в городах управление возглавляли бургомистры и президенты. Существовали местные депутатские соб­рания, избиравшие членов Посольской избы и местных органов управления - шляхетские сеймики и гминные собрания. Судебная система была полностью независима от администрации.

Дли связи учреждений Царства с общеимперскими органами в Петербурге находился министр-статс-секретарь, назначаемый импера­тором. Кроме того, комиссаром при польском правительстве был наз­начен Н.Н.Новосильцев.

Большинство польских и русских историков сходятся во мнении, что автономия Царства Польского по хартии 1815 г. была довольно значите­льной. Дореволюционные авторы /В.Новодворский, Н.Кареев и др./ отмечали, что конституционный строй Польши в 1815-1830 гг. был весьма либеральным и по своим принципам напоминал строй английской конституционной монархии. Польский проф. Ш.Аскенази писал, что "не подлежит сомнению, что конституция 1815 г., несмотря на свои недостатки.... была по тем временам наиболее ирогрессивной консти­туционной хартией в Европе"[4]. Советские авторы также оценивали ста­тус Царства Польского в этот период как автономный. Г.Г.Писаревский на­зывал Польшу второго периода "конгрессовой", т.е.парламентской, а В.П.Друнин указывал, что, несмотря на аристократический характер хартии 1815 г., она в России казалась "верхом либерализма" (хотя царская власть нисколько не гарантировала политическую независимо­сть Польши)[5]. Такого же мнения придержи­ваются и современные историки. Л.А.Обушенкова отмечает, что конституция предоставляла полякам определенные права, а по своему содер­жанию она была одной из либеральнейших в Европе того времени Л.А. Обушенкове.[6] Польский автор Ю.Бррдах считает, что хартией 1815 г. устанавливалась польско-русская уния.[7] К точке зрения о наличии реальной польско-русской унии при­мыкает и русский историк С.Г.Пушкарев.[8] По традиции период 1815-1830 гг. для Польши называют "конституционным".

Таким образом, национальная самобытность Польши и в системе управления, и в области культуры была сохранена. После 1815 г. в культурном отношении для Польши произошел большой прогресс. Помимо "уже существовашего Виленского университета, в 1816 г. был основан университет в Варшаве, а также ряд высших школ - Военная, политехническая, лесная, горная, институт народных учителей и др., резко выросло число начальных и средних учебных заведений.

Во взаимоотношениях с русских правительством первоначально также не было острых конфликтов. В 1818 г. император Александр 1 лично открыл заседания 4-го Сейма, произнеся знаменитую речь: "Прежняя организация страны позволила мне ввести ту, которую я Вам пожаловал, приводя в действие либеральные учреждения. Эти последние всегда были предметом моих забот и я надеюсь распрост­ранить, при божьей милости, благотворное влияние их на все страны, которые промыслом даны мне в управление". Сейм принял все законо­проекты, предложенные ему императором, за исключением проекта за­кона о гражданском браке, и император остался доволен его деятель­ностью.

Но постепенно отношения между Сеймом и императором стали портиться. К этому времени в национальном польском движении сформировалось два течения:

§ представители легальной оппозиции, пред­ставленные на Сейме - во главе с братьями Б. и И. Немоевскими, стремивши­еся к упрочению и расширению автономного статуса царства легаль­ными методами,

§ сторонники революционной борьбы за полное осво­бождение Польши от "русского ига".

 Националистические настроения еще более подогревались рядом действий русского правительства по введению цензуры (в 1819 г.), вопреки конституционный хартии и слухами о готовящейся ликвидации самой этой хартии под влиянием готовящегося проекта Уставной грамоты Н.Н.Новосильцева, в котором Царство Польское должно было стать субъектом федерации с теми же права­ми, что и у остальных русских земель, т.е. потерять свою национа­льную самобытность. На сейме 1820 г. были отвергнуты предложенные русским правительством Уголовно-процессуальный кодекс и "Органи­ческий статут" /лишавший сейм права суда над министрами/ как несоответствующие конституционной хартии. В президиум сейма было подано 88 жалоб на неконституционные действия правительства.

Решения сейма 1820 г. вызвали резкое негодование Александра 1, одно время даже говорившего о возможности полной отмены поль­ской конституции. Чтобы преодолеть сопротивление легальной сеймовой оппозиции, накануне 3-го сейма (созванного с большой отсроч­кой в 1825 г.) Александр 1 включил в конституцию "дополнительную статью", отменявши гласность заседаний парламента, а братья Немоевские не были допущены на сейм. Для контроля деятельности сейма были назначены особые чиновники, обязанные присутствовать на заседаниях сейма, Благодаря этим мерам проекты русского правитель­ства были приняты, но это было лишь временное затишье.

Одновременно с легальной "аристократической" оппозицией в стра­не действовала тайная революционная оппозиция. Возникали тайные обще­ства, ставившие целью вооруженную борьбу с русским правительством: "Свободное национальное массонство" майора В.Лукасинского, "Польское патриотическое общество" и др. В 1822 г. Патриотическое общество заключило соглашение с Южным декабристским обществом о совместных действиях в обмен на признание его независимости и даже. восстановле­ние суверенитета Польши над белорусско-литовскими землями. После восстания 14 декабря 1825 г. следствие установило этот факт, но польские заговорщики, к неудовольствию Николая 1, получили от сей­мового суда мягкие наказания.

Новый император Николай 1 не был сторонником либеральной поль­ской конституции, но он также не стремился к нарушению обещаний сво­его предшественника. По конституции он должен был короноваться в Польше, подтверждая тем самым польско-русскую династическую унию. Относясь к Польше как подвластной территорий, он считал такую корона­цию "унижением императорского достоинства" кроме того, такая коронация могла усилить стремление поляков к дальнейшей автономии, Но, несмотря на это, он считал нужным упрочить связи Царства и империи и 12-24 мая 1824 г. он короновался в Варшаве, скрепив подписью свое обя­зательство соблюдать конституцию. Однако он отверг петицию ряда депутатов об отмене "добавочной статьи". Собрав в 1830 г. сейм, он настоятельно рекомендовал ему принять проект отмены гражданского брака, но этот проект был отвергнут, а императору поданы ряд петиций об отмене прежних законоположений: о цензоре и др. Оппозиционные настроения в крае еще более усилились.[9]

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...