Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Меры борьбы с загрязнениями в городах.




Россия активно сотрудничает с ЮНЕП и другими организациями в области охраны окружающей среды в выработке стратегии защиты от загрязнения, создании системы глобального мониторинга, борьбы с опустыниванием и др.

Неотъемлемой частью программы борьбы с загрязнением воздуха является создание системы наблюдений и контроля за атмосферными примесями, необходимой для получения объективной информации и исходных данных в целях разработки мероприятий по оздоровлению воздушного бассейна. В настоящее время более чем в 350 городах на его сети организованы систематические измерения концентрации вредных веществ и метеорологических элементов, определяющих распространение примесей. Положительный опыт наблюдений за загрязнением приобрели и многие химические лаборатории промышленных предприятий.

Чем дальше, тем более опасным источником загрязнения водоемов становится сельское хозяйство. За двадцать лет, начиная с 1950 г., производство, а следовательно, и использование минеральных удобрений в стране выросло в 10 раз, выросло производство и средств защиты растений. Производство этих веществ будет увеличиваться и в дальнейшем. Это способствует росту урожайности сельскохозяйственных культур. Однако удобрения и особенно ядохимикаты, предназначенные для уничтожения сорняков и насекомых, при неправильном их применении смываются в водоемы, а их растворы — просачиваются в нижележащие водоносные слои грунта и тоже попадают в водоемы.
Для предотвращения таких загрязнений необходимо строго соблюдать нормы, сроки и методы применения удобрений и ядохимикатов, обеспечить выявление факторов, влияющих на отекание и фильтрацию с полей загрязненных вод и ограничить эти процессы; совершенствовать системы дренирования стоков и в случае необходимости применять меры к очистке движущихся по ним вод; бороться с водяной эрозией почв, оползневыми явлениями, разрушающими берега рек и водохранилищ. Следует отметить, что вопросы борьбы с загрязнениями водоемов сточными водами сельского хозяйства еще требуют дальнейшей разработки, что и осуществляется.

Учитывая большое значение предотвращения загрязнений биосферы для нормальной жизни человечества, Верховный Совет СССР в 1972 г. принял постановление «О мерах по дальнейшему улучшению охраны природы и рациональному использованию природных резервов». Для обеспечения строжайшего регламента применения пестицидов и других мероприятий по защите растений постановлением Совета Министров СССР от 1969 г. «Об улучшении организации защиты сельскохозяйственных растений от вредителей и болезней» учреждена система государственного контроля по защите сельскохозяйственных растений, осуществляемого Главным управлением защиты растений Министерства сельского хозяйства СССР и соответствующими республиканскими и местными органами защиты растений. В их состав входят инспекторские группы и контрольно-токсикологические лаборатории для выборочной проверки норм расхода препаратов и концентрации рабочих жидкостей в колхозах и совхозах. Система контроля за недопущением накопления пестицидов в продуктах питания, кормах, почве, воде и других объектах внешней среды объединяет несколько учреждений и ведомств, среди которых санитарные и ветеринарные органы, контролирующие качество продовольствия и фуража, агрохимические лаборатории, проводящие анализы почвы.
Общегосударственный контроль за уровнем загрязнения атмосферы, почвы, водных объектов входит в обязанности органов гидрометеослужбы. Ежегодно утверждается «Список химических и биологических средств борьбы с вредителями, болезнями растений и сорняками, рекомендованных для применения в сельском хозяйстве». В него включаются новые, перспективные, малоядовитые и исключаются более токсичные или менее эффективные препараты. В списке указываются место, дозы и способы применения препаратов. В приложении даются предельно допустимые остатки (ДОК) пестицидов в пищевых продуктах, в воздухе рабочей зоны и в воде.

Нефтепродукты (НП), попадающие в моря и океаны с эксплуатационными сбросами судов (балластные, льяльные воды, потери при грузовых операциях и т.п.), составляют существенную часть суммарной массы нефтяного загрязнения — около 40%. Борьба с виновниками эксплуатационных сбросов объективно возможна только с помощью законоположений о санкциях за загрязнение моря. Общепризнанный правовой основой санкций служат специально разработанные и постоянно совершенствуемые системы идентификации нефтяных разливов (СИ), включающие в себя рад химико-аналитических методик. СИ, состоит из минимального числа методик и процедуры искусственного выветривания (старения) образцов. Система предусматривает физико-химическое исследование загрязняющих море НП, наряду с анализом НП, взятых от возможных источников этого загрязнения (судов), с целью идентификации этих продуктов. Вероятность установления соответствия составляет около 0,9.

Устойчивое функционирование биосферы как целостной системы обеспечивает условия жизни человечества как одной из составных частей глобальной экосистемы. Непонимание законов функционирования экосистем разного уровня или недостаточный их учет стали причинами современного кризисного состояния биосферы.

Проблема экологической безопасности в наши дни приобрела всеобщее, в том числе и политическое, значение, став на один уровень с проблемой ядерной безопасности. Однако сложившееся представление о том, что экологические проблемы сводятся лишь к борьбе с загрязнением среды, тормозит создание глобальной системы экологической безопасности. Чтобы выйти из экологического кризиса, необходимо познать и практически использовать фундаментальные законы формирования, устойчивости и методов рациональной эксплуатации экологических систем.

Книга сотрудников университета в Пёрдью (США) К. Уорка и С. Уорнера «Загрязнение воздуха. Источники и контроль» посвящена рассмотрению одной из актуальнейших проблем современности-борьбе за чистоту атмосферного воздуха и, несомненно, будет весьма полезна при разработке системы мероприятий по защите природной среды от загрязнения промышленными выбросами.

В официальных органах по вопросам зонирования как меры борьбы с атмосферными загрязнениями применение соответствующих законов и правил не должно быть произвольным или неразумным. Приемлемое зонирование должно опираться на средние метеорологические данные, выявляющие взаимосвязь отдельных районов внутри определенного округа, обусловленную скоростью ветра и степенью загрязнения воздуха. Система разрешения или запрещения тех или иных отраслей промышленности в отдельных районах будет эффективна лишь в том случае, если средние метеорологические данные указывают на наличие вентилирующего эффекта ветра, особенно в те периоды, когда загрязнение воздуха особенно велико. Если возникает ситуация, характеризующаяся случайными воздушными потоками, то система внутрирайонного размещения становится неэффективной. В этом случае плотность размещения источников выброса должна быть уменьшена до такой степени, чтобы уровень загрязнения атмосферы не превышал допустимых норм.

Во-первых, в результате действия обеспечиваемых налогов системой стимулов возникает ситуация, при которой борьба с загрязнением концентрируется на тех объектах, где она дешевле всего. Каждый загрязнитель стремится уменьшать загрязнение до тех пор, пока предельные издержки предотвращения загрязнения не сравняются с установленной платой за загрязнение.

Другой весьма интересной физико-химической возможностью борьбы с радиоактивной загрязненностью является система агротехнических мер, направленных против поглощения радиоактивного стронция корневой системой. В этом плане можно упомянуть: а) работы, в которых имеется в виду снижение поглощения специальными методами обработки почв, их эффективность оказалась весьма малой; б) работы, в которых предполагается ослабление эффекта поглощения корнями растений путем известкования почв карбонатами и сульфатами для создания высокой концентрации ионов Са2+ и удовлетворения потребностей растений в щелочноземельных элементах за счет кальция. В том же направлении усиления сорбционных свойств почвы и более прочного закрепления поглощенных продуктов радиоактивного распада действуют внесенные в почву органические удобрения или, еще лучше, комбинации из извести и органических удобрений. Анализ показал, что при этом можно уменьшить содержание 908г в соломе в 2-3 раза и в зерне в 3-5 раз. Внесение калия в комбинации с различными удобрениями приводит к снижению 137Св в урожае. Данный метод особенно эффективен на легких, кислых почвах, бедных кальцием.

Биополитика оказалась, однако, «востребованной» не только с теоретической (политологической) точки зрения, но и в плане практической политики. Уже в 60-е годы стало очевидно, что многие проблемы государственной политики имеют ярко выраженную «биологическую компоненту». Речь шла о «взрывном» росте и относительном старении населения планеты (что обусловливало дополнительную нагрузку на бюджеты государств), проблемах генетической инженерии, биомедицинских проблемах, требующих политических решений, угрожающих последствиях испытаний ядерного оружия, а также использования «мирного атома» в АЭС и, конечно, о нарастающем загрязнении всех сред планеты Земля, разрушении биосферы, призраке надвигающегося экологического бедствия. Поэтому в глобальном плане роль биополитики включает, наряду с прочими аспектами, борьбу (в том числе и политическими средствами) с назревающим экологическим кризисом, за сохранение биоразнообразия. В этом аспекте биополитика широко перекрывается по проблематике с разнообразными движениями «зеленых» и «экологов» («environmentalists»). Но у биополитики - своя специфика. Ее фокальная точка - интерес к проблемам социальности, и потому ее потенциал не исчерпывается только проблематикой взаимодействия человечества и биосферы как двух глобальнейших биосоциальных систем. Современный мир полон социальных и политических конфликтов (например, по этническим линиям), и здесь от биополитики также ожидается позитивный вклад, например, рекомендации по поводу эволюционно-древних механизмов распознавания «своих и чужих», которые обусловливают этноконфликты (конфликты племен, наций, рас). Кроме этноконфликтов, биополитики занимались и проблематикой студенческих бунтов (например, во Франции в 1968 году), бюрократии (как системы, чуждой по многим параметрам нашему биосоциальному наследию), президентских выборов, которые во всех странах находятся под сильным влиянием таких биосоциальных явлений, как невербальная (бессловесная) коммуникация и «обезьяний» стиль отношений доминирования-подчинения и т.д.

В этих условиях первостепенное значение приобретает проблема борьбы с загрязнением атмосферы, которая особенно остро стоит в промышленно развитых странах. Разумное использование природных ресурсов и охрана природы, создание государственных заповедников и национальных парков, увеличение количества зеленых насаждений, сокращение промышленных выбросов вредных химических веществ в атмосферу и развитие безотходной химической технологии — вот основные пути решения экологических проблем, целью которых в конечном итоге является благо всего человечества. Однако решение подобного комплекса задач по охране атмосферного воздуха и других объектов окружающей среды невозможно без создания эффективной системы контроля качества воздуха. Необходимость разработки исчерпывающих методов для определения различных токсичных веществ в атмосфере является общепризнанной.

Комплекс мер при подземных работах. Разработана система мер по борьбе с загрязнением атмосферы вредными газами. В частности производится отвод дымов и газов через высокие трубы, используются эффективные газоочистные установки; отсыпка терриконов ведется по схемам, исключающим самовозгорание пород и т.п.

Например в Балтиморе законы о дыме, принятые в 1927 г., были изменены в 1966 г., чтобы обеспечить возможность борьбы с загрязнением воздуха в черте города; был создан отдел по борьбе с дымом (Division of Smoke (Control) под руководством инженера (Smoke Abatement Engineer) (Baltimore City, 1956). Этот закон запрещает выброс дыма густотой, равной или превышающей № 2 по шкале Рингельмана, более 9 минут в час; запрещает выброс пыли или летучей золы сверх установленных пределов; запрещает продажу, использование или потребление таких видов твердого топлива, которые не отвечают стандартам бездымного твердого топлива. Разработана система выдачи разрешений на постройку новых установок, сжигающих топливо, и реконструкцию или переделку уже существующих установок и предприятий, основанная на подчинении этих объектов инженеру, возглавляющему отдел по борьбе с дымом. Пуск топочного оборудования в нарушение закона может привести к опечатыванию этого оборудования или наложению штрафа. Решения, предписания и указания главного инженера могут быть обжалованы в Консультативный совет.

Сотрудничество России по линии ЮНЕП охватывает многие отрасли промышленности и транспорт, а также вопросы загрязнения всех компонентов окружающей среды. Особое внимание уделяется функционированию глобальной системы мониторинга окружающей среды, участию в осуществлении глобального плана действий по борьбе с опустыниванием. Немаловажное значение имеет участие в деятельности Международного регистра потенциально токсичных веществ (МРПТХВ) и Международной справочной системы источников информации по окружающей среде (ИНФОТЕРРА).

Качество и стоимость очистки сточных вод во многом определяются решениями, принимаемыми на стадии проектирования системы обезвреживания промышленных стоков. Тепловые электростанции считались до недавнего времени «чистыми» предприятиями. В связи с этим вопросы защиты водоемов от вредных сбросов решались в основном косвенно, попутно с борьбой за экономию реагентов, уменьшение потерь топлива и др. Ужесточение требований к сбрасываемым с территории электростанций водам потребовало пересмотра целого ряда вопросов, связанных с использованием подаваемых на предприятия воды и различных видов сырья. При этом наметились два основных направления борьбы с загрязнением водоемов: уменьшение количества и загрязненности сточных вод и разработка и освоение установок по очистке стоков. Оба эти направления взаимно дополняют друг друга. При этом успехи в снижении количества и загрязненности стоков позволяют применять более простые и экономичные методы и установки для очистки воды.

Ингибиторы коррозии, вводимые в жидкость для снижения ее агрессивности к металлам, являются весьма эффективным средством борьбы с коррозионными загрязнениями и широко используются в технике. Механизм действия ингибиторов коррозии заключается в создании на поверхности металла адсорбционной пленки поверхностно-активных веществ, которая вытесняет воду с этой поверхности и препятствует возникновению электрохимической коррозии. В качестве ингибитора коррозии используют непредельные жирные кислоты, оксикислоты и их эфиры, а также соли нефтяных сульфокислот, окисленный петролатум и другие вещества нефтяного происхождения, обладающие поверхностно-активными свойствами и образующие в жидкости мицеллярные растворы. Перспективным является применение для этой цели нитрованных масел, нейтрализованных гидратом оксида железа РеО. Перечисленные вещества нефтяного происхождения употребляются в качестве ингибиторов коррозии в водных растворах, в нефтепродуктах, в системах нефтепродукт — вода. Для предотвращения коррозии при контакте металла с неорганическими жидкостями (например, серной, соляной и азотной кислотой) применяют вещества неорганического происхождения — соли метафосфорных кислот, оксиды азота, плавиковую кислоту и другие.

В России создана Государственная служба по охране окружающей среды, в том числе почвенного покрова. Разрабатываются инструментальные экспресс-методы слежения за изменением плодородия почв (в системе почвенного мониторинга), составлены областные карты эродированное™ почв и генеральные проекты противоэрозионных мероприятий. Областные агрохимические центры России начали работы по выявлению загрязнения почв тяжелыми металлами и разработке мероприятий по борьбе с загрязнением.

Международные организации по охране природы действуют почти во всех странах мира. Органы руководства сосредоточены прежде всего в ООН. Ключевую функцию по организации природоохранной деятельности в системе ООН осуществляет упомянутая выше ЮНЕП — Программа ООН по окружающей среде. Россия активно сотрудничает в области охраны окружающей среды с ЮНЕП и с другими организациями по вопросам выработки стратегии защиты от загрязнения, создания системы глобального мониторинга, борьбы с опустыниванием и др.

Необходимо продолжить усилия по основным направлениям международной деятельности России в области охраны окружающей среды, в т. ч.: по сохранению биоразнообразия; по защите озонового слоя от истощения; по предотвращению антропогенного изменения климата; по охране лесов и лесовосстановлению; по борьбе с опустыниванием; по развитию и совершенствованию системы особо охраняемых природных территорий; по обеспечению безопасного уничтожения химического и ядерного оружия; по решению проблем Мирового океана и межгосударственных региональных экологических проблем (сокращение трансграничного загрязнения, нормализация окружающей среды в бассейнах Балтийского, Черного, Азовского, Каспийского морей и Арктическом регионе).

Несмотря на значительные расхождения между отдельными странами ЕЭС в административно-законодательных методах борьбы с загрязнением окружающей среды, Европейский парламент, посредством оценки воздействия на окружающую среду проектов, регулирует крупные инвестиции в охрану среды стран Общего рынка, осуществляет штрафные санкции, способствует созданию системы экспертных оценок

Рост города сопровождается развитием и концентрацией промышленного производства, которые сочетаются с непрерывной разработкой и внедрением во все области хозяйства и быта населения новых веществ, препаратов, материалов и изделий из них. Наряду с этим значительно увеличиваются грузовые и пассажирские перевозки. Все это приводит к тому, что в атмосферу городов выбрасывается большое количество вредных для здоровья людей химических веществ, загрязняются почва и вода открытых водоемов. Оказывается влияние загрязнения воздуха, воды и почвы на условия жизни и здоровье людей. Приводится система мероприятий по охране воздушного бассейна города, по охране водоемов от загрязнения городскими стоками, почвы от засорения отходами. Рассматриваются также вопросы борьбы с городским шумом и меры защиты жилой зоны от интенсивных шумовых воздействий. Указываются инструментальные и расчетные методы санитарных исследований в области санитарной охраны окружающей среды современного города.

 

Список используемой литературы.

  • Природопользование, охрана окружающей среды и экономика: Теория и практикум: Учеб. пособие / Под ред. А. П. Хаустова. - М.: Изд-во РУДН, 2006.
  • Реймерс Н. Ф. Природопользование: Словарь – справочник. – М.: Мысль, 1990.
  • Экология и безопасность жизнедеятельности. Учебное пособие для ВУЗОВ/ Под ред. Л. А. Муравья – М.: ЮНИТИ, 2003.
  • Авраменко И. М. Основы природопользования / Серия «Высшее профессиональное образование». – Ростов н/Д: «Феникс», 2004.
  • Автомобильный транспорт и охрана окружающей среды. – Саратов: Изд-во «Ареал», 1994.
  • Москаленко А. П. Экономика природопользования и охраны окружающей среды: Учебное пособие. – Ростов-н/Д: Изд-во «Феникс», 2002.
  • Экология, охрана природы, экологическая безопасность: Учеб. пособие/ Под ред. А. Т. Никитина, С. А. Степанова. - М.: Изд-во МНЭПУ, 2000.
Поделиться:





Читайте также:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...