Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методы разработки профессиограмм

Соломин Игорь Леонидович

СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПРЕСС-ДИАГНОСТИКИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ

Санкт-Петербург, Речь, 2006

 

Глава 2. Принципы и методы профессиографии

Понятия профессии, специальности и должности

Под профессией (от латинского profiteor – объявляю своим делом) мы будем понимать обусловленный разделением труда вид трудовой деятельности человека, требующий определенной подготовки и являющийся источником доходов. Таким образом, в основе определения профессии лежат педагогические критерии (профессия как система специальных знаний и навыков) и экономические критерии (профессия как товар на рынке труда). Следовательно, профессия является, главным образом, не психологической, а экономической и педагогической категорией. Кроме того, профессия часто рассматривается еще и как категория демографическая, то есть как сообщество людей, занимающихся определенным видом профессиональной деятельности. Профессионалами мы называем людей, которые прошли специальное обучение и зарабатывают своим трудом. В отличие от профессионалов, любители могут быть достаточно квалифицированными, но не используют свои умения для заработка. Наконец, дилетанты могут пытаться зарабатывать, но не имеют в соответствующей сфере деятельности достаточного уровня подготовки.

Близкими к понятию профессия являются такие понятия, как занятие, работа, труд, специальность, должность. Должность – это совокупность трудовых обязанностей, которые работник выполняет на определенном рабочем месте. Названия должностей часто совпадают с названиями профессий. Например, инженер по профессии может занимать в структуре организации штатную должность инженера. Однако в некоторых случаях мы можем относить название исключительно к должности. Например, на должности указывают такие прилагательные и приставки в названии, как главный, ведущий, старший, младший, дежурный, ответственный, исполнительный, генеральный, вице-. Например, мы можем говорить о должности главного инженера, главного врача, главного бухгалтера, ведущего специалиста, старшего преподавателя, младшего научного сотрудника. Руководящими являются должности президента, губернатора, директора, заведующего, начальника, руководителя, командира, заместителя, администратора, организатора. В высших учебных заведениях имеются должности декана, профессора, доцента, преподавателя, ассистента. В научных учреждениях есть должности научного сотрудника, в том числе, младшего, старшего, ведущего, главного. В различных организациях бывают должности специалистов второй и первой категории, ведущих и главных. Могут быть должности помощника, инспектора, мастера, прораба.

Под специальностью чаще всего понимают специализацию или разновидность деятельности в рамках одной профессии. Например, врач-хирург, инженер-конструктор, психолог-консультант. Однако в документах об образовании специальностью называют отдельную отрасль науки, техники или искусства, по которой осуществляется подготовка у учреждениях высшего или среднего профессионального образования, тогда как в учреждениях начального профессионального образования в соответствии с этими документами люди получают не специальность, а профессию. Таким образом, после окончания профессиональных училищ, лицеев и некоторых колледжей, как правило, в дипломах пишут названия профессий, а после окончания вузов – названия специальностей или направлений профессиональной подготовки.

Занятие представляет собой любой, а не обязательно трудовой вид деятельности, например, игра, учеба, отдых, развлечение. Работа представляет собой любой процесс трудовой деятельности, не предполагающим обязательной квалификации и заработка, например, работа по дому. Наконец, труд в большинстве случаев рассматривается как деятельность человека, направленная на изменение или сохранение среды обитания для удовлетворения своих потребностей, однако в экономике предлагается более узкое определение труда, связанное с производством товаров или услуг.

К сожалению, большинство данных понятий никак не определяется в нормативных документах, что приводит к значительной путанице. Так, «Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих (ЕТКС)», «Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих», и «Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОКПДТР)» не содержат определений профессии и должности, разделяя их по категориям рабочих и специалистов. «Общероссийский классификатор специальностей по образованию (ОКСО)» и «Перечень направлений подготовки и специальностей высшего профессионального образования», включающий перечень направлений подготовки бакалавров и магистров и перечень специальностей подготовки дипломированных специалистов, также не дают соответствующих определений, которые позволили бы установить соответствие между направлениями подготовки и специальностями.

Классификации профессий

Для оптимизации работы по описанию большого количества профессий разрабатывались их классификации. Критериями классификаций чаще всего служила отраслевая принадлежность профессий, что создавало большие трудности в их отнесении к тому или иному классу. Позднее появились классификации, основанные на более существенных основаниях, связанных с технологическими характеристиками.

За рубежом наиболее популярной является классификация профессий, разработанная американским психологом Джоном Холландом. В соответствии с ней профессии делятся на 6 типов:

  • реалистичный (рабочие в промышленности и сельском хозяйстве, техники),
  • интеллектуальный (ученые, программисты),
  • артистический (специалисты в сфере искусства)
  • социальный (врачи, педагоги, психологи)
  • предприимчивый (коммерсанты, менеджеры, журналисты, юристы, политики)
  • конвенциальный (бухгалтеры, канцелярские служащие).

В России наиболее распространенной является классификация Е. А. Климова, которая делит профессии по предмету труда (человек-человек, человек-техника, человек-знаковая система, человек-художественный образ и человек-природа), по целям труда (гностические, преобразующие, изыскательские), по средствам труда (ручные, механизированные, автоматизированные, функциональные), по условиям труда (в помещении, на открытом воздухе, в экстремальных условиях и в условиях повышенной ответственности). Однако в связи со сложностью использования целей, средств и условий труда в качестве критериев классификации профессий, на практике классификацию Климова сводят только к пяти типам профессий по критерию предмета труда [47].

К этому традиционному делению профессий на пять типов по критерию предмета труда мы добавили деление профессий по критерию характера труда на два класса: алгоритмический (исполнительский) и эвристический (творческий), получив ставшую популярной карту профессий, состоящую из десяти профессиональных групп (Таблица 1) [43].


 

 

Таблица 1. Карта профессий

Типы профессий по предмету труда Классы профессий по характеру труда Задачи труда Способности работника
Алгоритмический, исполнительский (А) Эвристический, творческий (Б)
«Человек-человек» (1) Агент Медсестра Милиционер Официант Проводник Продавец Санитар Социальный работник Воспитатель Врач Менеджер Психолог Секретарь-референт Тренер Учитель Юрист Медицинское обслуживание, обучение и воспитание, бытовое обслуживание, торговля, правовая защита, управление людьми Установление и поддержание контактов, понимание людей, влияние на других, выдержка и доброжелательность, речевые способности
«Человек-техника» (2) Бетонщик Водитель Каменщик Крановщик Маляр Машинист Механик Монтажник Наладчик Оператор Плотник Сварщик Слесарь Станочник Токарь Фрезеровщик Швея Штукатур Электромонтер Инженер Конструктор Технолог Обработка материалов и изделий, сборка и наладка технических устройств, эксплуатация и ремонт техники, промышленность, транспорт, связь, строительство Наглядно-образное мышление, пространственные представления, техническая осведомленность и сообразительность, хорошие двигательные навыки, ловкость
«Человек- «информация» (3) Кассир Машинистка Наборщик Радист Телефонист Чертежник Библиотекарь Бухгалтер Геодезист Математик Переводчик Программист Редактор Штурман Экономист Работа с текстами, таблицами, схемами, сигналами, информация и связь, финансы Отвлеченное мышление, оперирование числами, длительное и устойчивое сосредоточение внимания, усидчивость
«Человек-искусство» (4) Закройщик Парикмахер Повар Портной Реставратор Фотограф Ювелир Актер Архитектор Журналист Модельер Музыкант Хореограф Художник Создание и воспроизведение художественных произведений, создание чувства удовольствия, искусство Художественный вкус, эстетическая чувствительность, богатое и яркое воображение
«Человек-природа» (5) Животновод Зоотехник Лесничий Овощевод Озеленитель Садовник Фермер Цветовод Агроном Биолог Ветеринар Геолог Фармацевт Физик Химик Изучение живой и неживой природы, уход за растениями и животными, профилактика и лечение заболеваний растений и животных Наблюдательность, ориентирование в условиях непредсказуемости и отсроченности результатов, выносливость и терпеливость
Задачи труда Выполнение решений, работа по заданному образцу, соблюдение имеющихся правил и нормативов, следование инструкциям, стереотипный подход к решению проблем Анализ, исследование, испытание, контроль, планирование, организация и управление, конструирование, проектирование, разработка новых образцов, принятие нестандартных решений  
Способности работника Стандартное мышление, практичность, исполнительность Независимое и оригинальное мышление, высокий уровень умственного развития

 

Карта профессий представляет собой наглядное и метафорическое представление психологической классификации профессий и может быть использована с целью информирования клиента о видах профессий, о предъявляемых ими требованиях, возможностях трудоустройства и профессионального обучения.

Любая профессия может быть одновременно отнесена на основании предмета труда – к одному из пяти типов и на основании характера труда – к одному из двух классов. Поэтому классификация профессий является двухмерной и состоит из 10-ти клеток. Пять строчек по горизонтали, обозначенных цифрами от 1 до 5, соответствуют типам профессии по предмету труда, а две колонки, обозначенных буквами «А» и «Б», соответствуют классам профессий по характеру труда. Каждая группа профессий имеет свой буквенно-цифровой индекс, например: «А1» – исполнительские профессии типа «человек-человек», «Б2» – творческие профессии типа «человек-техника» и т.д.

Разумеется, ряд профессий может быть с определенной степенью условности отнесен к двум или нескольким типам и классам в зависимости от специализаций. Например, большинство практических психологов, занимающихся консультированием, тренингами, психотерапией, преподавательской деятельностью, несомненно, относятся к представителям профессий типа «человек-человек». Но психологическая деятельность, связанная с научными исследованиями и психодиагностикой, относится, скорее, к профессиям типа «человек-информация», нейропсихология и психофизиология – «человек-природа», арт-терапия – «человек-искусство». Профессия воспитателя учреждения дошкольного образования, в определенной мере, может быть отнесена как к исполнительскому, так и к творческому классу.

Каждая группа объединяет несколько профессий, сходных между собой по наиболее существенным психологическим признакам. При этом не учитываются такие признаки, как отрасль экономики, статус предприятия, условия труда, уровень заработной платы и т.п.

С целью ориентации клиента на профессии, по которым возможно трудоустройство и обучение, рекомендуется составлять карту профессий отдельно для каждого региона. Это делается на основании конкретной информации о вакантных рабочих и учебных местах, имеющихся в регионе, полученной при анализе современных банков вакансий государственной службы занятости и коммерческих агентств по трудоустройству и подбору кадров.

Профессиограммы

Профессиограммой мы будем называть подробное систематическое и комплексное описание профессии, включающее различные характеристики трудовой деятельности, в том числе, ее цели, средства, процесс, условия и результаты. Профессиограмма не сводится только к психологическому описанию, как это часто представляется некоторыми авторами. Таким образом, профессиограмма не может быть заменена набором из нескольких десятков способностей, проранжированных по степени важности. В крайнем случае, в качестве составной части профессиограммы можно представить так называемую психограмму, то есть профиль психологических качеств идеального работника, в наибольшей мере соответствующего требованиям профессии.

В качестве примеров конкретных профессиограмм, разработанных отечественными специалистами, представлены различные описания профессии медицинской сестры.

Пример 1. Описание профессии медсестры в энциклопедическом справочнике «2000 профессий, специальностей и должностей» [1]

МЕДИЦИНСКАЯ СЕСТРА

Медицинская сестра – это квалифицированный помощник врача на всех участках его работы. По своему характеру работа медицинской сестры исполнительская, а по значению она не менее важна, чем работа врача. Медицинская сестра обеспечивает всесторонний уход за больным, выполняет различные диагностические и лечебные процедуры. Она значительно больше, чем врач, находится с больным, первой может придти на помощь в случае ухудшения его самочувствия.

а) Медицинская сестра операционная

При любой операции оперирующему врачу помогают не только ассистенты, но и операционная сестра. Она следит за стерильностью оборудования, инструментов, перевязочного и шовного материала. Она также обязана следить за исполнением правил стерильности всеми людьми, находящимися в операционной.

Операционная медсестра занимается подготовкой операционного блока. Зная характер предстоящей операции, она готовит все для нее необходимое: инструменты, аппаратуру, кровь, стерильное белье и другие необходимые предметы. Перед операцией она помогает врачам в процессах стерилизации. Во время операции сестра подает хирургу нужный инструмент.

Операционная сестра должна знать анатомию человека, понимать латинскую терминологию, быть выносливой и терпеливой, хорошо разбираться в сложной операционной аппаратуре.

б) Медицинская сестра палатная

Палатная медсестра работает в больнице. Она ухаживает за больными, следит за их состоянием, помогает санитаркам и родственникам кормить их, раздает лекарства, измеряет температуру, делает уколы и выполняет различные процедуры.

Палатная медсестра оформляет документы лечащегося больного, вносит в его историю болезни данные лабораторных исследований. Она делает обход вместе с врачом и регистрирует все его назначения. После ночного дежурства она докладывает о состоянии больных и их температуре.

в) Медицинская сестра участковая

В нашей стране существует широкая сеть поликлиник – лечебно-профилактических учреждений, оказывающих всестороннюю медицинскую помощь населению по месту жительства. Главной помощницей врача поликлиники является медицинская сестра, выполняющая его назначения. От ее работы зависит не только успех лечения заболевания, но и настроение, душевное состояние больного, которое также имеет немаловажное значение для лечения заболевания и сроков окончательного выздоровления.

Медсестра организует прием больных и помогает врачу во время приема. До приема она подготавливает кабинет, следит за своевременной доставкой амбулаторных карт из регистратуры, за получением результатов лабораторных анализов. В необходимых случаях измеряет больным температуру, устанавливает порядок приема. Сестра также выполняет назначенные врачом процедуры на дому у больных (различные инъекции, банки, перевязки).

Медсестре важно иметь (помимо специальных знаний и практических навыков) такие профессионально важные качества, как чуткость, внимательность, умение наладить контакт с больным. Очень часто плохое физическое состояние больного сказывается и на его психическом состоянии. Больной становится раздражительным, резким, нетерпеливым, или мнительным, угнетенным, подозрительным. Здесь очень велика роль заботливого отношения, участия со стороны медсестры, умеющей выслушать, посочувствовать, дать полезный совет.

Профессию можно получить в медицинском училище.

Родственные профессии: фельдшер.

Пример 2. Характеристики профессии медсестры на сайте «Профориентация. Образование. Занятость» (http://ACareer.ru)

МЕДИЦИНСКАЯ СЕСТРА

Содержание труда: Выполняет предписания и указания врача, осуществляет уход за больными, выполняет различные процедуры (инъекции, перевязки, промывания и др.), готовит кабинет к приему врача.

Должна знать: Анатомию и физиологию человека, общие сведения о патологических процессах, происходящих в организме человека, причины и основные симптомы различных заболеваний, методы диспансерного обслуживания населения.

Профессионально важные качества:

  • внимательность;
  • аккуратность;
  • сострадание;
  • хорошая память;
  • коммуникативные способности.

Квалификационные требования: Медицинские училища

Медицинские противопоказания:

  • серьезные нарушения опорно-двигательного аппарата, зрения, слуха;
  • психические расстройства;
  • инфекционные заболевания;
  • аллергия на лекарственные препараты.

Пример 3. Профессиограмма медсестры из информационно-поисковой системы «Профессиография», разработанной в 1994 году сотрудниками Российского учебного центра Федеральной службы занятости России канд. психол. наук И.А.Волошиной, канд. пед. наук И.Н.Назимовым, канд. экон. наук Е.В.Галаевой, Ф.П.Панкратовой, Я.В.Шляпиной.

МЕДИЦИНСКАЯ СЕСТРА

1. Общая характеристика профессии

Работает в поликлиниках, медсанчастях, диспансерах, больницах, детских учреждениях, санаториях и профилакториях, фельдшерских пунктах на предприятиях. Выполняет назначения врача по лечению и уходу за больными. Профессия имеет ряд специальностей. Участковая медсестра помогает вести врачу прием больных в поликлинике, выписывает рецепты, измеряет кровяное давление, температуру; посещает больных на дому. Палатная медсестра выхаживает больных: раздает лекарства, ставит горчичники и банки, берет анализы, заносит данные исследований в историю болезни и т.д. Операционная сестра участвует в проведении операции: точно и быстро во время операции подает нужный инструмент, вкладывая его непосредственно в руки хирурга. Патронажная сестра осуществляет уход и лечение на дому детей грудного возраста. Функции медсестер специализированных медицинских учреждений (кабинетов) определяются специальностью врача. Например, медсестра, работающая с врачом-офтальмологом, определяет остроту зрения, закапывает глазные капли, измеряет глазное давление и т.д.; медсестра, работающая в хирургическом отделении, обрабатывает раны, накладывает повязки, вводит противостолбнячную сыворотку. Работает в помещении, в контакте с людьми разного возраста; посменно, в том числе в ночное время и праздничные дни. Имеется повышенная опасность инфекционных заболеваний (работа с группой риска, в условиях неблагоприятной эпидемиологической обстановки). Соприкасается с лекарственными и дезинфицирующими средствами. Профессия, как правило, рекомендуется женщинам, за исключением работы в стационаре, где используется труд мужчин в качестве медбрата

2. Требования к индивидуальным особенностям специалиста

Тонкая зрительная, слуховая и тактильная чувствительность, быстрая реакция, точная сенсомоторная координация, высокие концентрация и переключение внимания, высокая эмоциональная устойчивость, общительность, чуткость.

3. Медицинские противопоказания

Работа не рекомендуется людям, страдающим тяжелыми функциональными нарушениями в сердечно-сосудистой системе, заболеваниями опорно-двигательного аппарата с нарушением двигательных функций, инфекционными и аллергическими заболеваниями; имеющим нарушение речи, слуха, некорректируемое понижение остроты зрения, отклонения в психике.

4. Требования к профессиональной подготовке

Хорошие знания в области биологии и химии. Должна знать правила ухода за больными и тяжелобольными, назначение и правила использования медицинского оборудования и препаратов, уметь их применять, оказывать помощь врачам в проведении процедур и соблюдать санитарно-гигиенический режим.

5. Пути получения профессии

Факультеты сестринского дела в медицинских академиях, вузах (срок обучения 4 года с присвоением квалификации «менеджер сестринского дела»), медицинские училища, лицеи, специализированные курсы

6. Возможности предпринимательской и индивидуальной трудовой деятельности

Возможно оказание платных услуг частным лицам по уходу и лечению на дому, создание хозрасчетной сестринской службы в составе коммерческих лечебных организаций.

7. Родственные профессии (специальности)

Акушерка, зубной техник, преподаватель по предмету «сестринское дело» в медицинских вузах и училищах, фармацевт, фельдшер.

Пример 4. Профессиограмма медсестры из сборника профессиограмм, составленных под руководством Е.С.Романовой специалистами факультета психологии Московского городского педагогического университета [24].

МЕДИЦИНСКАЯ СЕСТРА

1. Классификационная карточка профессии:

Доминирующий способ мышления – приложение-процедура.

Область базовых знаний № 1 и их уровень – естественные науки (биология, физика, химия), уровень 3, высокий (теоретический)

Область базовых знаний №2 и их уровень – медицина, уровень 2, средний (практическое использование знаний)

Профессиональная область – здравоохранение, медицина.

Межличностное взаимодействие – частое, по типу «вместе».

Доминирующий интерес – социальный.

Дополнительный интерес – исследовательский.

Условия – в помещении, мобильный.

2. Доминирующие виды деятельности:

  • уход за больными;
  • наблюдение за состоянием больного;
  • выполнение лечебных процедур, назначенных врачом;
  • оформление и выписка больных;
  • контроль за питанием и санитарным состоянием больных;
  • оказание помощи врачу на приеме;
  • контроль за санитарно-гигиеническим состоянием в отделении и палате;
  • контроль, учет и хранение медикаментов;
  • оказание квалифицированной помощи по уходу за новорожденными;
  • оказание своевременной медицинской помощи в экстренных ситуациях;
  • оказание посильной психологической помощи и поддержки больным;
  • осуществление реабилитационно-профилактических мероприятий;
  • проведение санитарно-просветительной работы среди населения;
  • осуществление пропаганды, направленной на борьбу с наркотиками, алкоголизмом, курением;
  • оформление медицинской документации.

3. Качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности:

Спосо6ности:

  • развитые переключение, концентрация и распределение внимания (способность быстро переключать внимание с одного вида деятельности, предмета на другой, умение сосредоточиваться на одном объекте или виде деятельности, отвлекаясь от других, и способность удерживать в центре внимания одновременно несколько предметов или параллельно выполнять несколько видов деятельности);
  • высокий уровень развития аналитического мышления;
  • тонкая зрительная, слуховая и тактильная чувствительность;
  • способность быстро реагировать на ситуацию;
  • способность работать в напряженных условиях (работа в ночное время, военно-полевые условия работы и т.д.);
  • способность к самоконтролю;
  • способность переносить большие физические нагрузки;
  • ручная ловкость при проведении различных лечебных процедур.

Личностные качества, интересы и склонности:

  • терпеливость и выдержанность;
  • доброжелательность и приветливость;
  • ответственность;
  • аккуратность;
  • тактичность;
  • чуткость;
  • внимательность;
  • добросовестность.

4. Качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности:

  • брезгливость;
  • безответственность;
  • невнимательность;
  • эгоистичность;
  • жестокость;
  • эмоциональная неуравновешенность;
  • нетерпимость;
  • рассеянность.

5. Области применения профессиональных знаний:

  • медицинские учреждения (больницы, санатории, оздоровительные лагеря и поликлиники, родильные дома и диспансеры, реабилитационные центры, травматологические пункты, женские консультации и медсанчасти, здравпункты, амбулатории и фельдшерско-акушерские пункты);
  • социальные организации (детские дома, приюты, колонии, дома престарелых и инвалидов, дома ребенка);
  • работа в правоохранительных органах (детские приемники-распределители);
  • образовательные учреждения (школы, детские сады и дошкольные учреждения, институты, колледжи, техникумы, училища);
  • работа в МЧС, службах спасения;
  • работа на предприятиях;
  • научно-исследовательские институты;
  • военные организации.

6. История профессии.

Впервые женский труд для ухода за больными в госпиталях и лазаретах был использован еще при Петре I. По его указу женщины служили сиделками. Зарождение сестринского дела в России начинается с начала XIX века, когда появляется служба «сердобольных вдов». Женщины приглашались в больницы для того, чтобы осуществлять элементарный уход за больными, а также осуществлять некоторые медицинские манипуляции. «Сердобольные вдовы» явились своего рода предшественниками медицинских сестер. И на сегодняшний день медицинская сестра – это «ноги безногого», «глаза ослепшего», опора ребенку, источник знаний и уверенности для молодой матери, уста тех, «кто слишком слаб и погружен в себя, чтобы говорить».

7. Некоторые профессии, которые могут подойти человеку с данным типом личности (социальный и исследовательский):

  • логопед;
  • диетолог;
  • психолог;
  • следователь;
  • врач;
  • страховой агент
  • ветеринар.

8. Учебные заведения, обучающие данной профессии

Профессию медсестры можно получить в средних специальных учебных заведениях.

Методы разработки профессиограмм

Для получения профессиограмм может использоваться обширный набор методов, включающий:

  • Методы анализа документов:
    • изучение монографий и периодических изданий,
    • анализ руководств, инструкций, отчетов, актов.
  • Методы опроса:
    • индивидуальное интервью,
    • групповое интервью и дискуссии (фокус-группы),
    • анкетирование,
    • экспертные оценки.
  • Методы наблюдения:
    • наблюдение за поведением работников,
    • регистрация процесса и результатов трудовой деятельности с использованием технических средств (видеосъемка, хронометраж).
  • Методы самонаблюдения:
    • самонаблюдение и самоотчет специалиста в процессе деятельности,
    • самонаблюдение психолога в процессе освоения деятельности и решения несложных задач (трудовой метод).
  • Методы эксперимента (экспериментальное моделирование трудовых ситуаций и измерение показателей деятельности, контроль факторов).
  • Методы анализа деятельности:
    • эргономический анализ рабочего места, инструментов и оборудования, условий деятельности,
    • алгоритмический анализ выполнения отдельных заданий и трудовых операций,
    • анализ приема и переработки информации в процессе деятельности,
    • анализ формирования профессиональных знаний и навыков,
    • анализ ошибок в процессе деятельности,
    • анализ рекордов и изучение высших достижений в профессиональной деятельности,
    • анализ чрезвычайных происшествий (метод критических инцидентов),
    • изучение профессиональной деятельности в экстремальных ситуациях.
  • Методы психологического тестирования (изучение личности работников, статистический анализ межгрупповых различий, выявление профессионально важных качеств);
  • Биографические методы (изучение биографий и автобиографий специалистов).

При этом наиболее доступными и широко используемыми для составления профессиограмм являются метод анализа документов и метод опроса.

Одна из первых схем и методик экспертной оценки профессий была предложена О. Липманом в 1921 г. Методика изучения профессии включала в себя развернутый перечень умений и способностей, связанных с движениями, ощущением, восприятием, воображением, мышлением, общением, а также различных черт личности.

Дальнейшее развитие профессиографии было связано с последовательным преодолением лежащих в ее основе психологических представлений о наличии устойчивых психологических профессионально важных качеств и способностей, определяющих успешность профессиональной деятельности.

Более современную схему описания профессии в начале 70-х годов предложил Е.А. Климов, который, работая в Ленинградском научно-исследовательском институте профессионально-технического образования, разработал информационно-поисковую систему «Профессиография» [13]. Схема включала в себя производственно-техническую, социальную, психологическую и психофизиологическую характеристики. И это была одна из лучших профессиографических схем, разработанных в отечественной психологии и педагогике, к сожалению, в настоящее время незаслуженно забытая.

Между тем, многие разработанные позже в России профессиографические схемы вызывают сомнения относительно полноты и логической стройности. В качестве примера можно познакомиться с некоторыми конкретными схемами составления профессиограмм, разработанными в России в 80-х – 90-х годах XX века.

Пример 1.

1. Технико-экономическое описание, технология, оборудование, нормы, оплата труда.

2. Организация труда, социальные и физические условия труда на данном конкретном производственном объекте.

3. Документация относительно текучести кадров, материалы относительно возможных несчастных случаев, вопросы возможных ошибок, которые могут произойти при выполнении работы.

4. Подробное описание самой трудовой деятельности, т. е. что, в какой последовательности человек делает в течение дня, из чего складывается его работа.

5. Требования к общей и специальной подготовке, необходимой для выполнения данной работы.

6. Психофизиологическая характеристика трудовой деятельности, в которой описываются профессионально важные признаки, активизируемые данной деятельностью, затем синтезированные в психограммы.

Пример 2.

1. Общие сведения о профессии

1.1. История развития профессии;

1.2. Потребность в данной профессии, ее место в системе профессий и значение;

1.3. Перспективы развития профессии;

1.4. Связь рассматриваемой профессии с другими специальностями: возможность освоения смежных профессий и специальностей;

1.5. Значение профессиональной квалификации и возможности получения высшего образования и средне-специального образования;

1.6. Название учебных заведений, в которых можно приобрести специальность, их адрес;

1.7. Разновидности профессий, согласно специальности.

2. Описание процесса труда

2.1. Внешнее содержание трудового процесса, производственные задания, результаты труда;

2.2. Машины, инструменты, материалы, употребляемые в процессе труда, продукт (изделие) труда;

2.3. Внутреннее содержание трудового процесса, роль знаний и навыков.

3. Человек в процессе труда

3.1. Роль знаний и моральной подготовки к труду (необходимость стойкого интереса);

3.2. Особенности состояния здоровья, нужного для данной работы;

3.3. Общие психологические качества и способности человека, необходимые для этой профессии;

3.4. Физические качества, требуемые для данной специальности.

4. Социально-экономические особенности профессии

4.1. Содержание труда: что работники данной профессии должны знать и уметь;

4.2. Условия работы: продолжительность рабочего времени, охрана труда, продолжительность отпуска, льготы, и т.д.

4.3. Размеры заработной платы, система премирования;

4.4. Социальное обеспечение, жилищно-бытовое обслуживание;

4.5. Перспективы повышения квалификации работников данной профессии и их образовательного уровня;

4.6. Название предприятий, где нужны специалисты данных профессий.

Пример 3.

1. Описательные характеристики деятельности.

1.1. Параметрическое описание (целостное):

· название организации;

· статус организации;

· структура организации;

· цели и задачи организации;

· основные виды деятельности, осуществляемые работниками организации;

· принципы и нормы, принятые в организации.

1.2. Морфологическое описание (по элементам):

· применяемые средства труда;

· рабочее место;

· элементы деятельности (действия, операции);

· ожидаемый результат и требования, предъявляемые к нему.

1.3. Функциональное описание:

· последовательность операций, действий, «технология» деятельности;

· режим труда и отдыха;

· способы взаимодействия и коммуникативные сети.

2. Количественная оценка элементов деятельности:

  • выделенные задания, их описание;
  • количество экспертов и их оценки по различным шкалам.

3. Психограмма:

  • требования, предъявляемые деятельностью к исполнителю;
  • профессионально важные качества исполнителя.

Мы видим, что подобные профессиографические схемы являются достаточно сложными, запутанными, основанными на противоречивых критериях, содержат логические ошибки классификации, не различают характеристики профессии и должности на конкретном предприятии.

Автором была предложена новая схема описания профессий, основанная на положении о том, что профессиография является не столько психологической, сколько междисциплинарной сферой научно-практической деятельности. В соответствии с ней любую профессию можно подробно описать с помощью большого количества признаков, которые можно условно разделить на пять категорий: технологические, экономические, педагогические, медицинские и психологические характеристики (Таблица 2)

 

Таблица 2. Характеристики профессий

Категории Характеристики
Технологические Предмет труда. Цели труда. Средства труда. Трудовые операции. Условия труда. Критерии успешности труда и ошибки, возникающие в процессе трудовой деятельности.
Экономические Оплата труда. Спрос на профессию. Распределение профессии по отраслям.
Педагогические Требования к уровню и содержанию образования. Необходимые знания и навыки.
Медицинские Требования к уровню здоровья. Медицинские противопоказания. Неблагоприятные факторы. Заболеваемость.
Психологические Требования к сенсорным, моторным, интеллектуальным, коммуникативным и волевым способностям.

 

Данный подход позволил реализовать современную авторскую методику экспертной оценки профессий.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...