Цель работы: научиться писать программы линейной структуры.
Лабораторная работа № 2. Программирование линейных процессов
Цель работы: научиться писать программы линейной структуры. Каждая программа на С++ начинается с одного или нескольких операторов #include. Эти операторы указывают компилятору включить содержимое данного заголовочного файла в текст программы. Заголовочные файлы (файлы с расширением. h ― head files) содержат определенные операторы С++ или программные определения. В таблице 1.1 перечислены некоторые заголовочные файлы стандартной библиотеки. Табл 1.1.
Программа состоит из операторов. Программа с линейной структурой – это программа, в которой все операторы выполняются по порядку сверху вниз. Любая программа должна обеспечить выполнение поставленной задачи. Для выполнения расчетов может понадобиться заголовочный файл, содержащий описание математических или иных функций. Их подключают с помощью оператора include, например, #include <math.h> #include <iostream.h> Некоторые стандартные функцииперечислены в таблице 1.2. Табл 1.2.
Все переменные, используемые в программе, должны быть объявлены. Объявить переменную – это значит указать ее тип и имя (идентитфикатор). Идентификаторы используются для обозначений имен переменных, функций, меток. Идентификатором может быть любая последовательность латинских символов (заглавных и строчных), цифр и символа подчеркивания произвольной длины.
Общий вид оператора объявления: <тип переменной> <имя переменной>; Основные типы переменных перечилены в таблице 1.3. (“e” означает десять в степени…).
Табл 1.3
Примеры объявления переменных: int age=17, i, j; объявлены три переменные целого типа: i, j, age. Переменная age инициализирована при объявлении – ей присвоено начальное значение, равное 17; float a, b, f; объявлены три переменные вещественного типа.
Алгоритм для решения поставленной задачи можно записать в виде геометрических фигур или блоков. Обычно при составлении блок-схемы блоки размещаются друг под другом в порядке их выполнения. Возврат назад осуществляется только в циклах. Это дает простую и наглядную структуру алгоритма, по которой легко составить программу. Основные виды блоков:
В программе для вывода результатов на экран используют оператор следующего вида: сout << “ комментарий ” << идентификатор 1 << идентификатор 2<<…<< endl; Здесь знак “<<” означает оператор вставки, который вставляет в выходной поток все, что следует за этим знаком. Комментарий заключают в двойные кавычки. Для ввода с клавиатуры используют следующий оператор: cin >> идентификатор 1 >> идентификатор 2>> … >> идентификатор n; Здесь знак “>>” означает оператор извлечения, который извлекает из входного потока (по умолчанию – это клавиатура) число или символ и помещает в указанный идентификатор. Каждый оператор заканчивают точкой с запятой.
Пример 1.1 Вычислить площадь круга, значение радиуса ввести с клавиатуры
Блок-схема:
Программа: При записи выражений следует учитывать порядок выполнения операций. В таблице 1.4 приведены некоторые операции С++ в порядке убывания приоритета. Операции с разными приоритетами разделены жирной чертой.
Табл 1.4
Задание 1. Запустить Visual C++. 2. Написать и отладить две программы линейной структуры по вариантам. Значение исходных данных запрашивать с клавиатуры. 3. Составить электронный отчет по лабораторной работе. Включить в отчет условие задачи, блок-схему, текст программы и результаты работы программы для каждого задания.
Варианты задач 1. Вычислить высоты треугольника со сторонами a, b, c по формулам: 2. Вычислить координаты центра тяжести системы трех материальных точек с массами m1, m2, m3 и координатами (x1, y1), (x2,y2), (x3,y3) по формулам: x = (m1x1+ m2x2 +m3x3)/ (m1+m2+m3) y = (m1y1 + m2y2 +m3y3) / (m1+m 2+ m3) 3. Вычислить координаты точки, делящей отрезок a1a2 в отношении n1:n2 по формулам: x = (x1+ x2) / (1+ ) y= (y1+ y2) / (1+ ), где = 4. Вычислить медианы треугольника со сторонами a, b, c по формулам: 5. Вычислить значение функции 6. Вычислить корни системы уравнений: по формулам: 7. Вычислить площадь поверхности и объем усеченного конуса. 8. Дана длина ребра куба. Найти объем куба, площадь его боковой поверхности и площадь каждой грани.
9. Даны катеты прямоугольного треугольника. Найти его гипотенузу, периметр и площадь. 10. Дана сторона равностороннего треугольника а. Найти площадь этого треугольника S и радиус описанной окружности по формуле . 11. Даны гипотенуза и катет прямоугольного треугольника. Найти второй катет и радиус вписанной окружности по формуле , где S – площадь треугольника, р – полупериметр. 12. Вычислить расстояние между двумя точками с координатами x1, y1 и x2, y2. 13. Найти площадь кольца, внутренний радиус которого равен 20, а внешний – заданному числу r (r>20). Вычислить:
Контрольные вопросы 1. Что такое линейная структура программы? 2. Какие типы переменных вы знаете? 3. Какой оператор используется для вывода информации на экран в С++? 4. Оператор ввода с клавиатуры. 5. Когда подключается заголовочный файл “math.h”? 6. Порядок выполнения операций в С++.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|