Понятие психологического консультирования. Цели и задачи, принципы консультирования,
Стр 1 из 9Следующая ⇒ Психологическое консультирование Сущность и специфика психологического консультирования. Отличия от психотерапии и психокоррекции. Цели и задачи психологического консультирования.
Понятие психологического консультирования. Цели и задачи, принципы консультирования,
Психологическое консультирование – прикладная отрасль современной психологии. В системе психологической науки ее задачей является разработка теоретических основ и прикладных программ оказания психологической помощи психически и соматически здоровым людям в ситуациях, когда они сталкиваются со своими проблемами.
Спецификой психологического консультирования является акцент на диалогичности, на циркуляции информации, на информационном обмене между психологом-консультантом и теми людьми, относительно которых используется психологическое консультирование. Задачи: Выслушивание клиента. Облегчение эмоционального состояния клиента. Принятие клиентом ответственности за происходящее с ним. Помощь психолога в определении того, что именно и как можно изменить в ситуации. Цель психологического консультирования определяет как оказание психологической помощи, то есть разговор с психологом должен помочь человеку в решении его проблем и налаживании взаимоотношений с окружающими. Цель психологического консультирование по Р. Кочюнасу:
способствовать изменению поведения клиента или изменению отношения на ситуацию, помочь клиенту испытывать удовольствие от жизни и жить продуктивно; развить навыки по преодолению жизненных трудностей; обеспечить эффективное принятие жизненно важных решений;
развивать умение завязывать и поддерживать межличностные отношения;
облегчить реализацию и повышение потенциала личности. Принципы психологического консультирования: доброжелательное и безоценночное отношение к клиенту; ориентация на нормы и ценности клиента; осторожное отношение к советам; разграничение личных и профессиональных отношений; включенность клиента и психолога в процесс консультирования.
Сущность психологического консультирования заключается в предоставлении специалистом-психологом на основе специальных профессионально-научных знаний непосредственной психологической помощи через создание условий, при которых клиент открывает (осознает) новые возможности в решении своих психологических проблем.
Психологическое консультирование отличается от других видов деятельности практического психолога рядом особенностей.
В частности, психологическое консультирование носит кратковременный и эпизодический характер личных контактов психолога и клиента, тогда как различные методики психотерапии рассчитаны на длительный период работы с клиентом.
Если психологическое консультирование ориентировано на помощь клиенту в реорганизации его межличностных отношений, то психотерапевтическое воздействие ориентировано на решение глубинных проблем личности.
При проведении психологического консультирования психолог-консультант дает советы клиенту, но их практическая реализация является делом клиента. При психотерапии же активные действия, направленные на преодоление проблем клиента, осуществляет психолог, а клиент лишь реагирует на них, или воспринимает эти воздействия. При психокоррекции, которая связана с психологическим консультированием, основная работа зачастую проводится клиентом самостоятельно при отсутствии психолога или без прямого и постоянного взаимодействия с ним.
Психодиагностика рассматривается как составляющая консультирования. Психодиагностика в консультировании опирается на результаты непосредственного наблюдения за клиентом, обобщение полученных данных. Осуществляется психодиагностика в начале консультирования без применения специальных психологических тестов и требует значительно меньше времени, чем при психокоррекции.
Целью психологического консультирования является помощь клиенту в исследовании собственной личности, в понимании своих отношений с окружающим миром, оценке своих проблем и в поиске альтернативных вариантов их преодоления.
Эта цель реализуется через решение следующих основных задач (по Р.С.Немову): Конкретизация (выяснение) проблемы, с которой встретился клиент. Эта задача заключается в выслушивании клиента, наблюдении за ним. Применяя специальные приемы выслушивания консультант приходит к выводу о том, в чем состоит проблема клиента. Информирование клиента о сущности возникшей у клиента проблемы, о реальной степени ее серьезности. То есть консультант не только аргументированно объясняет клиенту, в чем заключается его проблема, но и объясняет, почему эта проблема возникла и как ее можно практически решить. Изучение психологом-консультантом личности клиента. Такое изучение позволяет выяснить, насколько полно и глубоко понимает клиент свои проблемы и насколько готов к их решению. Четкая формулировка советов и рекомендаций клиенту по поводу того, как лучше решить проблему. При этом учитываются индивидуальные особенности клиента и специфика понимания проблемы психологом. Советы и рекомендации должны быть простыми, короткими и понятными клиенту, а также пригодными для выполнения в реальных условиях жизни клиента и с соответствующим контролем с его стороны. Не всегда клиент может сразу и с расчетом на успех перейти к реализации советов и рекомендаций, полученных от психолога. Иногда из-за неопытности и неумения клиент допускает ошибки и нуждается в оперативной помощи со стороны психолога. Поэтому задачей психолога-консультанта является оказание помощи клиенту в виде дополнительных практических советов, предлагаемых тогда, когда он уже начал решения проблемы.
Если по тем или иным причинам клиент отказывается от выполнения советов и рекомендаций, которые предоставляет психолог, то последний не несет ответственности за конечный практический результат психологического консультирования, а лишь за правильность данных рекомендаций. Обучение клиента тому, как лучше избежать в будущем подобных проблем. Это, в частности, одна из задач психопрофилактики. Решая ее, психолог-консультант добивается того, чтобы клиент самостоятельно мог предупреждать повторное возникновение подобной проблемы. В ходе психологического консультирования происходит также психолого-просветительское информирование клиента. Оно заключается в передаче клиенту элементарных, жизненно необходимых психологических знаний и умений, овладение и правильное применение которых возможно без специальной психологической подготовки.
Критерием эффективности психологического консультирования, по мнению Г. С. Абрамовой, является появление у другого человека (клиента) новых переживаний по поводу своей проблемы.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|