Основные функции и цели предприятия в условиях рынка.
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Важной целью любого предприятия в условиях рынка является обеспечение стабильной финансовой устойчивости в его работе. Предприятия могут достигать этой цели только в том случае, если в своей работе будут придерживаться определенных принципов и выполнять необходимые функции. Немецкий экономист Г. Шмален выделил следующие «краеугольныекамни» управления предприятием – экономичность, финансовая устойчивость и прибыль. Принцип экономичности требует, чтобы достигался: - определенный результат при наименьших затратах – принцип минимизации; - при заданном объеме затрат наибольший результат – принцип максимизации. В своей основе принцип экономичности предъявляет свойственное всем предприятиям само собой разумеющееся требование – не тратить даром производственные факторы (ресурсы), т.е. работать экономично. Принцип финансовой устойчивости означает такую деятельность предприятия, при которой оно могло в любой момент времени расплатиться по своим долгам или собственными, или путем отсрочки, или за счет получения кредита. Высшая цель предпринимательской деятельности - это превышение результатов над затратами, т.е. достижение возможно большей прибыли или возможно большей рентабельности. Идеальным положением является такое положение, когда получение максимальной прибыли обеспечивает и более высокую рентабельность. Для достижения поставленной цели предприятие должны: 1) рационально использовать производственные ресурсы с учетом их взаимозаменяемости; 2) выпускать высококачественную продукцию, систематически ее обновлять и оказывать услуги в соответствии со спросом и имеющимися производственными возможностями;
3) обеспечивать конкурентную способность предприятия и продукции, поддерживать высокий имидж предприятия; 4) систематически внедрять все новое и передовое в производство, в организацию труда и управление; 5) разрабатывать стратегию и тактику поведения предприятия и корректировать их в соответствии с изменяющимися обстоятельствами; 6) заботиться о своих работниках, росте их квалификации и большей содержательности труда, повышении их жизненного уровня, создании благоприятного социально-психологического климата в трудовом коллективе; 7) проводить гибкую ценовую политику и осуществлять другие функции. При этом очень важно, чтобы все функции предприятия были направлены на реализацию выработанной стратегии и на достижение поставленной цели. Выработка успешной стратегии начинается с определения миссии фирмы и общей цели функционирования коллектива. При этом цели предприятия могут меняться, все зависит от конкретных обстоятельств. Например, основной целью предприятия на определенном этапе может быть не получение максимальной прибыли, а завоевание рынка. В этом случае получение максимальной прибыли отодвигается на второй план, но в будущем, в случае завоевания рынка, предприятие может с лихвой возместить недополученную прибыль. Вопрос №2. Структура себестоимости продукции и определяющие ее факторы.
Себестоимость продукции – это выраженные в денежной форме текущие затраты предприятий на производство и реализацию продукции (работ, услуг и т.д.). Себестоимость продукции является не только важнейшей экономической категорией, но и комплексным показателем, на основании которого можно судить об эффективности использования предприятием различных видов ресурсов (переменного и постоянного капитала), находящихся в его распоряжении, а также об уровне организации труда на предприятии.
Как экономическая категория себестоимость продукции выполняет ряд важнейших функций: - учет и контроль всех затрат на выпуск и реализацию продукции; - определение оптимальных размеров предприятия; - база для формирования оптовой цены на продукцию предприятия и определение прибыли и рентабельности; - экономическое обоснование и принятие любых управленческих решений; - экономическое обоснование целесообразности вложения реальных инвестиций на реконструкцию, техническое перевооружение, расширение действующего предприятия, и т.д. Получение наибольшего эффекта с наименьшими затратами, экономия трудовых, материальных и финансовых ресурсов зависят от того, как решает предприятие вопросы снижения себестоимости продукции. Себестоимость продукции находится во взаимосвязи с показателями эффективности производства. Она отражает большую часть стоимости продукции и зависит от изменения условий производства и реализации продукции.
Существенное влияние на уровень затрат оказывают технико-экономические факторы производства. Это влияние проявляется в зависимости от изменений в технике, технологии, организации производства, в структуре и качестве продукции и от величины затрат на ее производство. Различают следующие виды себестоимости продукции: - цеховая себестоимость – это затраты цеха, связанные с производством продукции; - производственная себестоимость – помимо затрат цехов включает в себя общепроизводственные и общехозяйственные расходы; - полная себестоимость – отражает все затраты на производство и реализацию продукции, слагается из производственной себестоимости и внепроизводственных расходов (расходы на тару и упаковку, транспортировку продукции и прочие расходы); - индивидуальная себестоимость – обуславливается конкретными условиями, в которых действует то или другое предприятие; - среднеотраслевая себестоимость – определяется как средневзвешенная величина и характеризует средние затраты на единицу продукции по отрасли, поэтому она находится ближе к общественно необходимым затратам труда. В условиях перехода к рыночной экономике роль и значение себестоимости продукции для предприятия резко возрастают.
С экономических и социальных позиций значение снижения себестоимости продукции для предприятия заключается в следующем: - в увеличении прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, а следовательно, в появлении возможности не только в простом, но и в расширенном воспроизводстве; - в улучшении финансового состояния предприятия и снижении степени риска банкротства; - в возможности снижения продажной цены на свою продукцию, что позволяет в значительной мере повысить конкурентную способность продукции и увеличить объем продаж; - в появлении большей возможности для материального стимулирования работников и решения многих социальных проблем коллектива предприятия; - в снижении себестоимости продукции в акционерных обществах, что является хорошей предпосылкой для выплаты дивидендов и повышении их ставки. Из этого вытекает очень важный вывод, что проблема снижения себестоимости продукции всегда должна быть в центре внимания на предприятиях.
Структура себестоимости – это состав по элементам или статьям и их доля в полной себестоимости.
Структура себестоимости всегда находится в движении и на нее влияют следующие факторы: 1) географическое местонахождение предприятия; 2) уровень концентрации, специализации, кооперирования, комбинирования и диверсификации производства; 3) инфляция и изменение процентной ставки банковского кредита; 4) ускорение научно-технического прогресса (он влияет на структуру себестоимости многопланово, но основное влияние заключается в том, что под воздействием этого фактора доля живого труда уменьшается, а доля овеществленного труда в себестоимости продукции увеличивается); 5) специфика (особенности) предприятия. Здесь различают: - трудоемкие предприятия - большая доля заработной платы в себестоимости продукции; - материалоемкие предприятия – большая доля материальных затрат; - энергоемкие предприятия – большая доля топлива и энергии в структуре себестоимости. Структура себестоимости продукции характеризует следующие показатели:
- доля отдельного элемента или статьи в полных затратах; - соотношение между живым и овеществленным трудом; - соотношение между постоянными и переменными затратами; - соотношение между основными и накладными расходами, между производственными и коммерческими (непроизводственными) расходами, между прямыми и косвенными расходами и т.д. Систематическое определение и анализ структуры затрат на предприятии имеют очень важное значение, в первую очередь для управления издержками на предприятии с целью их минимизации. Структура затрат позволяет выявить основные резервы по их снижению и разработать конкретные мероприятия по их реализации на предприятии. Структура затрат на каждом предприятии должна анализироваться как в поэлементном, так и в постатейном разрезе. Это необходимо для управления издержками на предприятии с целью их минимизации.
Используемая литература: конспект по экономике предприятий и организаций, «Экономика предприятия» – под редакцией И.В. Сергеева.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|