Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Обеспеченность учебно-методической документацией

ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

М.1.Б.3. «Методология психолого-педагогического исследования»

ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ПОДГОТОВКИ МАГИСТРА по направлению

Специальное (дефектологическое) образование

Магистерские программы:

«О бразование лиц с проблемами интеллектуального развития»,

«О бразование лиц с нарушением зрения»,

«Образование детей с нарушением слуха»,

«Логопедическая работа с лицами с нарушениями речи»,

«Психологическое сопровождение образования лиц с проблемами в развитии»,

«Психолого-педагогическое сопровождение детей раннего возраста

С нарушениями в развитии»,

«Психолого-педагогическая реабилитация лиц с ограниченными

Возможностями здоровья».

Квалификация (степень) выпускника – магистр

Утверждено на заседании кафедры олигофренопедагогики Протокол № ____ от ______ 2011 г. Зав. кафедрой _________________ Матасов Ю.Т.   Утверждено на заседании ученого совета факультета коррекционной педагогики Протокол № ___ от _______2011 г. Председатель совета __________________ Антропов А.П.

Санкт-Петербург

2011 г.


ДИСЦИПЛИНА «Методология психолого-педагогического исследования»

Место дисциплины в структуре ООП:

 

Дисциплина «Методология психолого-педагогического исследования» включена в базовую часть «М.1. Профессиональный цикл». Содержание дисциплины формирует представления магистров об основных методологических подходах в работе над исследовательским проектом и является базой для успешного прохождения научно-исследовательской практики, написания магистерской диссертации.

Трудоемкость и аттестация по дисциплине:

 

Дисциплина (учебные курсы / семестр Трудоемкость Аудиторная нагрузка, часы: Форма итоговой аттестации / семестр
Всего кредитов / из них на экзамен Всего часов на теоретическое обучение из них: Лекции Практические занятия Лабораторные занятия
Аудиторная нагрузка Самостоятельная работа
Методология психолого-педагогического исследования /1             - зачет

 

Цель и ожидаемые результаты изучения дисциплины: студент должен обладать следующими компетенциями:

готовностью к самостоятельному обучению новым методам исследования, к изменению научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности, к изменению социокультурных и социальных условий деятельности (ОК - 2).

способностью и готовностью применять знания о современных методах исследования, проводить научные эксперименты, оценивать результаты исследований; способностью анализировать, синтезировать и критически резюмировать информацию (ОК-7)

способностью демонстрировать знания фундаментальных и прикладных дисциплин магистерской программы, осознавать основные проблемы своей предметной области, при решении которых возникает необходимость в сложных задачах выбора, требующих использования количественных и качественных методов (ОП-1);

способностью демонстрировать навыки работы в научном коллективе, способностью порождать новые идеи (ОП-2);

способностью разрабатывать стратегию, структуру и процедуру осуществления экспериментальной работы (ПК - 11);

готовностью к осуществлению профессионального и личностного самообразования, проектированию дальнейшего образовательного маршрута и профессиональной карьеры, участию в экспериментальной работе (ПК-15);

способностью руководить научно-исследовательской работой студентов (ПК-19).

 

Для достижения поставленной цели необходимо, чтобы студенты:

Знали:

- основы философии науки;

- современное состояние научного знания и перспективы его развития;

- научные методы исследования;

- современные информационные и коммуникационные технологии;

- современные направления исследований в специальной педагогике;

- теоретические основы организации экспериментального исследования;

- современные методы научного исследования;

- актуальные научно обоснованные педагогические технологии;

- современные технологии анализа, систематизации и обработки экспериментальных данных;

- методы статистической обработки экспериментальных данных;

Умели:

- анализировать социокультурные и социальные условия своей профессиональной деятельности;

- предлагать решение актуальных проблем развития научного знания;

- работать с различными источниками информации;

- использовать в профессиональной деятельности информационные и коммуникационные технологии;

- формировать информационные базы;

- выбирать адекватные методы исследования;

- работать с различными источниками информации;

- использовать современные методы качественных исследований, в том числе междисциплинарные;

- разрабатывать программу собственного экспериментального исследования;

- анализировать различные теоретические подходы, экспериментальные данные на основе их критического осмысления;

- уметь адекватно оценивать результаты проведенного экспериментального исследования;

- организовывать и проводить анализ условий и факторов образовательного процесса с целью его оптимизации;

Владели:

- основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации;

- навыками использования в профессиональной деятельности информационные и коммуникационные технологии;

- навыками организации и осуществления научного исследования;

- основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации;

- навыками анализа, синтеза, резюмирования информации, полученной в ходе исследования;

- применять методы статистической обработки информации при решении исследовательских и профессиональных задач;

- навыками поиска научной информации в различных источниках;

- навыками презентации результатов исследования;

 

Содержание дисциплины с указанием разделов (тем) и часов по видам занятий, а также часов самостоятельной работы:

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы, 72 часа.

№ п/п Название темы с кратким содержанием Виды занятий, часы Самостоятельная работа, часы Всего часов
Лекции Практические занятия Лабораторные занятия
1. Педагогическая наука, ее функции, развитие на рубеже ХХ и ХХI вв. Перспективы развития коррекционной педагогики.Наука как форма общественного сознания.Общественные функции педагогической науки: познавательная, функция теоретической базы для управления процессами образования и воспитания детей, молодежи и взрослых; прогностическая функция, мировоззренческая и культурно-воспитательная. Тенденции современного научного развития. Актуальные проблемы коррекционной педагогики как науки.     -    
2. Методологические основы психолого-педагогического исследования. Понятие методологии науки в педагогике и психологии. Задачи и принципы методологии в специальной педагогике и психологии. Методологические требования к проведению научного исследования.     -    
3. Категориальный аппарат педагогического исследования.Понятийно-категориальная система педагогики, ее недостаточная изученность; многозначность понятий, неточность, заимствования из других наук и обыденной жизни. Развитие категориального аппарата педагогики под влиянием развития гуманитарных и технических наук, под влияние стремления вхождения в единое европейское образовательное пространство. Неотработанность базовых понятий коррекционной педагогики: компенсация, коррекция, адаптация, социализация, дифференциация, индивидуализация, интеграция. -   -    
4. Специфика исследования проблем коррекционной педагогики.Актуальная проблематика психолого-педагогических исследований в области коррекционной педагогики. Использование научных данных общей психологии и педагогики, данных специальной психологии, нейропсихологии, психопатологии, аудиологии и других наук. Необходимость длительного наблюдения за детьми и их обучением в коррекционных учреждениях или учреждениях общего типа, важность применения комплекса методов исследования, их простота и доступность для детей с отклонениями развития, значимость невербальных методов исследования. Обязательность сопоставления полученных результатов исследования учебно-воспитательного процесса в коррекционных учреждениях с аналогичным процессом в общеобразовательных учреждениях, нахождение сходства и различия.     -    
Итого:     -    

 

Интерактивные формы занятий:

№ п/п Формы Доля от аудиторных занятий
1. Работа в малых группах 10%
2. Мозговой штурм 5%
3. Дискуссии, конференции 5%

 

С одержание самостоятельной работы студентов по темам дисциплины:

Содержание инвариантной самостоятельной работы студентов по темам:

№ п/п Темы дисциплины Содержание самостоятельной работы студентов Количество часов
1. Педагогическая наука, ее функции, развитие на рубеже ХХ и ХХI вв. Перспективы развития коррекционной педагогики. Составление каталога публикаций по одной из современных педагогических концепций.  
2. Методологические основы психолого-педагогического исследования (задачи, принципы, требования, условия) Разработка методологического обоснования темы магистерского исследования  
3. Категориальный аппарат педагогического исследования. Семантическая определенность категорий коррекционной педагогики (реферат)  
4. Специфика исследования проблем коррекционной педагогики Реферат «Актуальные проблемы исследования в современной коррекционной педагогике»  
Итого:  

 

Содержание вариативной составляющей самостоятельной работы

№ п/п Темы дисциплины Содержание самостоятельной работы студентов Количество часов
1. Методологические основы психолого-педагогического исследования (задачи, принципы, требования, условия) Написание реферата    
Подготовка выступления на занятии  
2. Категориальный аппарат специальной педагогики и психологии. Составление терминологического словаря по теме исследования  
Составление аннотированного каталога по теме  
3. Специфика научно-психологического познания Составление каталога Интернет-ресурсов по выбранной теме  
Итого:  

а) основная литература:

1. Добреньков, Владимир Иванович. Методология и методика социологического исследования [Текст]: учебник: [для вузов по направлению 040200 "Социология"] / Добреньков, Владимир Иванович; В. И. Добреньков, А. И. Кравченко; Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова, Социологический фак. - М.: Акад. Проект: Alma Mater, 2009 (Йошкар-Ола: Марийский полиграфическо-издательский комбинат). - 537 c. - (Учебник) (Единый гуманитарный мир. Социология) (Gaudeamus). - 2000 экз. - ISBN 978-5-8291-1151-9 (Акад. Проект). - ISBN 978-5-902766-80-3 (Альма Матер): 284-00.

2. Загвязинский, Владимир Ильич. Исследовательская деятельность педагога [Текст]: [учебное пособие для вузов по специальности 033400 (050701) "Педагогика"] / Загвязинский, Владимир Ильич; В. И. Загвязинский. - 2-е изд.; испр. - М.: Академия, 2008. - 173, [1] с.: ил.; 22 см. - (Профессионализм педагога). - Библиогр.: с. 171-172 (33 назв.). - 2000 экз. - ISBN 978-5-7695-5007-2.

 

б) дополнительная литература:

1. Борытко Н.М., Моложавенко А.В., Соловцова И.А. Методология и методы психолого-педагогических исследований. 2008

2. Валеев Г.Х. Методология и методы психолого-педагогических исследований: Стерлитамак, 2002

3. Загвязинский В. И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования. М.: 2001.

4. Карпова Г.А. Методы педагогической диагностики.- Екатеринбург, 2001

в) электронные образовательные ресурсы (ЭОР)

http://www.mpgu.edu.ru

http://www.informika.ru

WWW.IKPRAO.RU

http://www.mon.gov.ru

http://ru.wikipedia.org

http://www.edu.ru

http://www.rsl.ru

http://www.gnpbu.ru

 

г) электронно-библиотечные системы (ЭБС):

№ п/п   Наименование дисциплины Ссылка на информационный ресурс Наименование разработки в электронной форме Доступность
1. Основы организации научно-исследовательской работы http://ibooks.ru/   Электронно-библиотечная система (ЭБС) iBooks.ru. Учебники и учебные пособия для университетов Индивидуальный неограниченный доступ из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет
http://www.iprbookshop.ru/ Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRbooks. Учебники и учебные пособия для университетов Индивидуальный неограниченный доступ из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет
http://www.biblioclub.ru Электронно-библиотечная система (ЭБС) Университетская библиотека онлайн Индивидуальный неограниченный доступ из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет
http://e.lanbook.com Электронно-библиотечная система (ЭБС) на платформе издательства «Лань» Индивидуальный неограниченный доступ из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет
http://www.elibrary.ru/ Научная электронная библиотека E-Library. Российские научные журналы. Индивидуальный неограниченный доступ из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет
http://new.public.ru/ Public.ru. Интернет-библиотека русскоязычных СМИ. Общественно-политические издания. Мониторинг прессы. На всей территории университетской сети
http://search.ebscohost.com EBSCO.Научные журналы различных отраслей знаний лучших мировых издательств. Коллекции: · Академическая (университетская) коллекция (Academic Search Complete); · журналы по педагогике и образованию (Education Research Complete); · журналы по бизнесу и экономике (Business Source Complete); · журналы по гуманитарным наукам (Humanities Complete); · журналы по юридическим наукам (Legal Collection); · журналы Американской психологической Ассоциации (APA_PsycARTICLES) На всей территории университетской сети или индивидуальный неограниченный доступ из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет
http://www.journals.cambridge.org Журналы издательства Кембриджского университета. Коллекция по социально-гуманитарным наукам На всей территории университетской сети
http://search.proquest.com/index ProQuest Educational Journals. Более 600 зарубежных полнотекстовых журналов по вопросам образования На всей территории университетской сети
http://online.sagepub.com/ Научные журналы издательства Sage Publications. Коллекция по социально-гуманитарным наукам На всей территории университетской сети
http://search.ebscohost.com EBSCO. Книги. Академическая университетская коллекция. 60 000 изданий по всем отраслям знаний На всей территории университетской сети или индивидуальный неограниченный доступ из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет

 

Материально-техническое обеспечение дисциплины:

1. Мультимедиапроектор

2. Компьютер

3. Экран

4. Комплект электронных презентаций/слайдов

5. Доступ в сеть Internet

 

Краткое содержание итоговой аттестации по дисциплине

Итоговая аттестация:

Осуществляется в форме зачета, при этом проводится оценка компетенций, сформированных по дисциплине.

Оценка компетенций, сформированных по дисциплине:

Компетенция Контрольно-измерительные материалы оценки сформированности компетенции
готовность к самостоятельному обучению новым методам исследования, к изменению научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности, к изменению социокультурных и социальных условий деятельности (ОК - 2). Результаты выполнения контрольных работ по всем разделам и темам. Анализ семантической определенности ведущих категорий специальной педагогики.
способность и готовностью применять знания о современных методах исследования, проводить научные эксперименты, оценивать результаты исследований; способностью анализировать, синтезировать и критически резюмировать информацию (ОК-7) Создание банка информации по выбранной проблеме. Методологическое обоснование темы магистерского исследования. Реферат «Актуальные проблемы исследования в современной коррекционной педагогике»  
способностью демонстрировать знания фундаментальных и прикладных дисциплин магистерской программы, осознавать основные проблемы своей предметной области, при решении которых возникает необходимость в сложных задачах выбора, требующих использования количественных и качественных методов (ОП-1) Презентация результатов анализа методологических оснований магистерской диссертации
способностью демонстрировать навыки работы в научном коллективе, способностью порождать новые идеи (ОП-2); Презентация результатов анализа методологических оснований магистерской диссертации
способностью разрабатывать стратегию, структуру и процедуру осуществления экспериментальной работы (ПК - 11) Реферат «Актуальные проблемы исследования в современной коррекционной педагогике» Презентация результатов анализа методологических оснований магистерской диссертации
готовностью к осуществлению профессионального и личностного самообразования, проектированию дальнейшего образовательного маршрута и профессиональной карьеры, участию в экспериментальной работе (ПК-15) Реферат «Актуальные проблемы исследования в современной коррекционной педагогике» Участие в практических занятиях.
способностью руководить научно-исследовательской работой студентов (ПК-19) Презентация результатов коллективного научно-исследовательского проекта по актуальным методологическим проблемам специальной педагогики и психологии

 

В ходе текущей аттестации оценивается освоение студентами содержательных разделов дисциплины. Для этого используются тестовые задания по отдельным темам дисциплины, выполнение реферативных обзоров, подготовка докладов, диспуты, защита проектов, выполнение аналитических заданий (анализ документации, занятий, продуктов деятельности детей и др.), конференции, круглые столы. Система текущей аттестации рассматривается как основа для построения итоговой аттестации, предполагающей использование накопительной (балльно-рейтинговой) системы оценки.

В процессе текущей и промежуточной аттестации оценивается:

· знание основных психолого-педагогических концепций;

· сформированность навыков изучения и систематизации достижений отечественных и зарубежных исследований в области специального образования и смежных отраслей знаний;

· владение стратегией, процедурой осуществления опытно-экспериментальной работы;

· сформированность навыков анализа и систематизации результатов исследований, подготовки научных отчетов, публикаций, презентаций, использования их в профессиональной деятельности.

 

Разработчики:

РГПУ Им.А.И.Герцена   доцент кафедры олигофренопедагогики, канд.пед.н., доцент       Вовк В.Н.
(место работы)   (должность, уч. степень, звание)   (подпись)   (ФИО)

Приложение

Обеспеченность учебно-методической документацией

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...