Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава III. Порядок деятельности и акты правительства Российской Федерации




 

Порядок деятельности Правительства Российской Федерации, согласно статьи 114 Конституции РФ, определяется Федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации».

Возглавляет Правительство Российской Федерации его Председатель, который определяет основные направления деятельности Правительства и организует его работу.

Председатель Правительства наделен широкими полномочиями, такими как: представляет Правительство внутри страны и за пределами территории Российской Федерации; ведет заседания Правительства, обладая правом решающего голоса; подписывает акты Правительства; представляет Президенту Российской Федерации предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти, назначении и освобождении заместителей Председателя Правительства и федеральных министров, наложении на них дисциплинарных взысканий и об их поощрении; распределяет обязанности между заместителями Председателя Правительства.

Заместители Председателя Правительства участвуют с правом решающего голоса в заседаниях Правительства, в выработке и реализации его политики, участвуют в подготовке постановлений и распоряжений Правительства и обеспечивают их исполнение, а так же координируют в соответствии с распределением обязанностей работу министерств и иных федеральных органов исполнительной власти, дают им поручения и контролируют их деятельность; предварительно рассматривают предложения и проекты постановлений и распоряжений, внесенные в Правительство.

Федеральные министры: участвуют с правом решающего голоса в заседаниях Правительства; принимают участие в подготовке постановлений и распоряжений Правительства, обеспечивают их исполнение; принимают участие в выработке и реализации политики Правительства и издаваемых им постановлений и распоряжений; обладают установленными законодательством полномочиями руководителей соответствующих федеральных органов исполнительной власти.

Правительство Российской Федерации - орган коллегиальный. Его заседания проводятся систематически, не реже одного раза в месяц.

Исключительно на заседаниях Правительства принимаются решения о представлении Государственной Думе федерального бюджета и отчета об исполнении федерального бюджета, а также бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Так же на данных заседаниях рассматриваются проекты программ экономического и социального развития, связанных с созданием свободных экономических зон; устанавливается номенклатура товаров, в отношении которых применяется государственное регулирование цен; устанавливаются объемы выпуска государственных ценных бумаг; принимаются решения о внесении законопроектов в Государственную Думу; утверждаются положения о федеральных министерствах и об иных федеральных органах исполнительной власти; устанавливается порядок создания и обеспечения деятельности территориальных органов, федеральных органов исполнительной власти и так далее.

На заседаниях Правительства Российской Федерации имеет право председательствовать Президент Российской Федерации. Члены Правительства участвуют в его заседаниях лично. В случае невозможности участия в заседании члены Правительства информируют об этом Председателя Правительства.

Представители палат Федерального Собрания, Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, Генеральной прокуратуры, Счетной палаты, Центрального банка, иные лица вправе участвовать в заседаниях Правительства в соответствии с федеральными законами либо в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации в своей деятельности руководствуется принципами верховенства Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов и федеральных законов, народовластия, федерализма, разделения властей, ответственности, гласности и обеспечения прав и свобод человека и гражданина.

Заседания Правительства носят открытый характер. Однако Правительство может рассматривать отдельные вопросы и на закрытых заседаниях.

Подготовка и проведение заседаний Правительства осуществляются в соответствии с Регламентом Правительства. Материалы к заседанию Правительства, ход их рассмотрения непосредственно на заседании и принятое протокольное решение относятся к служебной информации, порядок распространения которой устанавливается Регламентом Правительства Российской Федерации, если иное не определено федеральными законами.

Правительство информирует граждан через средства массовой информации о рассмотренных на заседании Правительства вопросах и о принятых решениях.

Для решения оперативных вопросов Правительство Российской Федерации по предложению Председателя Правительства может образовать Президиум Правительства Российской Федерации.

Заседания Президиума Правительства проводятся по мере необходимости. Решения Президиума Правительства принимаются большинством голосов от общего числа членов Президиума и не должны противоречить актам, принятым на заседаниях Правительства.

Правительство Российской Федерации для содействия своей работе вправе создавать координационные и совещательные органы - комиссии и советы. Комиссии являются координационными органами. Они образуются для обеспечения согласованных действий заинтересованных органов исполнительной власти и решения определенных задач. Советы - совещательные органы, их цель - предварительное рассмотрение вопросов и подготовка но ним предложений рекомендательного характера.

Для обеспечения деятельности Правительства Российской Федерации и организации контроля за выполнением органами исполнительной власти решений, принятых Правительством Российской Федерации, образуется Аппарат Правительства Российской Федерации. Аппарат Правительства взаимодействует с Администрацией Президента Российской Федерации и аппаратами палат Федерального Собрания.

Перейдем к освещению вопроса, касающегося актов Правительства РФ.

Отметим, что полномочия Правительства Российской Федерации реализуются посредством его актов - постановлений и распоряжений, которые издаются на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов и нормативных указов Президента РФ.

Акты Правительства РФ, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений. Акты по оперативным и другим текущим вопросам, не имеющие нормативного характера, издаются в форме распоряжений.

Порядок принятия актов Правительства устанавливается Правительством РФ в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами, нормативными указами Президента РФ.

Проекты актов Правительства вносятся в Правительство его членами, руководителями центральных органов федеральной исполнительной власти, главами исполнительной власти краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга. Поступающие в Правительство предложения граждан, организаций и предприятий о принятии решений Правительства направляются для предварительного рассмотрения указанным органам исполнительной власти.

Проекты актов Правительства РФ вносятся в Правительство с приложением пояснительной записки, содержащей обоснования и прогнозы ожидаемых социально-экономических и иных последствий их реализации. Они подлежат обязательному согласованию с заинтересованными органами представительной и исполнительной власти, государственными, общественными и другими организациями. Проекты актов Правительства Российской Федерации нормативного характера должны в обязательном порядке согласовываться с Министерством юстиции РФ.

При внесении в Правительство предложений, требующих принятия закона Российской Федерации или решения Президента Российской Федерации, одновременно с предложением представляются проекты соответствующих актов и необходимые документы к ним.

Постановления и распоряжения Правительства подписываются Председателем Правительства РФ.

Порядок опубликования и вступления в силу актов Правительства определяется Президентом Российской Федерации.

Согласно Указу Президента РФ от 23 мая 1996 года «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» - акты Правительства подлежат обязательному официальному опубликованию, кроме актов или отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.

Акты Правительства Российской Федерации подлежат официальному опубликованию в "Российской газете" и "Собрании законодательства Российской Федерации" в течение 10 дней после дня их подписания.

Официальным опубликованием актов Правительства считается публикация их текстов в "Российской газете" или в "Собрании законодательства Российской Федерации". Официальными являются также тексты актов Правительства, распространяемые в машиночитаемом виде научно-техническим центром правовой информации "Система".

Акты Правительства могут быть опубликованы в иных печатных изданиях, а также доведены до всеобщего сведения по телевидению и радио, разосланы государственным органам, органам местного самоуправления, должностным лицам, предприятиям, учреждениям, организациям, переданы по каналам связи.

Контроль за правильностью и своевременностью опубликования актов Правительства осуществляет Аппарат Правительства.

Постановления Правительства, за исключением постановлений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, подлежат официальному опубликованию не позднее 15 дней со дня их принятия, а при необходимости немедленного широкого их обнародования доводятся до всеобщего сведения через средства массовой информации безотлагательно.

Постановления Правительства, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу не ранее дня их официального опубликования. Иные постановления Правительства вступают в силу со дня их подписания, если самими постановлениями Правительства не предусмотрен иной порядок их вступления в силу.

Распоряжения Правительства вступают в силу со дня их подписания.

Правительство Российской Федерации обязано ежеквартально обеспечивать обобщение практики государственной регистрации нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций или имеющих межведомственный характер, и представлять Президенту Российской Федерации соответствующую информацию.

Акты Правительства Российской Федерации могут быть обжалованы в суд.

Постановления и распоряжения Правительства в случае их противоречия Конституции РФ, федеральным законам и указам Президента РФ могут быть отменены Президентом РФ.

Правительство Российской Федерации вправе принимать обращения, заявления и иные акты, не имеющие правового характера.

В заключении сделаем вывод о том, что организация работы Правительства РФ определяется Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом «О Правительстве Российский Федерации».

Укажем, что Председатель Правительства определяет основные направления деятельности и организует работу Правительства.

Полномочия Правительства РФ реализуются посредством правовых актов. А, именно, постановлений и распоряжений. Они не должны противоречить Конституции РФ, федеральным законам и указам Президента РФ.

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

правительство исполнительный власть акт

Подводя итог проведенного анализа регулирования федеральной исполнительной власти в ее конституционном измерении, логично подчеркнуть важную необходимость законодательного закрепления уже проявленных в практике российского государственного строительства элементов нового взаимодействия на основе «системы сдержек и противовесов» правительственной власти с другими ветвями государственной власти (президентской, парламентской и так далее).

В российской конституционной модели систему федеральной исполнительной власти, как и в ряде европейских государств, возглавляет Правительство Российской Федерации, статус которого предопределен положениями глав 1 и 6 Конституции Российской Федерации, а также нормами Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации». Такой подход к определению роли и места Правительства России в системе исполнительной ветви государственной власти не только отвечает конституционно-правовым принципам, но и системно логичен.

Конституция Российской Федерации закрепила наиболее существенные элементы статуса Правительства Российской Федерации, повысив его самостоятельность и ответственность при осуществлении исполнительной власти.

Принципиальное значение для определения правового положения Правительства Российской Федерации имеет принятый в 1997 г. Федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации».

От оптимального построения системы исполнительной власти во многом зависит ее эффективность. Административной реформой сегодня затронут только федеральный уровень этой системы, но несмотря на то, что пока реализована небольшая часть вопросов, в основном связанная с реорганизацией федеральных органов исполнительной власти, необходимые предпосылки для дальнейшей комплексной модернизации системы исполнительной власти в Российской Федерации созданы.

В первой главе данной курсовой работы уделено внимание порядку формирования, сроку полномочий и отставке Правительства РФ.

Как удалось установить, Правительство РФ состоит из Председателя Правительства, его заместителей и федеральных министров.

Председатель Правительства назначается Президентом РФ с согласия Государственной Думы, а персональный состав Правительства зависит от структуры федеральных органов исполнительной власти.

Так же необходимо отметить, что максимальный срок полномочий Правительства РФ составляет 4 года.

Отставка Правительства зависит от того, кто был ее инициатором. Выделяют следующие основания отставки:

заявление Правительства об уходе в отставку;

инициатива Президента;

выражение недоверия Правительству Государственной Думой, то есть - вотум недоверия;

постановка Правительством перед Парламентом вопроса о доверии.

Во второй главе рассмотрены вопросы, затрагивающие компетенции

Правительства РФ.

Как высший орган исполнительной власти Правительство РФ обладает широким кругом полномочий, которые охватывают все сферы жизнедеятельности.

Выделим наиболее важные из них: организует реализацию внутренней и внешней политики; осуществляет регулирование в социально-экономической сфере; реализует законодательную инициативу и так далее.

Третья, заключительная глава, данной курсовой работы, посвящена порядку деятельности и актам Правительства РФ.

Порядок деятельности Правительства РФ определяется статьей 114 Конституции РФ и Федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации».

Председатель Правительства организует его работу и определяет основные направления деятельности.

Правительство РФ является коллегиальным органом. Его заседания проводятся не реже одного раза в месяц.

Именно, на данных заседаниях принимаются правовые акты Правительства - постановления и распоряжения.

 


БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 // Российская газета. - 1993. − №237. - 25 декабря.

. О Правительстве Российской Федерации: федеральный Закон Рос. Федерации от 17.12.1997 №2 // Российская газета. - 1997. - №51. - 23 декабря.

. О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента РФ, Правительства РФ и нормативно правовых актов федеральных органов исполнительной власти: указ Президента РФ от 23.05.1996 №763 // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1996. - №22. - Ст. 2663.

. Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти: указ Президента РФ от 20.05.2004 №649 // Собрание законодательства Российской федерации. - 2004. - №21. - Ст. 2023.

. О координационных и консультативных органах образованных Правительством РФ: постановление Правительства РФ от 10.11.1996 №1340 // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1996. - №47. - Ст. 5337.

. Бахран Д.Н. Исполнительный орган государственной власти: понятие, правовой статус / Д.Н. Бахран. - М.: Новая правовая культура, 2008. - 315 с.

. Бобылев А.И. Исполнительная власть в России: теория и практика ее осуществления / Д. Н. Бобылев, Н. Г. Горшкова, В. И. Ивакин. - М., 2009. - 471 с.

. Бачило И.Л. Исполнительная власть в Российской Федерации: проблемы развития / И. Л. Бачило. - М.: Юристъ, 2008. - 541 с.

. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации / М.В. Баглай. - М.: Норма, 2010. - 601 с.

. Братановский С.Н. Конституционное право России / С.Н. Братановский. - М.: Риор - Инфра-М, 2011. - 375 с.

. Козлов Ю.М. Исполнительная власть: сущность, функции / Ю.М. Козлов // Вестник Московского университета. - 2009. - №4. - С. 18-21.

. Полянский И.А. Структура исполнительной власти РФ в современный период / И.А. Полянский // Конституционное и муниципальное право. - 2009. - №1. - С. 8-13.

. Тихомиров Ю.А. Исполнительная власть: организация и взаимодействие / Ю.А. Тихомиров. - М.: Юстицинформ, 2009. - 283 с.

. Хабриева Т.Я. Правительство Российской Федерации / Т.Я. Хабриева. - М.: Норма-М, 2008. - 607 с.

. Шахрай С.М. Конституционное право Российской Федерации / С.М. Шахрай. - М.: ОЛМА Медиа Групп, 2010. - 375 с.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...