Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основы методики ценообразования




Дисциплина «Ценообразование», 2012-2013 уч.г.

Тема 3. МЕТОДОЛОГИЯ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ

Состав и структура цен

Соотношения цен

Основы методики ценообразования

Методы ценообразования

Правила формирования цен

Технология определения цен

Состав и структура цен

Методология ценообразования — это совокупность принципов, правил и методик формирования цен, используемых участниками процесса ценообразования для решения конкретных задач.

Формирование цены происходит в процессе движения товара от производителя до потребителя, и ее величина зависит от количества посредников, уровня затрат в каждом звене, доли прибыли, получаемой каждым участником товародвижения, системы косвенного налогообложения, так как она имеет поэлементный состав. Рассмотрим состав цены и ее составные элементы.

Все виды цен характеризуются набором отдельных элементов, входящих в эти цены. Совокупность таких элементов принято называть составом цены. По составу все виды цен отличаются друг от друга. По мере продвижения цен по стадиям ценообразования они все более наполняются новыми элементами.

Отношение отдельных элементов цены к ее общему уровню, выраженное в процентах, называется структурой цены. Структура цены отражает удельный вес каждого элемента в составе цены. В связи с тем, что разные виды цен состоят из различных элементов, структуры этих цен отличаются друг от друга.

Представим, что уровень оптовой цены изготовителя составляет 1500 руб. В составе этой цены себестоимость равна 1000 руб., а прибыль, соответственно — 500 руб. Структура оптовой цены изготовителя представляет: себестоимость- 67%, соответственно прибыль – 33%.

Состав отпускной цены изготовителя отличается от оптовой цены изготовителя на элементы, относящиеся к косвенным налогам (акциз и НДС).

Пример. Допустим, что величина акциза в составе отпускной цены изготовителя будет 60 руб. При ставке НДС, равной 18% от оптовой цены изготовителя, включающей величину акциза, в составе отпускной цены величина НДС будет равна 280,8 руб. (1560 руб. ∙ 18 / 100). Уровень отпускной цены изготовителя будет составлять 1840,8 руб. (1560 руб. + 280,8 руб.).

Исходя из этих данных, структура отпускной цены изготовителя представлена: себестоимость – 54,3%, прибыль – 27,2%, акциз – 3,3%, НДС – 15,2%.

В состав отпускной цены закупки помимо отпускной цены изготовителя входит посредническая надбавка, величина которой в нашем условном примере принимается в размере 690 руб. В этом случае уровень отпускной цены закупки составит 2530,8 руб. Структура отпускной цены закупки представлена: себестоимость – 39,5%, прибыль – 19,8%, акциз – 2,3%, НДС – 11,1%, посредническая надбавка- 27,3%.

Наиболее полный состав затрат присутствует в конечной (розничной) цене. Состав розничной цены включает отпускную цену закупки и розничную надбавку. В нашем примере величину розничной надбавки примем в размере 850 руб. Тогда уровень розничной цены составит 3380,8 руб. В этом случае структура розничной цены может быть представлена: себестоимость – 32,5%, прибыль – 14,8%, акциз – 1,8%, НДС – 8,3%, посредническая надбавка- 20,4%, розничная надбавка – 25,1%.

Анализ структуры цен позволяет выявить наиболее значимые элементы цены и создает благоприятные условия для управления системой цен и затрат. Информация о структуре цены позволяет разрабатывать политику и стратегию ценообразования, как у изготовителя, так и у потребителя продукции.

Соотношения цен

Под соотношением цен понимается отношение уровня цены одного изделия к уровню цены другого изделия. В своей основе соотношения цен отражают пропорции затрат на производство и реализацию товаров, их потребительские свойства и качество, а также эффективность. Изучение закономерностей формирования и изменения соотношений цен представляет интерес не только с теоретических позиций, но и имеет важное практическое значение.

Соотношение цен является расчетным показателем, который в отличие от уровня цен не фиксируется ни в одном документе. Однако на практике при обосновании конкретного экономического решения соотношения цен часто играют ведущую роль. Приведем такой пример. На предприятии для выполнения какой-либо технологической операции могут использоваться два вида оборудования: станок «А» и станок «Б». Соотношение цен станка «А» к станку «Б» составляет 1 / 1,5, т.е. цена станка «Б» в 1,5 раза выше цены станка «А». Экономический же эффект от применения станка «Б» в 2 раза выше, чем станка «А». Соотношение цен станков и соотношение их эффектов показывает, что предприятию выгоднее приобретение более дорогого станка «Б», нежели станка «А».

Соотношения цен рассчитываются и анализируются как на макроуровне, так и на уровне конкретных предприятий. Так, при выработке ценовой, налоговой и финансово-кредитной политики государство анализирует динамику соотношений цен (паритет цен) на сельскохозяйственную продукцию и цен на промышленную и строительную продукцию, потребляемую сельским хозяйством.

Анализ таких соотношений показывает, что наблюдается тенденция более быстрого роста цен на промышленную продукцию по сравнению с ценами на продукцию сельского хозяйства. Это приводит к сокращению рентабельности сельскохозяйственного производства и потере стимулов для его развития. Для устранения или сокращения таких тенденций государство может использовать различные рычаги: налоговую и кредитную поддержку сельского хозяйства; установление системы пороговых цен на продукцию, потребляемую сельским хозяйством; использование системы государственных закупок сельскохозяйственной продукции по заранее определенным ценам и др.

Государство, определяя внешнеторговую политику страны, анализирует эффективность внешней торговли. Одним из показателей эффективности внешней торговли является показатель «условий торговли». Данный показатель характеризуется отношением экспортных цен к импортным, рассчитанным в динамике. Если такое соотношение выше 1, то, при прочих равных условиях, считается, что внешняя торговля осуществляется эффективно. Если меньше 1 — то неэффективно.

Для более эффективного расходования бюджетных средств государственные органы должны анализировать соотношения цен на продукцию, закупаемую по государственным закупкам, и такую же продукцию, реализуемую в свободных рыночных условиях. К примеру, государство закупает для льготных категорий населения лекарства. Такие же лекарства продаются в аптеках в свободной форме. На основе анализа соотношений цен на лекарства по государственным закупкам и в аптечной торговле можно сделать вывод об эффективности (или неэффективности) расходования бюджетных средств.

Еще пример. Министерству обороны выделяются бюджетные средства на приобретение жилья для военнослужащих. Соотношение цен одного кв. метра жилья, приобретаемого для военнослужащих, и одного кв. метра в свободной торговле также характеризует эффективность (или неэффективность) освоения выделенных бюджетных средств.

При выработке политики в области энергетики анализируются соотношения цен на различные энергоносители (нефть, газ, уголь и т.д.). Информация о таких соотношениях позволяет более обоснованно делать выбор между строительством тепловых электростанций, работающих на различных видах топлива.

Конкретные предприятия также в своей деятельности используют различные соотношения цен. Так, предприятие при выпуске какого-либо изделия может использовать либо металл, либо пластмассу. На качество изделия замена одного материала на другой не влияет. В этом случае соотношение цен на металлы и их заменители (пластмасса) покажет, какой материал более выгодно использовать.

При формировании цен на аналогичную и взаимозаменяемую продукцию используются предприятиями-изготовителями специальные методики, основанные на соотношениях цен (параметрические методы).

Потребители также анализируют соотношения цен при выборе конкретного товара из множества аналогичных и взаимозаменяемых товаров, имеющихся в продаже. К примеру, при приобретении бытовой техники у потребителя имеются альтернативные варианты: один товар имеет цену в 1,2 раза выше, чем другой, т.е. соотношение цен товаров составляет 1/1,2. При выполнении одинаковых функций вроде бы целесообразнее приобрести «дешевый» товар. Но если проанализировать затраты на обслуживание и ремонт этих товаров, то может оказаться более выгодным «дорогой» товар (с высокой ценой). Это объясняется тем, что соотношение затрат на обслуживание и ремонт «дорогого» и «дешевого» изделий составляет 1/2. То есть расходы на содержание «дешевого» товара в 2 раза выше, чем «дорогого». Возможная экономия на цене товара может обернуться большими расходами на обслуживание. Поэтому в нашем примере потребитель, скорее всего, выберет «дорогой» товар.

Количество возможных соотношений цен безгранично. Из всего множества возможных соотношений цен государство, изготовители и потребители продукции анализируют и используют в своей практике необходимые им соотношения, исходя из различных принципов и поставленных целей.

 

Основы методики ценообразования

Под методикой ценообразования понимается совокупность методов, правил и технологии формирования цены, отражающих особенности построения конкретных видов цен в различных отраслях и сферах производства.

Методы ценообразования

Методы ценообразования — это, различные способы формирования цен. Современная практика использует целую систему методов формирования цен. Это связано с тем, что при определении цен на конкретные товары возникает ряд сложных проблем, которые невозможно решить с помощью какого-либо одного универсального метода. В общем виде возникновение таких проблем связано со следующими причинами. Во-первых, на цены разных товаров оказывают влияние различные факторы. Во-вторых, уровни цен на конкретные товары должны в полной мере отражать затраты на их производство и реализацию. В-третьих, цены должны обеспечивать расширенное воспроизводство предприятия (обеспечивать необходимой прибылью). В-четвертых, в конкретные виды цен включаются различные элементы (различен состав разных видов цен). В-пятых, цены должны адекватно вписываться в сложившиеся рыночные отношения (учитывать конъюнктуру рынка, различия в качестве товаров, потребительских свойствах, условиях поставки и др.).

Все методы ценообразования условно можно разделить на две большие группы: рыночные и расчетные.

Правила формирования цен

Правила формирования цен — это обязательные требования, предъявляемые к процессу ценообразования, в соответствии с которыми определяются и применяются цены на конкретные товары. Правила формирования и применения внутренних и мировых цен могут отличаться друг от друга. К примеру, на мировом рынке экспортеры и импортеры могут осуществлять торговлю в соответствии с устной договоренностью. Соответственно и цены при такой договоренности не фиксируются в специальных документах. В России признаются договоры на поставку продукции для юридических лиц только в письменной форме. Такие договоры должны быть скреплены печатями продавца и покупателя. Правилом ценообразования является не только фиксация уровня цены в договорах, но и условия поставки, на основе которой сформирована цена (система франкировки). При определении цены на импортную продукцию правилом является расчет таможенной стоимости, на основе которой в состав цены включаются таможенные пошлины, косвенные налоги и сборы за таможенное оформление. Правилом формирования экспортных цен является не включение в их состав косвенных налогов.

В составе методики ценообразования выделяется такой элемент как модель цены. Модель цены представляет собой форму выражения структуры цены. Модель цены связана с различными видами цен и отражает специфику их формирования в отраслях, сферах производства и на конкретных предприятиях.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...