Правовой статус Центрального банка Российской Федерации
Ключевым элементом финансовой системы любого развитого государства сегодня является центральный банк, выступающий официальным проводником денежно-кредитной политики. В свою очередь, денежно-кредитная политика, наряду с бюджетной, составляет основу всего государственного регулирования экономики. Поэтому эффективная деятельность центрального банка является одним из условий эффективного функционирования рыночной экономики. Первоначально банки верхнего уровня назывались эмиссионными и образовывались как акционерные компании, наделенные особыми полномочиями. Термином «Центральный банк» назывался самый крупный банк, находящийся в самом центре банковской системы. Затем подобные банки постепенно монополизировали некоторые специфические функции и на определенном этапе развития государства их национализировали. Выделившись из числа коммерческих банков значительными размерами капитала и большими объемами проводимых операций, центральные банки утратили свои позиции, уступив лидерство в этой сфере коммерческим банкам. Их функции и методы воздействия на финансовую систему модифицировались, а степень влияния на состояние денежно-кредитной системы страны неизмеримо возросла. При этом степень влияния центрального банка на формирование денежно-кредитной системы в различных странах неодинакова и зависит от степеней свободы, какими обладает центральный банк и его руководство. Чаще всего центральный банк подотчетен непосредственно законодательному органу власти страны или образованной последним специальной банковской комиссии. Управляющий центральным банком не входит в правительство, и его назначение на должность не совпадает по срокам с формированием нового кабинета министров.
Назначение на пост управляющего центральным банком производится монархом, президентом, парламентом. Может провести свою кандидатуру и правительство, но в этом случае оно должно опираться на парламентское большинство. Это обычная практика, и во многих странах именно правительство официально предлагает парламенту кандидатуру главы центрального банка. Относительно высокий удельный вес государственных ценных бумаг в балансе центрального банка не означает первичного участия центрального банка в обслуживании государственного долга, так как облигации в основном покупаются и продаются в ходе проведения денежно-кредитной политики государства. Государственный долг может находиться в руках центрального банка, частного сектора (компаний и предприятий), населения. При этом центральный банк, как правило, решающей роли не играет, так как не имеет соответствующих средств. Правительство заинтересовано в размещении государственного долга в центральном банке, чтобы не воздействовать негативно на ликвидность банковской системы, не лишать частный сектор заемных ресурсов, не повышать процентных ставок. Однако с другой стороны, в случае достаточно большого государственного долга, ликвидность экономики опосредованно изменяется, и чрезмерные заимствования могут вызывать структурные дисбалансы. Государственный банк России был учрежден в 1860 г. на базе основанных еще при Екатерине II ассигнационного и заемного государственных банков. В отличие от центральных банков западноевропейских стран и США Государственный банк России сочетал в своей деятельности выполнение эмиссионных и различных торговых операций, особенно по торговле хлебом, экспорт которого был главным источником иностранной валюты. Госбанк имел собственные крупные элеваторы и зернохранилища, расположенные в районах, где отсутствовали банковские учреждения. На принадлежащих банку зернохранилищах ссуды под залог выдавались зерном. Помимо хлебной торговли Госбанк посредством кредитов участвовал в торговле лесом, сахаром, текстилем и другими экспортными товарами.
Статус, задачи, функции, полномочия и принципы организации деятельности Банка России определяются Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (с изменениями и дополнениями) и другими федеральными законами. С помощью экономического и административного воздействия в процессе проведения денежно-кредитной политики Центральный банк способствует укреплению и развитию экономики России. В этом заключается его основная задача, которую он решает путем: Ø защиты и обеспечения устойчивости российской валюты - рубля, повышения его покупательной способности и стабильности курса по отношению к валютам других стран; Ø развития и укрепления банковской системы России; Ø обеспечения эффективного и бесперебойного функционирования платёжной системы. Банк России подотчетен только Государственной Думе Федерального собрания Российской Федерации. Председатель банка назначается Государственной Думой по представлению Президента Российской Федерации сроком на 4 года. Одно и то же лицо не может занимать должность Председателя Банка России более 3 сроков подряд. Государственная Дума: Ø направляет и отзывает представителей Государственной Думы в Национальном банковском совете в рамках своей квоты; Ø рассматривает основные направления единой государственной денежно-кредитной политики и принимает по ним решение; Ø рассматривает годовой отчет Банка России и принимает по нему решение; Ø принимает решение о проверке Счетной палатой Российской Федерации финансово-хозяйственной деятельности Банка России, его структурных подразделений и учреждений. Указанное решение может быть принято только на основании предложения Национального банковского совета; Ø проводит парламентские слушания о деятельности Банка России с участием его представителей;
Ø заслушивает доклады Председателя Банка России о деятельности Банка России (при представлении годового отчета и основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики). Банк России участвует в разработке экономической политики правительства. Председатель Банка России или по его поручению один из его заместителей участвует в заседаниях Правительства России, а также может принимать участие в заседаниях Государственной Думы при рассмотрении законопроектов, касающихся вопросов экономической, финансовой, кредитной и банковской политики. Министр финансов и министр экономического развития и торговли Российской Федерации или по их поручению по одному из их заместителей могут участвовать в заседаниях Совета директоров - высшего органа управления Банком - с правом совещательного голоса. Банк России и Правительство Российской Федерации информируют друг друга о предполагаемых действиях, имеющих общегосударственное значение, и координируют свои действия, проводят регулярные взаимные консультации. Банк России консультирует Министерство финансов Российской Федерации по вопросам графика выпуска государственных ценных бумаг Российской Федерации и погашения государственного долга Российской Федерации с учетом их воздействия на состояние банковской системы Российской Федерации и приоритетов единой государственной денежно-кредитной политики. Центральный банк Российской Федерации представляет собой единую централизованную систему с вертикальной структурой управления. В систему Банка России входят: центральный аппарат, территориальные учреждения, расчетно-кассовые центры (РКЦ), вычислительные центры, полевые учреждения, учебные заведения, а также другие предприятия, организации и учреждения, в том числе подразделения безопасности и Российское объединение инкассации, необходимые для успешной деятельности банков. Национальные банки республик, входящих в состав Российской Федерации, являются территориальными учреждениями Банка России. Территориальные учреждения Банка России не являются юридическими лицами, не имеют права принимать решения нормативного характера и выдавать без разрешения Совета директоров банковские гарантии и поручительства, вексельные и другие обязательства. Они подчиняются Банку России и ему подотчетны. Задачи и функции территориальных учреждений Банка России определяются положением об этих учреждениях, утверждаемым Советом директоров.
По решению Совета директоров территориальные учреждения Банка России могут создаваться в регионах, объединяющих территории нескольких субъектов Российской Федерации. Высший орган Банка России - Совет директоров.Совет директоров - это коллегиальный орган, определяющий основные направления деятельности Банка России и управляющий ею. В Совет директоров входят: Председатель Банка России и 12 членов Совета. Члены Совета директоров работают на постоянной основе. Они назначаются Государственной Думой по представлению Председателя Банка (который является одновременно председателем Совета директоров), согласованному с Президентом Российской Федерации, сроком на 4 года. Совет директоров заседает не реже 1 раза в месяц. Члены Совета директоров не могут быть депутатами Государственной Думы и членами Совета Федерации, депутатами законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации, депутатами органов местного самоуправления, государственными служащими, а также членами Правительства Российской Федерации. Члены Совета директоров не могут состоять в политических партиях, занимать должности в общественно-политических и религиозных организациях. Совет директоров во взаимодействии с правительством разрабатывает единую государственную денежно-кредитную политику и обеспечивает ее выполнение. Совет директоров утверждает структуру Банка России, положения о структурных подразделениях и учреждениях Банка России, а также уставы организаций Банка России. К его полномочиям также отнесены: Ø изменение процентных ставок Банка России; Ø установление обязательных нормативов для кредитных организаций и банковских групп; Ø установление величины резервных требований; Ø определение лимитов операций на открытом рынке; Ø определение условий допуска иностранного капитала в банковскую систему Российской Федерации; Ø установление правил проведения банковских операций для банковской системы Российской Федерации, правил бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы Российской Федерации, за исключением Банка России;
Ø другие решения по вопросам, имеющим большое значение как для Банка России, так и для банковской системы страны. Совет директоров принимает решения: Ø о создании, реорганизации и ликвидации организаций Банка России; Ø об участии в международных организациях; Ø об участии (о членстве) Банка России в капиталах организаций (организациях), обеспечивающих деятельность Банка России, его учреждений, организаций и служащих; Ø о купле и продаже недвижимости для обеспечения деятельности Банка России и его организаций (дает разрешения на цену и иные условия заключения сделки); Ø о применении прямых количественных ограничений; Ø о выпуске банкнот и монет Банка России нового образца, об изъятии из обращения банкнот и монет Банка России старого образца; Ø о порядке формирования резервов кредитными организациями. Совет директоров утверждает годовую финансовую отчетность Банка России, рассматривает аудиторское заключение по годовой финансовой отчетности Банка России и заключение Счетной палаты Российской Федерации по результатам проверки счетов и операций Банка России и представляет указанные материалы в составе годового отчета Банка-России в Национальный банковский совет и Государственную Думу. Совет директоров утверждает отчет о деятельности Банка России, готовит анализ состояния экономики Российской Федерации. Совет директоров не только возглавляет и организует работу Банка России, но и регулирует деятельность коммерческих банков в стране. Центральный Банк Российской Федерации занимает особое положение среди всех юридических лиц, занятых управлением или хозяйственной деятельностью. Представляя собой орган государственного управления, Центральный банк выступает и как коммерческий банк, хотя получение прибыли не служит целью деятельности Центрального банка РФ. Банк России выполняет следующие функции: 1)во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику; 2)монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует наличное денежное обращение; 3)является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему их рефинансирования; 4)устанавливает правила осуществления расчетов в Российской Федерации; 5)устанавливает правила проведения банковских операций; 6)осуществляет обслуживание счетов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, если иное не установлено федеральными законами, посредством проведения расчетов по поручению уполномоченных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов, на которые возлагаются организация исполнения и исполнение бюджетов; 7)осуществляет эффективное управление золотовалютными резервами Банка России; 8)принимает решение о государственной регистрации кредитных организаций, выдает кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций, приостанавливает их действие и отзывает их; 9)осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп (банковский надзор); 10)регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организациями в соответствии с федеральными законами; 11)осуществляет самостоятельно или по поручению Правительства Российской Федерации все виды банковских операций и иных сделок, необходимых для выполнения функций Банка России; 12)организует и осуществляет валютное регулирование и валютный контроль в соответствии с законодательством Российской Федерации; 13)определяет порядок осуществления расчетов с международными организациями, иностранными государствами, а также с юридическими и физическими лицами и т.д. Основной источник ресурсов Центрального банка - деньги в обращении и средства коммерческих банков. Опираясь на коммерческие банки и другие структуры финансового рынка, не вмешиваясь в их оперативную деятельность, Центральный банк выполняет свои разнообразные функции. Банк России является органом, координирующим, регулирующим и лицензирующим организацию расчетных, в том числе клиринговых, систем в Российской Федерации. Банк России устанавливает правила, формы, сроки и стандарты осуществления безналичных расчетов. Общий срок осуществления платежей по безналичным расчетам не должен превышать 2 операционных дня, если указанный платеж осуществляется в пределах территории субъекта Российской Федерации, и 5 операционных дней, если указанный платеж осуществляется в пределах территории Российской Федерации. Для осуществления своих функций Банк России может открывать представительства на территориях иностранных государств. Банк России может участвовать в капиталах и деятельности международных организаций, которые занимаются развитием сотрудничества в денежно-кредитной, валютной, банковской сферах, в том числе между центральными банками иностранных государств. Банк России выдает разрешения на создание кредитных организаций с иностранными инвестициями и филиалов иностранных банков, а также осуществляет аккредитацию представительств кредитных организаций иностранных государств на территории Российской Федерации в соответствии с порядком, установленным федеральными законами. В число основных мер денежно-кредитного регулирования,осуществляемого Центральным банком РФ, входят следующие: Ø операции на открытом рынке; Ø рефинансирование кредитных организаций; Ø установление процентных ставок по операциям Банка России; Ø валютное регулирование; Ø управление наличной денежной массой (установление ориентиров роста денежной массы); Ø установление прямых количественных ограничений; Ø резервирование денег коммерческих банков путем депонирования в ЦБ РФ (установление нормативов обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования)); Ø осуществление эмиссии облигаций от своего имени. Банк России является органом банковского регулирования и надзора за деятельностью банков. Он осуществляет постоянный надзор за соблюдением кредитными организациями и банковскими группами банковского законодательства, нормативных актов Банка России, установленных ими обязательных нормативов. Главная цель банковского регулирования и надзора - поддержание стабильности банковской системы, защита интересов вкладчиков и кредиторов. Банк России устанавливает обязательные для коммерческих банков правила: Ø проведения банковских операций; Ø ведения бухгалтерского учета и отчетности; Ø организации внутреннего контроля; Ø составления и представления бухгалтерской и статистической отчетности. Для осуществления своих функций Банк России имеет право запрашивать и получать у банков необходимую информацию об их деятельности, требовать разъяснений по полученной информации. Особенностью Банка России является то, что, с одной стороны, он является органом государственного управления специальной компетенции по осуществлению управления денежно-кредитной системой страны, а с другой стороны - юридическим лицом, которое может вести предпринимательскую деятельность. Полномочия Центрального банка Российской Федерации, направленные на предпринимательскую деятельность, установлены в Законе «О Центральном банке РФ (Банке России)». В соответствии с ними Банк России имеет право осуществлять следующие банковские операции и сделки с российскими и иностранными кредитными организациями, Правительством Российской Федерации: 1)предоставлять кредиты на срок не более 1 года под обеспечение ценными бумагами и другими активами, если иное не установлено федеральным законом о федеральном бюджете; 2)покупать и продавать государственные ценные бумаги на открытом рынке; 3)покупать и продавать облигации, эмитированные Банком России, и депозитные сертификаты; 4)покупать и продавать иностранную валюту, а также платежные документы и обязательства, номинированные в иностранной валюте, выставленные российскими и иностранными кредитными организациями; 5)покупать, хранить, продавать драгоценные металлы и иные виды валютных ценностей; 6)проводить расчетные, кассовые и депозитные операции, принимать на хранение и в управление ценные бумаги и другие активы; 7)выдавать поручительства и банковские гарантии и т.д. Банк России может осуществлять операции по обслуживанию представительных и исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, их учреждений и организаций, государственных внебюджетных фондов, воинских частей, военнослужащих, служащих Банка России. Исходя из изложенного Центральный банк РФ активно участвует в реструктуризации банковской системы, способствует максимальному сохранению потенциала российской банковской системы, надежности, устойчивости и ее эффективности в обслуживании нужд экономики страны.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|