Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Водный объект общего пользования




Содержание

1. Предисловие

2. Понятия водных объектов

3. Водный объект общего пользования

4. Водный объект особого пользования

5. Ограничение, приостановление или запрещение

использования водных объектов

6. Лимиты водопользования (водопотребления и

водоотведения)

 

7. Общие требования к охране водных объектов

8. Особо охраняемые водные объекты

9. Заключение

 

Предисловие

 

Первый Водный кодекс Российской Федерации был принят 30 июня 1972 года: несомненно, он олицетворял большой прогресс российского водного права. В его содержании (114 статей, объединенных в шесть разделов) почти все было новым по тому времени. Новыми были понятие "водный объект" и юридическая категория "воды", классификация видов водопользования и разрешительный порядок предоставления права пользования конкретными водными объектами, приоритет хозяйственно-питьевого водопользования и всесторонняя охрана вод от загрязнения, засорения и истощения. Система водных правоотношений, сложившаяся на базе Водного кодекса 1972 года, вписалась в общую систему экологических правоотношений в Российской Федерации и функционировала исправно. Если она и была в чем-то слабой и колебалась, то только вместе с "линией партии". Было принято активное участие в разработке того законопроекта, и не менее активно внедряли его положения в жизнь, опубликовались работы "Обеспечение правопорядка на воде", "Есть Водный кодекс. Дело за исполнением", "Теоретические основы права пользования водами в СССР" и другие.

Прошло 25 лет. Обстановка существенно изменилась практически во всех сферах жизни, но особенно в политике, экономике и управлении. Однако задачи рационального использования и охраны вод не только не сняты с повестки дня, но стали еще более актуальными и сложными. Возникла необходимость приведения водного законодательства в соответствие с изменившимися условиями, а заодно и потребность в усовершенствовании некоторых положений этой отрасли законодательства. Практически это привело к необходимости издания нового Водного кодекса Российской Федерации.

Характеристика новизны Водного кодекса РФ - задача самостоятельного научного исследования. Если не считать конъюнктурных нововведений, то следовало бы обратить особое внимание на такие новые положения, как право собственности на водные объекты, более детальное урегулирование разрешительного порядка водопользования, сочетание административных и договорных способов правового регулирования водных отношений, узаконение практики регулирования водных отношений по основным бассейнам поверхностных вод с помощью бассейновых соглашений, комплекс правил по экономическому регулированию использования, восстановления и охраны водных объектов.

В регулировании отношений собственности на воды примечательным является осторожный подход к внедрению многообразия форм и видов собственности. Как бы ни давила на нас эйфория рыночных отношений, воды остаются такой вещью, которая вряд ли в большей своей части без ущерба для страны может быть полностью обращена в частную собственность. Законодатель в данном случае проявил больше благоразумия, чем можно было ожидать, и уважения к исторической традиции преемственности в праве, записав, что все не находящиеся в муниципальной собственности, в собственности граждан и юридических лиц водные объекты, являются государственной собственностью. Не сказано, что исключительной государственной собственностью, но в настоящее время другой, широко распространенной и нет.

Некоторым шагом в сторону рыночной психологии являются указания о том, что содержание права собственности на водные объекты определяется гражданским законодательством и настоящим Кодексом; к водным объектам и правам пользования ими применяются общие правила гражданского законодательства об объектах гражданских прав, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Разрешительный порядок водопользования применялся и прежде. Но в действующем Кодексе этот порядок представлен во всех деталях и сложностях. Остается только один вопрос. Не перестарались ли составители Кодекса, не получилась ли сверхбюрократия в процедурах приобретения права пользования водными объектами? Эта мысль особенно давит на сознание, когда читаешь и комментируешь статьи о сочетании лицензии и договора.

Согласно статье 46 "права пользования водными объектами приобретаются на основании лицензии на водопользование и заключенного в соответствии с ней договора пользования водным объектом", а права эти возникают с момента регистрации договора пользования водным объектом. Лицензия, которая тоже должна быть зарегистрирована, выдается специально уполномоченным государственным органом управления использованием и охраной водного фонда. Договор заключается водопользователем с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Хотя в статье 58 записано, что после выдачи гражданину или юридическому лицу лицензии на водопользование заключение договора пользования водным объектом является обязательным, такая запись не защищает водопользователя, ибо ее несоблюдение ничего не влечет для органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Итак, новый Водный кодекс РФ вступил в действие. В юридической теории и практике существует (в виде "доброго обычая") презумпция качественного превосходства нового закона по отношению к старому. Иначе говоря, предполагается, что каждый новый закон должен быть лучше того, который он заменил.

 

Понятия водных объектов

 

Воды являются важнейшим компонентом окружающей природной среды, возобновляемым, ограниченным и уязвимым природным ресурсом, используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на ее территории, обеспечивают экономическое, социальное, экологическое благополучие населения, существование животного и растительного мира.

В отличие от земли, которая в качестве объекта земельных правоотношений выступает как однородная категория, воды характеризуются огромным разнообразием видовых различий. Для того чтобы при регулировании водных отношений в формулировках правовых актов и норм каждый раз не перечислять все виды вод, законодатель установил единое понятие - водный объект, который символизирует тот или иной конкретный материальный предмет водных отношений, отвлекаясь от видовых различий.

Водным объектом является только такое сосредоточение воды, которое имеет границы, объем и черты водного режима.

Граница - это реальная или воображаемая линия, разделяющая два материальных предмета. Но она не имеет юридического значения, если ее наличие не связывается с правами и обязанностями субъектов права. Лужа имеет свои границы. И что же? Лужа только тогда станет водным объектом, когда ее границы будут официально признаны, скажем, путем соответствующих записей в водном кадастре. При этом процедуры определения границ подлежат жесткой регламентации, ибо границы, например, рек существенно изменяются в половодье и в межень. Это относится и ко многим другим видам поверхностных водных объектов.

Водный режим - изменение во времени уровней, расходов и объемов воды в водных объектах;

Объем - это количество воды, поддающееся измерению, хотя в Кодексе не установлены количественные нормативы, на основании которых то или иное сосредоточение воды на поверхности суши следует признавать или не признавать поверхностным водным объектом.

В зависимости от физико-географических, гидрорежимных и других признаков водные объекты подразделяются на:

поверхностные водные объекты;

внутренние морские воды;

территориальное море Российской Федерации;

подземные водные объекты.

Однако, названные выше виды водных объектов можно рассматривать не как виды в собственном смысле слова, а как четыре группы видов водных объектов, которые, однако, не исчерпывают всего многообразия видов. В действительности, видовое многообразие природных запасов воды гораздо богаче. Круг признаков, которые могут быть положены в основу видовой классификации водных объектов, не ограничен. Это могут быть физико-географические, гидрорежимные и бесчисленное множество других признаков, в зависимости от которых водные объекты подразделяются на виды. Можно предположить, что в зависимости от физико-географических признаков различаются моря, океаны, реки, озера, ручьи и т.д. Трудно сказать, какие виды водных объектов могут быть выделены по гидрорежимному признаку. Такие виды водных объектов как внутренние морские воды и территориальное море выделяются главным образом по юридическим признакам, в зависимости от структуры государственной территории и категорий, принятых в международном морском праве.

Поверхностные водные объекты - постоянное или временное сосредоточение вод на поверхности суши в формах ее рельефа, имеющее границы, объем и черты водного режима.

Сосредоточение - это значит какая-то масса воды, во всяком случае не капля и даже не сто капель. Но все-таки есть какой-то нижний предел этой водной массы? По крайней мере должны быть какие-то критерии для решения данного вопроса. В противном случае лужа после дождя или таяния снега становится водным объектом, ибо представляет собой временное сосредоточение воды на поверхности суши в формах ее рельефа.

 

Поверхностные водные объекты состоят из поверхностных вод,  дна и берегов.

Поверхностные водные объекты имеют многофункциональное значение и могут предоставляться в пользование для одной или нескольких целей одновременно.

Поверхностные водные объекты подразделяются на:

поверхностные водотоки и водохранилища на них;

поверхностные водоемы;

ледники и снежники.

Так же можно сказать, что поверхностные водные объекты имеют многофункциональное значение и могут предоставляться в пользование для одной или нескольких целей одновременно. На самом деле вопрос этот исключительно сложный, требующий подробной регламентации. Известно, что не все, но многие наиболее важные для страны водные объекты используются одновременно для разнообразных целей с различным режимом пользования. Получается, что на одном и том же водном объекте происходит наложение режимов различных видов поверхностных водных объектов - источников питьевого водоснабжения, рыбохозяйственных водоемов, судоходных путей общего пользования, источников гидроэнергии и т.д. Известно также, что в связи с этим возникнет конкуренция целей водопользования, а следовательно, и конкуренция прав водопользователей: это одна из наиболее конфликтных областей использования и охраны водных ресурсов, требующая особенно четкой правовой регламентации.

К внутренним морским водам относятся морские воды, расположенные в сторону берега от исходных линий, принятых для отсчета ширины территориального моря Российской Федерации.

К территориальному морю Российской Федерации относятся прибрежные морские воды шириной 12 морских миль, отмеряемых в соответствии с нормами международного права и законодательством Российской Федерации.

Подземные водные объекты - сосредоточение находящихся в гидравлической связи вод в горных породах, имеющее границы, объем и черты водного режима.

К подземным водным объектам относятся:

водоносный горизонт - воды, сосредоточенные в трещинах и пустотах горных пород и находящиеся в гидравлической связи;

бассейн подземных вод - совокупность водоносных горизонтов, расположенных в недрах;

месторождение подземных вод - часть водоносного горизонта, в пределах которой имеются благоприятные условия для извлечения подземных вод;

естественный выход подземных вод - выход подземных вод на суше или под водой.

 

Водный объект общего пользования

Водные объекты, находящиеся в государственной собственности, являются водными объектами общего пользования, если в водоохранных, экологических и. иных интересах законодательством Российской Федерации не предусмотрено иное.

Практически, чтобы определить, является ли данный водный объект объектом общего пользования, необходимо действовать методом исключения, пользуясь правилом части третьей статьи 21 ВК, где записано: "предоставление водных объектов в особое пользование исключает их из числа водных объектов общего пользования". Следовательно, если водный объект не предоставлен в особое пользование, что должно быть документально доказано; он является объектом общего пользования.

Конечно, использование такого метода не избавляет от коллизий, ибо Кодекс умалчивает о ситуациях, когда в особое пользование предоставлены части водного объекта, что является довольно распространенным на практике.

Например, река Волга - водный объект. Какой? Общего или особого пользованиями. Нет сомнения, что довольно большое число участков Волги предоставлено в особое пользование, хотя другие участки реки открыты для общего водопользования. Значит река Волга - водный объект смешанного пользования: одновременно и общего и особого. Нетрудно представить, что практически подавляющее большинство водных объектов на территории России являются объектами смешанного пользования. И может возникнуть вопрос, а надо ли вообще делить водные объекты на объекты общего и особого пользования, если практически это не имеет значения.

Для правильного понимания этой проблемы важное значение имеет понятие общего водопользования. В самом Водном Кодексе РФ понятие особого пользования не определено. По-видимому, разграничение видов водопользования - общего и специального - ни в какой степени не связано с разграничением водных объектов на два вида: общего и особого пользования, хотя в части второй настоящей статьи сказано, что на водных объектах общего пользования осуществляется общее водопользование, а о водопользовании специальном и особом умалчивается.

Довольно запутанным является вопрос о возможности использования обособленных водных объектов в качестве водных объектов общего пользования, то есть на началах общедоступности.

Общее водопользование - наиболее распространенный способ использования водных объектов

Первым условием общего водопользования названо в ВК РФ соответствие правилам охраны жизни людей на водных объектах. Поэтому требования охраны жизни людей на воде, предусмотренные настоящим Кодексом, должны включать техническое освидетельствование водных объектов, предназначенных для общего водопользования, для массового отдыха граждан и т.п.

Ежегодное техническое освидетельствование проводится для подтверждения основных характеристик, проверки наличия и состояния соответствующего оборудования и снабжения.

При проведении технического освидетельствования объекта проверяется:

- соответствие площади объекта количеству отдыхающих;

- наличие ведомственных спасательных постов, помещений для оказания первой медицинской помощи, их укомплектованность в соответствии с Правилами охраны жизни людей на внутренних водоемах РСФСР и прибрежных участках морей, утвержденными приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства РСФСР от 23.12.1988 г. N 351;

- наличие спасательного и противопожарного имущества в соответствии с установленными нормами;

- состояние территории объекта, техническое состояние мостиков, плотов, вышек, используемых для схода и прыжков в воду; наличие стендов с материалами по предупреждению несчастных случаев на воде, советами купающимся о порядке проведения на воде, таблицами с указанием температуры воды и воздуха, направления и силы ветра, скорости течения, схемой территории и акватории пляжа с указанием наибольших глубин и опасных мест.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...