Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Виды римской патриархальной семьи




На протяжении римской истории появилось и сменилось три вида семьи: консорциум, патриархальная семья агнатов и когнатическая семья.

а) Consortium. - Consortium, или семейная община агнатов, предшествовал римской патриархальной семье и утвердился непосредственно после распада рода, когда для отдельных групп производителей, меньших чем прежние роды, появилась возможность жить и работать самостоятельно.

«Anticum consortium», как называл эту общину Ауло Гелий, или «societas fratrum», как ее называл Гай, составляли свободные и равноправные агнатические сородичи. Как правило, их потомки вступали в брак между собой. Об организации и общественной роли римского консорциума почти нет сведений. Вероятнее всего, эта семейная организация не отличалась от семейных общин других народов. Во главе общины находился старейшина, а мужчины старшего поколения, с одинаковыми правами и заодно с ним, участвовали в решении дел общины.

б) Патриархальная семья агнатов. - Когда развитие производительных сил сделало возможным самостоятельное существование производственных групп меньших, чем консорциум, в Риме образовались так называемые патриархальные семьи агнатов (familia, familia pecuniaque, domus). Так, уже во времена Законов XII таблиц существовали тяжбы о разделе (actio familiae erciscun-dae, actio de communi dividundo). Тяжбой о разделе, если его не удавалось согласовать, каждый представитель старшего поколения мог добиваться раздела общинного имущества и, вместе с лицами, которые в консорциуме были связаны с ним, основать свою собственную семью. Такой гражданин получал статус главы семьи (pater familias), в то время как другие члены находились под его властью (лица alieni juris).

Новые семьи, находились под patria potestas главы семьи и были замкнутыми хозяйственными объединениями. Целью этих объединений было совместное проживание и совместный труд, обеспечивающий получение самых необходимых средств для собственного существования и продолжения семьи. Названная цель подчеркивалась и терминами, обозначающими семью агнатов. Термины familia и familia pecuniaque охватывали и земли, и средства производства, и продукты производства, и всех людей, трудящихся в рамках семьи. Такое же значение имел и позднейший термин - domus - дом, домашнее хозяйство.

В агнатической семье pater familia был лицом «qui in domo dominium habet» - лицом, которое имело власть в семье. Dominium главы семьи назывался также patria potestas. Patria potestas простиралась «et in res et in person as» имело власть:

1) на собственную жену и на жен его женатых сыновей (manus); и являлась;

) полной и пожизненной властью над собственными детьми и детьми других членов семьи (patria potestas в узком значении);

) полной и пожизненной властью над рабами, работающими в рамках domus (dominica potestas);

) властью над лицами, живущими в domus на основании mancipium, долгового рабства и т. д. и

) полной властью над землями, средствами производства, продуктами труда и другим имуществом в составе домуса (dominium, proprietas, собственность).

Содержание власти главы семьи отражало истинную сущность такой семьи, которая заключалась в совместном проживании и труде, качественно отличном от консорциума. Именно patria potestas была этим новым качеством - установлением, неизвестным прежним семейным общностям. Такая пожизненная и почти неограниченная власть pater familias, управителя и собственника средств производства, целые поколения свободных лиц alieni juris удерживала в положении, почти одинаковом с положением рабов.

в) Когнатическая семья. - Установление латифундий привело к делению патрицианской семьи на familia rustica - семью производителей - и familia urbana - семью потребителей. В этом факте коренятся начала создания семьи когнатов.

Когнатическая семья возникала постепенно и расширялась вместе с хозяйственным и персональным улучшением положения лиц alieni juris (peculium, peculium castrense, peculium quasicast-rense, bona adventicia и т. д.), с преобладанием брака без manus и с новым правопорядком наследования. Когнатическая семья, независимо от факта совместного проживания и труда, была союзом кровных родственников, происходящих от общего предка.

В трудах римских юристов когнатическая семья делилась на два вида: семью в узком и семью в широком смысле.

Когнатическая семья в узком смысле была союзом кровных родственников, живущих в одном домашнем хозяйстве: plures personas, quae sunt subunius potestate aut natura aut jure subjectae. В эту семью, как правило, входили pater familias с женой, детьми и присоединенными лицами. В этой семье власть pater familias над лицами alieni juris больше не была ни неограниченной, ни пожизненной. Она сводилась к праву «ad modicam castigationem» (благоразумного наказания) и к праву pater familias требовать от них почитания, а когда необходимо - и издержек. Он же - pater familias, с другой стороны, должен был воспитывать и содержать детей и других членов семьи.

Когнатическая семья в широком смысле не была особым видом союза. Это была общность родственников, которые «ab ejusdem ultimi genitoris sanguine proficiscuntur» происходили от общего предка и между которыми, только благодаря этому факту, условно могли устанавливаться какие-то права и обязанности, главным образом, связанные с проблемами издержек и наследования.

г) Cognatio servilis. - До появления когнатического родства семейные отношения рабов не имели никакого значения. Но с этого времени римляне в какой-то мере признали и родственные связи рабов, проявляющиеся в существующих семейных союзах рабов - контуберниумах (запрет separatio dura, брачные препятствия и т. д.)

 


Заключение

В заключении реферата хочу подчеркнуть:

Во-первых, несомненно, та власть, которую отец семейства имел над детьми, внуками и правнуками, над женой, находившейся на положении дочери и всеми домочадцами в совокупности. Рим начал свою историю в области семейного права с моногамной семьи, основой которой и была patria potestas. В этой семье решающим моментом было подчинение членов семьи власти одного и того же paterfamilias. Все они именуются sui - «свои», тогда как отец семейства - sui iuris - «сам себе господин», «полноправный».

Вторая особенность римской семьи состояло в том, что на первый план выдвигалась не кровная связь между paterfamilias и его подвластными- связь когнатическая, но связь юридическая- по римской терминологии агнатическая. В состав агнатической семьи входили: его жена in manu mariti, его дети in patria potestate, жены сыновей, состоящие в браке cum manu и подчиненные не власти своих мужей, которые сами были подвластны paterfamilias, а власти этого последнего, и, наконец, все потомство подвластных сыновей. В этой семье только paterfamilias является вполне правоспособным лицом, persona sui iuris. Никто из остальных членов семьи personae alieni iuris полной правоспособности не имеет.

Третья особенность заключалась в том, что термином familia обозначались не только агнаты, но и принадлежащие семье рабы, скот и даже вещи неодушевленные. По свидетельству А. Косарева, рабовладельцы стремились как- то привязать раба к дому, даже создать ему некое подобие семьи. В древнейшее время власть paterfamilias над женой и детьми и по существу мало отличалась от его прав на раба. Существенное отличие patria potestas от права собственности на раба проявлялось лишь в момент смерти paterfamilias: право собственности на раба переходило к наследнику paterfamilias в то время, как лица, бывшие in patria potestate, переживали capitis deminutio, которая в данном случае означала не умаление прав, а изменение семейного состояния, заключавшееся для некоторых из членов семьи (для сыновей умершего) даже в приобретении полной правоспособности.

По моему мнению, понимание таких понятий как агнатическое и когнатическое родство очень важно: без этого строй семейных отношений в Риме останется непонятным. Подчинением власти одного и того же paterfamilias определялось и первоначальное родство, так называемое агнатическое родство. Поэтому дочь, выходившая замуж и поступавшая под власть нового домовладыки, переставала быть агнаткой своего отца, братьев и т.д. Явившееся следствием развития производственных отношений разложение патриархальной семьи привело к тому, что все большее значение приобретало родство по крови, так называемое когнатическое родство. Это приближало римскую семью к ее современной модели.

 


Список использованной литературы

1. Бартошек М. Римское право: Понятия, термины, определения. - Москва, 1989.

. Баринова М.А., Максименко С.Т. Римское частное право: учебное пособие для ВУЗов. - ЗАО «Юстицинформ», 2006.

3. Всеобщая история государства и права / Под ред. К. Батыра. - Москва: Былина, 1995.

.   Гримм Д.Д. Лекции по догме римского права (воспроизводится по пятому изданию С.-Петербург, 1916 г.). - Москва, издательство «Зерцало», 2003.

.   Косарев А.И. Римское право. - М.: Юрид. лит., 1986.

6. Маслов И.С. Римское право: Учебное пособие. - М.: ИМЦ ГУК МВД России, 2002.

. Римское частное право / Под ред. проф. И.Б. Новицкого и проф. И.С. Перетерского. - М.: Юристъ, 1996.

. Скрипилев Е.А. Основы римского права. Конспект лекций. - Москва, 2000.

. Новицкий И.Б. Римское право. - М.: Ассоциация "Гуманитарное знание", 1993.

10. Новицкий И.Б. Римское право. - Изд. 6-е, стереотипное. - Москва, 1998.

. Омельченко О.А. Основы римского права. - М.: "Манускрипт", 1994.

. Тузов Д.О. Категории римского права в русском издании Дигест Юстиниана. // «Журнал российского права», №6, июнь 2007.

. Черниловский З.М. Лекции по римскому частному праву. - М.: Юрид. лит., 1991.

14. Черниловский З.М. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права. - М.: Гардарика, 1996.

.   Харитонов Е.О. Основы римского частного права. Учебное пособие. - Ростов, 1999.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...