Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Совместный семейный отдых как средство воспитания здоровых привычек у детей




 

Эффективность организации семейного досуга определяется уровнем культуры семьи, компонентами которой выступают:

уровень культуры каждого члена семьи;

культурный потенциал, сформированный предыдущими поколениями и доставшийся ей в наследство.

Каждая семья выступает не только в качестве потребителя созданных предками ценностей, но и творцом новых ценностей, становящихся фундаментом для молодой семьи следующего поколения.

В понятии «культура семьи» можно выделить два критерия:

— способность к отбору наиболее совершенных духовных ценностей, существующих в обществе, и к их оптимальному освоению и усвоению;

— способность к упрочению культуры семьи, созданной предшественниками, и умение развить ее, усовершенствовать и заинтересовать своих детей делом развития их собственной культуры здоровья.

Эти критерии имеют принципиальное значение для понимания основных законов формирования культуры семьи в сфере организации ее досуга, для укрепления здоровья членов семьи.

Культура семейного досуга, несомненно, зависит от культуры родителей, от того, как и чем они сами заполняют свое свободное время. Если у родителей есть какие-либо увлечения, дети охотно разделяют их. Но это происходит только в том случае, если они оказываются активными участниками увлечения, а не его пассивными наблюдателями. Большое влияние на детей оказывает то, как родители проводят время в кругу своей компании. Если родительская компания устраивает совместные походы, семейные спортивные праздники, разнообразя их играми для детей, то это откладывает отпечаток и на детское групповое проведение досуга. [4]

Выделяют следующие принципы досуговой здоровьесберегающей семьи:

Принцип интереса, обусловленный тем, что досуговая деятельность семьи диктуется личностными потребностями человека, а интерес выступает в качестве ее доминирующего мотива. Досуговая активность или пассивность человека определяется только наличием или отсутствием интереса к ней. Поэтому побуждение человека к тому или иному виду досуговой деятельности должно исходить из учета его интересов и потребностей, например таких, как:

потребность в информации, т.е. в получении различных сведений. Любая воспринимаемая человеком информация в большей или меньшей мере эмоционально окрашивается, порождая эмоции, связанные с ней;

— изменение социальной роли, желание хотя бы временно побыть «другим», что позволяет человеку вести себя раскованно, раскрепощенно, этим объясняется привлекательность карнавалов, маскарадов, костюмированных балов;

— стремление к самоутверждению. В сфере досуга удовлетворить это стремление позволяет спортивная игра, где соревновательность, состязательность - один из сильнейших стимулов жизнедеятельности. Успех в игре придает уверенность в собственных силах, поднимает настроение, повышает общий тонус организма.

Будучи ярко выраженной развлекательной формой досуговой деятельности, игра обладает еще и существенным познавательным значением.

Принцип единства реакреации и познания. Познание - это приобщение человека к культуре. Личность живет и действует в условиях культуры, культура наполняет собой личность.

Культура как творческая и просветительская деятельность освобождает человека от монотонного следования биологическим инстинктам, многократно обогащая набор видов поведения и деятельности, духовный мир человека.

Организация встреч членов семьи с интересными людьми обладает исключительно гармоничным сочетанием просветительского и воспитательного влияния на человека, расширяет кругозор в отношении здоровья и ЗОЖ, удовлетворяет потребность в общении, обогащает новыми сведениями о способах сохранения здоровья, выступает в качестве жизненного примера для подражания.

Привлекательность таких встреч заключается в том, что ее объект - источник необычных новостей, которые окрашены личным отношением к ним человека, который сам их пережил, был сам участником того, о чем делится с аудиторией. Такая информация всегда уникальна, достоверна, индивидуально неповторима и познавательна.

С наибольшей полнотой принцип единства реакреации и познания реализуется в процессе групповой досуговой деятельности, характеризующейся долговременностью, относительной систематичностью, целенаправленным интересом и сильной мотивацией. Эти формы досуга предъявляют к человеку более высокие требования, чем обыкновенные формы развлечения и отдыха, служат активными формами использования свободного времени и играют существенную роль в развитии личности.

Принцип совместности деятельности. Досуговая деятельность, как и любой другой вид деятельности, может осуществляться человеком как индивидуально, так и вместе с другими людьми. Но «вместе» не означает «совместно». Совместность предполагает такое взаимодействие, в процессе которого люди находятся в определенных отношениях взаимной зависимости и взаимной ответственности.

Такая зависимость возникает, когда успех одного из членов досугового объединения определяет успешность досуговой деятельности остальных и неудача одного влияет на результат другого. Эти условия в полной мере проявляют себя в педагогически организованной досуговой деятельности самодеятельных спортивных объединений, кружков, клубов по интересам, когда удовлетворяются различные потребности лиц, принимающих участие в совместной деятельности, что, в свою очередь, стимулирует и формирует их мотивацию к ней.

Итак, семья это первое социальное окружение, в котором человек усваивает основные нравственные ценности, получает первичные знания и обретает основные умения и навыки деятельности, общения и ведения правильного (здорового) образа жизни, с которыми он потом входит в мир. Поэтому все, что недополучено в детстве, восполняется с большим трудом, а иногда и не восполняется. И потери эти во многом являются следствием того, что в семье отсутствовала совместная досуговая деятельность.

Совместная семейная деятельность рождает традиции, организационную структуру, эмоциональный настрой и, в конечном счете, ведет к повышению уровня здоровья при правильно спланированной досуговой деятельности, реализуя заложенный в ней воспитательный потенциал.

 


Заключение

В сфере профилактики подросткового алкоголизма роль семьи в настоящее время особенно важна, т. к. самоустранение семьи в вопросах профилактики алкоголизма и делегирование антиалкогольного воспитания специалистам лишает этот процесс индивидуализации, что снижает его эффективность.

Наибольшее влияние на развивающуюся личность оказывает семья. В семье формируется отношение ребенка к самому себе и окружающим его людям, происходит первичная социализация личности, осваиваются первые социальные роли, закладываются основные ценности жизни. Родители оказывают влияние на своих детей через подражание, идентификацию и интериоризацию образцов родительского поведения. В семейном воспитании уникальным катализатором становятся родственные чувства.

Из всех дефектов социализации личности наиболее опасными являются семейные дефекты. Семья может быть как мощным фактором развития эмоционально-психологической поддержки личности, так и источником психической травмы человека и связанных с ней разнообразных личностных расстройств, отклонений в поведении, в том числе развитие зависимости от алкоголя.

Профилактическая работа должна проводиться с подростками по разработанным программам с учетом особенностей их семейной и социальной ситуации. Включение семьи в профилактическую активность является важным элементом в формировании семейной и общественной антиалкогольной политики. Семья имеет большой потенциал в предотвращении приобщения ребенка к алкоголю.

В семье человек усваивает основные нравственные ценности, получает первичные знания и обретает основные умения и навыки деятельности, общения и ведения образа жизни, с которыми он потом входит в мир. Все, что недополучено в детстве, восполняется с большим трудом. И потери эти во многом связаны с отсутствием в семье совместной досуговой деятельности.

Совместная семейная деятельность рождает традиции, организационную структуру, эмоциональный настрой и, в конечном счете, ведет к повышению уровня здоровья при правильно спланированной досуговой деятельности, реализуя заложенный в ней воспитательный потенциал.

Роль включения семьи в программы профилактики алкоголизма часто недооценивается. Необходимо разрабатывать такие профилактические программы, в которых объектом воздействия выступают все члены семьи, а содержание не сводится только к информированию о признаках регулярного употребления алкоголя и его негативных эффектах. С помощью таких программ необходимо добиваться позитивного семейного окружения, развития устойчивых эмоциональных связей и привязанностей между членами семьи, четкого осознания всеми семейных ценностей и адекватной воспитательной антиалкогольной стратегии, что в совокупности может быть действенным фактором защиты от приобщения подростков к алкоголю.

 


Список используемой литературы

 

1. Гоголева А.В. Аддиктивное поведение и его профилактика [Текст] / А. В. Гоголева. 2-е изд., стер. - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003. - 240 с.

2. Еникеева Д. Д. Как предупредить алкоголизм и наркоманию у подростков [Текст]: учеб. пособие для сред. и высш. пед. учеб. заведений / Д. Д. Еникеева. - 2-е изд., стер. - М.: Академия, 1999. - 143 с. - (Педагогическое образование)

.   Марков В. В. Основы здорового образа жизни и профилактика болезней [Текст]: Учеб. пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. / В. В. Марков. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 320 с.

.   Митяева А.М. Здоровый образ жизни [Текст]: учеб. пособие для студентов вузов по спец. «Социал. педагогика» / А. М. Митяева. - М.: Академия, 2008. - 144 с. - (Высшее профессиональное образование). - Библиогр.: с. 134-138. - Рек. учеб.-метод. об-нием.

.   Мудрик А. В. Социальная педагогика [Текст]: Учеб. для студ. пед. вузов/ А. В. Мудрик; Под ред. В. А. Сластенина. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 200 с.

.   Подросток в эпоху перемен (Жизненные проблемы подростков С. Петербурга) // Психология современного подростка. / Под ред. Л.А. Регуш. - СПб, 2005. - с. 7-27.

.   Профилактика злоупотребления психоактивными веществами несовершеннолетними: Сб. программ / Мин. образов. РФ / Науч. ред. Л.М. Шипицына. - СПб.: Изд-во "Образование-Культура", 2003. - 384 с.

.   Сирота Н. А. Профилактика наркомании и алкоголизма [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н. А. Сирота, В. М. Ялтонский. - 3-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 176 с.

9. Кон И. С. Психология ранней юности <http://www.pseudology.org/Kon/PsRanneyYunosty/index.htm> / И. С. Кон. - М.: Просвещение <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%80%D0%BE%D1%81%D0%B2%D0%B5%D1%89%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5_%28%D0%B8%D0%B7%D0%B4%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE%29>, 1989. - 256 с.

.   Шиханцoв Г. Г. Юридическая психология [Текст]: учебник для вузов / Г. Г. Шиханцoв. - М.: Зерцало, 1998. - 352 с.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...