Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

класс, 2 часа в неделю, 68 часов в год

  Тема Дата Решаемые на уроке проблемы Формируемые Характеристика учебной деятельности учащихся
предметные знания и умения личностные качества, метапредметные УУД
  1 четверть – 16 часов     Разнообразие изменений в окружающем мире (8 часов)  
    Земля – наш общий дом(Повторение учебного материала, изученного в 1 и во 2 классах) Учебник – с. 8–13; рабочая тетрадь – с. 2, задания № 1, 2; тестовые задания – с. 3–14, тест № 1, работа № 1 Р.К. «Природа в опасности»   Проверка прочности усвоения знаний, приобретённых в 1, 2 классах, умений учащихся классифицировать объекты живой и неживой природы. Чем отличается учебник 3 класса от предыдущих учебников. Как в нём расположен учебный материал, каковы приёмы работы с текстовой, иллюстративной и Оформительской информацией, с краеведческими заданиями. Разнообразие растений. Деревья, кустарники, травянистые растения, лиственные и хвойные деревья, дикорастущие и культурные растения, их существенные признаки. Разнообразие животных. Существенные признаки млекопитающих, птиц, насекомых, рыб, земноводных, пресмыкающихся. Чем различаются растительноядные животные, хищники и всеядные, дикие и домашние животные. Основные понятия: предки, окультуривание, одомашнива- ние, сорт, порода, заповедник, заказник. Умение ставить и принимать учебно- познавательные за- дачи, выбирать способ и планировать их решение, оценивать результаты учебного труда. Умение извлекать нужную информацию из текста, иллюстраций, схем. Умение объединять объекты в группы по общим существенным признакам. Вспоминают, какие группы растений, грибов, животных изучались в 1 классе, называютих существенные признаки и приводят примеры; характеризуютнебесные тела, формы суши, виды водоёмов, которые изучали во 2 классе, объясняютзначение Солнца для живых существ. Выполняюттестовую работу № 1, продолжают учиться осуществлять самоконтроль и самооценкусвоих знаний.Рассматриваютучебник, новые условные обозначения, узнают, как работать с текстом, иллюстрациями, где брать информацию по краеведению. Высказываютпредположения, как появились разные сорта культурных растений, породы домашних животных, чем они отличаются от своих диких предков. Обсуждаютнеобходимость сохранения редких растений и животных, создания заповедных территорий, называютзаповедники, национальные парки родного края.
    Разнообразие изменений в природе и в жизни людей Учебник – с. 14–21; рабочая тет- радь – с. 3, задания № 3, 4   Какими могут быть изменения в природе, с чем они связаны. Какие изменения происходят со временем в обществе. Как пополнять свои знания об окружающем мире, какими способами можно проводить исследования и как их представлять. Что изучает наука история. Как и где добывать информацию о прошлом. Медленные и быстрые, количественные и качественные изменения в природе. Изменения, связанные с деятельностью людей. История – наука о прошлом. Учебный, научно-популярный и художественный тексты, иллюстрации, картины художников, музейные экспонаты, интервью у старшего поколения, собственные наблюдения, опыты как источники информации о природе и обществе. Основные понятия: изменения, наука история, способы познания, целенаправленное наблюдение, исследование, проектная работа. Познавательный интерес к наблюдению изменений в окружающем мире. Умение извлекать нужную информацию из текста, иллюстрации, из дополнительной литературы, Интернета. Умение принимать и решать познавательные и учебные задачи, умение выполнять проектную работу. Анализируютиллюстрации и предполагают, что будут изучать на уроке, принимают и решаютпоставленные задачи разными способами. Читаюттексты, анализируютиллюстрации, находят нужную информацию для ответов на вопросы. Наблюдаютизменения, произошедшие в классе.Высказываютсвои предположения о том, как могут изменяться со временем объекты природы под действием природных сил. Анализируютиллюстрации, стихотворение, обсуждают полученную информацию, сравниваютпрошлое и настоящее. Рассуждают, о том, что изменилось в родном городе и в их жизни с прошлого года, что они уже узнали об окружающем мире, чему научились, ставят новые задачи пополнения своих знаний и умений. Формулируютвыводы, подводят итог урока (какие были поставлены задачи, какими способами они решались, какой вывод сделан после их решения, о каком новом способе представления информации узнали). Готовят сообщениео природном или социальном явлении.
    Времена года Учебник – с. 22–26; рабочая тетрадь – с. 4, 5, задания № 5, 7   Что является причиной смены дня и ночи, смены сезонов на Земле. Как учёные-астрономы определяют начало осени, зимы, весны, лета. Одновременно ли наступают осень, зима, весна, лето в разных местах Земли. Как проводить, описывать, фиксировать наблюдения. Какую информацию можно извлечь из отрывного календаря. Названия сезонов, последовательность их смены. Астрономическое начало каждого сезона, дни равноденствий и солнцестояний. Причина неодновременного наступления сезонных изменений в природе в разных местах Земли. Основные понятия: сезоны, световой день, равноденствие, солнцестояние, астрономическое и календарное начало сезона, отрывной календарь. Умение проводитьнаблюдения в естественных и искусственных условиях(опыт). Наблюдательность, эстетическое восприятие природы. Логическое мышление, умение находить причинно - следственные связи. Умение ставить познавательную задачу, выбирать способ и планировать её решение. Умение извлекать информацию из рисунка-схемы, заданную в явном и неявном виде. Сотрудничать при решении учебных задач, вступать в общение, выражать и отстаивать свою точку зрения, прислушиваться и принимать точку зрения другого участника беседы. Умение пользоваться отрывным календарём. Анализируюткартинки и предполагают, какие явления будут изучать. Рассуждают, почему на иллюстрациях изображено Солнце. Вспоминают, что они уже знают о Солнце, о Земле. Ставят познавательную задачу– узнать причину сезонных изменений в природе. Высказывают гипотезы и проверяют их, выполняя опыты и читая текст. Анализируютиллюстрации, объясняют, какие времена года изображены на них, по- чему они объединены стрелками разного цвета. Делают выводо причине изменения длительности светового дня и количества тепла, которое получает земная поверхность в разные времена года. Убеждаются(с помощью опыта), что количество тепла, которое получает земная поверхность, зависит от того, как падают (отвесно, наклонно) на неё солнечные лучи и сколько времени длится световой день. Анализируютиллюстрации, определяютдлительность светового дня в указанные на них дни года с помощью отрывного календаря, заносят информациюв таблицу. Сравниваютранее полученные знания о временах года (1 класс) с новыми, уточняют и дополняют их.
    Старинный календарь Учебник – с. 27–29; рабочая тетрадь – с. 4, 5, задания № 6, 8, 9   Каким был старинный календарь. Чем отличается месяцеслов наших предков от современного календаря. Представление о том, каким в старину был календарь, что было положено в основу его создания, как назывались месяцы, что они означали. Основные понятия: месяцеслов, календарь. Наглядно-образное и логическое мышление. Интерес к жизни своих предков, уважительное отношение к их обычаям и традициям. Узнаюто месяцеслове – старинном календаре наших предков, читая текст. Объясняютстаринную загадку о календаре. Выполняют заданияв рабочей тетради, оценивают свои знания, отвечая на вопросы, данные в рамке. Обобщаюти систематизируютполученные знания и умения по первому разделу.
    Атмосферные явления и погода Учебник – с. 30–35; рабочая тетрадь – с. 6, 7, задания № 10–13   Какие природные явления называются атмосферными. Какими условными знаками их изображают. Что такое ветер, как он образуется и ка- ким может быть. Какие компоненты входят в характеристику погоды. Как вести дневник наблюдений за погодой. Атмосфера, атмосферные явления. Погода, её характеристики: состояние облачности, осадки, ветер, температура воздуха. Ветер, его характеристики и измеряющие их приборы. Условные знаки погодных явлений. Основные понятия: атмосферное явление, осадки, состояние облачности, погода, засуха, ненастье, ветер, штиль, шторм, флюгер. Наблюдательность, эмоциональное восприятие погодных явлений. Умение выбирать нужную информацию из учебного, художественного текстов, из иллюстраций, собственных наблюдений и представлять её с помощью знаково - символических средств, умение кодировать и декодировать условные знаки. Анализируютмаленькие картинки, читаютназвание темы урока, определяют, что им неизвестно по теме урока, и ставят познавательные задачи. Вспоминают, что знают о природных явлениях, об облаках, аргументируютсвои ответы на вопросы. Узнают(в подзаголовках) и принимаютпознавательные задачи перед чтением каждой смысловой части учебного текста. Читаюттекст по абзацам, выделяютв них основную мысль, находятновую информацию. Рассматриваютиллюстрации, соотносят их с текстовой информацией, фиксируют новые знания. Рассматриваютприборы (или их модели), с помощью которых определяют направление и силу ветра, объясняютих действие. Обсуждаютнародные приметы плохой и хорошей погоды, ставят задачу проверить их. Наблюдаютпогодные явления, учатся изображать их условными знаками, вести дневник наблюдений.
    Температура и её измерение Учебник – с. 36–39; рабочая тетрадь – с. 8, 9, Задания № 14–21.   Что такое темпера- тура, чем и как её измеряют. Из каких частей состоит жидкостный термометр. Какими могут быть термометры, чем они различаются. Почему медицинский термометр называют иногда градусником. Температура – степень нагретости воздуха, воды, тела чело- века. Термометр – прибор для измерения температуры. Градус – единица измерения температуры. Основные понятия: температура, термометр, градус, шкала. Умение пользоваться термометром, измерять температурувоздуха, воды и фиксировать её значение. Умение сотрудничать, обсуждать варианты взаимодействия, распределять работу при выполнении учебной задачи. Умение собирать и анализировать нужную информацию из текста, иллюстраций, рисунков-схем, моделей, эксперимента и представлять её в разных формах, в том числе с помощью знаково-символических средств. Анализируютмаленькие картинки, название темы урока, оценивают, что им известно, ставят новые познавательные задачи. Доказывают, что температура воздуха является одной из важнейших характеристик погоды. Выявляют сущностьпонятий «холоднокровные и теплокровные животные», «теплолюбивые и холодостойкие растения». Выясняютопытным путём, что ощущение кожей тепла и холода является относительным, и доказываютнеобходимость создания приборов для измерения температуры воздуха, воды. Рассматриваюттермометры, выделяютих части, рассуждают, как следует располагать термометр, измеряя температуру воздуха, воды. Учатся пользоватьсятермометром, измеряют температуру воды, воздуха, записывают её с помощью условных обозначений, делают модель термометра.
    Прогноз погоды (возможна экскурсия на метеостанцию) Учебник – с. 40–44; рабочая тетрадь – с. 10, 11, задания № 22–25; тестовые задания – тест № 2, работа № 2   Кому необходимо знать предстоящую погоду. Кто составляет прогноз погоды, какими приборами пользуются метеорологи. Как организована современная метео - служба. Как предсказывали погоду в старину. Представление о современной метеослужбе. Прогноз погоды, его составление. Профессии метеоролог и синоптик. Метеорологические приборы. Представление о старинном способе предсказания погоды, народные приметы плохой и хорошей погоды. Основные понятия: прогноз погоды, метеоролог, синоптик, метеорологические приборы, метеостанция, метеоспутник. Наблюдательность, интерес к жизни наших предков, уважительное отношение к их опыту и желание его использовать в своей жизни. Умение извлекать информацию из разных источников информации, в том числе данную в неявном виде. Умение представлять собранную информацию с помощью знаково-символических средств, в виде рисунка-схемы. Анализируютмаленькие картинки, название темы урока, предполагают, что будут изучать, ставят познавательные задачи. Узнаюто современной метеослужбе, профессиях метеоролога и синоптика. Составляют схему«Прогноз погоды», где указывают его характеристики. Узнаютнародные приметы плохой и хорошей погоды, оставленные нашими предками, обсуждаютих надёжность, доказываютнеобходимость научного прогноза погоды.
    Необычные атмосферные явления Учебник – с. 45–50; рабочая тетрадь – с. 11, задания № 26–28; Тестовые задания – с. 25–28, Работа с текстом   Чем опасны грозы, смерчи, ураганы. Какие природные явления наблюдаются в грозу. Что такое молния и гром. Каковы правила безопасного поведения в грозу. При каких условиях возникают радуга и град. Представление о необычных атмосферных явлениях: о грозе, молнии, громе, урагане, смерче, радуге, граде. Правила безопасного поведения во время грозы. Основные понятия: гроза, молния, гром, ураган, смерч, радуга, град. Наблюдательность, любознательность, эмоциональное восприятие природных явлений, эстетические чувства. Навыки безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях. Умение работать с текстом, извлекать нужную информацию для выполнения заданий, преобразовывать словесную информацию в другие формы. Анализируютстихотворение и объясняют, о каком атмосферном явлении оно написано. Учатся определятьрасстояние до грозовой тучи. Рассуждают, чем опасна молния, как вести себя во время грозы. Рассматриваютиллюстрации и соотносят их с текстовой информацией. По рисунку-схеме узнают, как устроен простейший молниеотвод. Комментируюттекст об опасных атмосферных явлениях, объясняют, какие бедствия с ними связаны. Узнают, как возникает радуга, какое мнемоническое правило помогает запомнить порядок цветных полос в ней. Рассматриваютфотографии градин, узнают, как они образуются, рассказывают о своих наблюдениях атмосферных явлений.
        Се зонные изменения в природе. Осень (4 часа)  
    Экскурсия. Наблюдение осенних изменений в природе и жизни людей   Какие изменения произошли в неживой природе с приходом осени. Что изменилось в жизни растений и животных в осенний период. Как люди встречают осень. Умение наблюдать изменения в природе и жизни людей, фиксировать их в разных формах, готовить отчёт об экскурсии совместно с одноклассниками. Наблюдательность, любознательность, эстетическое восприятие окружающего мира, творческие способности. Умение представлять информацию, полученную в результате наблюдений, в разных формах. Умение сотрудничать в группе. Распределяютсяна группы, выбираютобъекты для наблюдения, обсуждаютформу представления своих наблюдений. Наблюдаютсостояние облачности, наличие или отсутствие осадков, определяют направление и силу ветра, измеряюттемпературу воздуха,воды в водоёме.Наблюдаютизменение окраски листьев растений, отмечают, у каких деревьев закончился листопад, у каких продолжается, собирают природный материалдля поделок и презентации. Наблюдаютповедение птиц, насекомых, других животных (по ситуации). Обращают внимание, какая сельхозтехника работает на полях, какие ведутся полевые работы. Составляют(по группам) отчёт в любой форме.
10 11 10 11 Осень в природе Учебник – с. 51–62; рабочая тетрадь – с. 12–15, Задания № 1–9, с. 16, задание № 11; с. 21, задания № 21–24; Тестовые задания – с. 35–38, работа № 3   Какие признаки наступления осени в природе наблюдаются в нашей местности. Что явилось причиной изменений в природе, которые наблюдаются осенью. Какие явления наблюдаются осенью у разных групп растений. Какие явления происходят в жизни разных групп животных в осенний период. Осенние явления в неживой и живой природе, их причины. Взаимосвязи сезонных изменений в неживой и живой природе. Осенние явления у разных групп растений. Образ жизни животных разных групп в осенний период, подготовка к зиме. Основные понятия: иней, заморозок, бабье лето, листопад, пробковый слой, отмирание надземной части растений, оцепенение, перелётные, оседлые, кочующие, линька, спячка. Познавательный интерес к наблюдению сезонных изменений в природе, наглядно - образное и логическое мышление, эмоциональное восприятие природы, эстетические чувства. Умение выбирать нужную формацию из учебного и художественного текста, иллюстраций, представлять информацию с использованием знаково-символических средств, с помощью схем, диаграмм. Осуществлять самоконтроль, оценивать свои знания, результаты учебного труда. Анализируютназвание темы урока, маленькие картинки, предполагают, какие осенние изменения в природе они отражают. Рассматриваютиллюстрацию, называютпризнаки осени в неживой и живой природе, ставят познавательные задачи.Рассуждают, как изменилось положение Солнца сприходом осени, почему несовпадает фенологическое иастрономическое начало осени, почему сезоны наступают в разных местностях неодновременно. Объясняют, чем примечателен день 23 сентября. Учатся определятьдлительность светового дня по отрывному календарю, сравниваютпогоду сентября, октября, ноября. Объясняютпричины изменения окраски листьев и листопада у лиственных пород деревьев.Проверяютумения работать с диаграммами, условными знаками, исправляют ошибки в тексте, преобразуют иллюстративную информацию в словесную.
    Осенняя пора в жизни людей. Осень в жизни наших предков Учебник – с. 63–70; рабочая тетрадь – с. 15, задание № 10, с. 17–20, задания № 12–20; тестовые задания – с. 29–34, тест № 3   Чем характерна осенняя пора в жизни людей. Чем осенние работы отличаются от летних работ. Какой была осень в жизни наших пред- ков. Какие традиции и обычаи были у них во время уборки урожая и после её завершения. Как в старину дети помогали взрослым в страду, как помогают сегодня. Познавательный интерес к жизни наших предков, творческие способности, участвовать в проектной деятельности. Представление об осенних заботах, работах, праздниках в жизни людей. Старинные и современные орудия труда, использующиеся для уборки урожая. Старинные и современные обычаи, традиции, праздники сельских жителей осенью. Основные понятия: урожай, трудолюбие, щедрость, саженцы, озимые культуры, страда, сенокос, обмолачивание, жатва, цеп, вилы, коса, серп, грабли, красный угол, обряд. Понимать нужность и важность сельскохозяйственного труда, уважительно относиться к сельским труженикам. Самостоятельно находить нужную информацию в материалах учебника, а также в дополнительной литературе, анализировать, сравнивать и обобщать её. Рассуждают, почему так названа тема урока. Комментируютзначение выделенных в тексте слов. Сравниваютколоски зерновых культур. Рассуждаюто связи наших предков с природой, о том, как они берегли её, отмечают, что дети были помощниками старших, объясняют смысл народных пословиц и поговорок. Сравниваютисторически сложившиеся и современные орудия труда, способы уборки урожая, предметы быта, обычаи и традиции. Анализируютстихотворения, рассказывают, какие признаки осени отметили поэты, описываютиллюстрации, рассказываюто своём восприятии осени. Осуществляютсамоконтроль и оценкууспехов, исправляютошибки. Собираютматериал о народных традициях, связанных с осенью.
        Тела и вещества, их свойства (15 часов)  
    Тело и вещество. Три состояния вещества Учебник – с. 71–73; рабочая тетрадь – с. 22, 23, задания № 1, 2, 4, 7   Что учёные называют телом, веществом, явлением. Какими свойствами могут обладать тела, вещества. Какими бывают состояния веществ, чем они различаются. Отличительные признаки тел, веществ, явлений. Представление о трёх агрегатных состояниях вещества, твёрдом, жидком, газообразном. Основные понятия: тело, вещество, явление, состояние вещества. Умение различать тела, вещества, состояния веществ, характеризовать их свойства. Оценивать своё знание и незнание, ставить познавательную задачу, высказывать предположения и проверять их по учебному тексту. Участвовать в коллективном обсуждении вопросов, делать умозаключения. Умение характеризовать наблюдаемое, сравнивать, классифицировать, подводить под понятие. Рассматриваютиллюстрации на с. 71, убеждаются, что не могут объяснить их. Вспоминают из курса 2 класса, что называют телами, что – явлениями, приводят примерытел окружающего мира и явлений, в нём происходящих. Сравниваютпонятия «тело» и «вещество», находят их различия. Приводят примерытел и веществ. Выполняютпрактическую работу (в группах): характеризуюттела и свойства веществ, из которых они состоят, сравниваютих состояния. Группируюти заносят в таблицы слова, обозначающие тела, вещества и явления, выбираютоснование для группировки, исключают лишние слова.
    Строение вещества Учебник – с. 74–77; рабочая тетрадь – с. 22, задание № 3, с. 23, задания № 5, 6, с. 24, задание № 10; тестовые задания – с. 45–48, тестовая работа № 4   Из чего состоят вещества. Какими свойствами обладают твёрдые, жидкие, газообразные вещества. Как объясняют учёные причину различия свойств веществ, находящихся в разных состояниях. Вещества состоят из молекул, между ними есть промежутки. Молекулы состоят из атомов, их число и расположение в разных молекулах различно. Основные понятия: молекула, атом, межмолекулярные промежутки, упру- гость, текучесть, летучесть. Умение характеризовать различия в свойствах твёрдых, жид- ких, газообразных веществ. Умение моделировать молекулы из атомов. Познавательный интерес к изучению строения веществ, понимание важности научных знаний о строении веществ. Логическое мышление, умение высказывать гипотезы, находить их подтверждение экспериментальным путём. Умение представлять полученную информацию в схематической и модельной (материальной) форме. Предполагают, из чего состоят вещества, проверяют свои гипотезы. Рассуждают, пользуясь словесной, наглядной, модельной, схематической информацией, о расположении молекул в твёрдых, жидких и газообразных веществах, объясняютразличия в их свойствах. Исследуютопытным путём свойства жидкостей, твёрдых веществ и газов. Обобщаютполученные знания о строении веществ с помощью схем. Объясняютрешение блок- схемы алгоритма. Размышляюто том, почему люди стараются заменить природные материалы искусственными и какие знания нужны для их создания. Выполняюттестовую работу, оцениваютсвои знания, умения классифицироватьпредметы, работатьс таблицами, схемами и моделями.
    Удивительные открытия Учебник - с. 78–85; рабочая тетрадь – с. 24, 25, задания № 8, 9, 11–14. тестовые задания – с. 39–44, тест № 4 Р.К. М.В. Ломоносов – путь в науку   Что такое увеличительные приборы, для чего они нужны. Какие открытия были сделаны учёными с помощью микроскопов. Какова роль бактерий в природе. Что нужно знать о бактериях людям. Представление об увелительных приборах, открытия учёных, сделанные с их помощью. Представление о движении молекул, о простейших, бактериях, клетках, одноклеточных и многоклеточных организмах. Роль бактерий в природе и в жизни человека. Способы борьбы с болезнетворными бактериями. Основные понятия: линза, лупа, микроскоп, простейшие, клетка, бактерии, одноклеточный и многоклеточный организм. Познавательный интерес к научным исследованиям, восхищение научными открытиями и желание попробовать себя в роли учёного. Умение выделять научную информацию из научно-популярного текста, иллюстраций, данную в неявном виде. Осуществлять само- контроль за усвоением предметных знаний и умений, оценивать свои успехи по освоению УУД. Рассматриваютувеличительные приборы (лупу, бинокль, микроскоп), называют их части. Выполняютпрактическую работу, рассматривают под лупой мелкие предметы, листья и цветки растений, срез апельсина. Знакомятсяс открытиями учёных с помощью учебного и научно-популярного текстов, иллюстраций, выделяютнаучную информацию: все живые организмы состоят из одной или множества клеток. Рассуждаюто роли бактерий в природе и в жизни человека, обсуждаютспособы борьбы с болезнетворными бактериями. Комментируютнайденную информацию, делают вывод о важности открытий учёных для науки и жизни людей. Проверяюти оценивают свои знания и умения, выполняя тестовую работу.
    Воздух и его состав Учебник – с. 86–89; рабочая тетрадь – с. 26, задания № 15–17   Каково значение воздуха для живых существ. Из чего состоит воздух, везде ли одинаков его состав. Что загрязняет воз- дух, как сохранять его чистоту. Значение воздуха для живых организмов. Представление о воздухе как газообразном веществе, состоящем из смеси газов. Основные понятия: газообразное вещество, смесь газов, кислород, углекислый газ, водяной пар, азот, пустота, скафандр, акваланг. Умение моделировать состав воздуха. Наблюдательность, логическое, экологическое мышление. Умение высказывать предположения и находить их доказательства разными способами. Умение работать с моделями, схемами, диаграммами, представляя с их помощью нужную информацию. Вспоминают, что уже знают о воздухе, предполагают, что ещё будут изучать, ставят познавательные задачи. Рассуждаюто значении воздуха для всего живого. Объясняютзначение слов «атмосфера» и «космос». Рассуждают, почему на Луне космонавтам нужны специальные устройства для переговоров. Объясняютс помощью диаграммы количественный состав воздуха, в каких случаях соотношение газов может изменяться. Выполняютпрактическую работу, моделируютсостав чистого воздуха и загрязнённого воздуха. Обсуждаютэкологические проблемы, связанные с загрязнением воздуха, меры по сохранению его чистоты. Систематизируютполученную информацию, делают выводы.
    Свойства воздуха Учебник – с. 90, 91; рабочая тетрадь – с. 27, 28, задания № 18–20   Как можно узнать свойства воздуха, какие наблюдения и опыты следует провести для этого. Каковы этапы проведения экспериментального исследования, как фиксировать его результаты. Способы изучения свойств воздуха, наблюдения, эксперимент. Основные свойства воздуха. Способы тушения огня. Основные понятия: прозрачность, упругость, теплопроводность, горение, пожар. Умение наблюдать, выполнять простые опыты по исследованию свойств воздуха, делать выводы по их результатам, фиксировать их в заданной форме. Познавательный интерес к исследовательской деятельности, готовность сотрудничать при обсуждении и выполнении экспериментальной работы, составлении отчёта по её результатам. Умение ставить задачу, выбирать способ её решения, планировать последовательность действий и выполнять их, оценивать найденную информацию и фиксировать её в разной форме. Ставят задачу– узнать свойства воздуха, выбирают способеё решения (экспериментальный), планируютход опытов, обсуждаюттехнику безопасности их проведения. Выполняютэкспериментальные исследования свойств воздуха, движения тёплого и холодного воздуха с помощью простого лабораторного оборудования и приборов. Наблюдаютпроисходящие явления, делают выводыпо результатам опытов и фиксируютих в предложенной форме. Исследуют(опытным путём) способность воздуха поддерживать горение. Обсуждают способы тушения огня. После выполнения опытов, обобщаюти систематизируютинформацию о свойствах воздуха в любой форме (устно, письменно, с помощью схемы).
    Как используют воздух Учебник – с. 92–94; рабочая тетрадь – с. 28, 29, задания № 21, 22   Какие свойства воз- духа научился использовать человек с давних пор. Что нового изобрели учёные и создали конструкторы в воздухоплавании и энергетике. Обобщение и систематизация знаний о воздухе, его свойствах. Использование воздуха в старинных ветряных мельницах, в воздушных шарах, в парусниках. Представление о современных летательных аппаратах, ветродвигателях. Основные понятия: Воздухоплавание, ветряная мельница, ветродвигатель, воздушный шар, планёр. Наглядно-образное мышление, воображение, фантазия, творческие способности. Интерес к жизни наших предков, к истории транспортных средств, техники. Умение работать с разными источниками знаний, обобщать и систематизировать полученную информацию. Выполнять проектную работу. Обобщаюти систематизируютзнания о свойствах воз- духа, полученные наблюдением и опытным путём. Выделяютте свойства воздуха, которые используют люди с давних пор. Обсуждают, где используется плохая теплопроводность воздуха, его упругость, способность поддерживать горение, обладать энергией. Слушаютответы одноклассников, анализируют, комментируюти корректируют их. Собирают материалоб использовании воздуха в своей местности. Фотографируютдля использования в презентациях старинные ветряные мельницы, парусники, воздушные шары и змеи, а также современные устройства: дельтапланы, парапланы, ветродвигатели (согласно местным условиям).
    2 четверть – 14 часов          
    Вода и её свойства Учебник – с. 95–99; рабочая тетрадь – с. 30–32, задания № 23–29 Р.К. «Водоёмы нашего края»   Каково значение воды для растений, животных, человека. Как можно узнать физические свойства воды, какие наблюдения и опыты следует провести для этого. Какие вещества вода растворяет, какие нет. Значение воды для живых организмов, жизненные процессы, проходящие с её помощью. Свойства воды, определяемые органами чувств и экспериментальным способом. Основные понятия: среда обитания, водоём, пресная и питьевая вода, водяная мельница, водопровод, колодец, коромысло, водовоз водяная колонка, водонапорная башня, родник. Умение наблюдать, выполнять простые опыты по исследованию свойств воды, делать выводы по их результатам, фиксировать их в заданной форме. Находить сходства и различия в свойствах воздуха и воды. Познавательный интерес к исследовательской деятельности, готовность сотрудничать при обсуждении и выполнении экспериментальной работы. Умение ставить зада-чу, выбирать способ её решения, планировать и корректировать свои действия. Выполнять умственные действия: анализировать, сравнивать, обобщать полученную информацию. Умение планировать проведение опытов, подбирать оборудование, выполнять технику безопасности, выполнять опыт по инструкции, делать выводы и фиксировать их результаты. Вспоминают, что уже знают о воде и водоёмах, предполагают, что ещё предстоит узнать о воде, ставят познавательные задачи. Рассуждаюто значении воды для всего живого. Объясняютзначение выделенных слов. Рассматриваютиллюстрации (или реальные сооружения), сравниваютстаринные и современные устройства, с помощью которых берут и подают воду для бытовых нужд в селе, в городе. Объясняют, как образуются родники. Ставят задачу– узнать свойства воды, выбирают способ её решения. Планируютход опытов, обсуждаюттехнику безопасности, выполняютопыты, наблюдаютпроисходящие явления, делают выводы. Исследуютс помощью наблюдений и опытов прозрачность, упругость, текучесть воды, сохранение объёма и изменение формы при переливании в разные сосуды. Выявляют(опытным путём) способность воды растворять вещества, фиксируютрезультаты исследований в предложенной форме. Сравниваютсвойства воздуха и воды, находят сходства и различия.  
    Очистка воды Учебник – с. 100, 101; рабочая тетрадь – с. 33, задания № 30, 31   Как возникла проблема очистки воды. Какие есть способы очистки воды в домашних условиях. Как очистные сооружения делают воду пригодной для использования в быту. Источники загрязнения воды и экологические проблемы, связанные с использованием загрязнённой воды. Способы очистки воды в природных условиях, в быту, в городском водопроводе. Основные понятия: растворение, очистка воды, очистные сооружения, фильтр, хлор. Уметь очищать воду с помощью природных материалов и простого фильтра. Интерес к способам сохранения своего здоровья, понимание их важности для жизни. Умение ставить задачу, выбирать способ и планировать свои действия. Выдвигать гипотезы и проверять их экспериментально, распределять работу и сотрудничать при её выполнении. Обсуждаютэкологические проблемы, связанные с бытовым и промышленным загрязнением воды, делают выводо необходимости очистки воды, рассматриваютна иллюстрации схему городского водопровода. Изготавливаютпростой фильтр и с его помощью фильтруют загрязнённую воду; выясняют, можно ли очистить воду от растворимых в ней веществ простым фильтрованием. После выполнения опытов обобщаюти систематизируютзнания о способах очистки воды.
    Превращения воды Учебник – с. 102–106; рабочая тетрадь – с. 34–36, задания № 32–37   В каких состояниях находится вода в природе. Каковы причины её изменений. Как называются процессы перехода воды из одного со- стояния в другое, при каких условиях они происходят. Как образуются туман, иней, роса. Вода, лёд, водяной пар – три агрегатных состояния воды. При изменении температуры вода может переходить из одного состояния в другое: испаряться и конденсироваться, замерзать и таять. Условия, при которых образуются роса, туман, иней. Основные понятия: таяние, замерзание, испарение, конденсация, туман, иней, роса, смог. Умение проводить экспериментальные исследования процессов перехода воды из одного состояния в другое. Наглядно-образное и логическое мышление, умение анализировать, сравнивать, обобщать информацию, рассуждать, используя связки, содержащие слова «если… то», «когда… то… или». Готовность сотрудничать при выполнении и обсуждении экспериментальной работы. Умение фиксировать полученную информацию в разной форме. Рассматриваютиллюстрации, читают название темы и предполагают, что будет изучаться на уроке. Комментируютмаленькие картинки, объясняют, что они помогли вспомнить о трёх состояниях веществ. Рассказывают, в каких состояниях наблюдается вода в природе, чем различается при этом расположение её молекул. Ставят познавательные задачи– узнать, при каких условиях вода
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...