Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Государственное (централизованное) регулирование

Содержание

 

Преамбула

1. Понятие заработной платы

2. Государственное (централизованное) регулирование

3. Система оплаты труда

4. Порядок выплаты заработной платы

Заключение

Задача

Библиография


Преамбула

В настоящее время законодательство России устанавливает для наемных работников принцип вознаграждения за труд, без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимума. Этот принцип закреплен в ст. 37 Конституции Российской Федерации от 12.12.1993 г. и отражает основные начала оплаты труда в стране. Трудовые доходы каждого работника определяются его личным вкладом с учетом конечных результатов работы организации, регулируются налогами и максимальными размерами не ограничиваются.

Заработная плата, будучи обусловленной характером общественного производства, предопределяет правовой механизм распределения продукта труда между работником и работодателем. Оплата труда лиц, работающих по трудовому договору, осуществляется в виде заработной платы. В ст.129 Трудового кодекса Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (далее по тексту ТК РФ) закрепляет легальное определение заработной платы. Заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты). Как видно, трудовое законодательство включает в понятие заработной платы выплаты компенсационного и стимулирующего характера.

Таким образом, для того, чтобы система оплаты труда была определена полностью, необходимо в соответствии со ст.135 ТК РФ определить не только размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), но и размеры доплат и надбавок компенсационного характера, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования.

Вопросы заработной платы очень важны как для работника, так и для работодателя. Главное здесь, как и в любой другой отрасли трудовых отношений, не нарушить закон. Вопросы законности начисления и выплаты заработной платы являются предметом пристального внимания как Рострудинспекции, так и иных проверяющих органов (налоговых органов, органов ФСС России, Пенсионного фонда РФ и т.д.).

Итак, заработной платой признаются вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполнения работы, а также выплаты компенсационного и стимулирующего характера и максимальным размером не ограничивается. При этом запрещается какая-либо дискриминация при установлении и изменении размеров заработной платы и других условий труда, т.е. при равной квалификации, одной и той же сложности выполняемой работы, а также количестве и качестве затраченного труда должна устанавливаться равная заработная плата, иначе это может быть признано судом дискриминацией.

В соответствии со ст.133 ТК РФ минимальный размер оплаты труда (далее по тексту МРОТ) не может быть ниже размера прожиточного минимума трудоспособного человека (в соответствии со ст. 1 Федерального закона Российской Федерации «О внесении изменений в ст.1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» от 24.06.2008г. № 91-ФЗ с 01.01.2009г. этот размер составит 4 300,00 руб.). Эта норма позволяет подтянуть МРОТ до такого размера, при котором может быть обеспечен минимум, необходимый для проживания. Законодатель не ограничивает работодателя в МРОТ. Работодатель вправе самостоятельно определять виды, системы и размер оплаты труда своих работников. При этом все условия, установленные в локальных нормативных актах, а также в трудовом договоре с работником, становятся обязательными для работодателя.

В настоящей статье оплата труда рассматривается как система правовых норм, определяющих назначение, порядок использования и управления, субъективные права, юридические обязанности и ответственность участников трудовых правоотношений, правовую охрану закрепленную законодательно. Как представляется, изучение вопроса оплаты труда работников позволит выявить пробелы правового регулирования, а также будет способствовать дальнейшей разработке теоретических и правовых основ трудового права и смежных отраслей, имеющих отношение к рассматриваемой проблематике.


1. Понятие заработной платы

 

Впервые в истории российского трудового права в ТК РФ предусмотрен раздел VI "Оплата и нормирование труда". Тем самым подчеркивается (в отличие от ранее действующего КЗоТа РСФСР (Российской Федерации) важность регламентации этих отношений и целесообразность формирования логической и последовательной конструкции института заработной платы. Без сомнения, позитивны многие новые подходы и пути решения правовых проблем оплаты труда работников. В частности, заслуживают внимания основные легальные понятия и определения заработной платы и ее элементов, формы заработной платы, самостоятельная глава 21 "Заработная плата" и другие положения раздела.

Вместе с тем перед наукой трудового права поставлены непростые вопросы, связанные с дальнейшей разработкой концепции правового регулирования заработной платы и прежде всего ее института, с выделением основных составных компонентов. К сожалению, ни в одном классическом учебнике по трудовому праву России, по существу, нет трактовки содержания этого института. Неясны и критерии, определяющие последовательность расположения правовых норм, что важно и актуально для законодателя, практики применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права о заработной плате и подготовки высококвалифицированных юристов.

Насколько правильно и обоснованно назван раздел VI ТК РФ и определено его содержание? Если учесть, что в основе ТК РФ лежит научно обоснованная система современного трудового права России с признанием заработной платы в качестве цельного института, тогда, очевидно, следовало бы назвать указанный раздел "Заработная плата" и одновременно исключить из него правовые положения о нормировании труда, которые качественно отличаются от заработной платы (несмотря на их определенную связь и зависимость). Юристы-трудовики в большинстве своем отдают предпочтение категории "заработная плата", относящейся к оплате труда работника - субъекта трудового права. И напротив, оплата труда нередко рассматривается в правовой науке как широкая правовая категория, которую можно применять к гражданско-правовым договорам, связанным с трудом (подряда, оказания возмездных услуг и т.д.). В данном контексте не учтены в должной мере и нормы международного трудового права, в частности Конвенции Международной организации труда (далее по тексту МОТ) N 95 "Об охране заработной платы" (1949г.), Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» от 24.06.2008г. № 91-ФЗ и другие международные правовые нормы, относящиеся к заработной плате.

Раздел VI - единственный в ТК РФ, где явно заметен двойственный и непоследовательный подход федерального законодателя к использованию категорий "заработная плата" и "оплата труда". И не только в разных его статьях, но и внутри одной и той же статьи. Так, согласно ст.130 ТК РФ в систему основных государственных гарантий по оплате труда включаются меры, обеспечивающие повышение уровня реального содержания заработной платы, ограничение перечня оснований и размера удержаний из заработной платы по распоряжению работодателя, а также размеров налогообложения доходов от заработной платы. И здесь же, например, говорится об ограничении оплаты труда в натуральной форме. А в ст.131 ТК РФ вновь закреплено, что выплата заработной платы производится в денежной форме в валюте Российской Федерации, т.д. Конечно, можно утверждать, что в данном случае указанные категории используются в качестве синонимов. Однако название раздела VI "Оплата и нормирование труда" и главы 20 "Общие положения" и анализ последней свидетельствуют об одном: это различные правовые категории. Оплата труда, по замыслу законодателя, гораздо шире понятия "заработная плата".

Федеральным законом от 30.06.2006г. N 90 из ст.129 ТК РФ справедливо исключено определение понятия "оплата труда". Но почему не внесены другие соответствующие изменения в название и содержание раздела VI ТК РФ?

В ст.129 ТК РФ, которая открывает гл. 20 "Общие положения", сформулированы основные понятия и определения. Данные определения в целом отражают сложившиеся в науке трудового права представления по вопросам оплаты труда. В ней отождествляются понятия заработной платы и оплаты труда работника, в то время как ранее эти понятия различались: под оплатой труда понималась система отношений, складывающихся между сторонами трудового договора по поводу установления и осуществления выплат за труд, а под заработной платой - собственно вознаграждение за труд.

Заработная плата характеризуется следующими признаками:

1) оплачивается выполнение работником трудовой функции, т.е. затраченного им живого труда;

2) основанием оплаты является выполнение работником установленных норм труда;

3) размер заработной платы устанавливается в соответствии с количеством и качеством труда и с учетом коллективного (совокупного) результата;

4) оплата труда производится по заранее определенным нормам и расценкам;

5) оплата труда носит гарантированный характер;

6) выплата заработной платы производится систематически;

7) регулирование заработной платы осуществляется государством, социальными партнерами, работодателем, сторонами трудового договора.

Термин "заработная плата" означает, независимо от названия и метода исчисления, всякое вознаграждение или заработок, исчисляемые в деньгах и устанавливаемые соглашением или национальным законодательством, которые в силу письменного или устного договора о найме предприниматель уплачивает трудящемуся за труд, который выполнен или должен быть выполнен.

По определению дохода в виде оплаты труда Е.В. Воробьева отметила: "Все доходы с точки зрения даты получения их в целях налогообложения делятся на две группы. В отдельную группу выделены доходы в виде оплаты труда, которые считаются полученными в последний день месяца, за который начислены, все остальные доходы считаются полученными в день выплаты их в денежной форме... Ст. 129 ТК РФ дает определение, что такое заработная плата и оплата труда... Сокращу определение до необходимых трех слов: заработная плата - это вознаграждение за труд"[1].

Заработная плата - это вознаграждение за выполнение определенной трудовым договором трудовой функции, т.е. затрачиваемого живого труда. Следует подчеркнуть, что основанием возникновения права на заработную плату является фактическое выполнение трудовой функции, предоставление труда, а не факт заключения трудового договора. В связи с тем, что при заключении трудового договора оплачивается живой труд, встают проблемы его нормирования и измерения. Заработная плата выплачивается работнику за выполнение норм труда, установленных в соответствии с законодательством (ст.ст. 159 - 162 ТК РФ). Нормы труда по существу определяют количество труда, которое работник должен предоставить работодателю.

Законодательство устанавливает и критерии определения размера заработной платы. Это количество и качество труда, включая его сложность, квалификацию работника, условия выполняемой работы. Универсальным измерителем количества труда выступает рабочее время, хотя могут использоваться и другие количественные характеристики, например дневная выработка. Оплата труда в соответствии с его количеством означает, что работнику оплачивается весь предоставленный им труд. Например, если работник в течение месяца привлекался к сверхурочным работам, оплачивается не только труд в пределах нормы рабочего времени, но и дополнительная (сверхурочная) работа. Напротив, если работник две недели в текущем месяце проболел, оплачивается только фактически отработанное время, а за время болезни выплачивается пособие по временной нетрудоспособности.

Качество труда характеризуется его сложностью, тяжестью, ответственностью, самостоятельностью, напряженностью. Дифференциация размеров заработной платы, в зависимости от качества труда, отражает различия в стоимости воспроизводства рабочей силы различной квалификации. Качество труда находит свое отражение в наименовании специальности, должности и в присваиваемой работнику квалификации. Чем выше квалификационный уровень работника, тем выше заработная плата.

Способ определения размера заработной платы, устанавливается заранее, до начала трудовой деятельности. Выбирается система оплаты труда, определяются показатели и условия премирования, выплаты вознаграждения за выслугу лет, по итогам работы за год, надбавок и доплат и т.п. При этом учитываются установленные государством гарантии. Оплата труда носит гарантированный характер, что связано, прежде всего, с предварительным, до начала работы, установлением условий труда и означает возложение на работодателя обязанности произвести соответствующую оплату труда, когда необходимые условия работником выполнены.

Еще один аспект гарантированности заработной платы - это существование ряда государственных гарантий, которые соблюдаются по отношению к любому работнику и обязательны для каждого работодателя. Гарантированный характер заработной платы проявляется и в том, что она выплачивается независимо от получения работодателем прибыли. Это обусловлено экономической ролью оплаты труда (издержки производства) и ее социальным назначением (воспроизводство рабочей силы). Правовое регулирование заработной платы осуществляется различными способами. При этом в отличие от гражданско-правовых договоров о труде индивидуально-договорное регулирование (соглашение сторон) не является основным способом регулирования. Трудовой договор не может содержать условий, ухудшающих положение работника по сравнению с действующим законодательством, иными нормативными правовыми актами, соглашением, коллективным договором, локальным нормативным актом.

В соответствии с п.2 ст.223 Налогового кодекса Российской Федерации от 05.08.2000 г. № 117-ФЗ (далее по тексту НК РФ) датой получения дохода в виде оплаты труда признается последний день месяца, за который был начислен доход за выполненные трудовые обязанности в соответствии с трудовым договором (контрактом). Согласно ст. 136 ТК РФ заработная плата выплачивается работникам не реже чем каждые полмесяца, и нарушение данного условия влечет административную ответственность (ст. 5.27 Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ (далее по тексту КоАП РФ). Никакое соглашение между работодателем и работником, а также локальный нормативный акт организации о том, что заработная плата в данной организации будет выплачиваться один раз в месяц, не будут иметь силу. Поскольку условия оплаты труда, определенные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами организации, а также трудовым договором, не могут ухудшать положение работника по сравнению с условиями, установленными ТК РФ, законами и иными нормативными правовыми актами.

Помимо того, что заработная плата должна выплачиваться не реже чем каждые полмесяца, требуется выплачивать ее в день, установленный правилами внутреннего трудового распорядка организации, коллективным (трудовым договором). Для этого организация должна отразить в своих локальных актах формы оплаты труда, а в случае выплаты аванса - его размер и срок выплаты. О дате выплаты аванса нужно предупредить обслуживающий банк. Существуют следующие методы выплаты заработной платы два раза в месяц:

1) аванс в счет будущей заработной платы и ее выплата по итогам месяца;

2) заработная плата за первую и вторую половину месяца.

За первую половину месяца выдается аванс в счет причитающейся оплаты труда - это сумма в процентном отношении к должностному окладу (месячной тарифной ставке). В данном случае оплаты труда не начисляется и, следовательно, налог на доходы физических лиц (далее по тексту НДФЛ) и взносы на социальное страхование при этом начислять не нужно.

Иногда коллективным (трудовым) договором может быть установлено, что как за первую, так и за вторую половину месяца производится расчет заработной платы, причитающейся работнику за фактически отработанное рабочее время, выполненный объем работ, и в связи с этим нужно заполнять и представлять табели учета рабочего времени и других документов дважды в месяц. Однако исчисление и уплата НДФЛ с выплат за первую половину месяца действующим законодательством не предусмотрены. Тоесть, оплаты труда всего одна и начисляется она за выполнение трудовых обязанностей в соответствии с трудовым договором, только выплачивается два раза в месяц.

Тем не менее, в судебной практике встречаются случаи, когда налоговые службы предъявляли претензии организациям за неуплату налогов с оплаты труда, выплаченной за первую половину месяца, и выигрывали дело в суде. Поэтому организация должна самостоятельно принять решение, как ей поступить в данной ситуации, - либо во избежание штрафных санкций за несвоевременную уплату налога в случае расчета заработной платы за первую половину месяца заплатить НДФЛ, либо не платить, но быть готовой отстаивать свою точку зрения в суде.

Выплата заработной платы производится в денежной форме в валюте Российской Федерации, т.е. в рублях. Однако в соответствии с коллективным договором или трудовым договором по письменному заявлению работника оплата труда может производиться и в иных формах, не противоречащих законодательству Российской Федерации и международным договорам. Поскольку расчеты на территории Российской Федерации допускаются только в национальной валюте, то иной формой может быть не денежная форма оплаты труда. Доля заработной платы, выплачиваемой в не денежной форме, не может превышать 20 процентов от общей суммы оплаты труда. При этом выплата заработной платы в виде спиртных напитков, а также предметов, запрещенных или ограниченных в свободном обороте, не допускается.

По поводу расчета отпускных и больничных Воробьева Е. В. уточнила: "Отпускные - это не вознаграждение за труд, а ситуация, когда сотрудник освобожден от исполнения трудовых обязанностей и ему время законного отдыха оплачивается, - это гарантия или возмещение ему неполученного заработка на время отдыха, поэтому оплачивается это время исходя из среднего заработка, некой расчетной величины, ровно столько, сколько, по мнению законодателя, человек за это время мог бы заработать. Прежде всего, отпускные - это пособие, которое считается полученным в день фактической выплаты. При выплате отпускных нужно удержать НДФЛ, и удержанная сумма налога должна быть перечислена в бюджет не позднее дня, следующего за днем удержания, поэтому с отпускных необходимо перечислить налог либо в день выплаты отпускных, либо, самое позднее, на следующий день. Если налогоплательщик сделает иначе и перечислит налог, удержанный с отпускных, вместе с налогом, удержанным с заработной платы, будут начислены пени за задержку уплаты налога. То же самое касается и пособий"[2].

При расчете сумм отпускных применяется среднедневная заработная плата, для определения которой согласно ст.139 ТК РФ и Постановления РФ «Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы» от 24.12.2007г. N 922 учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые в соответствующей организации независимо от источников этих выплат. В налоговой карточке суммы отпускных указываются в поле (полях) того месяца, за который эти отпускные начислены. НДФЛ с отпускных перечисляется не позднее дня фактического получения денежных средств на выплату дохода по итогам истекшего месяца, в котором были начислены и выплачены такие доходы, а налог удержан, например, с отпускных нужно перечислить НДФЛ или в день выплаты отпускных, или на следующий день. То же самое касается пособий: в Федеральном законе "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам" от 29.12.2006г. N 255-ФЗ сказано, что выплачивать пособия нужно в те сроки, которые установлены для выплаты заработной платы.

Что делать, если в расчетном периоде поменялся размер заработной платы? Например, ее повысили или работника перевели на другую работу (с большей или меньшей оплатой). При расчете среднего заработка изменение нужно учесть с того дня, когда оно произошло. Если нужно откорректировать средний заработок, то на фоне ведомости на зарплату определяются средний заработок и все выплаты. По ведомости сумму заработка нужно разделить на три части:

1) часть, которая подлежит корректировке;

2) оклады, тарифы в фиксированном размере;

3) установленные к ним доплаты, надбавки, премии.

Первую группу нужно повысить на коэффициент изменения оклада или тарифной ставки, вторую группу оставить прежней и, сложив, рассчитать средний заработок. Включать в расчет среднего заработка нужно те премии, которые были начислены в течение последних 12 месяцев, даже если это вознаграждение за период, который не попал в расчетный. При этом в средний заработок начисленные премии включаются в полном размере. Некоторые придерживались позиции, что в знаменатель нужно всегда ставить 365 дней, - это неверно. Из 365 дней нужно исключить периоды - например, те дни, оплата за которые не вошла в расчет заработка за 12 месяцев. Это дни, когда сотрудник был в ежегодном и дополнительном отпуске, время учебных отпусков, командировок, дни, пропущенные по болезни. Также при расчете не учитывают период отпуска по беременности и родам, по уходу за ребенком, дополнительные оплачиваемые дни для ухода за детьми-инвалидами, периоды простоя и забастовки. Нерабочие праздничные дни оплачиваются, их следует учитывать при расчете среднего заработка.

Средний заработок для пособия по временной нетрудоспособности определяется путем деления суммы начисленного заработка за период, указанный в ч.1 ст.14 Федерального закона N 255-ФЗ, на число календарных дней, приходящихся на период, за который учитывается заработная плата (ч.3 ст. 14 Федерального закона N 255-ФЗ).

Трудовое законодательство в соответствии с общепризнанными международными нормами закрепляет два основных принципа регламентации оплаты труда. В первую очередь, это положения Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН от 10.12.1948г. Статья 23 Декларации предусматривает, что каждый человек, без какой-либо дискриминации, имеет право на равную оплату за равный труд и на справедливое и удовлетворительное вознаграждение, обеспечивающее достойное человека существование для него самого и его семьи. В соответствии с принципами, закрепленными Декларацией, ст.37 Конституции Российской Федерации провозглашает право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом МРОТ. Это право относится к основным трудовым правам работника. Одновременно его можно рассматривать в качестве принципа правового регулирования оплаты труда.

При установлении любой системы оплаты труда за труд равной продолжительности и сложности должна быть предусмотрена равная оплата. В соответствии со ст.22 ТК РФ работодатель обязан обеспечить работникам равную оплату за труд равной ценности. Необоснованные различия в оплате, т.е. различия, не связанные с деловыми качествами работника, количеством и качеством его труда, рассматриваются как дискриминация (ст. ст. 3, 132 ТК РФ).

Вторым принципом правового регулирования оплаты труда выступает обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой оплаты труда, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом МРОТ (ст. 2 ТК РФ). Этот принцип отражает нравственное, гуманистическое содержание правового института заработной платы и указывает ключевое направление его развития: обеспечение человеку достойного существования в качестве вознаграждения за его добросовестный труд. ТК РФ содержит специальную норму, которая предусматривает основные государственные гарантии по оплате труда работников. Это ст.130 ТК РФ, которая включает в систему основных государственных гарантий величину МРОТ в Российской Федерации.

Минимальный размер оплаты труда выполняет две функции: защищает трудящихся от неоправданно низкой заработной платы, не обеспечивающей воспроизводство рабочей силы, и является базовой величиной для составления тарифных сеток и схем должностных окладов. Размер тарифной ставки (оклада) 1-го разряда тарифной сетки или размер должностного оклада работника не может быть ниже МРОТ (ст.133 ТК).

В систему государственных гарантий по заработной плате работников включаются и меры, обеспечивающие повышение уровня реального содержания оплаты труда. Главной (и пока единственной) такой мерой выступает индексация заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги. Индексация означает корреляцию размера номинальной заработной платы с ростом цен: по мере роста цен увеличивается размер заработной платы. Это помогает предотвратить снижение реальной оплаты труда или минимизировать степень снижения. Таким образом обеспечивается государственная защита покупательной способности оплаты труда.

Еще одной гарантией заработной платы работников, отнесенной к государственным, является ограничение оплаты труда в натуральной форме. Коллективным или трудовым договором может быть предусмотрена лишь частичная (не более 20%) оплата труда в натуральной форме. Порядок выплаты заработной платы товарами либо продукцией, производимой в организации, определяется указанными договорами. При этом должны соблюдаться правила ст.131 ТК РФ и Конвенции МОТ N 95 "Об охране заработной платы".

Еще одной гарантией заработной платы, которая также обеспечивается в основном нормами иной отрасли законодательства, выступает ограничение размеров налогообложения заработной платы. В соответствии со ст.224 НК РФ налоговая ставка на заработную плату независимо от ее величины устанавливается в размере 13%. Кроме того, работникам для удовлетворения социально значимых потребностей предоставляются налоговые вычеты: стандартные, например на каждого несовершеннолетнего ребенка в сумме 600 руб. (ст.218 НК РФ); социальные, например на оплату медицинских услуг или обучения (ст.219 НК РФ); имущественные, например на приобретение квартиры (ст.220 НК РФ).

Следующая гарантия, имеющая комплексный характер, - это обеспечение получения работником заработной платы в случае прекращения деятельности работодателя и его неплатежеспособности. В соответствии с п.1 ст.64 ГК РФ при ликвидации юридического лица расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда производятся во вторую очередь после требований по выплатам за причинение вреда жизни и здоровью. Аналогичное правило действует в отношении индивидуального предпринимателя (п.3 ст.25 ГК РФ). Признание работодателя банкротом также рассматривается законодателем как основание для предоставления работникам специальных гарантий, обеспечивающих реализацию их трудовых прав, в том числе права на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы. Статья 2 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" от 26.10.2002 N 127-ФЗ признает работников организации кредиторами (в части требования выплаты выходного пособия и оплаты труда). Правовое положение работников в случае признания работодателя банкротом характеризуется наличием у них некоторых преимуществ по сравнению с другими кредиторами. В частности, на удовлетворение требований о взыскании задолженности по заработной плате не распространяется мораторий (ст. 95 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)"). В случае недостаточности денежных средств на счете работодателя для удовлетворения предъявленных к нему требований в первую очередь осуществляется списание по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для удовлетворения требований о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, а также требований о взыскании алиментов; во вторую очередь удовлетворяются требования по выплате выходных пособий и оплате труда, если эти требования подтверждены исполнительными документами (удостоверение КТС, исполнительный лист); в третью очередь производится списание по платежным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда (п.2 ст.855 ГК РФ).

Еще одна гарантия комплексного характера, не предусмотренная непосредственно ТК РФ, но действующая на территории РФ в силу ее международных обязательств (ст.10 ТК РФ), - это запрещение цессии в отношении заработной платы. Указанная гарантия предусмотрена ст. 10 Конвенции Международной организации Труда N 95 "О защите заработной платы" (1949г.), которая ратифицирована СССР 31.01.1961г. и обязательна для применения Россией. В соответствии со ст. 10 Конвенции N 95 заработная плата может явиться объектом ареста или цессии лишь в форме и пределах, предписываемых национальным законодательством. Поскольку соответствующие законодательные положения отсутствуют, надо полагать, что в настоящее время уступка права требования невыплаченной (задержанной) заработной платы невозможна.

Среди государственных гарантий заработной платы работников названы также государственный надзор и контроль за полной и своевременной выплатой заработной платы и реализацией государственных гарантий по оплате труда и ответственность работодателей за нарушение требований, установленных ТК РФ, законами, иными нормативными правовыми актами, коллективными договорами, соглашениями.

Необходимо отметить и то, что право в основном обращается к формальной стороне заработной платы работника, не затрагивая ее социально-экономической сущности. В частности, для права безразличны такие проблемы, как соотношение реальной и номинальной заработной платы; корреляция цены труда со стоимостью рабочей силы; действие факторов, определяющих уровень заработной платы, и др. Право рассматривает заработную плату как элемент трудового правоотношения.

Признанное мировым сообществом правовое понятие заработной платы определено в Конвенции Международной организации Труда N 95 "Об охране заработной платы" (1949г.), где в ст.1 предусматривает, что термин "заработная плата" означает независимо от названия и метода исчисления всякое вознаграждение или заработок, исчисляемые в деньгах и устанавливаемые соглашением или национальным законодательством, которые в силу письменного или устного договора о найме предприниматель уплачивает трудящемуся за труд, который либо выполнен, либо должен быть выполнен, или за услуги, которые либо оказаны, либо должны быть оказаны.

Это определение подчеркивает основные черты оплаты труда как правовой категории:

1) это вознаграждение за труд;

2) размер и условия выплаты вознаграждения устанавливаются соглашением сторон или законодательством;

3) права и обязанности по выплате заработной платы возникают из факта заключения трудового договора.


Государственное (централизованное) регулирование

 

В нашей стране, как и в большинстве стран мира, используется три основных метода регулирования заработной платы: принятие законов и иных нормативных правовых актов государством, коллективно-договорное регулирование и установление условий оплаты труда в трудовом договоре.

В Российской Федерации на государственном уровне установлены основные принципы правового регулирования оплаты труда, базовые гарантии для работников и правовые меры защиты заработной платы. Государство регламентирует также условия заработной платы работников бюджетной сферы.

Конкретные системы и размеры заработной платы (включая системы материального поощрения) определяются в коллективно-договорном порядке или путем принятия локальных нормативных актов. Коллективно-договорные или локальные нормативные акты устанавливают условия и порядок индексации заработной платы, некоторые правила оплаты при отклонении от нормальных условий труда, место и сроки выплаты, форму оплаты труда; могут устанавливать период для расчета средней заработной платы, предусматривать льготы и преимущества для работников. Круг вопросов, которые могут решаться в коллективном договоре или соглашении, достаточно широк и включает в себя:

Ø выбор системы оплаты труда;

Ø определение размеров оплаты труда (тарифных ставок, должностных окладов) или способов их исчисления (коэффициенты трудового участия, проценты от выручки и т.п.);

Ø установление надбавок и доплат, носящих стимулирующий характер и не предусмотренных действующим законодательством;

Ø механизм индексации заработной платы;

Ø форма оплаты труда;

Ø порядок, место и сроки выплаты заработной платы;

Ø форма расчетного листка;

Ø установление системы нормирования труда;

Ø премирование;

Ø установление компенсационных выплат, в том числе размера оплаты труда в ночное время; размера оплаты труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда;

Ø установление оплаты труда при освоении новых производств (продукции);

Ø установление периода для расчета средней заработной платы (если существует необходимость установить иной период, чем это предусмотрено ст.139 ТК РФ);

Ø повышение гарантий, установленных государством.

В том случае, когда коллективный договор в организации не заключается, все вопросы, которые обычно решаются в этом договоре, могут найти отражение в локальном нормативном акте: положении об оплате труда, приказе руководителя организации, положении о премировании, положениях об отдельных видах выплат и т.п.

Индивидуально-договорное регулирование, осуществляемое работником и работодателем при заключении трудового договора, как правило, дополняет государственные, коллективно-договорные и локальные нормы.

В трудовом договоре можно установить размер должностного оклада в пределах штатного расписания, предусмотреть выплату персональной надбавки к зарплате за высокую квалификацию работника, выдающиеся достижения в труде и т.п. Однако в некоторых случаях трудовой договор становится основным регулятором условий оплаты труда. Это происходит, когда:

Ø в организации (например, в субъекте малого предпринимательства) не заключен коллективный договор и не утверждены локальные нормативные акты, устанавливающие систему и размер оплаты труда;

Ø трудовой договор заключается с руководителем организации, его заместителями и главным бухгалтером;

Ø трудовой договор заключается с работодателем - физическим лицом;

Ø трудовой договор заключается с религиозной организацией.

Несмотря на то что в большинстве случаев работники при заключении трудового договора не договариваются о системе и размере оплаты труда, в соответствии со ст.57 ТК РФ условия оплаты их труда должны найти отражение в договоре. Это одно из существенных условий трудового договора.

Правила заработной платы в выходной или нерабочий праздничный день установлены ст. 153 ТК. В соответствии с указанной нормой работа в выходной или нерабочий праздничный день оплачивается не менее чем в двойном размере:

Ø сдельщикам - не менее чем по двойным сдельным расценкам;

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...