Культовые деревянные сооружения
Введение На русском Севере сохранилось еще, по счастью, такое множество старинных деревянных церквей, что по ним мы можем воссоздать все приемы, бывшие в ходу в деревянном храмоздательстве в течение целого ряда веков. Правда, наиболее древние из них не заходят далее начала XVI века, а в безусловно сохранившемся первоначальном виде дошла до нас только одна церковь этого столетия и то самого конца его, но формы древнейших памятников деревянного зодчества отличаются таким поразительным совершенством, такой ясностью, простотой и логичностью конструкций, что нужны были века для того, чтобы народное творчество их выработало. Последние церкви, выдержанные еще в древних формах, были срублены в конце XVIII века. С этого времени зодчий-плотник уступает свое место городскому архитектору, и народ уже не сам и не по своему вкусу создает себе храмы, а получает их из города. Храм был потребностью религиозного человека. В нём крестили новорожденных, венчали вступающих в брак, отпевали умерших. Но в большинстве случаев, деревянные сельские церкви несли не только культовую нагрузку: здесь обсуждались мирские дела, зачитывались указы и грамоты, происходили праздничные ритуальные пиршества. Из панорамы прибрежного села наравне с церковными сооружениями выделялись вертикальные акценты ветряных мельниц, украшенные резьбой обетные кресты, колодезные «журавли», ворота, разнообразные по размерам и облику крестьянские усадьбы. Таким образом, большинство северных сёл, несмотря на понесённые от времени утраты, можно рассматривать как хорошо организованные архитектурно-пространственные комплексы.
Типы деревянных храмов
Храмы по старой традиции ставили на хорошо обозримых, чаще всего высоких местах, где они служили высотными ориентирами и оживляли внешне неброский, а под час и суровый северный пейзаж. Особого эффекта достигли в этом отношении зодчие в прибрежных сёлах, где храмы и колокольни были ещё и ориентирами для кормчих, проплывающих мимо судов. Инициатива строительства часто исходила не от какого-либо начальства, а от самих верующих. Храм, согласно христианскому вероучению, - место общения человека с небесными силами, поэтому рубить церковь поручалось далеко не всякому плотнику. Для этого отбирались люди «негреховного поведения, единобрачные, а не двоежёнцы». Формы северных деревянных храмов многообразны и в каждом регионе определяется свой излюбленный тип.
Клетский тип Самым древним и самым простым является так называемый «клетский»тип храмов, покрытый двускатной кровлей, во многом подобный обычной крестьянской избе. Клетский храм — один или несколько прямоугольных срубов-клетей, покрытых двускатными кровлями. Наиболее древние из них, к которым, в частности, относится церковь Ризоположения из села Бородава, имели безгвоздевую конструкцию скатов крыш и не имели главок. «Безглавые храмы» на Руси существовали вплоть до XVII века. Храм клетского типа Ранее считалось, что самый древний сохранившийся деревянный памятник на территории России — церковь Воскрешения Лазаря Муромского, ныне находящаяся в Кижах, которая датировалась концом XIV века, однако исчерпывающие доказательства её возраста отсутствуют и современные специалисты датируют её XVI веком. Самый древний сохранившийся деревянный памятник на территории России с точной датировкой — Церковь Ризоположения из села Бородава (1485 год), перенесённая в город Кириллов на территорию Кирилло-Белозерского монастыря. Один из наиболее древних из сохранившихся храмов — церковь Св. Георгия в селе Юксовичи (дер. Родионово), датированная 1493 годом. Все три храма имеют клетский тип. Образцами такого храма являются: Никольская церковь 1651 г., построенная на берегу Кандалакшского залива в селе Ковда, церковь Василия Блаженного, построенная в конце XIX века на месте более древней сгоревшей в селе Чухчерема на правобережье Северной Двины.
Шатровый тип Более торжественно, величественно выглядел издавна распространённый шатровый тип храма, о происхождении форм которого до сих пор не затихают споры учёных. В русском деревянном зодчестве шатёр является распространённой, хотя далеко не единственной, формой завершения деревянных церквей. Так как с древнейших времен деревянное строительство на Руси было преобладающим, то большинство христианских храмов так же строилось из дерева. Храм шатрового типа Типология церковной архитектуры перенималась Древней Русью из Византии. Однако в дереве чрезвычайно трудно передать форму купола — необходимого элемента храма византийского типа. Вероятно, именно техническими трудностями вызвана замена в деревянных храмах куполов шатровыми завершениями. Конструкция деревянного шатра проста, её устройство не вызывает серьёзных затруднений. Хотя самые ранние известные деревянные шатровые храмы относятся к XVI веку, есть основания думать, что и раньше в деревянном зодчестве была распространена форма шатра. Имеется изображение несохранившейся церкви в селе Упе Архангельской области, клировые записи которой относят строительство храма к 1501 году. Это уже позволяет утверждать, что шатёр появился в деревянном зодчестве раньше, чем в каменном. Исследователи П. Н. Максимов и Н. Н. Воронин на основании анализа древнерусских документов полагали, что шатровыми были несохранившиеся деревянные храмы в Вышгороде (1020—1026 годы), Устюге (конец XIII века), Ледском погосте (1456 год) и Вологде (конец XV века). Имеются так же ранние изображения шатровых храмов, например, на иконе «Введение Богородицы в храм» начала XIV века из села Кривое на Северной Двине (ГРМ).
Важным аргументом в пользу раннего происхождения шатрового типа деревянного храма является постоянство типологии деревянного зодчества. На протяжении столетий деревянное строительство, тесно связанное с народной средой, велось по старым, хорошо знакомым образцам. Строители придерживались нескольких сложившихся типов, поэтому более поздние постройки в целом должны были повторять предшествовавшие им. Часто плотников обязывали строить новый храм по образцу старого, пришедшего в негодность. Консервативность деревянного зодчества, замедленность его развития позволяют думать, что основные его формы не претерпели существенного изменения со времени своего возникновения.
Позднее, в XVIII—XIX вв, когда деревянные церкви ушли из городского строительства, их во множестве продолжали строить на русском севере. Среди храмов Карелии и Архангельской области немало примеров шатровых построек.
Конструкция шатра обыкновенно очень проста. Несколько (чаще всего восемь) бревен сводятся в верхней точке, образуя ребра шатра. Снаружи шатёр обшивают досками и иногда покрывают лемехом. Сверху на него ставится небольшая главка с крестом. Интересен факт, что в деревянных храмах шатёр делался глухим, отделяясь от интерьера храма потолком. Это вызвано необходимостью защитить интерьер храма от атмосферных осадков, при сильном ветре проникающих через покрытие шатра. При этом пространство шатра и храма эффективно вентилируются отдельно друг от друга.
В качестве основания для шатра чаще всего служит восьмигранный верхний ярус храма — восьмерик (по мысли С. В. Заграевского — аналог барабана для купола). Отсюда происходит конструкция «восьмерик на четверике», позволяющая лучше сделать переход от квадратного в плане основания храма к восьмигранному шатру. Но встречаются храмы и без восьмерика. Встречаются храмы не имеющие четверика, они с уровня земли имеют восьмигранную форму. Редко встречаются храмы с большим числом граней. Бывают и многошатровые храмы. Помимо центрального шатра, венчающего сруб, малые декоративные шатры ставились и на примыкающие к срубу притворы. Культовые деревянные сооружения
Башнеобразные сооружения ассоциировались в глазах русского человека с идеей независимости государства, верой в силу русского воинства. Известен прионежский тип шатрового храма, нашедший совершенное воплощение в знаменитом памятнике XVIII века – Успенской церкви в Кондопоге, особенности которого видны в декоративном оформлении фасадов, в планировке и внутреннем убранстве. Нет ей равных среди шатровых церквей. Удивительная и единственная в своем роде, она вместе с тем—типичный образец деревянных храмов местного прионежского типа, которым присущи две весьма характерные особенности — расширение центрального столпа кверху и фронтонный пояс на восьмерике.
Благодаря этому расширению погашается при взгляде снизу перспективное сужение восьмерика, башня-шатер как бы увеличивается в размерах. Потому-то и кажется Кондопожская церковь, когда подойдешь к ней, такой величественной, потому так мощно взлетает она над головой, такой веет от нее строгой силой и державной сановитостью, сосредоточившей в себе гордую непреклонность и свободолюбие северян. Успенская церковь в Кондопоге Не следует забывать, что, когда строилась Кондопожская церковь (1774 г.), северное народное зодчество уже стало подвергаться заметному влиянию господствующей архитектуры — барокко и классицизму. Не следует забывать, что село Кондопога являлось местом, где влияние архитектуры «Северной Пальмиры» было особенно сильным. Ведь именно в Кондопоге грузили на суда гранит, мрамор, готовые архитектурные детали, идущие на строительство Исаакиевского и Казанского соборов, Зимнего и Мраморного дворцов и других сооружений. И именно прионежские мастера и плотники, работавшие в Петербурге, первыми привнесли в народное деревянное зодчество Олонецкого края новые мотивы декоративной обработки церквей и крестьянских изб — барочные иконостасы и фигурные наличники на окнах, трехарочные завершения балконов у светелок с витыми колонками и точеными башенками и весь пышный резной декор, столь характерный для деревянного зодчества Прионежья XIX века.
Однако, несмотря на то, что Кондопожская церковь создавалась в сравнительно позднее время и в атмосфере новых влияний, сами эти влияния совершенно не коснулись ее архитектуры. Более того, строители как бы сознательно игнорировали все новые течения, идущие от господствующей культуры, и подчеркнуто противопоставляли им древние традиции народного зодчества. Она представляет собой воплощение этих традиций, взятых в их классически чистом и кристально-рафинированном виде.
Заслуживает отдельного внимания Успенская церковь в селе Варзуга на Терском берегу Беломорья, построенная в 1674 году и являющаяся самым древним культовым сооружением Кольского полуострова. Для своего времени это было грандиозное сооружение. Её высота (34 метра) равна высоте одиннадцатиэтажного жилого дома, высота внутреннего помещения- 5,5 метров. Успенская церковь в селе Варзуга Что особенно интересно, церковь эта строилась без единого железного гвоздя и скрепляющей скобы, с помощью самых простых инструментов (топор, отчасти долото, нож для отделки мелких деталей) и без каких либо механизмов. Особенностью этого типа шатрового храма является особая стройность здания, достигаемая, прежде всего соблюдением пропорции «золотого сечения»* и умело скомпонованным ступенчатым (трёхъярусным) переходом основного объёма к шатру. Успенская церковь впитала строительный опыт многих поколений русских людей, поэтому в её конструкции всё технически целесообразно. Стремясь обеспечить зданию долговечность, строители рубили его из наиболее стойкой древесины – сосны, нижние венцы срубов складывали из особо смолистых брёвен во избежание гниения. С целью гидроизоляции между брёвнами клалась прокладка из бересты. В любую погоду в церкви было сухо, несмотря на то, что с самого начала она была не отапливаемой. Конструкция сооружения была такова, что не было ни одного места, где бы вода задерживалась и скапливалась. По такому принципу строилось большинство памятников деревянного зодчества, сохранившихся до наших дней именно по причине добротного строительства.
В городе Каргаполь на реке Онеге в XVI – XVII веках постепенно складывается самостоятельная архитектурная «школа», особенностью которой является исключительная устойчивость архитектурных решений, здесь часто встречаются «кубоватые» покрытия церквей. Примером таких храмов является: Никольская церковь 1679 года в селе Бережная Дуброва: четверик несёт огромный «куб», в центре, на рёбрах и на обращённых по странам света гранях высятся девять глав. Никольская церковь в селе Бережная Дуброва С появлением в XVIII веке ярусных, кубоватых, пятиглавых, девятиглавых и ещё более сложных сооружений эволюция самобытных форм культового деревянного зодчества практически завершается. Его подлинной вершиной становится строительство многоголовых храмов, среди которых выделяется возведённая в 1714 году двадцатидвухглавая Спасо-Преображенская церковь на Кижском острове, недалеко от западного берега Онежского озера. Церковь Преображения Господня (1714 год) — самое знаменитое и выдающееся сооружение ансамбля. Церковь Преображения Господня Памятник федерального значения, Памятник культурного наследия РФ (особо ценный объект). Её прообразом считается Церковь Покрова Пресвятой Богородицы (1708 год) в Вологодской области.
Данная церковь возведена на месте старой, сгоревшей от удара молнии. Настоящие имена создателей церкви неизвестны. Высота церкви — 37 метров. Сруб церкви рублен в традициях русского плотничьего ремесла — без гвоздей. Когда говорят, что церковь построена без гвоздей, ошибаются. На самом деле, гвозди есть, только не в самом здании, а в куполах. По своему типу храм — «летний» неотапливаемый, зимой в нём службу не проводят. Преображенская церковь представляет тип восьмериковых ярусных церквей. Основой композиции сооружения является восьмигранный сруб — «восьмерик» — с четырьмя двухступенчатыми прирубами, расположенными по сторонам света. Алтарный восточный прируб имеет в плане форму пятиугольника. С запада к основному срубу примыкает невысокий сруб трапезной (нартекса). На нижний восьмерик последовательно поставлены ещё два восьмигранных сруба меньших размеров.
Церковь увенчана 22 главами, размещёнными ярусами на кровлях прирубов и восьмериков, имеющих криволинейную форму типа «бочки». Форма и размеры глав меняются по ярусам, что придаёт своеобразный ритмический рисунок облику церкви. Трапезная перекрыта трёхскатной крышей. Вход в церковь выполнен в форме двухвсходного крытого крыльца на консолях. Церковь была обшита тёсом в начале XIX века, главки покрыты лужёным железом. Обшивка была разобрана и восстановлены тесовые и лемеховые кровли во время реставрации 1950-х годов под руководством архитектора А. В. Ополовникова.
Иконостас — четырёхъярусный, составлен из 102 икон. Датировка рамы иконостаса окончательно не определена: вторая половина XVIII века — начало XIX века. Иконы по времени написания и стилистическим особенностям делятся на три группы: две старейшие иконы — «Преображение» и «Покров» — датируются концом XVII века и типичны для «северного письма». Основная часть нижнего «местного» ряда иконостаса представляет вторую группу икон, относящуюся ко второй половине XVIII века. Иконы трёх верхних ярусов иконостаса составляют третью группу и датируются первой третью XVIII века, привозные.
Сруб церкви поставлен без фундамента на каменную забирку, только под западный придел церкви подведён бутовый фундамент на известковом растворе (1870 год). Углы церкви рублены в «обло», внутренние углы в интерьере церковного помещения и углы апсиды рублены в «лапу». Материал рубки — сосна. Кровли трапезной, крыльца и полиц выполнены из сосновой и еловой доски по берёсте. Лемех главок и «бочек» — осиновый. Сочетая все традиционные для древнерусского деревянного зодчества приёмы, северные плотники-зодчие создали невиданный прежде архитектурный образ, полностью соответствующий времени своего создания. Согласно легенде, мастер Нестор, закончив строительство кижской церкви, воскликнул: «Николи не было и николи не будет» и забросил в озеро свой топор. На Севере сохранилось несколько так называемых музеев под открытым небом, комплексов древнейших памятников деревянного зодчества. Среди них: прекрасный архитектурный ансамбль в Кижах, Усть-Кижский погост на реке Онеге и, конечно, музей деревянного зодчества под Архангельском. Здесь, в Малых Карелах, находится крупнейший в России музей под открытым небом, где собраны и демонстрируются свыше ста памятников народной деревянной архитектуры: крестьянские усадьбы, амбары, ветряные мельницы, колокольни, церкви и др. Малые Карелы - музей под открытым - небом расположен в Уемском сельском поселении Приморского района Архангельской области, на правом берегу Северной Двины (в месте впадения реки Корелка), в 28 км к югу от центра Архангельска. Площадь территории музея — 139,8 га.
На кровле Никольской церкви 1678 года в Бережной Дубраве маковиц девять: вокруг верхней, центральной, в два круга повели они хоровод. Церковная стопа подняла свой куб повыше, чтобы и с реки, и с суши далеко было видно это радостное ликование куполов. Сродни ей и вельми высокая и причудная Преображенская церковь 1687 года в Чекуеве. Она крещатая в плане и отдаленно напоминает пияльскую, но ее стопа перекрыта уже не шатром, а ладным пятиглавным кубоватым верхом, да еще по луковичке-куполку выросло по сторонам, на бочках пристроек.
Гражданское строительство
Плотницкое искусство на Севере было делом всенародным, поэтому традиционный северный крестьянский дом является ярким примером народной архитектуры. Объём и планировка жилого дома определялась социально-имущественным статусом владельца, умением строителя, которым в большинстве случаев был сам хозяин, однако тип постройки был всё же единым. В экстремальных условиях жизни северян постепенно сложился местный «классический» вариант крестьянского дома, не встречающийся в центральных областях страны, и значительно более совершенный. Здесь сложный бытовой комплекс прекрасно продуман до мельчайших подробностей и приспособлен к суровым местным условиям. Для внешнего оформления дома использовалась резьба, а позднее роспись по дереву, коньковый брус кровли – «охлупень», всегда заканчивался скульптурным изображением стилизованной конской или птичьей головы. Эти элементы имели не только художественный смысл, в них просматривается отложившаяся в народной памяти языческая символика «оберегов». Примеры крестьянской усадьбы, в прошлом распространённой повсеместно в северных селениях, сейчас можно увидеть Архангельском музее деревянного зодчества (например, дом крестьянина Пухова, дом боярина Щёголева, построенные в XIX веке). Многочисленные деревянные постройки конца XIX века и сейчас поражают нас своей прочностью в пинежском селе Карпогоры, мезенских Кильце, Заозерье и других северных сёлах. По мере развития Русского централизованного государства, возникает необходимость исполнения крупных государственных заказов (строительство крепостей, храмов, больших гражданских зданий и др.). В связи с этим из среды наиболее опытных и одарённых крестьян и посадских людей выделяются профессиональные артели мастеров- плотников. Высокий уровень мастерства заключался ещё и в многовековом опыте, накопленном при строительстве деревянных сооружений. Эти знания каким-то образом обобщались и регламентировались правилами и расчётами, содержание которых до нас не дошло. Только так можно объяснить феноменально быстрое возрождение городов после частых пожаров и войн.
Заключение Деревянное зодчество по сравнению с каменным недолговечно. Опасны для него пожары, немилосердно и само время. Церковное строение в лучшем случае живет лет 300-350, но для этого необходимо ремонтировать кровли, заменять сгнившие бревна, а то и вовсе перебирать его до основания. В большинстве случаев, такой ремонт делается несвоевременно, и дивные произведения деревянного зодчества гибнут. А ведь каждое из них, несмотря на повторяемость конструктивных приемов, неповторимо, как неповторим и художественный облик тех мест, которые осеняют они своей благодатной красотой.
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Юго-Западный государственный университет»
Реферат на тему: «Деревянные ансамбли русского Севера»
Выполнил: Велюханова В. Ю.
Проверил: Тихонова Т. П.
Курск 2012
Содержание 1. Введение 2. Типы деревянных храмов 2.1. Клетский тип 2.2. Шатровый тип 3. Культовые деревянные сооружения 4. Гражданское строительство 5. Заключение
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|