Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Биосферная нравственность




Ф.Я. Шипунов

В наши дни слова «биосфера», «экология» стали все чаще повторяться и вошли в обычный обиход. Они появились на устах натуралистов еще в XIX веке и ныне широко распространились, но подлинную их суть знают немногие. А не понимая их значения, мы живем, действуем, работаем, творим, как впотьмах. И в этом трагедия жизни людей.

Чтобы правильно, осмысленно жить на Земле, надо знать, где жить, как жить, почему жить. Все мы живем в биосфере. Но что такое биосфера? Кратко можно ответить так. Биосфера есть единая живая ткань, покрывающая планету. Она обладает тончайшим строем, удивительным ладом и сказочным порядком. Она и есть непосредственная окружающая природная среда, без которой жизнь человека, всякого живого существа невозможна. Она выступает не только как поприще, но и как детище духовно-нравственной деятельности человека.

Но что такое его духовно-нравственная деятельность в биосфере? В результате антиэкологической и подчас преступной деятельности человека еще 10—15 лет тому назад с лица Земли исчезали один животный вид в год и один растительный вид в день. К наступающему новому веку будут исчезать один животный вид и один растительный вид в час! Но уничтожение даже одного вида есть для биосферы катастрофа!

Разумеется, что с исчезновением, скажем, сурка или ковыля не наступит мгновенное всеобщее бедствие, но оно ускорит его приближение. Почему? Да потому, что при этом разрывается единая живая ткань на планете и образуется всякий раз очаг «раковой опухоли».

Жизнь на Земле может быть только во взаимо-обусловленности, взаимозависимости, всеобщей солидарности всех ее живых существ. Таков основной закон земной жизни! Ясно также, что существует определенный предел убывания числа видов, за которым биосфера (и человечество) покатятся в пропасть.

Достигнут ли такой предел? Пока нет, но он близок! С духовно-нравственной точки зрения это есть подлинное распятие человеком земной жизни, что ведет к его позорному самораспятию. Ибо жизнь человека буквально зависит от каждой капли воды, каждой песчинки, мельчайшей крупицы живого, одного пробившегося сквозь облака луча, пришедшего к нам из далеких просторов Вселенной.

Но, к своему стыду, человек считает, что он зависит от самого себя. И, обладая такими самосознанием, самочувствием и своеволием, он уже давно выступает как источник злобесия: калечит и убивает каждую живую клетку, изменяет и загрязняет каждую каплю воды и каждый кубический сантиметр воздуха, не дает солнечному лучу делать благое дело, превращает в мертвечину живую плоть Земли, уродует ее красоту, навеки позорит ее пред ушедшими, нынешними и будущими поколениями людей.

Но что может быть хуже и злосчастнее позора земли? Разве есть что-нибудь ниже в действиях разумных существ, чем позор земли? Нет, ничего! Этого не прощает Земля! И здесь все сказано до конца! Все живые существа, все разумные существа, их окружающая среда — биосфера, Земля и окружающая ее космическая среда — есть объекты нравственного действия людей, и никогда не уйти им от суда за все хорошее и плохое, что они сделали.

Но чтобы нравственно верно действовать, надо прежде знать: что должно и что не должно делать, живя в мире. Скажем самое, как нам кажется, важное.

Прежде всего не должно делать — много или мало — и выбрасывать в биосферу отравляющие вещества — ядохимикаты, фреоны, полихлорбифенилы и весь им подобный арсенал искусственного химического мира, который никогда не существовал в окружающей среде.

Потому что никакая доля этих инородных веществ не сохраняется в ней только в месте выброса и не исчезает сама собой, а проникает во все ее части, как и во все это целое, во все живые организмы, в той или иной степени изменяя и поражая их, как и всю биосферу.

Потому что всякое из этих веществ, взаимодействуя с природным, порождает в биосфере десятки и сотни других, так называемых парагенетических веществ (префикс «пара» — рядом, около, возле), многие из которых становятся более ядовитыми, чем исходные. К таким опасным для жизни веществам, например, относятся метилртуть, соли урана, металлорганические соединения, природный фосген и т. д.

 

Не должно повышать радиационный фон биосферы, выбрасывая в нее искусственные радиоактивные изотопы от атомной энергетики и промышленности, ибо каждый такой радиоактивный изотоп вносит свой разрушающий вклад в биологический процесс, убивая каждую живую клетку, а все радиоактивные изотопы (их более 600!) поражают всю совокупность живых клеток, то есть основу жизни. Взрыв атомной бомбы смертелен для жизни, но так же смертельна для нее (и во сто крат!) действующая атомная станция: она есть убийца жизни!

Не должно к тому же добавлять в естественную невидимую — полевую — среду новые электромагнитные и сродные им поля, особенно мощные и сверхмощные, так как и они не исчезают безследно и сказываются на каждом живом существе, в той или иной степени поражая его, на всей биосфере, нарушая ее строй.

Миллионы радиопередатчиков, разбросанных по всей планете, в том числе телевизионных, не только могут разлагать нравственный мир человека, но и вносить нарушения в связь между живыми существами и, следовательно, гасить их жизнь, ибо не только человек, но и все живые существа используют определенные электро-магнитные волны в организации своей жизни.

Не должно растрачивать энергию биосферы и ее окружения, сосредоточенную в наиболее доступной ее части, в геологических запасах свободного кислорода, потому что ни в биосфере, ни в ее окружении нет ни одной калории лишней энергии, которая могла бы быть использована даром и без последствий. Эта энергия есть «основной капитал» природы!

Не должно уничтожать, и разрушать виды газовых, жидких и твердых минералов (запомним, окружающие нас воды и газы — тоже минералы!), виды растений и животных, потому что они есть не только продукт физико-химического и биологического равновесия, но и носители этого равновесия, определяющего весь строй биосферы.

И живительный воздух как сложная смесь газов, и столь же живительная пресная вода, и загадочный перегной, и подстилающая его глина, и стрекоза, и муравей, и ничтожная почвенная бактерия, усваивающая азот из воздуха, и золотистая рожь — подлинные носители строя, порядка и лада нашей природы, то есть самой жизни во всем ее величии.

Возможна ли земная жизнь, скажем, без дождевого червя или шмеля? Нет, невозможна! Дождевой червь готовит плодородие почв, обеспечивая их живительным воздухом, а шмель, как главный опылитель многих растений,— благодетель их высокой продуктивности и жизнестойкости. И то же можно сказать о многих и многих видах животных.

 

Не должно тем более уничтожать и разрушать главные «кирпичи», слагающие биосферу — леса, луга, степи, болота, реки и озера, эстуарии, заливы, моря и т. п., где сложным образом взаимосвязаны и взаимодействуют многочисленные виды, структуры живой и неживой природы, потому что они есть не только продукт единого равновесия биосферы, но и носители ее стройного целого. Та пядь земли хороша, богата, обильна и красива, в которой рядом жительствуют лес и река, луг и озеро, поле и болотце. Уберете любое из них — и погибнет благодатная земля!

Далее, не должно создавать строй биосферы техническими средствами и, следовательно, заменять его неким техническим сооружением, потому что это есть отказ от более совершенной природы в пользу менее совершенной, это есть перевод биосферы на более низкую качественную ступень, на путь, влекущий за собой дальнейшую ее деградацию и распад всей системы жизнеобеспечения на планете.

Никто и никогда не создаст искусственно живой клетки, как никто и никогда не заменит с помощью техники естественную лесную экосистему — сосновый брусничный бор — искусственной, ибо лесная сосновая дебрь есть плод и результат напряженных творческих способностей Вселенной. Человеческие творческие способности безмерно малы пред творческими силами последней!

Должно же, прежде всего с помощью природных процессов, воспроизводить для наших нужд естественные вещества и материалы, которые обычны в биосфере и разлагаются микроорганизмами, то есть естественным путем, и надо только уметь воспользоваться этими процессами. Тот, кто первый заменил природные ткани из льна, хлопка или шерсти химическими тканями, совершил зловредный шаг: подвергнул жестокой опасности здоровье человека и надругался над природной творческой силой земли!

Должно также сохранять естественный электромагнитный и иной полевой мир (включая радиоактивный) и при пользовании им исключить новые источники излучения, вызывающие как физическое поражение живых существ, так и информационные сбои в планетной жизни. В естественной природе было предостаточно «органов» электромагнитного сообщения, и надо было умело ими восполь-зоваться. А новый дополнительный искусственный радиационный фон? Ныне построено такое количество атомных реакторов, которое превратило биосферу в один гигантский бурлящий атомный «котел». В этом «котле» радиоактивный процесс уже в 40 тысяч раз превзошел подобный же процесс во всей земной коре. Это есть преступная акция, грозящая миру радиоактивной катастрофой.

 

Должно новую энергию получать посредством расположения на пути следования потока солнечной энергии биологических и технических приемников, способных преобразовать ее в целях защиты и расширения жизни на планете. Ветряки за околицей, где высока продуваемость, мельницы на ключах и речках с разборными плотинами для прохода рыбы, парники на огороде у каждого дома и на окраинах полей, колосистые рожь и пшеница на них, хозяйственный биогаз, солнечные панели на крышах домов и строений для их обогрева, парогазотурбинные установки — вот система трансформации солнечной энергии в полезную для нас и нашего хозяйства.

Должно к тому же всю нашу техническую деятельность подчинить целям совершенствования строя биосферы, а технические процессы подчинить природным. Будем помнить: машина — только подспорье (и то не всегда!), а не самоцель нашего хозяйствования в природе.

Далее, должно каждый вид газовых, жидких и твердых минералов, каждый вид животных и растений, а также любое природное единство биосферы, где сложным образом взаимосвязаны и взаимодействуют эти виды живой и неживой природы, рассматривать и оберегать как драгоценное наше достояние, как продукт длительного планетно-космического процесса и как носителей этого строя биосферы и ее окружения.

Оглянись вокруг себя и увидишь это единство, все величие природы! Всякий раз, как проходишь мимо вековой дубравы — тихо приподнятой к небу земли, поклонись ей в благоговении, ибо ничего нет и не будет в мире более сложным под Солнцем, чем она! Поэтому-то должно физическую обстановку данного мира и живые существа, его населяющие, рассматривать как зависимые друг от друга, а жизнь — как высшую цель существования материального мира.

Прежде чем сделать шаг на земле, оглянись и посмотри, куда ступаешь и зачем ступаешь: не ровен час нарушишь Космос! Убитое под твоей ногой живое существо, пусть самое малое и неказистое,— всемирная трагедия! Все это мы достаточно ясно и полно видим в биосфере: в ней господствует великий закон единства и солидарности всех созданий природы.

Все ее части и элементы, от минерала до человека включительно, связаны и солидарны между собой, то есть являются носителями удивительного строя, лада и порядка мира. Потому сохранение каждого живого существа надо рассматривать как сбережение биосферы, то есть целого сложного мира — нашей актуальной второй половины, а сохранение самой биосферы — как сбережение целой Вселенной — нашей потенциальной второй половины. То же самое относится и к человеку, так как биосфера для него есть живое дополнение, а Вселенная — поле зрения его существования.

Наконец, должно считать целью введения биосферы в наше хозяйство — поддержание, защиту и расширение жизни, а само наше хозяйство — трудовой защитой и расширением жизни, трудовым ее воспроизводством. И надо, чтобы эти основные положения должного пронизывали все ее мельчайшие поры. Посадил одно дерево — хвала тебе, посадил два — благодарность от всех, три — вечный нравственный подвиг! Поле пшеницы, взращенное твоим трудом, взлелеянное твоими руками,— такой же нравственный подвиг! А уж ребенок, рожденный тобой, воспитанный к духовной и нравственной жизни, подготовленный к свершению нравственного подвига, готовый пожертвовать собой ради любви к Родине и Отечеству,— твое и наше преддверие славного безсмертия!

А что, если все «должное и недолжное», уложенное в нескольких основных положениях, мы не будем принимать к обязательному исполнению? Тогда при наших современных темпах и масштабах изменения природы мы реально приблизимся к роковому вопросу, который никогда еще не стоял перед нами: вероятно ли исправляющее воздействие космических творческих сил (и прежде всего через физическую ответную реакцию системы Земли или Солнечной системы) на такое изменение биосферы, которое превысит некоторый пороговый уровень?

И каковы возможные последствия такого воздействия? Другими словами, будут ли и дальше эти силы оставлять нас безнаказанными за все содеянное, стихийное и противное им? Кто знает, какие испепеляющие лучи ждут нас как расплата за то, что мы все больше нарушаем электромагнитный и ядерный строй природы, что мы не знаем и подчас не хотим знать ее истинного лика, мощи и величия, и, следовательно, не можем исполнять в ней нашего предназначения.

Но, исходя из закона вселенского Всеединства, гласящего о том, что «все связано со всем и все находится во всем», это исправляющее воздействие, которое начнется с ответной реакции Земной, Солнечной или даже Космической систем, вполне возможно, ибо они будут стремиться ликвидировать возмущения в строе биосферы в соответствии с принципом: высшая надсистема обладает большей «компетентностью», чем низшая, то есть биосфера.

Следствия же этого могут быть неожиданными для каждого из нас, для всего человечества и будут иметь не только биосферное, но и сверхбиосферное и даже сверхземное значение. Они могут свидетельствовать о том, что «позора земли никогда не прощает Земля».

 

Твоя о Боже сколь щедра рука

Во дни творения, во все века и ныне.

Она премудро в мире создала

Природу всю для моего спасения.

 

Весна, рожденье, первые цветы,

Как робкие шаги младенца

И так легко нам дышится в груди

Еще не разрывалось страстью сердце.

 

Под солнцем растоплю я в сердце льды,

А ливень затяжной омоет душу.

Вот, побелели к жатве колоски –

Хлебами теплыми одарят щедро в стужу.

 

Уж осень и все собраны плоды,

Их раздавать рука не оскудеет.

Вот, пожелтели листья, на власы

Пал иней – седина моя белеет.

 

Зимой прекрасны снежные поля,

Как будто небо на земле синеет.

Деревья в белых ризах, холода…

Под вечер жизни крест наш каменеет.

 

 

р.Б. Димитрий

 





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015- 2021 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.