Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Запоминание, условия и приемы.

Понятие памяти.

С помощью ощущений и восприятия мы получаем информацию. Но мозг не только получает её, но и хранит, накапливает и, если необходимо, воспроизводит. Образы предметов и явлений, которые возникают в мозгу в результате воздействия их на анализаторы, не исчезают бесследно после прекращения этого воздействия. Они сохраняются в виде представлений памяти, хотя сами предметы уже не воздействуют на анализаторы.

Представления памяти — это образы предметов и явлений, которые мы воспринимали ранее, а сейчас мысленно воспроизводим.

Представления (виды)

           
     
 


Зрительные Слуховые Обонятельные Вкусовые Осязательные

(стол, стул) (муз.произвед., (запах кофе, лимона, (вкус сахара, (прикосновение

чириканье) розы) апельсина) к тверд., мягк.,

ворсистому)

 

Представления памяти — это вторичный образ предмета или явления, сохраненный в памяти. Поэтому, представления бледнее, недостаточно четкие, яркие, не так богаты деталями (неполны), неустойчивы, по сравнению с самим предметом. Но без представлений невозможно было бы воспроизвести прошлый опыт, сохранить его в памяти.

Память — это запоминание, сохранение и последующее воспроизведение человеком его опыта.

Память — это запоминание, сохранение и последующее воспроизведение того, что мы раньше воспринимали, переживали, делали.

Значение памяти велико. Все, что мы знаем, умеем есть следствие способности мозга запоминать, сохранять образы, мысли, переживания. Без памяти невозможна ни одна деятельность, не может быть осуществлена ни одна другая психическая функция. И сама память невозможна без участия других психических процессов.

И.Сеченов отмечал, что без памяти наши ощущения и восприятия, «исчезая бесследно по мере возникновения, оставляли бы человека вечно в положении новорожденного».

Память — сложнейший психический процесс. И.Блонский указывал, что проблема памяти является «ровесницей психологии как науки». Но несмотря на многочисленные исследования, все еще не создано единой теории механизмов памяти. Существует немало теорий, но все они носят умозрительный характер. Наука еще далека от того, чтобы дать действительно точное и полное описание механизмов памяти.

Физиологическая теория памяти (о.Хебб). Информация запоминается благодаря возникновению электрической импульсивной активности в замкнутых цепях нейронов, а переход этой информации в долговременную память связан с устойчивыми изменениями, возникающими в результате многократного прохождения импульсов через одни и те же синапсы.

Биохимическая теория памяти предполагает, это память функционирует благодаря определенным химическим изменениям в нервных клетках. Сигналы из внешнего мира вызывают химические изменения в нервных клетках. Происходит перегруппировка между различными типами белковых молекул нейронов и материал запоминается.

Ученые проводили множество химических исследований. Вводились различные фармакологические вещества, которые подавляют либо стимулируют синтез белка. Было выявлено, что память легче нарушается под воздействием некоторых веществ сразу после обучения. Чем больше интервал между обучением и введением вещества, тем большая доза вещества требуется для стирания следов памяти.

Интересны опыты по переносу памяти одного животного к другому. Черви-планарии охотно поедают друг друга. Используя это, провели опыт. Одну планарию обучили сокращаться на свет, потом ее скормили, измельчив, другой. Опыт одного червя частично передался другому (опыт Мак-Коннела).

В 1966 Дж.Унгар провел опыт по перенос памяти у крыс и мышей. Крысы вздрагивают от громкого звука. 9 дней их приучали не вздрагивать. Затем мышам вводили мозговую жидкость, взятую у обученных доноров. Мышам, получившим такую инъекцию, потребовалось 1-2 дня для подавления реакции испуга, у не получивших — требовалось больше дней, чем у крыс (более 9). В другом эксперименте одну группу животных приучали к громкому звуку, а другую — к обдуванию воздухом. После инъекций у необученных животных появлялся перенос памяти в отношении лишь того воздействия, которому был приучен донор. Если возможен перенос информации, хранящейся в памяти, то тогда возникает предположение, что следы памяти кодируются в химических веществах, которые могут свободно перемещаться в организме и передаваться от одного животного к другому. Однако окончательно вопрос о переносе памяти нерешен.

Психологические теории памяти связаны с психическими механизмами запоминания. Самая известная — ассоциативная.

Запомнить что-то, это значит установить связь нового с тем, что уже имеется в сознании человека. Связь между отдельными представлениями, при которой одно из этих представлений вызывает другое — ассоциация.

Ассоциация — связь между отдельными предметами, событиями, фактами или явлениями, отраженными в нашем сознании и закрепленными в нашей памяти.

Выделяют такие виды ассоциаций.

Ассоциации по смежности: восприятие или мысль об одном предмете или явлении влечет за собой припоминание других предметов или явлений, смежных с первыми в пространстве или во времени (алфавит, последовательность действий, таблица умножения).

Ассоциации по сходству: образы предметов, явлений или мысли о них вызывают воспоминание о чем-либо сходном с ними (ива — женщина в горе, незнакомый человек похож на знакомого).

Ассоциация по контрасту: связываются противоположные, резко различные явления и предметы (шум — тишина, высокое —низкое, пустыня — лес, белое — черное и т.п.)

Ассоциации по смыслу: сложные ассоциации, комплексные. В основе их лежит понимание зависимости одних явлений от других (часть и целое, причина и следствие, вид и род и т.д)

Таким образом, в основе памяти лежит свойство нервной ткани изменятся под влиянием раздражителей, сохранять в себе следы нервного возбуждения. «Следы» — это изменение в нейронах. В коре головного мозга как бы проторяются пути для возбуждения, вследствие чего нервные связи в дальнейшем возникают легче и быстрее. Образование, сохранение и возобновление временных связей составляют физиологическую основу памяти. Эти связи возникают на основе бывших восприятий, без непосредственного воздействия на органы чувств, на основе слова. Какие механизмы включают и регулируют нашу память науке ещё предстоит ответить.

 

Виды памяти.

Формы проявления памяти весьма многообразны, так как память связана с различными сферами жизни человека, с его особенностями.

В основу классификации памяти положены несколько критериев.

1 критерий — объект запоминания (что запоминает человек?): образная (зрительная, слуховая, осязательная, обонятельная, вкусовая память).

2 критерий — степень волевой регуляции, целенаправленность (как запоминает?): непроизвольная и произвольная память.

3 критерий — длительность сохранения информации (как долго?): кратковременная, долговременная и оперативная память.

4 критерий — способ запоминания (как запоминает?): механическая и смысловая.

Рассмотрим виды памяти.

1. А)Образная память — это запоминание, сохранение и последующее воспроизведение ранее воспринимавшихся предметов и явлений.

Подвиды образной памяти: зрительная, слуховая, осязательная, обонятельная и вкусовая.

Благодаря зрительной памяти мы можем вспомнить то, что воспринимали зрением: лицо матери, отца, вид самолета, машины, сияние солнца и т.п.

Слуховая память сохраняет разные звуки: журчание реки, трель соловья, лай собаки и т.п.

Обонятельная память дает возможность помнить запахи духов, лекарственных трав, лимона, молока и т.п.

Осязательная память хранит ощущения тепла, холода, укола, тесной обуви.

Вкусовая — вкус лимона, апельсина, свежего хлеба, растительного масла и т.п.

1. Б)Словесно-логическая память выражается в запоминании, сохранении и воспроизведении мыслей, понятий, словесных формулировок. Этот вид памяти специфичен только для человека. У животных есть три остальных вида памяти по объекту запоминания, а этот отсутствует. Мысли не существуют вне речи, вне слов. Воспроизведение их проходит при помощи слов. Одну и ту же мысль можно выразить разными словами.

В одних случаях запоминается и воспроизводиться только общий смысл учебного материала, а не каждое слово. В других случаях — точное, буквальное, словесное выражение мыслей (правила, теоремы). Если ученик дословно воспроизводит учебный материал, но не понимает его смысл, то это механическое запоминание, а не логическая память.

Чем меньше развита речь школьника, тем труднее ему выразить смысл своими словами. Надо учить ребят осмысливать материал, побуждать пересказывать учебный материал своими словами.

1. В) Двигательная память проявляется в запоминании и воспроизведении движений и их систем. Она лежит в основе выработки и формирования двигательных навыков (ходьбы, письма). Если бы ее не было, то человеку пришлось бы все время заново учиться ходить, писать, плавать и т.п.

Двигательная память развивается раньше других видов памяти (в первый месяц жизни). Люди с хорошей двигательной памятью обычно ловкие, умелые.

1.Г) Эмоциональная память — память на пережитые чувства. Помня свои переживания, мы стремимся туда, где нам было хорошо и приятно, и стараемся избегать ситуаций, где мы испытали страх и горе. Эта память позволяет регулировать свое поведение. Испытав радость от хорошего поступка, ребенок стремиться его повторить и наоборот. Воспроизведение ранее пережитого чувства возможно при определенном условии: повторном восприятии или припоминании того, что связано с ним в прошлом.

2. Непроизвольная память — это память, когда человек не ставит цель запомнить, не применяет специальных приемов, материал запоминается сам собой без волевых усилий (интересный случай, книга, фильм и т.п.) Следовательно, на уроках необходимо приводить интересный фактический материал.

Если ставиться цель, используются специальные приемы для улучшения запоминания, прилагаются волевые усилия — это произвольная память.

Произвольная память занимает ведущее место в деятельности, в процессе обучения. В развитии памяти непроизвольное запоминание предшествует произвольному.

3.А)Ряд ученых выделяет мгновенную память. Мгновенная память связана с удержанием точной и полной картины только что воспринятого органами чувств, без какой бы то ни было переработки полученной информации. Эта память — непосредственное отражение информации органами чувств. Ее длительность от 0,1 сек до 0,5 сек. Представляет собой полное остаточное впечатление, возникающее от непосредственного восприятия стимулов. Это — память-образ.

3.Б)Кратковременная память (КП) –— это процесс небольшой длительности (сек или мин), но достаточной для точного воспроизведения только что происшедших событий, воспринятых предметов и явлений. Воспринял — произвел — забыл.

Объем кратковременной памяти индивидуален (7+2). Им в первую очередь определяется механическая память. Эта память работает без предварительной сознательной установки на запоминание, но зато с установкой на последующее воспроизведение материала.

С особенностями КП связано такое свойство, как замещение. Оно проявляется в том, что при переполнении индивидуального объема КП человека вновь поступающая информация частично вытесняет хранящуюся там, и последняя безвозвратно исчезает, забывается, не попадает в долговременное хранилище. Бывает, нам только что представили человека, назвали его ФИО, но через некоторое время мы н можем это вспомнить, особенно, если этот человек говорит. Новая информация (то, что говорит человек) вытесняет старую (ФИО).

КП играет большую роль в жизни человека. Благодаря ей перерабатывается самый большой объем информации, сразу отсеивается ненужная и остается полезная. Вследствие этого не происходит перегрузка ДП, экономится время человека. КП является промежуточным хранилищем и фильтром, который пропускает нужную, отобранную информацию в ДП.

Необходима КП и для организации мышления (увидели факты, осмыслили), и для общения.

3.В)Долговременная память(ДП) — это память, способная хранить информацию в течение практически неограниченного срока. Этот вид памяти характеризуется длительностью и прочностью сохранения воспринятого.

Эта память — «кладовая» наших знаний, которые нужны человеку вообще, а не в данный момент. Информация, попавшая в хранилище ДП, может воспроизводится человеком сколько угодно без утраты. Наоборот, воспроизведение информации способствует сохранению её в ДП.

Если КП похожа на фотографирование (восприняли и воспроизвели без обработки материала), то В ДП происходит обобщение и систематизация, знания как бы раскладываются по полочкам.

Механизм закрепления впечатлений имеет две стадии. На 1-й стадии после воздействия раздражителя возникает кратковременная электрохимическая реакция, которая не вызывает стойких биохимических изменений в нейронах мозга (слабый след). Это механизм КП. Если информация впечатляет, сильна эмоционально, ярка, имеют место повторения, то наступает на основе 1-й стадии 2-я стадия — происходит биохимическая реакция. Это механизм ДП. Если 1-я стадия закончится раньше, чем наступит 2-я, то запоминание на длительный срок не произойдет. Информация переходит в ДП, если мы многократно воспринимали ее, при восприятии возникали сильные эмоциональные переживания, если она значима для нас.

3.Г)Оперативная память (ОП) — это память, связанная с запоминанием чего-то на время, необходимое для выполнения определенной работы.

Н-Р, для решения задачи необходимо помнить условие задачи, промежуточные результаты. В дальнейшем, после решения, это можно забыть. Этот вид памяти по длительности хранения информации и своим свойствам занимает промежуточное положение между КП и ДП.

Все виды памяти необходимы и самоценны и взаимодействуют между собой.

Процессы памяти.

Основными процессами памяти являются запоминание, сохранение и забывание, воспроизведение и узнавание.

А)Запоминание — это закрепление тех образов и впечатлений, которые возникают в сознании под воздействием предметов и явлений действительности в процессе ощущения и восприятия.

Физиологическая основа — образование следов возбуждения и нервных связей. Запомнить — значит связать новую информацию с уже имеющейся. Запоминая образы, мысли, чувства, слова, движения, мы запоминаем их в определенной связи друг с другом.

Запоминание может быть непроизвольным и произвольным, механическим и смысловым (осмысленным). При непроизвольном запоминании человек не ставит цель запомнить и не производит волевых усилий. Запоминание происходит «само собой». Произвольное запоминание, когда ставится цель, прилагаются усилия, используются специальные приемы.

Систематическое, планомерное, специально организованное запоминание с применением определенных приемов называют заучиванием.

Механическое запоминание — это последовательное заучивание отдельных частей материала без опоры на смысловую связь между ними. Основано на простом повторении. Осмысленное запоминание основано на понимании смысла, осознании отношений и логической связи между частями запоминаемого материала, между новым материалом и имеющимися знаниями. Основано на понимании, связано с мышлением.

К механическому запоминанию уч-ся прибегают тогда, когда

1) не могут понять или ленятся понять смысл прочитанного,

2) если учитель требует знать так, как в учебнике,

3) если материал не имеет осмысленности (адрес, ФИО, № телефона и т.п.).

Механическое запоминание не экономно, требует больше времени и механически заученный материал быстрее забывается. Однако если необходимо запомнить материал, который не имеет осмысленности, то мы прибегаем к механическому запоминанию. Механическое запоминание в сочетании с осмысленным полезно.

Б)Сохранение и забывание — две стороны процесса удержания воспринятой информации. О сохранении материала мы говорим, если нет его забывания, а забывание — это плохое сохранение.

Сохранение — это удержание информации в памяти, т.е сохранение следов и связей в мозгу.

Забывание — исчезновение, выпадение из памяти, т.е угасание, стирание следов, затормаживание связей.

Забывание может быть негативным и позитивным. Негативное забывание заключается в том, что человек забывает нужную, необходимую информацию. Позитивность забывания заключается в том, что человек не перегружает мозг массой ненужных сведений, а также способен забыть неприятные моменты. Если их помнить все время, то жизнь станет сплошным кошмаром. Забывается прежде всего то, что не имеет для человека жизненно важного значения, не вызывает интерес, не занимает место в деятельности человека.

В) Воспроизведение. Воспроизведение может протекать а трех уровнях: узнавание, само воспроизведение, припоминание.

Узнавание — самая простая форма воспроизведения.

Узнавание — это появление чувства знакомости при повторном восприятии чего-либо.

Н-р, мы не можем вспомнить мелодию, фамилию человека, но стоит только услышать их, и мы узнаем, т.е. осознаем, что раньше воспринимали. Значит это не совсем забыто, иначе чувство знакомости не появилось бы.

Физиологическая основа — слабый минимальный след.

Воспроизведение — процесс появления в сознании представлений памяти, актуализация закрепленной ранее информации.

Воспроизведение характеризуется тем, что образы, закрепленные в памяти, возникают без опоры на вторичное восприятие тех или иных объектов.

Физиологическая основа — стойкий, прочный след.

Узнавание более простой процесс. Узнать легче, чем воспроизвести. Поэтому, при оценке эффективности запоминания, ориентироваться надо на воспроизведение. Узнавание не может быть показателем прочности запоминания, только воспроизведение.

Воспроизведение может быть непреднамеренным (непроизвольным), когда информация вспоминается сама собой, без усилий, без намерений, и преднамеренное, в результате поставленной цели.

Если воспроизведение связано с затруднениями, то мы говорим о припоминании.

Припоминание — наиболее активное воспроизведение, которое связано с напряжением и требует волевых усилий.

Успех припоминания зависит от того, в какой логической связи забытый материал находится с сохранившимся в памяти.

Припоминая, человек пользуется различными приемами:

1. Использование ассоциаций. Где положили ключ? Воспроизводим в памяти обстоятельства, связанные с тем, что припоминаем.

2. Опора на узнавание. Забыли отчество и перебираем все, в надежде узнать, испытав чувство знакомости.

Совет К.Д.Ушинского: не подсказывать нетерпеливо ученику, старающемуся припомнить материал, так как полезен сам процесс припоминания, –то, что удалось припомнить самому ученику, будет в дальнейшим помниться хорошо.

 

Запоминание, условия и приемы.

Запоминание –это процесс памяти, обеспечивающий сохранение в памяти материала.

На продуктивность запоминания информации влияют многочисленные факторы.

Объективные факторы: характер запоминаемого материала(осмысленность, связность, понятность, наглядность, ритмичность), количество материала, обстановка.

Субъективные факторы: тип запоминания, предшествующий опыт, установка, интерес, состояние организма.

Все эти факторы в определенном виде являются условиями успешного запоминания. ( Конспект с.121, Опоры Сх.9.2с. 38.)

1. Сочетание осмысленного и механического запоминания (то, что не возможно осмыслить)

2. Установка на запоминание, характер установки. Не просто запомнить, а прочно, на длительное время (пример, Крутецкий В.с. 124).

3. Успешность запоминания зависит от активности и самостоятельности ученика, от характера его деятельности. Исследования Зинченко доказали, что непроизвольное запоминание (без установки) может быть эффективнее произвольного. В опытах Зинченко непреднамеренное запоминание картинок в ходе деятельности, целью которой была их классификация (без задачи запомнить), оказалось выше, чем в случае, когда перед испытуемыми была поставлена задача картинки запомнить.Т.е активная работа с материалом даже без установки на запоминание может привести к прочному запоминанию. Поэтому учителю необходимо сочетать установку и организацию деятельности.

4. Лучше запоминается то, что вызывает у нас какие-либо чувства, связано с нашими интересами и желаниями. Совершенно не запоминается безразличнй и неинтересный материал. Что легче запомнить — приятное или неприятное? Оказалось, что легче забываются приятные и неприятные события, если они потеряли значимость и не ассоциируются с сегодняшними интересами, а также с перспективами на будущее. И, наоборот, и приятные, и неприятные события можем помнить долго, если они связаны с нашей сегодняшней жизнью, с будущим и интересами.

5. Лучше запоминается то, что связано с материалом, имеющимся в памяти, материал, связанный между собой по смыслу (ассоциации).

6. Необходимо развитие волевых качеств: сила воли, настойчивость, целеустремленность.

7. Лучше запоминается разнообразный материал, поэтому после математики лучше запоминать стихи, чем изучать физику.

8. Повторение, чередующиеся с воспроизведением. Если воспроизводим, то это помогает установить, что еще не запомнили. Следовательно, при последующем повторении обратим внимание на эти части материала. Есть два способа повторения: концентрированное (сплошное), когда материал заучивается в один прием, повторение следует одно за другим без перерыва, и распределенное, когда перерывы есть. Исследование показали, что второй способ продуктивнее. При первом быстрее наступает утомление. В эксперименте необходимо было выучить стихотворение. При концентрированном способе уч-ся потребовалось 24 повторения, при распределенном — 9. Рекомендуется вначале полностью прочесть материал, а потом учить его по частям.

9. Систематизированный материал легче запоминается и дольше сохраняется.

10. Использовать мнемические (мнемотехнические) приемы запоминания (искусственное осмысливание). КОЖЗГСФ — цвета спектра, что я знаю о кругах — число пи, биссектриса — это крыса, которая бегает по углам и делит угол пополам. Л.Черемошкина и В.Шадриков выделяют ряд приемов, повышающие результативность запоминания. Конспект с. 120.

Кроме этого, при организации процесса запоминания необходимо помнить о таких особенностях нашей памяти, которые были выявлены в результате исследований:

1. При запоминании длинного ряда лучше всего по памяти воспроизводятся его начало и конец — «Эффект края».

2. Незавершенные действия запоминаются лучше, чем завершенные — «Эффект Зейгарник». Объясняется это тем, что человек прервал деятельность и осталось напряжение, которое помнится долго. Если выполнил, то забывает, так как потеряло значимость.

 

Забывание.

Забывание — это исчезновение информации из памяти.

Так как часто забывается то, что нам необходимо, то надо бороться с забыванием.

Забывается в первую очередь то, что

1) не применяется 2) не повторяется

3) к чему нет интереса 4) что не существенно для человека.

Забывание может быть полным или частичным, длительным или временным.

При полном забывании материал не только не воспроизводиться, но и не узнается. При частичном — либо воспроизводит не весь и с ошибками, либо только узнает, но не воспроизводит.

Длительное (полное или частичное) характеризуется тем, что на протяжении долгого времени не удается воспроизвести, припомнить информацию.

Временное — когда человек не может воспроизвести необходимую информацию в данный момент, но через некоторое время воспроизводит.

Физиологически это объясняется распадом временных нервных связей (полное) и торможением временных нервных связей (временное).

Процесс забывания протекает неравномерно. В первые часы после получения информации происходит наибольшая потеря информации. В дальнейшем процесс забывания замедляется. Немецкий психолог Герман Эббингауз в 1885 году построил кривую забывания (Сх. 9.3 с.38). Он выяснил, что при механическом запоминании и воспроизведении неосмысленного материала через час забывается 50% материала. Осмысленный материал сохраняется дольше, но если его не повторять, то он тоже будет забыт. Смысловая память хранит в 25 раз больше информации, чем механическая. Следовательно, для уменьшения забывания необходимо

1) понимание, осмысление информации

2) повторение информации (лучше через минут 40, пока не потеряли 50% механически заученной информации, затем в первый день — 2-3 повторения, во второй —1-2, затем в 3-7 день –по одному повторению, и 1 повторение в 7-10 день). То есть повторять тогда, когда еще не забыто, иначе придется учить заново

3) применять на практике

4) знать условия успешного запоминания.

Скорость забывания зависит от объема материала и степени трудности его усвоения.

Забывание протекает быстрее, если материал непонятен, труден, неинтересен, не нужен человеку. Причиной забывания могут быть болезни нервной системы, травмы, ушибы, утомление.

Изучения забывания выявило одну особенность: наиболее полное и точное воспроизведение обычно бывает не сразу после заучивания, а через 1-2 дня, когда материал как бы закрепится в памяти. Такое отсроченное воспроизведение называют реминисценцией (вспоминание), Реминисценция чаще обнаруживается у детей, чем у взрослых. По данным Д.Красильщиковой, у дошкольников случаи реминисценции занимают 74%, у мл. школьников— 45,5%, у подростков — 35,5%.

Необходим определенный период, чтобы материал осмыслился и запомнился. О сне мозг продолжает работу, материал закрепляется без дополнительного повторения.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...