Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Борьба издателей с полиграфистами

Издательское дело в России

В жизни русского человека книги всегда занимали особое место. Наш народ - самый читающий в мире" - с гордостью оценивали мы соответствующие статистические исследования.

Что включает понятие "Издательское дело"

Прежде всего, важно определиться с терминами понятия издательское дело. По мнению генерального директора Книжной палаты Б.В.Ленского, понятие издательская деятельность должно подразумевать производство и распространение непериодических изданий, то есть книг и брошюр.

А если быть еще точнее, то, как подчеркнул директор Центрального коллектора научных библиотек А.П.Кузнецов, наиболее правильным является термин "издательское дело", который включает в себя три подотрасли: издательскую деятельность, полиграфическую деятельность и книготорговую деятельность.

Издательское дело - это часть культуры. Книжная торговля - тоже культура, подчеркнул президент Ассоциации книгораспространителей независимых государств В.А.Сластененко, и эти положения следует закрепить в законе.

В настоящее время единой концепции издательского дела в России пока нет, ее лишь предстоит выработать. В обсуждавшемся проекте закона об издательском деле предполагается определить вопросы государственного регулирования издательского дела (поддержки книгоиздания, ведения государственной библиографии и статистики, приватизации и государственного управления в сфере издательского дела), а также организации самого издательского дела (в частности, порядок его лицензирования).

Сколько в России издательств

В настоящее время лицензии на издательскую деятельность имеют свыше 10 тысяч издательств. Примерно половина из них - реально действующие. При этом возрастает доля негосударственных издательств. По оценке Б.В.Ленского, из 7 крупнейших российских издательств, выпускающих в сумме 1/3 общего книжного тиража, 6 - негосударственные.

В последнее время возрастает роль региональных издательств, около половины действующих издательств работают в Москве и Санкт-Петербурге, остальные - в регионах. Если до 1990 г., отметил Б.В.Ленский, издательства были в 50-60 российских городах, то сейчас почти 200 городов имеют свои издательства, а в 32 городах работает более чем по 20 издательств.

Авторское право для издателей

Закон "Об авторском праве и смежных правах" по издательскому делу и редактированию N 5351-1 от 09.07.93 защищает права авторов издаваемых произведений. Однако при этом он оставляет беззащитными издателей, отмечали участники парламентских слушаний.

М.Д.Аксенова (издательство "Аванта-плюс") считает, что в законодательстве об авторском праве следует закрепить возможность сохранения авторских прав за издателем, а не за автором.

Свою позицию издатели объясняют тем, что структура книжной продукции в последние годы существенно изменилась. Выпускаются не просто отдельные книги, а серии книг.

При этом, если раньше издатель просто выбирал произведение для издания, то сейчас он разрабатывает концепцию серии, подбирает авторов, делает им заказ на произведение. В таких случаях авторское право должно принадлежать издательству, считают книгоиздатели.

Аналогично обстоит дело и с изданиями, казалось бы, противоположной направленности. В.И.Васильев, генеральный директор издательства "Наука" привел такой пример: комментарии к полному академическому собранию сочинений Пушкина пишут научные работники, получая за это зарплату из государственного бюджета. Авторские права на комментарии должны в подобных обстоятельствах тоже принадлежать издательству.

Вообще научные издания бывают, как правило, убыточными. Они высокозатратны, а тираж имеют небольшой. Но продавать их по более высоким ценам - нельзя, так как в этом случае у нас в стране их никто не сможет и не будет покупать. При этом нередко "пираты" вывозят наши дешевые научные издания за рубеж и там перепродают их - законодательство должно защитить отечественных издателей от подобной несправедливости.

Борьба издателей с полиграфистами

Издательское дело, как уже отмечалось, включает в себя непосредственно издательскую деятельность, книготорговлю и полиграфическую деятельность - все эти три подотрасли тесно взаимосвязаны.

Однако, если для издателей и книгораспространителей характерно взаимопонимание и сотрудничество, то с полиграфистами у издателей отношения значительно более напряженные.

Отечественные полиграфисты существенно уступают зарубежным по качеству работы, а цены у них, как правило, не ниже. Оборудование у наших полиграфистов устаревшее и не отвечает современным требованиям.

Например, с 1 января 1998 г. книжная продукция должна иметь штрих-код. А много ли российских типографий способны обеспечить книги правильным (тем, который сможет считать специальная машина, а не условным, размноженным на ксероксе, штрих-кодом)? - отметила А.Н.Звонова, директор издательства "Финансы и статистика".

Поэтому издатели пока не спешат расставаться с зарубежными партнерами и нести заказы в "родные" российские типографии. Возможное введение таможенных пошлин при печати книг за границей, считают издатели, поставит их в безвыходное положение: либо снижать качество книг (потому что наши типографии работают плохо), либо повышать цены. Издатели категорически против введения этих пошлин и уверены, что стимулировать отечественную полиграфию таким способом недопустимо. "Пусть российские типографии повышают качество и тогда мы с удовольствием будем печататься у них".

Спорить с полиграфистами издатели не хотят. Законодательная база, по их мнению, должна быть единой и четко регулировать отношения издательств и типографий. На парламентские слушания, посвященные состоянию полиграфической отрасли и соответствующему законодательству, которые должны состояться в ноябре, Комитет по информационной политике и связи планирует пригласить как полиграфистов, так и издателей.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...