Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Характеристика условий труда




Метеорологические условия при открытых горных работах оп­ределяются особенностями климато-географического района, на­ходятся в прямой зависимости от времени года, суточной периоди­ки и конкретных погодных условий.

В нашей стране добыча полезных ископаемых открытым спо­собом проводится в разнообразных климатических зонах: на юге, в средней полосе, на Урале, в Сибири, на Крайнем Севере. Соот­ветственно в летний период на карьерах юга Украины и других южных зон температура воздуха может повышаться до 30 - 35 ºС, а на карьерах Казахстана и Средней Азии - до 40 - 45 °С и выше. В зимнее время, особенно на карьерах Урала, Сибири, темпера­тура воздуха может понижаться до -30 - 40 °С. Чрезвычайно суров климат на рудниках Заполярья с резкими перепадами температур и высокими скоростями движения воздуха.

Несмотря на то что работы в карьерах проводятся под открытым небом, можно говорить о микроклимате на рабочих мес­тах. С углублением карьеров на каждые 100 м температура воз­духа повышается на 1 - 1,5° С и выше вследствие адиабатиче­ского нагревания, инсоляции и повышения температуры горных пород.

В вечерние, ночные и утренние часы в результате инверсий температура воздуха в карьерах бывает ниже на 1 - 2°С, чем на поверхности. Инверсионные токи воздуха приводят к образованию тумана.

Движение воздуха в глубоких карьерах происходит по сложной аэродинамической схеме с низкой эффективностью проветривания, резким снижением скорости. Относительная влажность воз­духа в карьерах по сравнению с таковой на поверхности подвер­жена незначительным колебаниям, ее градиент в течение суток меняется в пределах 5 - 10%.

В летний период в районах с континентальным климатом, и особенно в южных районах страны, могут создаваться крайне неблагоприятные микроклиматические условия, характеризующие­ся сочетанием повышенной температуры воздуха, инсоляции, вторичного излучения и низких скоростей движения воздуха.

Следует иметь в виду, что в кабинах горных машин без надлежащей теплоизоляции за счет инсоляции и работающих двигателей температура на 10 - 15 °С может превышать наружную.

Работа в таких условиях сопряжена с крайним перенапряжением терморегуляции, избыточными влагопотерями, возможными перегревами.

В зимний и переходные периоды года метеорологические условия на открытых горных работах характеризуются низкими температурами воздуха, нередко в сочетании с сильным ветром и атмосферными осадками. Чрезмерно низкие температуры с сильным ветром в северных и северо-восточных районах страны могут создавать крайне тяжелые климатические условия, затрудняющие работу на открытом воздухе.

Без надлежащих мер защиты возможны обморожения, переохлаждения работающих.

При оценке метеорологических условий следует иметь в виду, что определенные профессиональные группы всю смену или большую часть ее находятся на открытом воздухе - это машинисты буровых станков и их помощники, дорожные рабочие, бурильщики негабарита, взрывники, слесари и электрослесари, подсобные рабочие. Другая часть рабочих, обслуживающих горные машины - машинисты экскаваторов, буровых станков, автосамосвалов, бульдозеров - находятся во время работы в кабинах и защищены от действия наружных метеорологических условий. Микроклимат в кабинах горных машин во многом зависит от их благоустройства. При недостаточной термоизоляции зимой происходит значительное охлаждение рабочих помещений кабин, температура воздуха в них может понижаться до отрицательных значений. В летний период в жаркую солнечную погоду температура воздуха в кабине машиниста превышает наружную на 5 - 10 °С и более.

В настоящее время отечественная промышленность выпускает горную технику с герметичными кабинами, надежной теплоизоляцией и достаточным отоплением, обеспечивающую удовлетворительный микроклимат на рабочих местах даже в условиях Крайнего Севера.

Пылевой фактор. При открытом способе добычи полезных ис­копаемых все основные процессы сопровождаются выделением пыли. Интенсивность пылевыделения зависит от характера тех­нологического процесса, крепости и влажности горных пород, спо­соба транспортировки и состояния автодорог, ориентировки отно­сительно розы ветров.

Основные источники пылевыделений - бурение скважин и шпуров станками вращательного действия, перфораторное бурение, процессы экскавации, транспортировка автотранспортом, работа скреперов, бульдозеров. Определенное значение для загрязнения воздуха карьера пылью имеют взрывные работы, сдувание пыли с бортов карьера, внешних отвалов.

При перфораторном бурении пыль загрязняет окружающую атмосферу в момент продувки шпуров сжатым воздухом. При бурении станками вращательного действия источниками пылеобразования являются разрушение горной массы и процесс замены буровой штанги. При экскавации, транспортировке и разгрузке запыленность воздуха в большей степени зависит от времени года: снижается при выпадении интенсивных осадков осенью и при таянии снега весной, резко возрастает в летнее время. Много пыли может выделяться на карьерных дорогах при интенсивном движении мощных автосамосвалов. Эта пыль не только проникает в кабину водителя, но и распространяется по всему карьеру. Интенсивность пылеобразования на дорогах зависит от их состояния, вида покрытий, увлажнения. Дополнительным источником пылеобразования на дорогах являются ветры, сдувающие осевшую пыль. Этот фактор приобретает большое значение не только в летний период, но и зимой при отсутствии снежного покрова.

Концентрация пыли колеблется в очень широких пределах - от единиц до сотен миллиграммов на 1 м3. Особенностью пылевого фактора на карьерах является крайнее непостоянство уровней. Концентрация пыли на рабочих местах после прекращения того или иного процесса, вызывающего интенсивное пылеобразование, через 2 - 10 мип, как правило, снижается до величин постоянной запыленности всего карьера (обычно от 0,3 до 2 мг/м3) (рис. 41). В карьерах, расположенных в пустынных районах с засушливым жарким климатом, в летне-осенний период запыленность общей атмосферы достигает более высоких уровней – 6 - 8 мг/м3, а в кабинах машинистов экскаваторов запыленность в указанное время года может составлять от 10 - 15 до 30 мг/м3. Содержание пыли на отдельных рабочих местах в карьерах в значительной степени зависит от направления и скорости движения ветра.

Рис. 41. Динамика содержания пыли в воздухе кабины машиниста экскаватора.

Пыль в карьерах имеет, как правило, высокодисперсный состав. Как показывают специальные исследования, основное количество пылинок (свыше 90%) имеет размер менее 5 мкм. Содержание крупнодисперсной пыли размером более 10 мкм незначительно - 0,5 - 2,5%. Лишь при перфораторном бурении и в кабинах самосвалов частицы пыли свыше 10 мкм составляют от 4,5 до 21,5%.

По составу пыль на карьерах может быть преимущественно породной, рудной или угольной, а также соответствующей добываемому горнохимическому сырью. Работающие в карьерах подвергаются воздействию смешанной пыли, чрезвычайно разнообразной по минералологическому составу. Содержание свободного диоксида кремния колеблется в значительных пределах - от 1 до 50% и более.

В состав пыли при добыче полиметаллических руд могут входить такие элементы, как оксиды железа, алюминия, кальция, магния, соединения меди, цинка и др.

По физико-химическим свойствам при бурении, взрывах, экскавации и погрузке пыль относится к свежеобразованной аэрозоли дезинтеграции; на автодорогах, при сдувании с бортов, отвалов она представляет собой старую (осевшую) аэрозоль.

Вредные газы. Основными источниками выделения вредных газов являются взрывные работы, работа автотранспорта, тепловозов, скреперов, бульдозеров, самовозгорание полезных ископаемых, процессы их окисления, естественное выделение газов из разрабатываемых месторождений, а также поступление в карьер загрязненного воздуха от расположенных вблизи обогатительных фабрик.

Атмосфера карьеров загрязняется оксидом углерода, оксидами азота, акролеином, формальдегидом, кроме того, могут встречаться сернистый газ, сероводород, метан, радон, торон.

Источниками оксида углерода являются работа двигателей машин и пожары. Оксиды азота образуются главным образом в процессе взрывных работ, а также поступают в воздух в составе выхлопных газов дизельных автомашин и другой техники.

Наряду с оксидами азота выхлопные газы содержат в своем составе формальдегид и акролеин. Сернистый газ скапливается на нижних горизонтах карьеров при разработке медно-колчедановых руд, бурых углей, особенно на участках, ранее подвергавшихся пожарам. Сероводород в атмосферу карьера поступает из межпластовых вод.

При добыче урановых и ториевых руд может происходить выделение радона и торона из скоплений в трещинах пород и межпластовых вод.

Углекислый газ в значительных концентрациях может скапливаться в углублениях на нижних горизонтах карьеров, уменьшая процентное содержание кислорода.

В результате инверсий и образования тумана могут иметь место опасные загрязнения атмосферы карьеров газами и дымом. Известны случаи значительного скопления выхлопных газов в атмосфере глубоких карьеров вследствие затруднения естественного проветривания при продолжительном штиле и инверсиях, что служило причиной вынужденного прекращения работ. Концентрация вредных газов при этом в десятки раз превышала предельно допустимую.

Внутрикарьерные инверсии зависят от климатических условий данной географической зоны, времени года, суток и особенно - от глубины карьера. В глубоких карьерах (300 м и более) инверсии на нижних уровнях карьерной атмосферы - довольно частое явление.

Взрывные работы являются источником массивного, но кратковременного загрязнения воздуха вредными газами. Уже через 15 - 20 мин как на месте взрыва, так и по ходу пылегазового облака концентрация оксидов углерода и азота бывает значительно ниже предельно допустимых величин. В связи с этим, если массовые взрывы проводятся между сменами, как в выходные дни, атмосфера карьера к началу смены практически не загрязнена взрывными газами. Однако вследствие неполноты взрывчатого разложения в отбитой горной породе происходят вторичные химические реакции, сопровождающиеся интенсивным выделением ядовитых веществ. Они адсорбируются пылью, кусками взорванной горной породы и заполняют пустоты и трещины. Непосредственно во время экскавации из отбитой горной массы могут выделяться оксиды азота и оксид углерода в опасных концентрациях. Во избежание отравления экскаваторщиков необходима принудительная дегазация блоков воздушно-водяной струей.

При гигиенической оценке атмосферы карьеров необходимо учитывать комбинацию вредных газов, в частности выхлопных газов автомобилей.

Проблема борьбы с вредными газами на открытых горных разработках уже сегодня является одной из актуальных гигиенических проблем. При дальнейшем углублении карьеров и использовании все более мощного автомобильного транспорта разработка и осуществление мероприятий по борьбе с газами будет являться одной из важнейших задач по созданию безопасных условий труда.

Шум и вибрация. Работа горных машин, применяемых при открытой добыче полезных ископаемых - эскаваторов, бульдозеров, буровых станков и ручных буровых инструментов, транспортных машин, - сопровождается в той или иной степени шумом и вибрацией. Их характеристики зависят от типа машин, цикла работы, степени изношенности механизмов, твердости горной массы, благоустройства кабины.

Шум современных гусеничных экскаваторов превышает допустимые величины на 10 - 15 дБ. Наибольшие уровни отмечаются в машинном отделении.

Несколько ниже уровни шума в кабинах машинистов шагающих экскаваторов. Близок к допустимым величинам шум роторных экскаваторов, работающих на угольных разрезах.

На буровых станках различных типов уровень шума в кабине машиниста и на рабочей площадке колеблется от 93 до 105 дБ при средне- и высокочастотном спектральном составе. Шум в кабинах автосамосвалов несколько превышает нормируемые параметры.

Все перечисленные выше горные машины являются источниками апериодической, непостоянной, средне- и низкочастотной вибрации.

Наиболее высокие уровни вибрации, как и шума, отмечаются на гусеничных экскаваторах. На шагающих экскаваторах вибрация, как правило, не превышает нормативных величин. Из бурильного оборудования наиболее выражена общая вибрация на станках шарошечного бурения: она превышает допустимые уровни для рабочих мест.

На автосамосвалах уровни общей вибрации зависят от типа машин, их состояния, состояния дорог, скорости движения, загруженности. Максимальные величины вибрации наблюдаются в диапазоне частот 1 - 4 Гц. При неблагоприятных условиях ее уровни могут превышать допустимые.

Кроме собственно вибрации, работа большинства горных машин сопровождается толчками - апериодическими смещениями различной амплитуды и «жесткости» (время нарастания толчка до его максимального значения).

На машиниста землеройных машин и водителя тяжелых автосамосвалов одномоментно действует высокочастотная локальная, вибрация через рычаги управления, рулевое колесо и общая вибрация рабочего места (кресла, рабочей площадки), толчки.

Заболеваемость рабочих

Заболеваемость с временной утратой трудоспособности рабочих различных карьеров неодинакова. Отмечается зависимость ее уровней от климатогеографических условий. Общий уровень заболеваемости (по числу случаев и дней нетрудоспособности на 100 работающих) рабочих карьеров больше, чем у рабочих обо­гатительных фабрик тех же рудоуправлений.

В структуре заболеваемости рабочих карьеров наибольший удельный вес занимают грипп и так называемые простудные за­болевания, в первую очередь респираторные заболевания, ангины, что может быть объяснено неблагоприятными микроклиматиче­скими условиями. Высок уровень заболеваний периферической нервной системы, и прежде всего пояснично-крестцовых радикулитов. По-видимому, на развитие невритов и радикулитов оказывают влияние (наряду с неблагоприятными микроклиматическими условиями) вынужденная рабочая поза, действие вибрации и толчков. Значительное место занимают желудочно-кишечные заболевания - как острые, так и хронические.

Уровень остальных нозологических форм в общей структуре заболеваемости рабочих карьеров мало отличается от показателей заболеваемости рабочих других отраслей промышленности.

У рабочих, занятых на открытых горных работах, зарегистрированы случаи профессиональных заболеваний (вибрационная болезнь, пневмокониоз).

В картине вибрационной болезни преобладает симптоматика, развивающаяся под влиянием общей вибрации. Эта форма вибрационной болезни обнаруживается у машинистов экскаваторов, реже у машинистов бурильных установок.

Описаны случаи вибрационной болезни у водителей автосамосвалов МЗ-525 с локальной симптоматикой (ангиоспастическим синдромом, невротическими и трофическими нарушениями) на правой руке, что обусловлено вибрацией рычага переключения скоростей.

Среди бурильщиков негабарита, работающих с ручными перфораторами, также возможна вибрационная болезнь, связанная с действием локальной вибрации.

Среди рабочих карьеров со стажем от 10 до 27 лет были выявлены случаи пневмокониоза I стадии интерстициальной формы.

Патология у этой группы горнорабочих характеризуется медленным развитием и сравнительно доброкачественным течением. Одним из существенных моментов, объясняющих доброкачественное течение пневмокопиоза и возникновение этого заболевания лишь при большом стаже работы, является непостоянное (интермиттирующее) действие пылевого фактора на карьерах.

ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ

Оздоровительные мероприятия на открытых горных работах должны носить комплексный характер и быть направленными на профилактику вредного действия всех неблагоприятных факторов производственной среды.

Суровые климатические условия па большей части РФ, где ведутся открытые горные работы, стремление использовать горную технику беспрерывно в течение года с максимальной отдачей выдвигают на первый план проблему обеспечения надлежащих условий труда.

Радикальным средством предупреждения отрицательного действия неблагоприятных микроклиматических условий является наиболее полная механизация работ с размещением рабочих мест в специальных помещениях и кабинах горных машин. В целях улучшения условий труда горняков, занятых на открытых горных работах, необходимо в зимний период времени своевременно обеспечивать рабочих спецодеждой и обувью с хорошими теплозащитными свойствами. Рекомендуется оборудовать помещения для обогрева и приема горячей пищи в непосредственной близости от места работы, а также организовать при бытовых помещениях сушильные шкафы. Необходимы термоизоляция и отопление кабин горных машин.

С целью предупреждения обморожений и простудных заболеваний рабочих карьеров (при очень низких температурах и сочетании низких температур с ветром в условиях Крайнего Севера, Северо-Востока и других районов страны с суровым зимним климатом) предусматриваются дополнительные перерывы в работе, сокращение рабочего дня или прекращение работ.

Правильное определение нерабочих и сокращенных дней и дней с перерывами на обогревание имеет большое практическое значение. Местная санитарная служба должна активно участвовать в разработке постановлений о режимах труда.

Для рабочих карьеров, занятых работой на открытом воздухе или в неотапливаемых помещениях, обязательно устройство специальных помещений для обогрева и укрытия во время дождей. Температура в стационарных помещениях для обогрева должна быть не менее 20 ºС, в условиях Заполярья - 24 °С. В северных районах всем рабочим карьеров зимой должны выдаваться термосы или фляги с теплоизоляцией, предохраняющей жидкости от замерзания, заполненные кипятком или чаем.

В летнее время, в условиях жаркого климата, необходимо иметь защитные приспособления от избыточной инсоляции. Кондиционирование воздуха кабин горных машин - рациональное средство для улучшения условий труда. Необходима организация рационального питьевого режима работающих: они должны снабжаться подсоленной газированной водой.

В южных районах при стационарных помещениях должны быть оборудованы душевые установки с естественным подогревом воды для использования их в теплое время года. В летнее время должны быть оборудованы дополнительно передвижные места отдыха под тентами, расположенные не далее 100 м от рабочих мест. Для защиты от солнечной радиации в карьерах, расположенных на юге РФ, разработаны навесы с крышей из легких тканей и синтетических материалов, затеняющие рабочие места на большой площади. Испытание таких навесов дало хорошие результаты.

Устройство и оборудование других санитарно-бытовых помещений должно отвечать требованиям СНиП «Вспомогательные здания и помещения промышленных предприятий. Нормы проектирования». В состав бытовых помещений должны входить: гардеробы для уличной и домашней одежды, помещения для сушки и обеспыливания рабочей одежды, душевые, уборные, прачечная, мастерские по ремонту спецодежды и спецобуви, помещение для чистки и мойки обуви, питьевая и кипятильная станция для питьевой воды, помещение для питьевых фляг, респираторная, помещения для личной гигиены женщин, здравпункт.

Мероприятия по борьбе с пылью проводятся в нескольких направлениях: применение средств предупреждения пылеобразования, снижение его интенсивности и удаление пыли путем естественного или искусственного проветривания. При бурении предупреждение избыточного выделения пыли достигается использованием метода сухого пылеулавливания с полной или частичной очисткой воздуха от пыли, а также применением мокрого бурения. При экскавации эффективным средством борьбы с выделением пыли является орошение забоев водой. Предупреждение интенсивного пылеобразования в карьерах осуществляется также путем применения покрытий автодорог бетонными или железобетонными плитами, увлажнением дорог водой или солевыми растворами. С целью укрепления поверхности дорог производится их обработка гранулированным хлористым кальцием, водно-асфальтовой эмульсией, сульфатом магния и другими реагентами.

Борьба с пылью от внешних источников предусматривает озеленение территории (посев трав, посадка кустарников, деревьев); устройство водоемов и оросительных каналов; рациональное взаимное положение карьеров с учетом розы ветров. Удаление пыли из карьеров осуществляется путем организации рациональной вентиляции карьеров. Наиболее эффективным является естественное проветривание за счет силы ветра и разности температур.

При проектировании следует стремиться к тому, чтобы углы наклона бортов карьеров были пологими, следует учитывать направление господствующих ветров. Лучшему проветриванию способствует равномерная отработка уступов.

Кабины горных машин и механизмов, а также транспортных средств должны быть надежно защищены от пыли и иметь вентиляционные устройства, оборудованные воздухоочистительными установками. Оптимальным способом оборудования кабин является применение кондиционирования воздуха с системой очистки последнего от пыли. В отдельных случаях необходимо использовать индивидуальные средства защиты (респираторы).

Запыленность воздуха на рабочих местах не должна превышать предельно допустимых концентраций (см. ниже).

Характеристика пыли Предельно допустимая концентрация, мг/м3
Пыль, содержащая более 70% свободной SiO2  
Пыль, содержащая от 10 до 70% свободной SiO2  
Асбестовая пыль и пыль смешанная, содержащая более 10% асбеста  
Пыль талька, слюды флагонита и мусковита  
Пыль апатита, фосфорита, содержащая менее 10% свободной SiO2  
Пыль глин, минералов и их смесей, не содержащих свободной SiO2  
Пыль угольная и угольнопородная, содержащая более 10% свободной SiO2  
Пыль угольная, содержащая от 2 до 10% свободной SiO2  
Пыль угольная, содержащая свободной SiO2 менее 2%  

Хороший эффект получен при использовании каталитических нейтрализаторов.

Снижение газовыделений в карьерах осуществляется путем предупреждения самовозгорания полезных ископаемых, предотвращения притока и скопления межпластовых вод, содержащих вредные газы. Перспективным средством снижения загазованности воздуха карьеров является электрификация карьерного транспорта.

Снижение концентраций выхлопных газов достигается с помощью устройств для очистки выхлопных газов. Большое значение имеет содержание двигателей в исправном состоянии.

В случае скопления вредных газов (при инверсиях) в опасных концентрациях работы в карьерах следует приостановить. Существенному снижению загазованности карьеров послужит предусмотренное отраслевыми планами экономического и социального развития расширение применения электрифицированного железнодорожного транспорта на глубоких горизонтах карьеров.

Комплекс мероприятий по уменьшению шума и вибрации горного оборудования можно разделить на организационные и технические. К числу организационных мероприятий относятся: установление специальных правил эксплуатации оборудования, не соответствующего по параметрам шума и вибрации гигиеническим требованиям; контроль уровня шума и вибрации на рабочих местах; выбор рационального режима труда; рациональное размещение оборудования; сокращение времени контакта рабочих с шумом и вибрацией путем создания бригад с взаимозаменяемыми профессиями и др.

Технические мероприятия по снижению шума и вибрации должны проводить, как правило, предприятия-изготовители горной техники и в порядке исключения - ее потребители. Среди технических мероприятий различают активный (под которым понимают все методы снижения шума в источнике возникновения) и пассивный способ, включающий все строительно-акустические методы уменьшения шума возле источника, на пути его распространения от источника к рабочему месту и на самом рабочем месте.

Технические меры по снижению вибрации на горном оборудовании сводятся к борьбе с самовозбуждающимися колебаниями, снижению вибрации в источнике возникновения, виброизоляции и виброгашению.

В настоящее время имеется большое число конструкций кресел для машинистов с различными типами амортизаторов.

Места частого пребывания рабочих в машинном отделении должны иметь коврики или настилы из виброгасящего материала. Оптимальным в гигиеническом отношении является дистанционное управление машинами и оборудованием с созданием благоустроенных мест управления.

Уменьшению вибрации и сотрясений автотранспорта способствуют качественные покрытия дорог. Система медицинских мер профилактики вредного действия шума и вибрации изложена в соответствующих разделах учебника.

Медико-санитарное обслуживание на карьерах осуществляется в зависимости от количества работающих в соответствии с действующим санитарным законодательством и приказами министра здравоохранения.

Все рабочие, поступающие на открытые горные работы, должны проходить предварительный и периодический медицинский осмотры в соответствии с приказом министра здравоохранения №90 и №83.

Глава 23

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...