Система электронной коммерции.
Интернет-магазин в структуре электронного бизнеса России Ольга Нельзина Электронная коммерция, или, как ее принято называть e-Commerce, – тема интересная любому современному человеку. Не потому, что все мы потенциальные коммерсанты, отнюдь нет! Просто мир экономики меняется сообразно общему развитию человечества, и совершенно неразумно оставаться от этого прогресса в стороне, тем более имея такое чудесное, передовое средство электронной коммерции, как персональный компьютер. За рубежом уже давно не пользуются бумажными деньгами – они заменили их на чековые книжки или пластиковые карточки (предпочтительно Visa и American Express). Однако и мы с приходом Internet можем себе позволить, если не распрощаться с опостылевшими бумажными деньгами, то хотя бы освоить совершенно альтернативные, удобные и передовые системы расчетов. Электронная коммерция – следующий шаг в развитие мировой экономики. Революционный шаг, это можно сказать со всей ответственностью (см. [8]). Сегодня Internet развивается высочайшими темпами, завтрашний будет вполне в состоянии объединить практически все население планеты. А это самый грандиозный финансовый рынок в истории человечества. Рынок без всяких границ, без монополий, без ценовой диктатуры. Компании изначально ориентированные на электронный бизнес не нуждаются в сложной инфраструктуре, в бюрократических механизмах и несут самые минимальные затраты на постановку своего дела, на его развитие и возможные реорганизации. Электронная коммерция - это технология для поддержания внешних бизнес-контактов. Иными словами под электронной коммерцией подразумевается определенная Интернет-технология, предоставляющая следующие возможности:
- производителям и поставщикам товаров и услуг различных категорий - представить в сети Интернет товары и услуги том числе онлайновые услуги и доступ к информационным ресурсам, принимать через Интернет и обрабатывать заказы- клиентов; покупателям - просматривать с помощью стандартных Интернет-браузеров каталоги и прайс-листы предлагаемых товаров и услуг и оформлять через Интернет заказы на интересующие товары и услуги. Основные понятия Электронный бизнес. Под электронным бизнесом (ЭБ) понимают все виды деловых отношений в Интернете, включающих: куплю-продажу, поставку, соглашение о распределении продукции, факторинг, лизинг, проектирование, консалтинг, инжиниринг, инвестиционные контракты, страхование, соглашения об эксплуатации и концессии, а также банковские услуги, совместную деятельность и другие формы промышленного и делового сотрудничества. Взаимодействие субъектов ЭБ производится с помощью электронных средств связи и обработки информации, основу которых составляет аппаратно-программное обеспечение корпоративных сетей и глобальной сети Интернет. Электронная коммерция. Очень часто термин ЭБ отождествляют с понятием электронной коммерции (E-коммерции). На мой взгляд, более правильно отнести к электронной коммерции (ЭК) те виды ЭБ, которые непосредственно связаны с торговыми операциями через Интернет. Понятием, эквивалентным понятию "электронная коммерция", является "электронная торговля". В качестве предметов электронной торговли могут выступать не только товары, но и услуги, в том числе информационные. Система электронной коммерции. В общем случае под системой электронной коммерции (СЭК) понимают определенную интернет-технологию, предоставляющую участникам системы следующие возможности: производителям и поставщикам товаров и услуг различных категорий -- выставлять в Интернете товары и услуги, а также принимать и обрабатывать заказы клиентов;
покупателям (клиентам) - просматривать с помощью стандартных- браузеров информацию (каталоги, прайс-листы и т. д.) о предлагаемых товарах и услугах, оформлять на них заказы (заявки, запросы) и получать заказанные товары (услуги); производителям и поставщикам - принимать оплату, а покупателям -- осуществлять платежи, пользуясь некоторой платежной системой; в этом случае одним из участников системы становится банк. Электронный (виртуальный) магазин. Электронный магазин (ЭМ) - это прикладная система, построенная с использованием технологии СЭК. Подобно обычному магазину, ЭМ реализует следующие основные функции: представление товаров (услуг) покупателю, обработку заказов, продажу и доставку товаров. Главным отличием ЭМ от обычного магазина является использование Интернета везде, где это возможно. Провайдер ЭК. Провайдером ЭК называют организацию, предоставляющую услуги по осуществлению платежей в Интернете, а возможно, и другие услуги для организации электронной коммерции. Основными средствами платежа в Интернете являются кредитные карты и электронные наличные (см. далее). В роли провайдеров ЭК выступают фирмы, тесно связанные с банковскими структурами и с интернет- провайдерами. В России провайдеров ЭК пока немного. К их числу, например, в Петербурге относится интернет-провайдер Web Plus. Примерная схема работы провайдера ЭК при обслуживании кредитных карт выглядит так. ЭМ принимает заказ и переадресует покупателя на сервер провайдера ЭК. Последний по защищенному протоколу узнает у покупателя данные его кредитной карты, во взаимодействии с определенным банком верифицирует ее, получает и перечисляет деньги на счет магазина. Все это происходит без всяких усилий покупателя и, как правило, за небольшой процент от суммы платежа (5-10%). В существующих СЭК реализуются в основном две схемы ЭК. Схема А: "бизнес-потребитель" (business-to-customer, B2C). Эта схема описывает отношения как между продавцом и покупателем, так и между двумя взаимодействующими друг с другом организациями ("поставщик-производитель", "дилер-дистрибьютор" и т. д.). Основной вариант этой схемы - "продавец- покупатель" - практически не изменился со времени появления торговли по каталогам с доставкой на дом.
Схема Б: "бизнес-бизнес" (business-to-business, B2B). Эта схема описывает отношения между двумя организациями, участвующими в общем бизнесе. Электронный рынок – это совокупность: Участников (продавцы,- покупатели, посредники, организации, обеспечивающие инфраструктуру рынка); - Продуктов (товары и услуги), которыми оперирует рынок; Процессов их- взаимодействия с использованием структуры телекоммуникационных технологий и информационных систем. Эти процессы могут включать: Разработку новых- продуктов; Производство;- Маркетинговые исследования рынка;- - Поиск, заказ, поставки продукции и ее потребление. Но существуют все следующие типы (модели) электронного рынка (см. [1]): Business-to-business- (B2B) – продажи между организациями, используя электронные вертикальные рынки; Business-to-consumer (B2C) – продажи организаций непосредственно- индивидуальным потребителям; Consumer-to-consumer (C2C) – потребители- продают товары и услуги друг другу на электронных аукционах индивидуальных потребителей; Government-to-everybody (G2E) – государственные органы- предоставляют услуги гражданам; Business-to- government (B2G) –- взаимодействие бизнеса и государственных структур по правительственным закупкам, не требующих проведения конкурсов (см. [17],[19]).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|