Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Схема профессиографии (по В. Бодрову)




А. Общая характеристика профессии (описательная часть профессиограммы)

1. Определение профессии и краткие сведения о ее назначении; социально-экономическое значение, перспективы ее развития; распространенность; связи с другими профессиями; типичные учреждения, предприятия; уровень технической сложности, автоматизации; основные производственные операции.

2. Требования к общей и специальной подготовке, роль индивидуальных качеств, состав рабочих групп; перспективы продвижения по службе, стимулирование профессиональной деятельности, заработная плата.

3. Режим труда и отдыха, распределение рабочего времени.

Б. Основные производственные операции и условия труда

1. Наименование и основное содержание наиболее важных операций (перечисление и анализ).

2. Основные задачи, решаемые оператором.

3. Характеристика действий оператора по ряду параметров; характеристика параметров скорости, точности, быстроты, координационной сложности выполняемых рабочих операций; требования к физической выносливости.

4. Характеристика рабочих мест и сигнальных устройств, показатели санитарно-гигиенических условий.

В. Психограмма

1. Психологические функции и анализаторные системы, находящиеся под преимущественной нагрузкой и имеющие наибольшую важность для обеспечения процесса работы. Пороги ощущения (абсолютные, дифференциальные и оперативные пороги в анализаторах, ведущих для данной профессии).

2. Характеристика включения в работу различных анализаторов, их взаимодействие, степень напряжения в различные периоды времени. Характеристика их необходимой лабильности.

Пространственное восприятие и восприятие временных интервалов. Важнейшие характеристики и способы его организации.

Характеристика параметров скорости, точности, координационной сложности выполняемых операций. Темп деятельности. Устойчивость моторынх ответов при длительном их повторении.

3. Преимущественный вид установки (на скорость, точность, надежность, безопасность и др.).

4. Быстрота формирования и переделки навыков, их прочность.

5. Особенности хранения информации. Объем и характер материала для запоминания. Требования к памяти (долговременной, кратковременной, оперативной).

6. Характеристика преимущественных способов переработки информации, принятия решений. Требования к широте и четкости ассоциаций, быстроте мыслительных операций, продуктивности мышления, его гибкости и критичности.

7. Требования к надежности в работе: допустимые количественные отклонения от заданного значения; допустимые колебания времени выполнения действий.

8. Характеристика типичных ошибок в работе; по количественным и качественным признакам; по мотивации; по степени осознанности; в зависимости от информационной загрузки; в заисимости от функционального состояния специалиста.

9. Наличие и частота ситуаций, вызывающих эмоциональную напряженность, требующих больших волевых усилий, большой ответственности. Требования к эмоциональной устойчивости. Требования к волевым качествам и чертам характера.

10. Особенности профессионального общения и требования к коммуникативным чертам личности.

Таким образом, на основании анализа важнейших элементов изучаемой профессии выявляются психические качества, имеющие решающее значение; необходимые и желательные; несовместимые с данной деятельностью; комплексные, определяющие успех деятельности. Затем формулируются требования к психическим качествам работника.

В заключительной части рассматриваются также возможности воспитания и компенсации психологических качеств, важных для успешной деятельности, и даются рекомендции по бесконфликтной переориентации личности для случая непреодолимого противоречия между положительной мотивацией к деятельности и несоответствием свойств индивида ее требованиям.

Для профессиографического описания профессиональной деятельности и определения ее психограммы для решения задач диагностики и прогнозирования может быть применен комплекс методических приемов:

1. изучение рабочих документов

2. наблюдение за рабочим процессом

3. хронометраж деятельности (опосредованное наблюдение)

4. кино-, фоторегистрция трудового процесса.

5. Опрос работников

6. Трудовой метод

7. Биографический метод

8. Анализ ошибочных действий

9. Алгоритмический анализ деятельности

Формализованная схема профессиограммы (Э. Зеер)

Социальная и профессиологическая характеристика профессии

1. Название профессии и специальности по официально принятой номенклатуре

2. Таксономические сведения: форма, тип, класс, группа, специальность

3. Название рабочего поста.

4. Престиж, имидж, статус профессии в данной отрасли, регионе, профессиональной группе

5. Должностной оклад и его оценка

6. Краткая характеристика основных квалификационных и должностных обязанностей

7. Необходимое образование

8. Диапазон квалификации, а также перспективы служебного и профессионального роста

9. Основные особенности общения: постоянное или эпизодическое, с узким или широким кругом лиц, непосредственное или опосредованное техническими средствами, характер общения.

10. Краткая характеристика требований профессии к безошибочности и надежности

11. Частота случаев дисквалификации по профнепригодности

12. Краткая характеристика основных особенностей динамики трудовой деятельности (возрастные ограничения, особенности текучести кадров).

Психограмма

А. Общая характеристика труда

1. Фотография рабочего дня

2. Описание и оценка динамических факторов труда (работоспособность, утомление, надежность, безошибочность и т.п.)

3. Влияние условий труда на динамические процессы работы

4. Психологическая характеристика рабочего места и трудовых действий.

5. Психологический анализ ошибочных действий

Б. Требования к психическим процессам

1. Психомоторика

рабочая поза, статические и динамические нагрузки; рабочие действия - гностические, приспособительные, исполнительские и т.п.; временные и психофизиологические характеристики основных технологических операций, связанных с психомоторикой; требования к выдерживанию темпоритма и точности реагирования; особые требования к психомоторике

2. Сенсорная и персептивная сферы чувствительность различных сенсорных модальностей; профессионально значимые виды восприятия сигналов на фоне помех, при избытке или дефиците информации, восприятие времени, движения, скорости, пространственного положения и т.п.; особые требования к сенсорной и перцептивной сферам

3. Профессиональные особенности познавательных процессов влияние представлений на эффективность и надежность трудовой деятельности; требования к воспроизводящему или творческому воображению; преобладающие типы мышления (наглядно-действенное, образное, теоретическое-абстрактное, “безлимитное” по времени, жестко лимитированное, в условиях дефицита времени); особенности принятия решений при выполнении работ; требования к стрессоустойчивости; преобладающий вид памяти, требования к памяти, устойчивости памяти; особенности речи, требования к речи; внимание и его особенности

В. Требования к эмоционально-ролевой сфере

1. Характеристика преобладающих эмоциональных состояний

2. Типичный уровень нервно-психической напряженности труда

3. Особые требования к эмоционально-волевой сфере

4. Воля и ее особенности, основная направленность волевого процесса

Г. Типичные психологические состояния процессе труда

1. Монотония и утомление

2. Соматогенные психологические состояния в процессе труда (гипоксия, перегревание)

3. Другие состояния, свойственные данной профессии

Д. Ансамбли профессионльно-значимых качеств (ключевые квалификации)

1. Общая и специфическая направленность личности. Структура, широта, активность, устойчивость и действенность мотивации.

2. Социально-профессиональная ответственность

3. Оптимизм

4. Внушаемость как желательное или нежелательное свойство личности.

5. Нравственно-психологическая устойчивость

6. Профессиональные и инновационные способности

7. Особенности характера

Е. Противопоказания и ограничения

1. последствия ошибок и особые требования к безопасности труда

2. характеристика профнепригодности

3. Половозрастные ограничения

4. Профессиональные вредности и льготы

5. Профессиональные деформации личности


 

Билет № 17(вопросы 49-50)

49. Вклад ведущих отечественных психологов в развитие психологической науки (А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, Л. С. Выготский, Б. Ф. Ломов)

 

Выготский Лев Семенович (1896-1934) - отечественный психолог, один из основоположников советской психологии. Разработал культурно-историческую теорию развития высших психических функций, послужившую основой для отечественной психологической школы, из которой вышли А.Н.Леонтьев, А.Р.Лурия, П.Я.Гальперин, А.В.Запорожец, П.И.Зинченко, Д.Б.Эльконин и др. Определил методологические принципы отечественной психологии, изучал структуру сознания, разработал положение о "зонах актуального и ближайшего развития" ребенка, исследовал связь мышления и речи. Заложил основы отечественной психолингвистики. Занимался вопросами генетической психологии, проблемой способностей. Основные работы: "История развития высших психических функций" (1931 г.), "Проблема возраста" (1932-1934 гг.), "Мышление и речь" (1934 г.), "Психология искусства" (1987 г.), "Методика рефлексологического и психологического исследования" (1924 г.), "Педагогическая психология" (1926 г.), "Педология школьного возраста" (1928 г.) и др. Несмотря на то, что Л.С.Выготский прожил короткую жизнь, всего 36 лет, его влияние на отечественную и мировую психологию велико, а его работы и в настоящее время сохраняют свою актуальность.

Исследуя речевое мышление, Выготский по-новому решает проблему локализации высших психических функций как структурных единиц деятельности мозга. Изучая развитие и распад высших психических функций на материале детской психологии, дефектологии и психиатрии, Выготский приходит к выводу, что структура сознания — это динамическая смысловая система находящихся в единстве аффективных, волевых и интеллектуальных процессов.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...