Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Определение понятия «экскурсия». Основные признаки экскурсии и ее сущность




Содержание

 

Введение

.   Сущность, признаки и функции экскурсии

Определение понятия «экскурсия». Основные признаки экскурсии и ее сущность

Функции экскурсии. Познавательная функция экскурсии и ее сущность.

.   Экскурсионный потенциал и основные направления развития культурно-познавательного туризма

Становление экскурсионного дела в Республики Беларусь

Структура экскурсионных объектов Беларуси, их познавательная ценность, известность и выразительность

Основные направления развития культурно-познавательного туризма в Беларуси

Заключение

Список использованной литературы

 


 

Введение

 

Экскурсионный потенциал Республики Беларусь базируется на многообразии и красоте природы, уникальности историко-культурного наследия и состоит из более чем 5 тыс. объектов, имеющих историческую, культурную, архитектурную значимость, а также памятных мест, связанных с именами выдающихся деятелей мировой истории и культуры. Создание новых туристических и экскурсионных маршрутов способствует формированию позитивного туристического имиджа страны, увеличению потока иностранных туристов.

Развитию экологического и культурного туризма в Республике Беларусь способствует более 700 разработанных маршрутов экскурсий и туров, значительная часть которых предусматривает посещение национальных парков, заповедников, ознакомление с памятниками природы, истории и культуры.

Целью данной работы является анализ основных направлений развития культурно-познавательного туризма в Беларуси и важность экскурсионных объектов для развития туристической сферы в Республике Беларусь.

Для реализации данной цели были поставлены следующие задачи:

.   Рассмотреть понятие «экскурсия», её сущность, признаки и функции;

.   Изучить историю становления экскурсионного дела РБ;

.   Определить структуру экскурсионных объектов Беларуси и их познавательный потенциал;

.   Выявить основные направления развития культурно-познавательного туризма в Республике Беларусь;

.   Показать важность экскурсионно-познавательного туризма для развития туристической сферы в Республике Беларусь;

Объект исследования - основные направления экскурсионно-познавательного туризма в Республике Беларусь и его значимость для развития туризма в Беларуси в целом.

Предмет исследования - основные направления развития культурно- познавательного туризма в нашей стране и возможности использования её экскурсионного потенциала для развития туризма в Республике Беларусь.

В процессе изучения выбранной темы использована работа Емельянова В. Б. «Экскурсоведение», в которой автор дает определение термину «экскурсия», выделяет основные ее функции; работа Потаевой Г. Р., Федорцовой Т. А. «Основы экскурсоведения», где авторы отмечают основные признаки экскурсии и ее сущность; работа Г. П. Долженко «Основы туризма», где автор приводит основные функции экскурсии и дает их подробное описание; использована государственная программа развития туризма в Республике Беларусь на 2011 - 2015гг., Национальная программа развития туризма в Республике Беларусь на 2010 - 2015 гг.; использован Государственный список историко-культурных ценностей РБ, в котором дается перечень материальных памятников Беларуси; также использован статистический сборник «Туризм и туристические ресурсы в Республике Беларусь»; различные учебные пособия; также использованы статьи из журналов и Интернет - источники.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы, который включает 27 наименований.

 


 

Глава 1. Сущность, признаки и функции экскурсии

Определение понятия «экскурсия». Основные признаки экскурсии и ее сущность

 

В разные времена в термин «экскурсия» вкладывалось различное содержание. Формулировки отражали расхождение во взглядах на экскурсию. Однако менялись не только взгляды - трансформировалась и сама экскурсия как явление: изменялось содержание, усложнялась и совершенствовалась методика проведения. Пройдя сложный путь развития, экскурсия в настоящее время является важным звеном туристско-экскурсионного обслуживания, конечным туристским продуктом, выполняющим большую познавательную, воспитательную роль.

Изучая учебные, методические пособия, монографии, статьи по данной теме можно встретить различные определения понятия «экскурсия». Необходимо отметить, что в переводе с латинского «экскурсия» обозначает «поездка», однако, перевод не раскрывает полностью значение данного явления.

Первые методисты экскурсионного дела (например, И.М. Гревс) сводили сущность экскурсии к "моторности", т. е. передвижению. Полноценные определение экскурсии были даны Н.Б. Анциферовым, В.А. Гордом [8, С. 7].

Наиболее полно понятие «экскурсия» раскрыто Б.В. Емельяновым: «Экскурсия представляет собой целенаправленный наглядный процесс познания окружающего человека мира, процесс, построенный на заранее подобранных объектах в естественных условиях или расположенного в цехах промышленного предприятия, помещениях, лаборатории научно-исследовательского института, залах музея, выставки, мастерской художника и др. Показ чувственно воспринимаемых объектов происходит под руководством квалифицированного руководителя-экскурсовода - и подчинен задаче раскрытия четко определенной темы» [8, С. 7 - 8 ].

В законе Республики Беларусь «О туризме» № 206-3 от 9 января 2007 г. в редакции от 2010 года термин «экскурсия» определяется следующим образом: экскурсия - посещение физическими лицами в познавательных целях туристических ресурсов, других объектов, имеющих художественную, историческую и иную значимость, под руководством экскурсовода, гида-переводчика, иного лица, наделенного правом проведения экскурсий [11].

Экскурсия представляет собой особый механизм воздействия на человека, так как в ней совершенно изменяется содержание, структура и характер источников информации. В частности, информация поступает к экскурсанту не из источников без обратной связи (книги, радио, телевидение и т.д.), не через восприятие третьих лиц (писателей, журналистов, кинооператоров и т.д.), а через осмотр объектов в естественной обстановке, знакомство с ними непосредственно, тем самым экскурсант превращается в участника событий. Эффект участия обогащает характер самой информации, придает ей эмоциональную окраску, обостряет восприятие, что повышает уровень ее усвоения. Многомерный характер информации на экскурсии (объемность, красочность, естественность) в сочетании с ее смысловым содержанием воздействует почти на все органы чувств, усиливая восприятие, оставляя глубокий след в сознании человека. Восприятие информации на экскурсии носит не только рациональный, понятийный характер, но и возбуждает эмоции, пробуждает образы, обостряя чувственные реакции человека [1, С. 14].

Сущность экскурсии заключается в том, что это - одна из форм познания окружающего нас мира, состоящая из двух важнейших элементов: показа заранее подобранных зрительных объектов в природе, в окружающей действительности или в помещении и рассказа о них, который выступает как пояснение зрительного ряда. Если лишить экскурсию показа, то это будет уже не экскурсия, а просто лекция или беседа. Лишенная рассказа экскурсия останется лишь осмотром достопримечательностей, эффективность влияния которого на сознание экскурсантов будет минимальной.

В основе экскурсии лежат принципы научности, доходчивости, доступности, убедительности, связи с жизнью. Соблюдение этих принципов повышает эффективность экскурсии, улучшает ее качества. Исходя из принципа научности, содержание экскурсий должно соответствовать данным современной науки в той области, о которой идет речь. Все факты, события, теоретические положения должны даваться в научной трактовке, получать объективную оценку с позиции тех отраслей современной науки, к которым они имеют отношение.

Важная роль принадлежит доступности содержания экскурсии. Успех ее определяется тем, насколько понятно излагается материал, насколько он по-своему содержанию доступен данной аудитории, соответствует ее общеобразовательному уровню, уровню готовности к восприятию. Важно также соблюдать принципы доходчивости и убедительности, которые обеспечиваются отбором наиболее понятных и убедительных фактов и примеров, использованием различных сравнений, доказательств, ссылок на источники, демонстрацией копий подлинных документов, карт, схем.

Материал экскурсии должен быть построен на основе тесной связи теории и практики и обязательно соотнесен с современностью. Прошлое и настоящее, независимо от освещаемой темы, в экскурсии должны увязываться между собой, прием чаще всего не хронологически.

Каждая экскурсия независимо от цели и темы имеет свои обязательные признаки, и при отсутствии хотя бы одного из них она как форма познавательной деятельности, основанная на своем, присущем только ей методе познания окружающей действительности, перестает существовать.

Спецификой любой экскурсии как формы воспитания и обучения является органическое сочетание в ней показа с рассказом. Количественное соотношение этих двух составляющих в каждом конкретном случае меняется. Оно зависит от темы экскурсии, числа объектов, характеризующего их материала, связанных с ними событий и многого другого, в том числе состава группы экскурсантов. Но в любом случае показ и рассказ должны находиться в органическом единстве: в основе экскурсии всегда лежит демонстрация наглядности, сопровождаемая устным анализом, пояснениями, историческими справками.

Каждая экскурсия независимо от темы и цели имеет свои признаки и особенности и при отсутствии хотя бы одного из них не может быть названа экскурсией. Таких признаков шесть:

.   продолжительность по времени проведения от одного академического часа до одних суток;

.   наличие экскурсионной группы от 1-5 человек (индивидуальные туристы) до 40 человек и более;

.   наличие квалифицированного руководителя-экскурсовода (в Беларуси - прошедшего профессиональную государственную аттестацию);

.   первичность зрительных впечатлений, показ экскурсионных объектов, обязательный выход экскурсантов из автобуса для непосредственного осмотра объектов;

.   передвижение участников экскурсии по заранее составленному маршруту;

.   целенаправленность осмотра, наличие определенной темы, диктующей порядок и последовательность показа объектов в экскурсии [20, C. 17 -18].

Таким образом, можно сделать вывод, что термин «экскурсия» формировался на протяжении длительного времени, и в каждый период его интерпретировали по-своему. Наиболее полное определение термина «экскурсия» было дано Б.В. Емельяновым, в котором он показывает экскурсию как процесс познания окружающего мира. Так, основным признаком экскурсии является её высокая степень наглядности. Важны и другие признаки, такие как наличие экскурсионной группы и руководителя - экскурсовода, первичность зрительных впечатлений, передвижение участников по заранее составленному маршруту, определенная протяжённость по времени.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...