Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Педагогика в системе наук о человеке. Понятия и категории педагогики

1. Педагогика как наука. Основные методологические принципы.
2. Возникновение и развитие педагогики. Народная и научная педагогика.
3. Объект, предмет и задачи педагогики.
4. Основные педагогические категории: обучение, воспитание, образование.

Система педагогических наук. Связь педагогики с другими науками

1. Термин педагогика употребляется сегодня, как
* Сфера человеческой деятельности (профессиональная и непрофессиональная;
* Учебная дисциплина;
* Наука

1. Педагогика - эта наука об обучении, воспитании и образовании человека. Она возникла, как самостоятельная наука в 17 веке и связано это с именем великого чешского педагога Яна Амоса Коменского, который написал трактат "Великая дидактика".

Для определения педагогики как науки важно установить ряд факторов, которые характеризуют ее как и любую другую науку:

* Как и всякая наука, педагогика, имеет свой предмет, методы исследования, основные категории и общественную значимость. Предмет педагогики двуедин и включает в себя педагогическую систему (подходы к выработки цели, содержания, форм, методов) и педагогическую деятельность (учебно-воспитательная, научно-исследовательская, управленческая).

* Наука возникла из практической потребности общества в изучении, обобщении и передаче ранее накопленных исторических ценностей.

* Для изучения своего предмета исследования наука педагогика использует методы научного исследования. Все многообразие методов исследования можно разделить на три группы: методы изучения педагогического опыта, методы теоретического исследования и математические и статистические методы.

При изучении педагогического опыта применяются такие методы, как наблюдение, беседа, интервью, анкетирование, изучение письменных, графических и творческих работ учащихся, педагогической документации, социологические методы исследования (анкетирование, рейтинг, метод экспертных оценок)

* Как и любая наука, педагогика имеет свои основные категории. Основными категориями педагогики являются:

Обучение - это целенаправленный процесс взаимодействия педагога и учащегося, направленный на усвоение знаний, умений и навыков и развитие учащихся.

Образование - результат обучения.

Воспитание - рассматривается в широком и узком социальном смысле, а также, в широком и узком педагогическом значении. В широком социальном смысле воспитание - это передача накопленного опыта от старшего поколения к младшему. Воспитание в узком социальном смысле - это социализация через адаптацию и самореализацию. Воспитание в широком педагогическом смысле - это формирование личность человека. Воспитание в узком педагогическом смысле - это процесс и результат воспитательной работы.

Как и всякая наука, педагогика имеет методологическую основу.

Термин «методология» в научной лексике используется в нескольких смыслах:

1) методология – это учение о научных методах познания;

2) методология – это совокупность методов исследования, применяемых в какой-нибудь науке;

3) методология – это учение о способах организации и построения теоретической и практической деятельности человека.

Существует два уровня методологии: I – уровень практи­ческой деятельности; II – уровень науки.

На I уровне методология рассматривается как учение о структуре, логической организации, методах и средствах дея­тельности человека.

На II уровне методология – это учение о принципах орга­низации, формах и методах научного познания.

Методология педагогики – учение о принципах, методах, формах и процедурах познания и преобразования педагогиче­ской действительности.

В этом определении соединены две группы инструментария – комплекс средств для познания педагогической реальности и технологии преобразования педагогической действительности.

В науке признано существование иерархии методологий. Выделяются:

• общенаучная методология (материалистическая диалек­тика, теория познания, логика);

• частнонаучная (например, методология педагогики или другой науки);

• предметно-тематическая (например, в педагогике мето­дология дидактики, методология отбора содержания об­разования и т. д.).

Функции методологии педагогической науки (педагогики):

1) гносеологическая (познавательная) функция, реализа­ция которой обеспечивает описание (что есть?), объяс­нение (почему так устроено?), предсказание (что будет?) изучаемых педагогических явлений, процессов;

2) праксеологическая (преобразовательная) функция обес­печивает целеполагание и конструктивное описание пу­тей, способов, технологий достижения поставленных об­разовательных целей, а также внедрение результатов в педагогическую практику. Реализация праксеологической функции делает педагогическую науку прикладной и выявляет ее практическую значимость;

3) аксиологическая (оценочная) функция, или функция критики развития педагогической науки, реализация которой способствует разработке системы оценок, критериев эффективности педагогических моделей, преоб­разований, инноваций и т.д.;

4) рефлексивная функция направлена па анализ и осмыс­ление результатов развития педагогической науки, со­вершенствования системы методов педагогических ис­следований; т. е. рефлексивная функция педагогики на­правлена на изучение самой педагогической науки;

5) функция нормативного предписания показывает, «что должно быть и как»;

6) эвристическая (творческая) функция заключается в по­становке теоретико-практических задач и поиске их ре­шений, в ходе которого реализуются функции педагоги­ки как науки.

Важнейшей особенностью развития педагогики является процесс интеграции методологии науки и методологии практи­ки. Это означает, что методология педагогической науки опре­деляет для практиков-педагогов условия, пути, способы реше­ния педагогических задач, а методология практики обеспечи­вает ученых-педагогов информацией о целесообразности мето­дологических инструментариев и технологий преобразования педагогической реальности. Взаимообусловленность методоло­гий практики и науки способствует теоретико-прикладному обеспечению разрешения научно-практических проблем; раз­работке методологического аппарата любого педагогического исследования теоретических и практических проблем образо­вания. Интеграция методологий практики и науки обеспечива­ет внедрение инноваций в педагогическую практику, т. е. раз­работку целей, содержания, технологий инновационной педа­гогической деятельности, системы критериев эффективности инноваций.

Основными методологическими подходами в педагогике являются:

1) системный;

2) личностный;

3) деятельностный;

4) полисубъектный (диалогический);

5) аксиологический;

6) культурологический;

7) антропологический;

8) ашоподатпнес кий.

Системный подход применяется при исследовании сложных объектов, представляющих собой органичное целое. Исследо­вать педагогический объект с позиции системного подхода означает проанализировать внутренние и внешние связи и отношения объекта, рассмотреть все его элементы с учетом их места и функций в нем. Основными принципами реализации системного подхода, уточняющими его сущность, являются:

• принцип целостности, который отражает специфику свойств системы, зависимость каждого элемента, свойства и отношения внутри системы от их места и функций внутри целого;

• принцип структурности, позволяющий описывать сис­темы как структуры через раскрытие совокупности свя­зей и отношений между ее элементами;

• принцип взаимозависимости внешних и внутренних фак­торов системы;

• принцип иерархичности, предполагающий рассмотрение объекта в трех аспектах: как самостоятельной системы, как элемента системы более высокого уровня, как системы более высокого иерархического уровня по отношению к ее элементам, рассматриваемым, в свою очередь, как си­стемы;

• принцип множественности представления системы, озна­чающий необходимость создания множества моделей для описания системного объекта;

• принцип историзма, требующий изучения системы и ее элементов не только как статических, но и как динамич­ных, имеющих историю своего развития.

При системном подходе, например, система образования, процесс ее функционирования рассматриваются как совокуп­ность следующих взаимосвязанных компонентов: целей обра­зования; содержания образования на всех его ступенях, форм, методов, средств реализации этого содержания (технологий преподавания, освоения, обучения); субъектов системы обра­зования (педагогов, обучающихся, родителей); учебных заве­дений как структурных элементов всей образовательной системы и функционирующих в них педагогических процессов; материальной базы как средства системы образования.

Личностный подход в педагогике утверждает представления о социальной, деятельной и творческой сущности человека как личности. Признание личности как продукта общественно-исторического развития и носителя культуры не допускает све­дения личности к натуре человека, а тем самым к вещи среди вещей, к обучаемому автомату.

Личностный подход означает ориентацию при конструиро­вании и осуществлении педагогического процесса на личность как цель, субъект, результат и главный критерий его эффектив­ности. Он настоятельно требует признания уникальности лич­ности, ее интеллектуальной и нравственной свободы, права на уважение. В рамках данного подхода предполагается опора в воспитании на естественный процесс саморазвития задатков и творческого потенциала личности, создание для этого соответ­ствующих условий.

Деятельностный подход. Установлено, что деятельность — основа, средство и фактор развития личности. Этот факт обу­словливает необходимость реализации в педагогическом ис­следовании и практике тесно связанного с личностным деятельностного подхода.

Деятельностный подход предполагает рассмотрение иссле­дуемого объекта в рамках системы деятельности, ее генезиса, эволюции, развития. Деятельность как форма активности че­ловека, выражающаяся в его исследовательском, преобразую­щем и практическом отношении к миру и самому себе, явля­ется ведущей категорией деятельностного подхода. Деятель­ность — это способ существования и развития общества и че­ловека, всесторонний процесс преобразования природы и со­циальной реальности (включая его самого).

Для осуществления преобразования человеку необходимо изменить идеальный образ своих действий, замысел деятель­ности. В этой связи он использует особое средство — мышле­ние, степень развития которого определяет степень благополу­чия и свободы человека. Именно осознанное отношение к миру позволяет человеку реализовать свою функцию субъекта дея­тельности, активно преобразующего мир и себя на основе про­цессов овладения общечеловеческой культурой и культуросозидаиия, самоанализа результатов деятельности. Преобразовательная деятельность включает как идеализацию, так и реализацию замысла, что является фактором развития рефлек­сивных способностей человека, направленных на самоанализ, самооценку, коррекцию деятельности, результатов собственно­го труда, взаимоотношений с окружающим социумом.

Деятельностный подход применительно, например, к изу­чению процесса формирования личности растущего ребенка означает, что труд, игра, обучение, общение являются важ­нейшими факторами его становления и развития. При этом основными педагогическими требованиями к организации воспитания выступают определение содержания соответству­ющей деятельности, разработка путей активизации и перево­да ребенка в позицию субъекта познания, труда, общения. Это, в свою очередь, предполагает обучение ребенка выбору цели и планированию деятельности, ее организации и регулирова­нию, самоконтролю, самоанализу и самооценке результатов деятельности.

Полисубъектный (диалогический) подход означает, что сущ­ность личности значительно разностороннее и сложнее, чем процесс деятельности, в которую включена личность. Личность обретает свое «человеческое» содержание в общении с други­ми. В этом смысле личность есть продукт и результат общения с окружающими людьми. Поэтому личность рассматривается как система характерных для нее отношений, как носитель взаимоотношений и взаимодействий социальной группы. Ди­алогический подход в единстве с личностным и деятельностным позволяет создать психолого-педагогическое единство субъектов, благодаря которому «объектное» воздействие усту­пает место творческому процессу взаиморазвития и самораз­вития.

Аксиологический (или ценностный) подход выступает свое­образным «мостом» между теорией и практикой, т. е. выпол­няет роль механизма связи между практическим и абстракт­но-теоретическим уровнями познания и отношений к окру­жающему миру (обществу, природе, культуре, самому себе). Аксиологический подход в педагогике означает признание и реализацию в обществе ценностей человеческой жизни, вос­питания и обучения, педагогической деятельности, образования в целом. Значимую ценность представляет собой идея гармонично развитой личности.

С изменением социально-экономических условий жизни трансформируются и педагогические цен­ности. Так, в процессе развития педагогической науки и прак­тики выделяются изменения, связанные, во-первых, со сме­ной схоластических теорий обучения на объяснительно-ил­люстративное и позже на проблемно-развивающее и личностно-ориентированное обучение; во-вторых, с переходом от командно-регулирующего воспитания к личностно-гуманному. Аксиологический подход в педагогике, основанный на гу­манистических ценностях, является методологической осно­вой развития педагогической науки и совершенствования об­разовательной практики.

Культурологический подход как методология познания и преобразования педагогической реальности имеет своим осно­ванием аксиологию — учение о ценностях и ценностной струк­туре мира. Культурологический подход обусловлен объективной свя­зью человека с культурой как системой ценностей. Человек содержит в себе часть культуры. Он не только развивается на основе освоенной им культуры, но и вносит в нее нечто прин­ципиально новое, т. е. он становится творцом новых элементов культуры. В связи с этим освоение культуры как системы цен­ностей представляет собой развитие самого человека, станов­ление его как творческой личности и субъекта культуры.

Этнопедагогический подход предполагает организацию и осуществление процесса воспитания с опорой на национальные традиции народа, его культуру, национально-этническую обряд­ность, обычаи, привычки. Национальная культура придает спе­цифический колорит среде, в которой растет и формируется ребенок, функционируют различные образовательные учреж­дения. Реализация этнопедагогического подхода к проектиро­ванию и организации педагогического процесса предполагает разрешение педагогами следующих задач: во-первых, изучение и формирование этой среды, во-вторых, максимальное исполь­зование ее воспитательных возможностей.

Антропологический подход впервые разработал и обосновал К.Д. Ушинский (1824 1870). В его понимании - это системное использование данных всех паук о человеке и их учет при по­строении и осуществлении педагогического процесса.

Основные идеи современной педагогической антропологии, которые являются методологическими основаниями исследо­ваний в области педагогики:

• образование — атрибут человеческого бытия (бытие че­ловека реализуется в непрерывном образовании и само­образовании);

• цели и средства образования выводятся из сущности че­ловека; расширяется круг традиционных педагогических понятий такими категориями, как «жизнь», «свобода», «смысл», «творчество», «событие», «антропологическое пространство», «самостановление»;

• антропологический подход используется в изложении знаний конкретных наук о человеке (история как истори­ческая антропология, биология — биологическая антропо­логия и т. д.);

• природа воспитания диалогична;

• условия и технологии воспитания и обучения задаются с антропологических позиций и направлены на становление родовых качеств личности воспитанника;

• детство самоценно, ребенок — «ключ» в познании чело­века.

Использование антропологического подхода при исследо­вании, например, педагогического процесса школы, предпола­гает рассмотрение таких антропосистем, как учащийся, педагог, ученический и педагогический коллективы. При этом они представляются как открытые, саморазвивающиеся личностные и социальные системы; а педагог — это антропотехник, владе­ющий средствами, «инструментами» косвенного управления процессом становления личности ученика.

Основные методологические принципы.

Методологические принципы - это основа для построения не только теории педагогики, но и решения практических педагогических задач. Важнейшими среди них являются:

* Социально детерминированный характер воспитания, т.е. оно обусловливается потребностями общества в подготовке подрастающих поколений к жизни;

* Источники развития человека как личности находятся вне человека, его формирование происходит по социальной программе, под влиянием общественной среды(этот принцип повышает роль воспитания в формировании личности);

* Определяющая роль в формировании личности принадлежит самой личности, ее активной работе по саморазвитию;

* Человек обладает богатыми возможностями улучшения своих природных и личностных свойств;

* Педагогика утверждает человека в качестве высшей ценности общества.

* Как науке о воспитании человека педагогике свойствен ряд функций: научно-теоретическая, практическая и прогностическая.

 

2. Зарождение педагогических идей в русле философских учений. В трудах древнегреческих, римских, византийских, восточных философов и мудрецов (Платона, Аристотеля, Гераклита, Сенеки, и др.) можно найти бесценные мысли о воспитании и образовании.

Формирование педагогических взглядов и теорий в рамках философско-педагогических произведений. В следующих классических трудах воплотились педагогические идей и наставления. Это – трактаты Конфуция "Беседы и суждения", Плутарха "О воспитании", Квинтилиана "Ораторское образование" и др,. в эпоху Возрождения идеалы воспитания и образования представлены в романах Рабле "" Гаргантюа и Пантагрюэль", в педагогическом сочинении Вивеса "О порче нравов", в трактате Эразма Роттердамского "О первоначальном воспитании детей", Ж.-Ж. Русо "Эмиль, или о воспитании" и др. Однако труды, в которых воплощались педагогические идеи, были плодом гуманистической образованности философов, ученых и просветителей.

Весь период зарождения педагогических идей и взглядов сопровождался возникновением новых форм педагогической мысли, обновлением взглядов на природу и практику обучения и воспитания человека.

Переход от гипотетических и утопических теорий к концепциям основанным на педагогической практике и эксперименте. С XVII века педагогическая мысль начинает опираться на данные передового педагогического опыта. Так, немецкий педагог Вольфганг Ратке(1571-1635) разработал содержательное понятие образования и соответствующую методологию, установив критерии педагогических исследований. Почти одновременно Я.А. Коменский попытался привести в систему закономерности обучения и воспитания. Он создал стройную систему всеобщего образования, разработал классно-урочную систему. Поэтому Я. А. Коменский считается родоначальником педагогической науки. В период с XVII по XVIII в наметился этап генерирования новых педагогических идей из опытно-экспериментальных, инновационных для того времени школ. Это связано с именами И. Песталоцци, И. Герберта. Ф. Фребеля, А. Дистерверга. С начала 20 века заметно выросло число педагогических центров (кафедр, лабораторий. Научно-исследовательских центров). В этот период в педагогике прослеживается две основные парадигмы: педагогический традиционализм и альтернативное направление.

В середине XIX века на смену вписывания педагогической проблематики в универсальные мировоззренческие схемы приходят философские концепции воспитания и образования. Например, Фридрих Ницше (1844-1900) выделял проблему элитного воспитания — гениев, правителей и законодателей. Их гениальность должна была проявляться не только в сфере искусств, наук, философии, но и при утверждении жизненных ценностей. Дж. С. Милль (1806-1873) считал критерием положительных результатов образования готовность человека жить общественными интересами и содействовать благу общества. Г. Спенсер (1820-1903) настаивал на приоритете естественнонаучного образования как наиболее полезного для нужд каждого человека.

В философии С. Кьеркегора, А. Шопенгауэра, Ф. Ницше ярко выразилась индивидуалистическая

С начала XX века заметно выросло число педагогических центров (кафедр в университетах, лабораторий, научно-исследовательских учреждений), оживился обмен опытом между учеными в национальном и международном масштабе. Психология отделилась от философии в качестве самостоятельной науки. Активно развивались такие естественные науки, как биология, химия, физика и математи­ка. Вышеозначенные моменты стимулировали становление педагогической науки и практики. В этот период в педагогике прослеживаются две основные парадигмы – педагогический традиционализм и альтернативное направление. Современный этап развития педагогического знания (вторая половина XX в) основан на саморазвитии научной отрасли, сочетающей процесс интеграции и дифференциации с широким взаимодействием с другими науками.

 

3. Объект, предмет, задачи педагогики.

Педагогическая наука является одной из самых древних отраслей знаний и по существу неотделима «я развития общества, Общественный прогресс человечества стал возможен лишь пото­му, что каждое новое поколение людей овладевало культурно-историческим (производственным, научным, социальным и ду­ховным) опытом предков и, обогащая его, уже в более развитом виде передавало своим потомкам. Чем больше развивалось и усложнялось производство, чем больше накапливалось научных знаний, тем более важное значение приобретала специальная подготовка подрастающих поколений к жизни, тем острее стано­вилась необходимость в их специально организованном воспита­нии — целенаправленной передаче им опыта человечества.

Образование и воспитание превратились в объективную по­требность общества и стали важнейшей предпосылкой его разви­тия. На определенной ступени становления человеческого обще­ства, в частности в поздний период рабовладельческого строя, когда производство и наука достигли определенного уровня раз­вития, воспитание превращается в социальное явление и приоб­ретает особую общественную функцию, т. е. возникают специаль­ные воспитательные учреждения, появляются специалисты, про­фессией которых становится обучение и воспитание детей.

Таким образом, процесс передачи культурно-исторического опыта стал необходимым и целенаправленным. Он осуществ­ляется в ходе взаимодействия старшего с младшим, опытного с менее опытным, обучающего с обучаемым. Такое взаимодей­ствие получило название — педагогический процесс. Сегодня это понятие является ключевым в педагогике.

Педагогический процесс — специально организованное взаи­модействие обучающего и обучаемого в целях передачи-осво­ения культурно-исторического опыта (производственного, на­учного, коммуникативного, культурного), необходимого чело­веку для самостоятельной жизни и труда в обществе.

Объектом педагогики выступает человек, развивающийся посредством специально организованного процесса воспитания.

Предметом педагогики является педагогический процесс, обес­печивающий развитие человека на протяжении всей его жизни.

Подчеркивая технологическую сущность педагогики, мож­но следующим образом сформулировать ее предмет: пути и средства передачи получения человеком культурно исторического опыта и приобщения к общекультурным ценностям с уме том его индивидуально-возрастных особенностей.

Таким образом, педагогика – это наука, изучающая сущ­ность, закономерности, принципы, методы и формы организа­ции педагогического процесса как фактора и средства разви­тия человека на протяжении всей его жизни.

В процессе функционирования государства и общества, в жизнедеятельности социума, семьи, человека объективно су­ществует то, что оказывает на людей влияние и способствует их воспитанию, обучению, образованию, развитию, – это про­исходящие педагогические явления, образующие в своей со­вокупности педагогическую действительность, или реальность. Педагогическая действительность и выступает предметом со­временной педагогической науки. Понимание и осмысление объективного существования реальной педагогической действи­тельности – важный эвристический шаг на пути ее познания, признания ее влияний и воздействий на социум, а также не­обходимости их учета в жизни и деятельности человека и общества в целом. По форме существования педагогические явления выступают в виде педагогических закономерностей, педагогических факторов и педагогических механизмов обра­зования, воспитания, обучения и развития личности, обще­ственного сознания, общества.

Сегодня педагогика востребована везде, где осуществляются образование, воспитание, обучение, развитие граждан и обеспе­чиваются их самосовершенствование и самореализация, утвер­ждение в обществе идеалов гуманизма, демократии, морали, культуры и права. Именно педагогическая наука разрабатывает пути и способы воспитания личности и обеспечивает модерни­зацию всей системы образования, которое (образование), в свою очередь, выступает механизмом развития общества.

Таким образом, предметом педагогики как науки могут вы­ступать педагогические явления, протекающие в процессах фун­кционирования и жизнедеятельности государства и общества, всех их сфер и структур, культурно-просветительных и образователь­но-воспитательных учреждений, людей, их семей и существую­щие в виде педагогических закономерностей, факторов, механиз­мов образования, воспитания, обучения и развития личности.

 

4. Основные педагогические категории.

К категориям относятся наиболее емкие и общие понятия, отражающие сущность науки, ее устоявшиеся и типичные яв­ления. В любой науке категории выполняют ведущую роль, они пронизывают все научное знание и как бы связывают его в целостную систему.

Основными категориями педагогики выступают: воспита­ние, обучение, образование, развитие.

Развитие — это объективный процесс внутреннего, последо­вательного количественного и качественного изменения физи­ческих и духовных сил человека. Можно выделить физическое развитие, психическое, социальное, духовное. Развитие личности осуществляется под влиянием внешних и внутренних, соци­альных и природных, управляемых и неуправляемых факторов.

Человечество обеспечивает развитие каждого человека че­рез воспитание, передавая актуальный собственный опыт и опыт предшествующих поколений.

Категория «воспитание» – одна из основных в педагогике. Выделяют воспитание в широком и узком смыслах. Воспита­ние в широком смысле — это социальное явление, понимаемое как воздействие на личность и общество в целом.

Воспитание как социальное явление — это передача куль­турно-исторического опыта подрастающему поколению с це­лью подготовки его к самостоятельной общественной жизни и производственному труду. При этом воспитатель

1) передает воспитаннику опыт, накопленный человече­ством; приобщает его к общечеловеческим ценностям;

2) вводит воспитанников в мир культуры; формирует ми­ровоззрение, отношения (к себе, окружающему миру, труду и т. д.);

3) стимулирует самовоспитание;

4) формирует способы поведения, коммуникативные уме­ния, направленные на продуктивное общение, разреше­ние конфликтов и трудных жизненных ситуаций.

В свою очередь воспитанник

1) овладевает опытом человеческих отношений и основа­ми культуры;

2) работает над собой (занимается самовоспитанием и са­мообразованием);

3) обучается способам общения и манерам поведения.

Воспитание в узком смысле рассматривают как целенаправ­ленную деятельность, призванную сформировать систему ка­честв личности, ее взглядов и убеждений. Воспитание часто трактуется в еще более локальном значении – как решение какой-либо конкретной воспитательной задачи (например, воспитание определенных черт характера, познавательной ак­тивности и т. д.).

Таким образом, воспитание – это целена­правленное формирование личности на основе развития у нее:

1) определенных отношений;

2) мировоззрения;

3) форм поведения (как проявление отношений и мировоз­зрения).

Можно выделить следующие направления воспитания: ум­ственное, нравственное, физическое, трудовое, эстетическое и др.

Педагогика исследует сущность воспитания, его закономер­ности, тенденции и перспективы развития, разрабатывает тео­рии и технологии воспитания, определяет его принципы, со­держание, формы и методы.

Воспитание – конкретно-историческое явление, тесно связан­ное с социально-экономическим, политическим, культурным раз­витием общества и государства на каждом историческом этапе.

Другая категория педагогики – «обучение» – понимается как специально организованный процесс целенаправленного взаимодействия педагога и обучаемых или обучаемого, в ре­зультате которого обеспечивается усвоение определенной сис­темы знаний, умений, навыков, способов мышления и деятель­ности, что обеспечивает развитие учащегося.

При этом педагог:

1) преподает, т. е. целенаправленно передает знания, опыт, способы деятельности, основы культуры;

2) руководит процессом освоения знаний, умений и навыков; приобретения опыта творческой деятельности

3) создает условия для развития личности учащегося (его памяти, внимания, мышления и др.). В спою очередь учащийся

1) учится, т. е. овладевает учебным материалом и выполня­ет различные упражнения и задания (с помощью педаго­га, в группе или самостоятельно);

2) осуществляет самостоятельные наблюдения и совершает мыслительные операции (сравнение, анализ, обобщение, классификацию и др.), учебно-поисковую деятельность;

3) самостоятельно осуществляет поиск новой информации (справочников, учебников, сведений из Internet), зани­мается самообразованием.

В зависимости от особенностей реализации процесса взаи­модействия преподавателя и ученика в педагогической науке и практике выделяют разные дидактические системы, напри­мер, проблемное, развивающее, программированное, модульное обучение.

Процесс обучения включает в себя две части: преподавание (деятельность педагога), в ходе которого осуществляется пере­дача (трансформация) систем знаний, умений, навыков, опыта деятельности; и учение (деятельность обучаемого) как усвое­ние опыта через его восприятие, осмысление, преобразование и использование.

Но человек – не сосуд, куда помещается опыт человечества, он сам способен этот опыт приобретать и творить новое. Поэтому основными факторами развития человека являются самовоспи­тание, самообразование, самообучение, самосовершенствование.

Следующая категория педагогики – «образование» – по­нимается:

1) как ценность развивающегося человека и общества, сред­ство развития личности, общественного сознания и об­щества в целом;

2) процесс обучения и воспитания человека;

3) результат процесса обучения;

4) система.

Образование в буквальном смысле означает создание обра­за, некую завершенность воспитания и обучения в соответствии с определенной возрастной ступенью. Поэтому образование трактуют как процесс и результат освоения человеком опыта поколений в виде системы знаний, умений, навыков, способов творческой деятельности, отношений.

Образование как система – это специально организован­ная совокупность учебно-воспитательных, культурно-просвети­тельных заведений, учреждений повышения квалификации и переподготовки кадров. В ней осуществляется учебно-воспи­тательный процесс в соответствии со стандартами, учебными планами и программами с помощью специально подготовлен­ных педагогов. Все образовательные учреждения в государстве составляют единую систему образования.

На современном этапе развития педагогической науки вза­имосвязь образования, обучения и воспитания отражена в Законе Республики Беларусь «Об образовании», где образова­ние трактуется как всеобщая категория и определяется как «процесс обучения и воспитания в интересах человека, обще­ства, государства...».

 

5. Отрасли педагогических знаний

Об уровне развития любой науки судят по степени диффе­ренцированности исследований и по тому многообразию связей данной науки с другими, благодаря которому и возни­кают новые, междисциплинарные научные отрасли.

В систему педагогических наук входят:

1) общая педагогика, исследующая основные закономерности воспитания, обучения, образования и развития личности;

2) история педагогики, изучающая развитие педагогических идей и воспитания в различные исторические эпохи;

3) сравнительная педагогика, исследующая закономерности функционирования и развития образовательных и воспитатель­ных систем в различных странах путем сопоставления и на­хождения сходств и отличий;

4) возрастная педагогика, изучающая особенности воспи­тания человека на различных возрастных этапах. В зависимо­сти от возрастной характеристики различают дошкольную педагогику, педагогику средней школы, педагогику профессио­нально-технического образования, педагогику среднего специ­ального образования, педагогику высшей школы, педагогику взрослых (андрагогику);

5) специальная педагогика, разрабатывающая теоретические основы, принципы, методы, формы и средства воспитания и образования детей и взрослых, имеющих отклонения в психо­физическом развитии. Специальная педагогика (дефектология) распадается на ряд отраслей: вопросами воспитания и образо­вания глухонемых и глухих детей и взрослых занимается, сурдопедагогика, слепых и слабовидящих – тифлопедагогика, умственно отсталых – олигофренопедагогика, детей и взрослых с расстройством речи — логопедия;

6) профессиональная педагогика, которая изучает законо­мерности, подходы и принципы, содержание и технологии обучения и воспитания человека, ориентированного на освое­ние конкретной профессиональной сферы деятельности. Про­фессиональная подготовка отличается от общеобразовательной тем, что в ходе ее будущий специалист наряду с общеобразовательными овладевает специальными знаниями, умениями, навыками, в результате чего обеспечивается формирование профессионально значимых личностных качеств и компетен­ций. В зависимости от профессиональной области различают инженерную, юридическую, медицинскую и др. педагогики;

7) социальная педагогика, изучающая воспитание человека в социуме, которое осуществляется фактически на протяже­нии всей его жизни. Социальная педагогика призвана содей­ствовать личности в ее социализации, социальной защищенно­сти, разрешению проблем взаимоотношений «личность–сре­да», личность–социум», «личность–личность». Социальная пе­дагогика содержит теоретические и прикладные разработки в области внешкольного образования детей и взрослых. Много­профильные образовательные и культурно-просветительные уч­реждения (клубы, центры, спортивные секции, студии музы­кального и театрального искусства и др.) являются средством воспитания и развития личности, ее самореализации, проявле­ния творческих способностей;

8) исправительно-трудовая педагогика, содержащая теоре­тическое обоснование и методики перевоспитания лиц, нахо­дящихся в местах лишения свободы за совершенные преступ­ления;

9) лечебная педагогика, которая разр

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...