В рамках этапа анализа полезно использовать сценарный подход.
Возможны сценарии двух типов: Сценарии развития внешних условий. Строятся на основе гипотез о полярном развитии ряда внешних факторов, находящихся вне контроля города. Например, падение цен на уголь, прокладка нефтепровода или федеральной дороги, изменение отношений с пограничной страной и т.п. Такие сценарии позволяют: а) более продуктивно формировать представление о поле возможностей и угроз для развития города; б) проверять в дальнейшем выдвигаемые проекты и приоритеты на устойчивость, и рискованность при различных вариантах развития внешних условий. Сценарии развития города при преобладании тои или иной функции или отрасли. Такие сценарии позволяют лучше понять социально-экономические последствия реализации проектов, нацеленных на развитие определенных видов деятельности. Для каждого сценарии должны быть указаны: преимущества, недостатки, риски. Конечный результат этапа анализа: - формулировка гипотез, относительно возможных направлений развития города, позволяющих максимально использовать сильные стороны, определение желаемого будущего города; - выявление наиболее острых проблем, сдерживающих развитие; - выдвижение нескольких формулировок стратегической цели развития на ближайший период. 2. Разработка Стратегического плана – этап целеполагания Выбор цели стратегического плана города должен основываться на результатах анализа. Таким образом, и появляется Главная цель или перспектива. Главная цель (перспектива) должна включать следующие четыре элемента: 1. Временное измерение; 2. Оригинальное «продаваемое» предложение (продвижение брэнда, сделанного в городе); 3. «Движущие силы»;
4. Флагманские проекты. Под перспективой подразумевается ясная генеральная цель или картина желаемого будущего, которая понимается, поддерживается и реализуется всем городским сообществом. 3. Разработка Стратегического плана – формирование стратегических направлений и выбор приоритетов Выбор приоритетов развития проходит на основе результатов анализа с учетом максимального влияния на достижение сформулированной главной цели при минимальных затратах. Как правило, стратегические направления должны способствовать реализации конкурентных преимуществ города. Рекомендуемое количество направлений – 3–6, целей – 10–15, проектов – 20–40. Обычно формируются следующие направления: – улучшение общих условий для бизнеса, – развитие определенных групп отраслей и производств, – развитие инфраструктуры, – реформирование городских общественных служб (муниципальные службы социальная сфера). Чем более специфичны применительно к данному городу стратегические направления, тем лучше. Стратегический план должен быть максимально привязан к месту и времени. Короткий и конкретный стратегический план, включающий небольшое количество направлений и проектов, реально дающих сильный импульс развитию города лучше длинного и аморфного плана. При разработке стратегического плана целесообразно двигаться от направлений к проектам, но если не удается быстро определиться с выявлением и утверждением направлений, можно сосредоточиться на инициировании и отборе проектов, которые затем группируются по направлениям. Оценка и последующий отбор инвестиционных проектов для финансирования за счет средств бюджета города и заемных средств производятся на основе трех групп показателей, отражающих: 1) социальную эффективность расходования средств; 2) бюджетную эффективность расходования средств; 3) эффективность использования городских ресурсов и привлечения частных инвестиций в процессе реализации проекта.
Одним из инструментов обсуждения и отбора окончательных решений может быть общегородская конференция, в ходе которой участникам предоставляется возможность обсудить, проголосовать, заполнить оценочные листы. Организация такой конференции позволяет участникам, разбитым на малые группы, детально ознакомиться с выдвигаемыми проектами и ранжировать их, что дает объективные основания для формирования экспертами итоговых текстов. 4. Мониторинг стратегического плана Основной целью мониторинга является обеспечение реализации и постоянное поддержание актуальности Стратегического плана. В ходе мониторинга Стратегического плана решаются следующие задачи: · стимулировать реализацию плана в целом и отдельных программ и проектов, · оценить степень достижения главной цели и целей Стратегического плана, дать информацию для принятия решений о распределении ресурсов на достижение целей или о корректировке целей, · оценить степень реализации мер, дать информацию для уточнения и корректировки мер, · поддержать в рабочем состоянии структуры стратегического планирования. Мониторинг Стратегического плана включает в себя три составные части: 1. Мониторинг внешней среды развития города. Базируется на исследовательской работе по изучению ситуации в отраслях и регионах, имеющих стратегическое значение для города. 2. Мониторинг общих результатов реализации Стратегического плана, степени продвижения по выбранным стратегическим направлениям к главной цели. Базируется на анализе статистики и ограниченного числа отобранных интегральных показателей. Распадается на три подблока – а) мониторинг достижения главной цели, б) мониторинг продвижения по стратегическим направлениям, в) мониторинг достижения целей. Мониторинг осуществляется группой аналитиков. Итоги мониторинга подводятся два раза в год в аналитических отчетах фиксированной структуры, с выводами о степени достижения целей и необходимости корректировки Стратегического плана. 3. Мониторинг процесса реализации проектов (мониторинг усилий и частных результатов).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|