Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

В чем смысл названия эпохи Возрождения? Что именно возрождается?

Какое философское направление являлось господствующим в эпоху Средневековья?

A) материалистическое;

B) идеалистическое;

C) диалектическое;

D) агностическое.

51. Философский реализм – это философское направление:

A) адекватно воспроизводящее реальность.

B) утверждающее, что реальным существованием обладают только общие понятия, а не единичные вещи.

C) утверждающее, что реальны только единичные вещи

D) нет правильного ответа

Кто из перечисленных мыслителей относится к эпохе Средневековья?

A) И. Росцеллин,

B) Ф.Аквинский,

C) Гераклит,

D) правильными являются варианты а и б

53. Номинализм - это философское направление:

A) утверждающее, что реальным, самостоятельным существованием обладают лишь единичные вещи, общее же в них – лишь имя, понятие;

B) утверждающее принцип гармонии веры и разумA;

C) отрицающее возможность познания внешнего мирA;

D) рассматривающее вопрос о сотворении мира Богом.

Какая пара философских направлений получила преимущественное развитие в эпоху Средневековья?

A) эмпиризм и рационализм;

B) диалектика и метафизикA;

C) реализм и номинализм;

D) скептицизм и агностицизм.

55. В средневековой философии основа, первопричина всего существующего – это …..

A) бог

B) человек

C) огонь

D) вода

56. Отличительные особенности, характерные для средневековой философии:

A) теоцентризм;

B) понимание природы как низшей по сравнению с человеком ступени в иерархии мирA;

C) противопоставление "града земного" и "града небесного";

D) правильными являются все варианты.

57. Статус философии в эпоху Средневековья точно отражает следующее высказывание: «Философия – служанка …»

A) науки

B) политики

C) богословия

D) нет правильного ответа

58. Историю средневековой христианской философии принято делить на два этапа: с I по VIII в.в. и с IX по XIV в.в. Первый из них получил название “патристика”, второй – “…”.

A) классическая патристика

B) схоластика

C) правильными являются варианты а и б

D) нет правильного ответа

59. Средневековый мыслитель, чье учение в 1878 г. решением Папы Римского было объявлено официальной философией католицизма:

A) Тертуллиан

B) Августин Блаженный

C) Фома Аквинский

D) Иоанн Росцеллин

60. Проблема, лежащая в основании спора номиналистов и реалистов:

A) соотношение веры и разумA;

B) создание мира Богом;

C) универсалий;

D) двойственности природы человека (божественной и земной)

61. Философское течение, согласно которому реальным, самостоятельным существованием обладают лишь единичные, конкретные вещи (этот дом, эта книгA), общее же в вещах - это всего лишь имя, название, понятие – это ……

A) реализм

B) номинализм

C) концептуализм

D) нет правильного ответа

62. Философское течение, утверждающее, что подлинно реальным, самостоятельным существованием обладает только общее, единичное же производно от общего и, следовательно, вторично – это

A) реализм

B) номинализм

C) концептуализм

D) нет правильного ответа

63. «Пять путей от мира к Богу» в философии Фомы Аквинского:

A) пять логических доказательств бытия БогA;

B) пять способов обретения истинной веры;

C) пять догматов христианского вероучения;

D) пять заповедей христианской морали.

64. Определите понимание бытия, соответствующее принципам средневековой христианской философии:

A) бытие – это реальное существование объектов материального мира

B) бытие – это непосредственное существования чего – либо;

C) бытие есть независимое от сознания существование объективного мира

D) бытие всеобщих истин должно быть мыслимо как бытие идей в Боге;

65. Мыслитель эпохи Возрождения, считавший, что правитель должен сочетать в себе качества льва и лисицы:

A) Кампанелла

B) Мор

C) Петрарка

D) Макиавелли

66. Пантеизм – это отождествление:

A) Бога и человека

B) Бога и природы

C) человека и природы

D) науки и религии

Верно ли утверждение, что гуманисты эпохи Возрождения были атеистами?

A) да

B) нет

C) да, кроме Лютера

D) неизвестно

68. Антисхоластическая направленность воззрений мыслителей эпохи Возрождения предполагала:

A) утверждение авторитета церкви

B) развитие атеистических убеждений

C) критику средневековой философии

D) освобождение христианской идеологии от еретических учений

 

69. Реформация привела к возникновению в христианстве такого направления, как …

A) протестантизм

B) католицизм

C) православие

D) нет правильного ответа

В чем смысл названия эпохи Возрождения? Что именно возрождается?

A) античное искусство, философия, образ жизни;

B) христианское вероучение;

C) античная мифология и религия;

D) раннесредневековая патристика

71. Воззрения, направленные против притязаний церкви и духовенства на господство в обществе:

A) сакрализация

B) антиклерикализм

C) гуманизм

D) атеизм

72. Воззрения Бруно характеризуют идеи:

A) бесконечности Вселенной;

B) построения идеального государствA;

C) существования бесчисленного множества миров во Вселенной;

D) правильными являются варианты а и в

73. Пантеизм – это учение:

A) о сотворении мира Богом;

B) о божественном предопределении всего сущего;

C) отождествляющее Бога и природу;

D) отрицающее существование Бога

74. Установите соответствие между историческими типами философской мысли и перечисленными ниже характеристиками:


1. Античная философия A) космоцентризм, политеизм, демифологизация;

2. Средневековая философия B) антропоцентризм, пантеизм, секуляризация;

3. Философия эпохи Возрождения C) теоцентризм, монотеизм, сакрализация

75. Мыслитель эпохи Возрождения, нарисовавший образ идеального государства и поместивший его на остров Утопия:

A) Петрарка,

B) Макиавелли,

C) Мор,

D) Бруно,

76. Философское учение, отождествляющее Бога и природу – это…

A) сакрализация

B) антиклерикализм

C) пантеизм.

D) атеизм

77. Мыслитель эпохи Возрождения, автор трактата «Государь»:

A) Петрарка,

B) Кузанский,

C) Макиавелли,

D) Мор,

78. Образ мышления, который провозглашает идею блага человека главной целью социального и культурного развития и отстаивает ценность человека как личности:

A) гуманизм,

B) антропоморфизм,

C) антропология,

D) пантеизм.

79. В переводе с латыни слово «humanus» (от него и произошло понятие «гуманизм») означает:

A) добрый

B) человеческий

C) звериный

D) злой

80.Характерная черта натурфилософии эпохи Возрождения:

A) атеизм

B) теизм

C) деизм

D) пантеизм

81. Создатель гелиоцентрической системы мира:

A) Кузанский

B) Бруно

C) Петрарка

D) Коперник

82. Характерная черта философствования в эпоху Возрождения:

A) теоцентризм,

B) антропоцентризм,

C) космоцентризм,

D) геоцентризм.

83. Для философской позиции Кузанского характерен:

A) атеизм,

B) пантеизм,

C) деизм,

D) дуализм,

84. Хронологические рамки эпохи Возрождения:

A) VIII – X в.в.,

B) XI – XIII в.в.,

C) XIV – XVI в.в.,

D) XVI – XVIII в.в.

85. Ложные представления, которые являются следствием несовершенства органов чувств, по Бэкону:

A) идолы рода

B) идолы пещеры

C) идолы рынка

D) идолы театра

86. Наилучшая форма правления, по Гоббсу:

A) демократия

B) абсолютная монархия

C) конституционная монархия

D) республика

87. Понятие общественного договора, использовавшееся в философии XVII-XVIII вв. означает:

A) заключение международных соглашений

B) заключение двухсторонних государственных соглашений

C) возникновение общества

D) переход общества от естественного состояния к государственному через соглашение между людьми

88. Метод истинного познания в философии Бэкона – это …

A) индукция

B) дедукция

C) проб и ошибок

D) нет правильного ответа

89. Ложные представления, связанные со слепой верой в авторитеты, по Бэкону:

A) идолы родA;

B) идолы пещеры;

C) идолы рынкA;

D) идолы театра

90. Философ XVII в., положивший в основу своего учения суждение: "Мыслю, следовательно, существую":

A) Бэкон,

B) Декарт,

C) Спиноза,

D) Локк

91. Философ Нового времени, развивший учение об индукции как основном и универсальном методе познания:

A) Бэкон,

B) Декарт,

C) Спиноза,

D) Локк.

92. Представители рационализма:

A) Бэкон,

B) Гоббс,

C) Спиноза.

D) Локк.

93. Философская позиция, выраженная в суждении: "Нет ничего в разуме, чего прежде не было бы в чувствах":

A) сенсуализм,

B) рационализм,

C) диалектика,

D) номинализм.

94. Сторонники концепции общественного договора:

A) Гоббс,

B) Локк.

C) Спиноза,

D) правильными являются варианты а и б

95. Философ XVII в., рассматривавший естественное состояние общества как «войну всех против всех»:

A) Монтескье

B) Декарт

C) Макиавелли

D) Гоббс

 

 

96. Направление философской мысли, ориентировавшееся на математику, рассматривавшее разум как главный источник знания и высший критерий его истинности – это

A) рационализм

B) эмпиризм

C) дуализм

D) нет правильного ответа

97. Направление философской мысли, ориентировавшееся на опытное естествознание, считавшее источником знания и критерием его истинности опыт, и, прежде всего, научно-организованный опыт – эксперимент – это

A) рационализм

B) эмпиризм

C) дуализм

D) нет правильного ответа

98. В своей философской концепции Бэкон выделил четыре вида идолов (призракоC), которые представляют собой:

A) основы религиозных убеждений человекA;

B) заблуждения, создающие у человека ложные представления;

C) предметы поклонения;

D) ориентиры научного познания.

99. Позиция Декарта, признававшего равноправное существование двух субстанций: материальной и духовной – это …….

A) монизм

B) сенсуализм

C) дуализм

D) рационализм

100. Европейский мыслитель XVII в. - основоположник рационализма:

A) Бэкон,

B) Декарт,

C) Спиноза,

D) Лейбниц.

101. Европейский мыслитель XVII в. - основоположник эмпиризма:

A) Бэкон,

B) Декарт,

C) Спиноза,

D) Лейбниц.

102. Философ XVII в. - представитель дуализма:

A) Бэкон

B) Декарт

C) Спиноза

D) Лейбниц.

103. Автор идеи разделения властей:

A) Локк,

B) Гольбах,

C) Вольтер,

D) Гоббс,

104. Вольтер являлся сторонником:

A) атеизма

B) пантеизма

C) теизма

D) деизма

105. Французские просветители – Дидро, Ламетри, Гольбах – являлись сторонниками:

A) деизма

B) материализма

C) атеизма

D) правильными являются варианты б и в.

106. Монтескье считал, что «власть создавать законы, власть приводить в исполнение постановления общегосударственного характера и власть судить преступления или тяжбы частных лиц» необходимо:

A) сосредоточить в руках монарха

B) разделить

C) сосредоточить в руках законодательного собрания

D) передать в руки церковных иерархов

107. Французский просветитель, наиболее детально обосновавший идею общественного прогресса, основанного на совершенствовании человеческого разума:

A) Вольтер,

B) Дидро,

C) Кондорсе,

D) Монтескье.

108. Французские просветители предлагали преобразовать общество на основе принципов:

A) веры и разума

B) разума и справедливости

C) любви и долга

D) веры и интуиции

109. Критерий общественного прогресса, применявшийся в философии Просвещения:

A) Уровень развития производительных сил общества.

B) Степень совершенства человеческого разума.

C) Степень демократичности политического устройства.

D) Уровень религиозности общества.

110. Французский просветитель, утверждавший, что в природе все происходит в силу необходимых причин, и в ней нет ничего случайного:

A) Вольтер

B) Дидро

C) Ламетри

D) Гольбах

111. Главная причина социального неравенства, по мнению Руссо:

A) частная собственность,

B) власть,

C) воспитание,

D) разделение труда,

112. Представитель философии французского Просвещения:

A) Шеллинг

B) Гегель

C) Гельвеций,

D) Кампанелла

113. Позиция, которую отстаивает Гольбах в своей работе «Система природы»:

A) материалистическая

B) идеалистическая

C) дуалистическая,

D) агностическая.

114. Социально-политические концепции Локка и Руссо объединяет идея:

A) разделения властей,

B) общественного договора,

C) определения политики экономикой.

D) нет правильного ответа

115. Представитель философии немецкого Просвещения:

A) Дидро,

B) Гердер,

C) Гельвеций,

D) нет правильного ответа

116. Немецкий философ, проанализировавший историческое движение человеческой мысли и выразивший ее целостное, закономерное развитие в понятиях "мирового разума", "абсолютной идеи":

A) Кант,

B) Фихте,

C) Гегель,

D) Фейербах

117. Положение, соответствующее нравственной позиции Канта:

A) "Все люди злы и неизбежно будут поступать в соответствии со своими дурными намерениями всегда, когда представится удобный случай".

B) "Всякий перед всеми за всех виноват".

C) "Поступай так, чтобы максима твоей воли всегда могла иметь также силу принципа всеобщего законодательства".

D) нет правильного ответа

118. Положение, соответствующее гегелевскому пониманию источника развития:

A) Источником всякого развития выступает саморазвитие понятия, а значит, оно имеет логическую, духовную природу.

B) Конечной причиной развития является внешний толчок, импульс, действие внешних сил на тело.

C) Источником развития является борьба противоположных сторон, тенденций, свойственных материальным образованиям.

D) Конечным источником всякого развития является Бог - "неподвижный перводвигатель".

119. Кантовское понятие "априори" означает:

A) неразрешимое противоречие;

B) опытное знание;

C) внеопытное знание;

D) отрицание возможности познания мира

120. Точка зрения Фейербаха по проблеме возникновения религии:

A) Религия возникла там и тогда, где и когда первый обманщик встретил первого дурака.

B) Религия - это опиум для народа.

C) Религия есть результат отчуждения сущности человека.

D) Религия есть коллективный невроз навязчивости.

121. Характерная черта философии Гегеля, которую отражает следующее его высказывание: "Противоречие есть критерий истины, отсутствие противоречий - критерий заблуждения":

A) скептицизм,

B) рационализм,

C) материализм,

D) диалектика

122. Термин, характеризующие философию Канта:

A) абсолютная идея,

B) императив,

C) апория,

D) нет правильного ответа

123. Представители немецкой классической философии:

A) Кант

B) Дидро

C) Гоббс

D) Монтескье

124. Кант сформулировал категорический императив, рассматривая вопросы:

A) развития

B) познания

C) бытия

D) морали

Ответ: г

125. Автор следующих работ: «Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Критика способности суждения»:

A) Гегель

B) Кант

C) Фейербах

D) Шеллинг

126. Представитель немецкой классической философии - сторонник материализма и атеизма:

A) Фейербах

B) Кант

C) Фихте

D) Гегель

127. «Абсолютная идея» - это центральное понятие в философии немецкого философа

A) Руссо

B) Гегеля

C) Вольтера

D) нет правильного ответа

128. Гегель – представитель:

A) объективного идеализма,

B) субъективного идеализма,

C) метафизического материализма,

D) диалектического материализма.

129. Два периода – докритический и критический – выделяют в творчестве:

A) Гегеля

B) Фейербаха

C) Шеллинга

D) Канта

130. Понятие, характеризующее философию Гегеля:

A) апория

B) вещь в себе

C) абсолютная идея

D) утопия

131. Философским открытием марксизма является:

A) материалистическое понимание истории;

B) формулировка принципов правового государствA;

C) создание идеалистической диалектики;

D) формулировка категорического императивA;

132. Маркс и Энгельс видели отличие своей диалектики от гегелевской в том, что она стала:

A) объективной;

B) рационалистической;

C) материалистической;

D) исторической.

133. Проблема, которая рассматривается в марксистской философии как "основной вопрос философии":

A) отношения материи и сознания, бытия и мышления;

B) смысла жизни человекA;

C) смысла и направленности исторического процессA;

D) естественных прав и свобод человека

134. Критерием общественного прогресса в марксистской философии выступает:

A) Уровень развития производительных сил.

B) Степень демократичности политического режима.

C) Уровень развития научных знаний.

D) Степень нравственного совершенства человека.

Ответ: а.

135. Тезис, выражающий суть материалистического понимания истории в марксистской философии:

A) Историческое развитие носит субъективный характер.

B) Общественное бытие определяет общественное сознание.

C) Развитие общества подобно развитию любого живого организма и, следовательно, носит естественный характер

D) нет правильного ответа

136. Философию марксизма характеризует:

A) субъективный идеализм

B) объективный идеализм;

C) диалектический материализм;

D) нет правильного ответа

137. Кредо марксистской философии выражено в знаменитом тезисе К.Маркса: “Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы …”:

A) понять его;

B) подвергнуть его разумной критике;

C) изменить его;

D) сохранить его;

138. Критерием истины в марксистской философии выступает:

A) самоочевидность;

B) практикA;

C) полезность;

D) человек

139. Общественные отношения, которые рассматриваются в марксистской философии как основные, определяющие развитие всех других:

A) классовые;

B) национальные;

C) экономические (производственные);

D) политические;

140. Философское направление, в котором сознание интерпретируется как свойство высокоорганизованной материи:

A) идеализм,

B) материализм,

 

C) дуализм,

 

D) теизм.

141. Два фактора, сыгравшие решающую роль в возникновении сознания человека:

A) предметно-практическая деятельность и речь;

B) увеличившийся объем мозга и прямохождение;

 

C) мутагенез и изменение климатA;

 

D) коллективный (стадный) образ жизни и моногамия

 

142. Свойство высокоорганизованной материи (человеческого мозга), сущность которого заключается в целенаправленном и обобщенном воспроизведении действительности - …

A) рациональность,

B) сознание,

 

C) креативность,

 

D) трансцендентальность.

 

143. Способность сознания создавать нечто новое, не возникающее в материальном мире естественным образом:

A) рациональность,

B) идеальность,

 

C) креативность,

 

D) трансцендентальность.

 

144. Укажите верные характеристики сущности сознания:

A) материальность,

B) идеальность,

 

C) иррациональность,

 

D) трансцендентность.

145. Формы чувственного познания:

A) понятие,

B) ощущение,

 

C) умозаключение,

 

D) суждения

 

146. Формы рациональной ступени познания:

A) ощущение,

B) восприятия,

 

C) суждения,

 

D) нет правильного ответа

 

147. Философская позиция, выражающая сомнение в возможности достижения истины:

A) агностицизм

B) скептицизм

 

C) экзистенциализм

 

D) прагматизм

 

148. Уровень познания, опирающийся на повседневный жизненный опыт человека:

A) теоретический

B) научный

 

C) обыденный

 

D) нет правильного ответа

 

149. Метод познания, предполагающий мысленное (или реальное) расчленение, разложение объекта на составные элементы – это

A) анализ

B) синтез

 

C) деление

 

D) нет правильного ответа

 

150. Система правил, приемов, способов познавательной и практической исследовательской деятельности, исходящих из особенностей изучаемого объекта:

A) теория,

B) наука,

 

C) метод,

 

D) моделирование.

 

151. Критерий истины, считающийся главным в марксистской гносеологии:

A) практика,

B) формально-логическая непротиворечивость,

 

C) простота,

 

D) гармоничность, красота.

 

152. Независимость истины от познающего субъекта означает ее:

A) абсолютность,

B) объективность,

 

C) субъективность,

 

D) абстрактность.

 

153. Система наиболее общих методов познания, а также учение об этих методах:

A) гносеология

B) эпистемология

 

C) методология

D) нет правильного ответа

154. Раздел философского знания, изучающий проблемы бытия:

A) феноменология,

B) онтология,

 

C) гносеология,

 

D) аксиология,

 

155. Суждения, являющиеся философскими:

A) материя - это вещество, поле, плазма, вакуум;

B) материя - это совокупность объектов, обладающих массой и энергией;

 

C) материя - это объективная реальность, данная нам в ощущениях;

 

D) нет правильного ответа

 

156. Историческая эпоха, в которую возникло философское учение о бытии:

A) античность,

B) Средневековье,

 

C) эпоха Возрождения,

 

D) эпоха Просвещения.

 

157. Философская школа, в которой была впервые поставлена проблема бытия:

A) афинская,

B) элейская,

 

C) стоицизм

 

D) эпикуреизм

 

158. Форма бытия, тенденции развития которой выражают следующие понятия - «технологизация», «институциализация», «глобализация»:

 

A) бытие природы,

 

B) бытие социального,

 

C) бытие духовного (идеального).

 

D) нет правильного ответа

.

159. Способность к эволюции (развитию) отличает:

A) мир неживой природы

B) мир живой природы,

 

C) мир социальный,

 

D) все перечисленные объекты.

 

160. Учение о наиболее общих закономерностях развития бытия и познания:

 

A) эстетика

 

B) метафизика

 

C) диалектика

 

D) синергетика

 

161. Философское понятие, определяемое как «объективная реальность, данная нам в ощущениях»:

A) жизнь,

B) время,

 

C) сознание,

 

D) материя.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...