«Отцы и дети». 8. "Сти-я в прозе" Тург. Осн. идейные мотивы.. 9. Роман Гончарова "Обыкновенная история" Общественная актуальность проблематики. Решение темы «утраченных иллюзий».
«Отцы и дети» В романе выведены женщины разных поколений. К «старшим» относятся мать Базарова Арина Власьевна, мать Аркадия – Маша, бабушка Аркадия – Агафоклея Кузьминишна, тетушка Анны Сергеевны и Кати. Все эти героини, за исключением старой и, по-моему, уже выжившей из ума, тетушки, персонажи положительные. Они, несмотря на разницу характеров, с честью выполняли свой женский долг, следовали своему женскому предназначению. У этих героинь были крепкие семьи, любящие мужья и любимые дети. Недаром у них выросли достойные, хорошие дети: братья Кирсановы, и Базаров, и Аркадий.
8. " Сти-я в прозе" Тург. Осн. идейные мотивы. В последние годы жизни И. С. Тургенев создаёт цикл «Стихотворений в прозе», который он пишет с 1877 года. В печати стихотворения появляются в 1882 в двенадцатом номере « Вестника Европы»… Вообще эти произведения для печати не предназначались, слишком уж интимны были переживания в некоторых из них. Однако Стасюлевичу, близкому другу Тургенева и редактору журнала, во время одного из последних свиданий с Иваном Сергеевичем, удалось уговорить последнего напечатать часть «Старческих раздумий»(так их называл сначала сам Тургенев) … Но всё-таки почему же именно стихотворения в прозе? А не просто – философские рассказы? Наверное потому, что слишком уж гармонично сочетаются звуки, мелодично сливаются они в слова и фразы … “это сплав поэзии и прозы, мелодии и ритма, отмеченные печатью необыкновенного стилистическкого изящества”. “Стихотворения в прозе”- это сборник оригинальных философских высказываний, жизненных выводов …Это своеобразный итог, черта, точка, которую Тургенев ставит в конце всех своих произведений в конце своей жизни главные и преобладающие темы: -воспоминания о давней любви -размышления о неотвратимости смерти -раздумья о ничтожности человеческой жизни перед вечностью природы Своим мрачным, тёмным, “пасмурным” стихотворениям (“Старик”)Тургенев противопоставляет светлые, радужные стихотворения, проникнутые оптимистическими настроениями(“Лазурное царство”). Обычно они всё о той же любви, красоте, её силе. В этих стихотворениях чувствуется, что автор всё же верит в силу прекрасного в счастливую жизнь которой у него, к сожалению, не было. (“Воробей”). Все произведения Тургенева объединяет рассматривание вечных проблем, которые в принципе волнуют общество и в данное время. Л. Озеров: “ В сборнике имеется множество так называемых вечных тем и мотивов, стоящих перед всеми поколениями и объединяющие людей разных времён”.
Этот цикл лирических миниатюр явился своеобразным прощанием Тургенева с жизнью, родиной и искусством. Последняя книга Тургенева собрала в себе главные темы и мотивы его творчества. Книгу открывало стихотворение в прозе «Деревня», а завершал ее «Русский язык», лирический гимн, исполненный веры Тургенева в великое предназначение своей страны: «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины – ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя - как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу! » 9. Роман Гончарова " Обыкновенная история" Общественная актуальность проблематики. Решение темы «утраченных иллюзий». Роман Гончарова “Обыкновенная история” впервые был напечатан в журнале “Современник” в 1847 году. Темой романа была избрана история жизни в Петербурге провинциального барина Александра Адуева, процесс утраты им в большом капиталистическом городе исконных черт барской психологии и, прежде всего, наивного романтического “прекраснодушия”. Тему эту дала Гончарову современная ему русская жизнь. Старый крепостнический уклад жизни начинал в ту пору распадаться под напором капиталистических отношений. Все более резко сталкивались два экономических уклада, два склада социальной психологии. В первых главах романа Александр Адуев предстает перед читателями наивным, добрым, несколько простоватым провинциалом. Он удивлен городским укладом жизни, “неродственностью” дяди. “Так вот как здесь, в Петербурге. — думал Александр, сидя в новом своем жилище. — Если родной дядя так, что ж прочие? ” Александр наивно верит в торжество добра и любви. Меркантильность же совершенно отвергает. Он “прекраснодушен” и готов любить весь свет, ждет в ответ таких же искренних и горячих излияний чувств. А его едва замечают, ссылаясь на занятость делами. “Хозяин пятится от объятий, смотрит на гостя как-то странно. В соседней комнате звенят ложками, стаканами; тут-то бы и пригласить, а его искусными намеками стараются выпроводить. Все на заперти, везде колокольчики: не мизерно ли это? Да какие-то холодные; нелюдимые лица”.
Дядя Александра пытается образумить племянника. Он говорит, что раз Александр приехал “делать фортуну и карьеру”, ему надо измениться или уезжать. Мечтателям не место в этом жестком мире. Здесь не место охам и вздохам, любви и романтике. Здесь дело надо делать. “Александр долгом считал любить дядю”, но никак не мог понять его прагматизма, вечной занятости делами и совершенно не родственным отношением к нему, единственному племяннику. Александр сочиняет стихи, так как служба для него — скучная обязанность, надобно и душу чем-то тешить. Но стихи никуда не годятся, а вот агрономические статьи, которые он переводит для журнала, приносят ему доход. Он готов жениться, ему двадцать три, он влюблен и полон планов на будущее. На фразу дяди: “Супружество супружеством, а любовь любовью” Александр наивно удивляется: “Как же жениться. по расчету? ” Но Александр терпит поражение в любви — появился более богатый и знатный жених, и Адуеву отказали. Единственным близким ему существом является тетка, жена Петра Ивановича. Лизавета Александровна понимает романтические устремления Александра, она жалеет и утешает его, оставленного возлюбленной. Они родственные души, не сумевшие приспособиться в этом жестком мире. Во второй приезд в Петербург Александр уже другой человек, он утратил иллюзии, хочет добиться “фортуны и карьеры”; любовь его теперь мало привлекает, если у невесты нет солидного приданого. Он изменился “в корне”: потолстел, стал степенным, но главное — у него “ожирела душа”. Он оказался прекрасным учеником Петра Ивановича, даже дядю обошел в цинизме. Александр удивлен, что дядя пожертвовал карьерой из-за здоровья жены. Александр теперь ни о чем не мечтает, он строит свою жизнь на трезвом расчете, любовь там хороша, где деньги есть — такова его психология. Лизавета Александровна грустит по-прежнему “романтичному и доброму Александру”, а он утверждает: “Я иду наравне с веком: нельзя же отставать. ”
Вот теперь дядя им доволен, он видит кровную связь между собой и племянником. Александр добьется всего, чего хотел, а может быть, и большего. Но почему так грустно автору и читателям? Если это “обыкновенная история”, то становится еще грустнее от ее типичности. Значит, не один Александр, а до него Петр Адуев, после него сотни молодых людей в угоду “фортуне и карьере” задушат в себе лучшие чувства, станут прагматиками, карьеристами, думающими только о личной пользе. Как скучна и горька такая перспектива автору! Он выступает против такой будущности. И его роман “Обыкновенная история” — страстное предостережение всем: и современникам, и потомкам.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|