Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Эмоциональные реакции и состояния.

Эмоционально-чувственное познание мира

Эмоции и чувства

Эмоции (латынь - потрясаю, волную) - реакции человека и животных на воздействие внешних раздражителей. Эмоции связаны с удовлетворением или неудовлетворением физиологических потребностей организма.

Чувства - это эмоциональные переживания, которые носят устойчивый характер, возникающие на основе социальных потребностей человека.

Чувства - это переживание человека своего отношения к тому, что он познает и делает. Чувства вызываются определенным объектом и

Зависят от свойств этого объекта, но чувства отражают не эти свойства, а наше отношение к ним.

Все, с чем сталкивается человек в своей жизни, вызывает у него те или иные чувства. Чувства очень разнообразны. Сфера чувств включает в себя досаду и патриотизм, радость и страх, восторг и горе. Человеческая жизнь не может быть без переживаний, и если человек лишен возможности испытывать чувства, то наступает «эмоциональный голод». Для эмоционального насыщения нужны не только положительные чувства, но и чувства, связанные со страданием. Все познается в сравнении. Вспомним знаменитые Пушкинские строки: «Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать»

Особенности чувств

Чувства носят личностный характер, в них отражается значимость предметов и явлений для данного человека в конкретной ситуации. Так, пища, предлагается сытому и голодному человеку, вызовет у них разные чувства. Чувства можно рассматривать как важнейшую характеристику личности. «То, что радует человека, что интересует, повергает в уныние, волнует, что ему представляется смешным, более всего характеризует его сущность, его характер, индивидуальность» (Ф. Крюгер).

Полярность чувств: удовольствие - неудовольствие, любовь - ненависть, радость - горе.

Интегральность чувств. Чувства охватывают весь организм, они придают состоянию человека определенный тип переживаний, производя почти моментальную интеграцию всех функций организма.

Связь чувств с жизнедеятельностью организма. Под влиянием чувств изменяется деятельность внутренних органов человека: органов кровообращения, дыхания, пищеварения.

Чувства имеют двойственную обусловленность. Чувства вызываются Определенным объектом и зависят от свойств этого объекта (объективный компонент), но чувства отражают не сами эти свойства, а наше отношение к ним (субъективный компонент). Взаимосвязь объективного и субъективного объясняет, почему наряду с рациональной оценкой объекта человек занимает по отношению к нему свою личностную позицию, включающую эмоциональные переживания.

Амбивалентность (двойственность) чувств (любовь и ненависть). Один и тот же объект может вызывать противоречивые чувства.


 

 

Средства выражения чувств

Определенным чувствам соответствуют свои специфические формы выражений. Например, страх выражается в расширении зрачков, в дрожи, в бледности. Наиболее наглядно отражены чувства в мимике (лицо - зеркало души). Переживаемые человеком чувства выражаются также в пантомимике и в непроизвольных мышечных движениях. Особенно полно выражаются чувства в речи. Большую роль играет интонация. При различных эмоциональных переживаниях изменяется скорость речи, нарушается её правильность.

Выражение чувств, как и сами чувства, общественно обусловлено. В каждом обществе существуют нормы выражения чувств, отвечающие представлениям о приличии, скромности, воспитанности.

Виды чувств

Положительные чувства, связанные с удовлетворением потребностей человека и поэтому доставляющие удовольствие и чувства отрицательного порядка, связанные с неудовлетворением жизненных потребностей и поэтому доставляющие неудовольствие. Например, любовь, ненависть, страх, месть и т.д.

Простые чувства (страх, гнев), сложные чувства (патриотизм, эстетические чувства).

Моральные - это чувства, переживаемые людьми при восприятии явлений действительных и сравнении этих явлений с нормами, выработанными обществом. Чувство долга, гуманность, доброжелательность, любовь, дружба, патриотизм. К аморальным чувствам относятся - жадность, эгоизм, жестокость, злорадство.

Интеллектуальными чувствами называют переживания, возникающие в процессе познавательной деятельности человека. Удивление, любопытство, любознательность, чувство радости по поводу сделанного открытия.

Эстетические чувства представляют собой эмоциональное отношение человека к прекрасному в природе, жизни людей, искусству. Они проявляются в соответствующих оценках, в художественных вкусах. Чувство прекрасного, комического и трагического, чувство юмора.

Чувства различаются по направленности. Чувства могут быть направлены на себя - самодовольство, стыд, раскаяние; - на других людей - любовь, благодарность, зависть, презрение. Чувства, связанные с оценкой событий окружающего мира - огорчение, разочарование, радость. Чувства, связанные с инстинктом самосохранения - страх, тревога, испуг.


 

 

Эмоциональные реакции и состояния.

Эмоциональные реакции - улыбка, смех, плачь, взволнованная речь, импульсивные действия или полная неподвижность.

Эмоциональные состояния - это настроение, эмоции, аффект, стресс, фрустрацию, страсть.

Настроение - это эмоциональное самочувствие человека, влияющее на всё его поведение, помыслы и переживания в течение более или менее длительного времени. Настроение стимулирует или подавляет деятельность человека. Причина настроения кроется либо в физическом самочувствии, либо в ранее испытанном эмоциональном переживании.

Самой мощной эмоциональной реакцией является аффект - сильное и относительно кратковременное эмоциональное состояние. Аффект возникает резко, внезапно в виде вспышки, порыва. Человек перестаёт контролировать себя в состоянии аффекта. «Слово - что воробей, вылетит - не поймаешь». Остановиться практически невозможно, но при определённых волевых усилиях, контроле за своим поведением человек может не войти в состояние аффекта.

/Практические рекомендации Д. Ушинского/

М.Ю. Лермонтов в поэме «Мцыри» так описывает аффективное состояние:

Тогда на землю я упал, и в исступлении рыдал,

И грыз сырую грудь земли, и слезы, слезы потекли в нее горячею рекой.

Стресс (англ. слово - «давление», «напряжение») - это эмоциональное состояние, которое возникает в ответ на разнообразные экстремальные воздействия. Эпизодические стрессовые состояния, которые не заканчиваются истощением, никакой опасности для здоровья не предоставляют. Они тренируют организм и укрепляют нервную систему.

Стрессовые состояния существенно влияют на деятельность человека. У одних людей наблюдается повышение активности, мобилизация сил - это так называемый «стресс льва». Опасность как бы подстегивает человека, заставляет его действовать смело и мужественно. С другой стороны - стресс может взывать дезорганизацию деятельности, пассивность и общее торможение - «стресс кролика».

Поведение человека в стрессовой ситуации зависит от многих условий, но, прежде всего от психологической подготовки человека, включающей умение быстро оценивать обстановку, волевую собранность и решительность.

Фрустрация - (латынь - обман, расстройство, неудача, несбыточная надежда) - состояние человека, вызываемое непреодолимыми трудностями (или субъективно так воспринимаемыми), возникающими на пути достижения цели. В состоянии фрустрации человек может проявлять озлобленность, подавленность, внешнюю и внутреннюю агрессию. Особенно часто источником фрустрации выступает отрицательная социальная оценка. Фрустрация проявляется в постоянной агрессивности, желании причинить боль, либо в депрессии - полной отрешённости от всего.

Страсть - сильное чувство, определяющее направление мыслей и поступков человека.

Культура чувств

Культура чувств включает в себя богатство и разнообразие переживаний; умение управлять своими чувствами; умение понимать и уважать чувства других людей, сопереживать им.

Можно ли по-настоящему проникнуть душевным состоянием другого человека? Ф.И. Тютчев сомневался в этом: «Как сердцу высказать себя? Другому как понять тебя? Поймет ли он, чем ты живешь?». А вы?

Очень важна готовность понять другого человека, а такую готовность нужно воспитывать. Говорят, что сытый голодного не разумеет, а я бы добавил, если не хочет разуметь. Жизнь учит человека, что нужно сдерживать свои чувства, уметь владеть собой. В то же время, когда о человеке говорят, что он «бесчувственный», - это ведь не похвала. Психически нормальный человек эмоционален в любой деятельности, чем бы он ни занимался. Такие люди вызывают дружеское расположение окружающих. Мне нравятся люди, о которых А.Н. Толстой сказал так: «Коль любить, так без рассудка, коль грозить, так не на шутку, коль ругнуть, так сгоряча, коль рубнуть, так уж с плеча».

Но, говоря о профессии педагога, нужно помнить, что педагог должен быть эмоционально стабилен.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...