23. Проблема молодого поколения в романах Достоевского.
Творчество Ф. М. Достоевского обращено к внутреннему миру человека, к смыслу человеческой жизни, к проблемам духовно-нравственного становления личности. Утверждал, что главный недуг современного ему общества является безразличие к вопросам духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения, которое «…ровно ничего не стоит, а главное — ничего и не значит». Достоевский был уверен, что юное поколение во многом не виновато, что растет безнравственной, безответственной: «Наши юные люди … развитые в семействах своих, в которых всего чаще встречаете теперь недовольство, нетерпение, грубость невежества и где почти повсеместно настоящее образование заменяется лишь нахальным отрицанием с чужого голоса; где материальные побуждения господствуют над всякой высшей идеей; где дети воспитываются без почвы, вне естественной правды, в неуважении или в равнодушии к отечеству и в насмешливом презрении к народу… из этого ли родника наши юные люди почерпнут правду и безошибочность направления своих первых шагов в жизни? ».
Считал, что самые главные впечатления своей жизни человек выносит из детства, которые ребенок приобретает в первые три года жизни «целую треть тех идей и познаний, с которыми ляжет стариком в могилу». В семье ребенок получает первое представление о мире, поэтому очень важно, какими будут эти впечатления: «Без святого и драгоценного, унесенного в жизнь из воспоминаний детства не может и жить человек». О роли воспоминаний Достоевский много писал в «Дневнике писателя», в романе «Братья Карамазовы»: «…воспоминание, сохранное с детства, может быть, самое лучшее воспоминание и есть. Если много набрать таких воспоминаний с собой в жизнь, то спасен человек на всю жизнь. И даже если и одно только хорошее воспоминание при нас останется в нашем сердце, то и то может послужить когда-нибудь нам во спасение».
Отрицание Бога, неверие в свое бессмертие, по Достоевскому, приводит не к раю на земле, а к настоящему аду в душе, неверующий человек начинает считать, что если я умру и меня больше не будет, то зачем и для чего делать добро, соблюдать законы нравственности, для чего любить людей, поэтому такой человек главным смысл жизни видит в себе, своем «Я». Очень опасны такие мысли для молодой души ребенка. Без веры в свое бессмертие неизбежно возникает идея «вседозволенности», право на любое преступление. Это — центральная мысль Ивана Карамазова из романа «Братья Карамазовы». Именно это усвоил фактический убийца Федора Павловича Карамазова Смердяков, говоря Ивану: «Это вы вправду меня учили-с, ибо много вы мне тогда этого говорили: ибо коли бога бесконечного нет, то и нет никакой добродетели, да и не надобно ее тогда вовсе. Это вы вправду. Так я и рассудил». Главная идея, которой посвящены размышления Достоевского о человеке, является идея бессмертия души. Вера в бессмертие души помогает человеку выбрать дорогу добра, следовать идеалам нравственности, делает его не просто человеком мыслящим, но человеком любящим. Но многие молодые люди об этом никогда не думали, а в этом, уверяет писатель, виноваты родители, потому что «в семьях наших об высших целях жизни почти и не упоминается, и об идее о бессмертии не только уж вовсе не думают, но даже слишком нередко относятся к ней сатирически, и это при детях, с самого их детства, да еще, пожалуй, с нарочитым назиданием».
Большое значение в деле духовного воспитания имеет молитва. Молитва — это обращение души к Богу. Ф. М. Достоевский через слова старца Зосимы(«Братья Карамазовы») обращается к подрастающему поколению: «Юноша, не забывай молитвы. Каждый раз в молитве твоей, если искренна, мелькнет новое чувство, а в нем и новая мысль, которую ты прежде не знал…и поймешь, что молитва есть воспитание». Молитва для ребенка становится источником духовной силы, помогает ему сосредотачивать чувство и волю. Ильин утверждал, что молитва поможет ребенку познать глубину русской истории: «Неправославный может быть верным русским патриотом и доблестным русским гражданином, но человек, враждебный православию, не найдет доступа к священным тайникам русского духа и русского миропонимания, он останется чужеродным в стране, своего рода внутренним " неприятелем" ».
Во всех последних романах писателя такую большую роль играют представители молодого поколения – юноши и дети, молодые одаренные натуры, глубоко страдающие от бедности и «неблагообразия» окружающей жизни.
Проблемы молодого поколения, состояние умов и морали в эпоху утраты " твердой почвы", связи с традициями - это одна из тем романа " Идиот". Действие романа происходит в Петербурге 60-х гг. XIX в. Это было время поляризации в общественном сознании, усилившегося идейного брожения. " Хаос и безобразие" - такими словами определяет Лизавета Прокофьевна нравственное состояние молодого поколения. Устами своего героя, Лебедева, Достоевский определяет современность как " век пороков и железных дорог" . Сеть железных дорог, покрывающая карту Европы, представляется Лебедеву чем-то вроде " звезды Полынь" , которая, по Апокалипсису, должна пасть на землю в конце времен и замутить источники жизни. Конечно, не железные дороги сами по себе чем-то не нравятся Достоевскому, скрывающемуся в этих размышлениях за маской своего героя-шута. Они здесь символ бездуховной, практической цивилизации. " Слишком шумно и промышленно становится в человечестве, мало спокойствия духовного" - вот мысль, которая тревожит писателя. Князь Мышкин, кроткий, слабый, отмеченный печатью болезни, никого не спасает, но несет людям свет высшей истины и красоты, без которых мир обречен на истребление и гибель.
Интересующий нас более всех прочих действующих лиц романа Ипполит Терентьев входит в группу молодых людей, персонажей романа, которых сам Достоевский в одном из писем охарактеризовал как «современных позитивистов из самой крайней молодежи». Среди них: отставной поручик «боксер» Келлер, племянник Лебедева – Докторенко, мнимый «сын Павлищева» Антип Бурдовский и сам Ипполит Терентьев. Лебедев, выражая мысль самого Достоевского, говорит о них: «…они не то, чтобы нигилисты… Нигилисты все-таки народ иногда сведущий, даже ученый, а эти – дальше пошли-с, потому что прежде всего деловые-с. Это, собственно, некоторые последствия нигилизма, но не прямым путем, а понаслышке и косвенно, и не в статейке какой-нибудь заявляют себя, а уж прямо на деле-с» По мнению Достоевского, не раз высказываемому им в письмах и записках, «нигилистические теории» шестидесятников, отрицая религию, являвшуюся в глазах писателя единственной прочной основой нравственности, открывают широкий простор для различных шатаний мысли среди молодежи. Рост преступности и аморальности Достоевский объяснял развитием этих самых революционных «нигилистических теорий».
В 1861 в журнале «Время» появился первый роман Федора Михайловича, написанный после каторги, —«Униженные и оскорбленные». Писатель возвращается здесь к образам и сюжетике своих ранних повестей 1840-х гг., но при этом отчетливо обнаруживаются изменившаяся манера повествования и новые идеологические мотивы. В романе рассказана трагическая судьба молодого писателя- разночинца и двух близких ему семей, счастье которых разбито циничным прожигателем жизни аристократом князем Валковским. В отличие от своих первых, небольших романов Достоевский прибегает теперь к иному методу развития действия, создавая сложную, запутанную интригу, в которую включено множество персонажей, между которыми возникает ряд острых не только социально-бытовых, но и идеологических конфликтов. Это позволяет писателю превратить центральные, узловые сцены романа в картину столкновения противоположных, борющихся между собой мировоззрений. Указанные новые черты реалистической поэтики Достоевского получили дальнейшее развитие в других его романах 60—70-х гг., так же как проявившееся уже в «Униженных и оскорбленных» стремление свести в конечном счете содержание идейной борьбы эпохи к конфликту между индивидуалистически окрашенной «гордостью» образованных и религиозным «смирением» простых людей. Выход романа дал повод Добролюбову в статье «Забитые люди» (1861) подвести итоги первому периоду творчества Достоевского Ф. М., основным содержанием которого критик-демократ считал глубокую «боль о человеке», горячую защиту морального и человеческого достоинства «забитых».
В романе «Преступление и наказание» изображен одаренный юноша студент Раскольников, страдающий от бедности и одиночества и глубоко переживающий несправедливость дворянского и буржуазного мира. Глубокое сочувствие к другим униженным и оскорбленным смешивается у него с неверием в их способность активно бороться со злом. Это толкает Раскольникова на путь индивидуалистического протеста. Он создает теорию о праве избранной, «сильной» личности преступать законы, имеющие силу для рядовых, «обыкновенных» людей, и, желая проверить свою теорию на практике, убивает старуху ростовщицу Алену Ивановну. Совершенное преступление заставляет Раскольникова осознать ложность и гибельность избранного им пути. Краху индивидуалистической теории Раскольникова способствуют его отношения с другими персонажами — спившимся чиновником Мармеладовым и его кроткой и чистой душой дочерью Соней, буржуазным дельцом- приобретателем Лужиным, циничным и аморальным помещиком Свидригайловым, в глубине души ощущающим свою опустошенность и страдающим от нее, следователем Порфирием Петровичем и так далее. Столкновения с ними, так же как вся окружающая его широко показанная в романе жизнь петербургской нищеты, убеждают Раскольникова в том, что избранный им путь индивидуалистического протеста глубоко чужд беднякам и, наоборот, представляет собой лишь еще один новый вариант того насилия и несправедливости, которые повседневно и безнаказанно творят люди из богатых и привилегированных классов общества. Это побуждает Раскольникова признаться в совершенном убийстве с целью начать новую жизнь. Огромная, трагическая мощь романа, глубокое разоблачение в нем буржуазной, ницшеанско-анархической идеи «сверхчеловека», ряд гениальных страниц, посвященных жизни петербургской бедноты, глубокий демократизм и гуманизм писателя сделали «Преступление и наказание» одной из вершин русского и мирового реалистического романа XIX века. Демократическая критика 60-х гг. в лице Писарева дала высокую оценку «Преступлению и наказанию». В то же время она справедливо протестовала против желания сблизить идеи Раскольникова с идеями передовой, демократической части молодого поколения 60-х гг., возложить ответственность за анархические взгляды, подобные теории Раскольникова, на революционный лагерь.
Вслед за Тургеневым автором «Отцов и детей», где изображен обострившийся в России 1860 х годов идеологический конфликт между поколениями, Достоевский выводит в «Бесах» те же два поколения. Но он дает спорам между ними другую интерпретацию, чем Тургенев (который фигурирует в «Бесах» в карикатурном, пародийном образе сюсюкающего и самовлюбленного писателя Кармазинова). Типичный, в понимании автора, представитель старшего поколения в «Бесах» — Степан Трофимович Верховенский Рассказ о нем проникнут иронией. Степан Трофимович, как и многие другие люди его поколения, по суждению автора, всего лишь — взрослый ребенок, суетный и тщеславный, но при этом бесконечно добрый, благородный и беспомощный. Его либерализм, преклонение перед «западной» культурой и парламентскими учреждениями — безобидные и неопасные для общества игрушки. Все это раскрывается в эпилоге, где, пережив крах своих «западнических» убеждений, Степан Трофимович, бросивший свой дом и отправившийся в «последнее странствование» с котомкой за плечами, умирает бесприютным странником, в простой крестьянской избе, умирает, хотя и не отрешившийся от своего религиозного скептицизма, верующий по прежнему лишь в «Великую Мысль», но в то же время жаждущий бессмертия души, со словами любви и всепрощения на устах Прямые духовные «дети» Степана Трофимовича и Кармазинова, по оценке автора «Бесов», — молодые люди следующего поколения вплоть до нечаевцев. Они охарактеризованы романистом как «бесы», «кружащие» Россию и сбивающие ее с истинного пути. Таков смысл полемического названия романа, в котором — в силу трагических противоречий мировоззрения писателя — художественный анализ реакционно-анархистских блужданий нечаевцев заслонил от него подлинную, богатую глубоким революционным содержанием картину тогдашнего освободительного движения. Поколение «бесов» представлено в романе фигурами нескольких психологически несходных между собой героев. Сын Степана Трофимовича — Петр (прототипами которого, как свидетельствуют черновики романа, были Нечаев и Петрашевский) с усмешкой слушает восторженно-патетические тирады отца, которого он считает безнадежно отставшим от века. Невежественный и циничный Петр Степанович откровенно заявляет о себе, что он «мошенник, а не социалист». Его цель — личная власть. К товарищам, которых он хочет духовно подчинить себе и связать круговой порукой, чтобы сделать своими послушными орудиями, он относится с презрением. Но в среде молодого поколения Достоевский различает и иные, более сложные, трагические фигуры. Таков Кириллов: восстание против унижающей человека власти бога толкает его на самоубийство, которое он рассматривает как проявление высшей свободы личности перед лицом играющих ее жизнью чуждых ей сил, выражение признания человеком власти над собой одного лишь собственного «своеволия». Своим «идейным самоубийством» Кириллов хочет показать пример другим людям, рассматривая себя как нового Мессию, жертвующего собою для всех. Горячая любовь к России, ее народу, из низов которого он вышел, гуманистическое сострадание к людям переполняют сердце убитого заговорщиками Шатова. Наконец, самый сложный образ романа — Ставрогин — один из последних в литературе XIX в. трагических выразителей темы романтического «демонизма». Это человек острого, аналитического ума и большой внутренней силы, полный сжигающей его ненависти к лицемерным устоям общества, в котором он вырос и воспитался. И в то же время анархическое отрицание старой, лицемерной морали побудило Ставрогина в молодые годы, бросив ей вызов, с головой погрузиться в разврат. В это время он совершил отвратительное преступление, мысль о котором позднее никогда не покидала его, — насилие над полуребенком, девочкой Матрешей. Рассказ об этом преступлении и вызванных им муках совести составляет содержание особой главы романа — «У Тихона» (так называемой «Исповеди Ставрогина»), которую редакция «Русского вестника», где впервые был опубликован роман, исключила при печатании «Бесов», сочтя ее слишком смелой, и она была опубликована впервые уже после Октябрьской революции. После совершенного преступления Ставрогин не находит душевного покоя, чувствуя в сердце неизменно ту же роковую пустоту. В нем ни на минуту не умолкает голос совести, которая, как безжалостный и неподкупный судья, напоминает Ставрогину о потере им своего человеческого лица. Став виновником гибели не только Матреши, но и Хромоножки, искалечив жизнь двух других героинь — Марьи Шатовой и Лизы Дроздовой, — Ставрогин на последних страницах романа кончает с собой. «Бесы» были восприняты современниками в ряду тогдашних охранительных, «антинигилистических» романов, направленных против освободительного движения.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|